[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Как быстротечна человеческая жизнь! Земная жизнь. Но, как правило, осознание этого факта приходит к нам в самые критические ее моменты. Так уж сложилась история нашего общества, что многие годы духовность в нем неистово искоренялась, а потому только немногие пришли к Богу еще в детстве, воспитываясь в верующих семьях, а большинство – через скорби. И как важно в тяжелых обстоятельствах не впасть в отчаяние, как важно понять, что скорби эти посылаются во благо, что это Господний призыв к вере, к переосмыслению жизни, покаянию, а значит – к духовному очищению и возрождению. Но как объяснить тяжелобольному человеку или одинокому старику, оставшемуся без помощи близких, что многое можно изменить, по крайней мере в себе, обратившись к Богу.  Как поддержать тех, кто уверен, что стоит на краю жизни? Какую внутреннюю силу для этого нужно иметь, какую мудрость, какую веру! К счастью, щедрый Господь посылает нам людей, способных поддержать тех, кто оказался «на краю», и один из них – настоятель Луганского Свято-Пантелеимоновского храма протоиерей Андрей Дубина.


   

Храм этот находится на территории Луганского областного онкологического диспансера и создан он был по инициативе ныне покойного главного врача Юрия Алексеевича Ененко. «4 апреля 1994 года мне вручили указ, направили сюда служить, – вспоминает отец Андрей. – Храм был расположен весьма своеобразно, и для того, чтобы в него попасть, надо было пройти через актовый зал. По сути, это была молитвенная комната в помещении, принадлежащем онкодиспансеру. Так что долгое время здесь висел указатель-объявление такого содержания: «Вход в храм в конце актового зала». Юрий Алексеевич начал создание этого храма еще в советские времена, поэтому молитвенная комната именовалась комнатой отдыха. А больных зачастую причащали в рабочем кабинете главврача. Но Ененко очень хотелось, чтобы при диспансере был свой храм, необходимость в этом он чувствовал всем своим существом. Это был неординарный человек, очень образованный, интеллигентный и одаренный».

Утверди, Господи!

 Утверди, Господи, утверди

Меня в вере к тебе святой.
Помоги, Господи, помоги
Мне остаться самим собой.

     Эти строки В.Сидоренко, врач-анестезиолог Луганского областного онкологического диспансера посвятил своему главному врачу, который ушел из жизни от болезни, борьбе с которой посвятил почти всю свою жизнь, при этом сумев остаться самим собой, сохранив свою цельность, человеколюбие, доброту и милосердие

Юрий Ененко – коренной луганчанин, который был беззаветно влюблен в свой родной город. Родился он 4 марта 1939 года в Каменном Броде – старейшем районе города. В 1964 году окончил Луганский медицинский институт, после чего работал в Луганском областном онкологическом диспансере сначала врачом-анестезиологом, затем – торакальным хирургом. В течение полутора лет проходил обучение в одном из Киевских НИИ, защитил там диссертацию, но, отказавшись от работы в онкологической клинике столицы, вернулся в родной Луганск, где ему вскоре предложили возглавить коллектив областного онкологического диспансера. С 1975 года, более 20 лет, он руководил этим диспансером. Немало сил положил Ененко на внедрение во вверенном ему лечебном заведении новейших методов лечения, активно участвовал в возведении новых корпусов диспансера, оснащал их современной медицинской аппаратурой и технологическими новинками.
Но Юрий Алексеевич Ененко был не только замечательным специалистом. Он известен как активный общественный деятель, талантливый писатель и художник. Кандидат медицинских наук, доцент, член Союза писателей Украины и член Союза журналистов Украины, автор свыше ста публикаций по вопросам теоретической и практической медицины, а также автор книг о Дале, Гринченко, Чехове, Гаршине, Ененко публиковался в журналах, газетах, проводил тематические литературоведческие передачи на телевидении, его живописные работы, воспевающие красоту родного края, неоднократно демонстрировались на выставках.  В 1992 году Юрия Ененко избрали депутатом областного совета и пригласили работать заместителем председателя облгосадминистрации по вопросам культуры, здравоохранения и образования.

По инициативе Ененко в Луганске появились украинские книжные магазины, украино-канадский центр «Відродження», литературно-исторический архив в отделе краеведения Луганской областной библиотеки им. М.Горького. Он стоял у истоков создания Луганского украинского казачества. Это был настоящий патриот родного края и истинный творец добра. В скверике областного онкологического диспансера Ененко соорудил галерею памятников писателям-врачам В.Далю, С.Руданскому, А.Чехову, не подозревая о том, что в этом ряду скоро окажется и его имя…

За два с половиной месяца до смерти Юрий Ененко писал: «Если в душе больного человека теплеет свет надежды, то это в достаточной степени способствует его выздоровлению». Потому на территории онкодиспансера  по инициативе Юрия Алексеевича был и построен госпитальный храм.

«Необычайного милосердия был человек, за что его очень уважали и искренне любили и коллеги, и подчиненные, и его ученики, и, конечно, пациенты, – рассказывает отец Андрей о Юрии Ененко. – К сожалению, он скончался от онкологического заболевания, но до последней минуты он сохранял силу и крепость духа, не было в нем ни отчаяния, ни разочарования». Отец Андрей особенно часто навещал доктора в его последние дни, стараясь поддержать духовно. Семнадцать лет прошло с тех пор, как Юрий Ененко ушел в вечность, а отец Андрей  до сих пор помнит его последнюю просьбу: «Ты, батюшка, меня не забывай, поминай в своих молитвах». «Наверное, само присутствие храма на территории диспансера, его необходимость, назначение тем и обозначилось – находиться рядом с больным, помогая ему в преодолении очень тяжелого недуга, поддержать в последние дни, почитать молитвы над ним, напутствовать даже в последние минуты жизни, чтобы человек уходил из жизни ни в отчаянии и агонии, а чтобы он уходил с молитвой на устах, как это было в случае с Юрием Алексеевичем, – это и есть наша задача, – говорит настоятель. – И самая главная задача – примирить человека с Богом, чтобы он уходил из земной жизни, примиренный с Богом. Чтобы он разобрался в прожитом промежутке времени и приготовил «отчет» Богу, как он прожил и чего он успел достичь здесь, на земле, как он понес то послушание, которое Господь ему дал – кому-то – быть начальником, кому-то – подчиненным, кому-то министром, а кому-то – дворником. Главное в том, как он понес свое послушание в течение земной жизни, что он приобрел для себя, для своей души».

 От создания храма – до рождения обители

Когда отец Андрей принял храм, здесь практически ничего не было. Кроме обустройства, храм надо было регистрировать, оформлять необходимые документы, заниматься его становлением, а значит – создавать приход. «Мы начинали службы – два человека стояло, три, потом пять, потом десять, потом пятнадцать, потом и храм стал полный, – вспоминает батюшка. – Постепенно какие-то средства начали собираться, но сложно все было, потому что даже входа отдельного не было. К примеру, в актовом зале совещание проходит, а здесь прихожане идут… Евгений Павлович Чибисов, возглавивший диспансер после ухода Ененко, как-то сказал: нужно делать отдельный вход. И мы начали делать пристройку к тому зданию, которое нам передали под храм.  Там, где сейчас храм, была котельная, где сейчас расположен второй престол, была слесарка, а где третий алтарь – комната отдыха водителей. Вот нам и пришлось построить здание размером шесть на три метра, чтобы в него переместить со слесарки узел холодной воды, в нем теперь обустроена комната отдыха для водителей. Комнату отдыха для слесарей сделали с душевыми, потом выстроили склад для сыпучих продуктов, чтобы освободить для себя находящийся под храмом подвал. Это все для того только, чтобы эту площадь получить, но потом предстояло освободившиеся помещения привести в порядок и обустроить под храм…»

Былые трудности, конечно, не забываются, но уже не воспринимаются так остро, когда видишь плоды своего труда, когда есть, о чем порадоваться.

Теперь это красивый трехалтарный храм, в котором бывает множество людей,  особенно в Престольный день – в честь великомученика и целителя Пантелеимона. «Это угодник Божий необыкновенный, – говорит отец Андрей, – он всегда людям оказывает помощь по первому зову, по первой просьбе он готов прийти на помощь».          

    Сейчас храм наполнен и молитвами, и прихожанами, и православными святынями, среди которых – множество икон: Пантелеимона Целителя с частицами его мощей, Сергия Радонежского, Святителя Луки, Алексия Человека Божия, Великой княгини Елизаветы Федоровны, Филарета Черниговского, Николая Искровского, Преподобного Илии Муромца, Петра и Февронии, Архиепископа Луки Крымского, Святой великомученицы Феклы. Есть икона Иоанна Рыльского, освященная на его мощах и привезенная из Болгарии, Иоанна Шанхайского, привезенная из Америки. Икона Пресвятой Богородицы, источающая благоухание, была передана из Турции, с того места, где подвизался Иоанн Русский. Источает благоухание также старинная икона Знамение Богородицы, которая досталась настоятелю от его бабушки и теперь украшает храм.

Сегодня уже трудно сказать, кому именно принадлежала идея собрать при храме сестер милосердия для ухода за тяжелобольными. Своего прямого воплощения она так и не нашла, но довольно скоро при храме появилась женская Свято-Ольгинская община, в честь Святой княжны Ольги, а 25 апреля нынешнего года Высокопреосвященным Митрофаном, архиепископом Луганским и Алчевским был подписан Указ о присвоении обители статуса монастыря. В настоящее время в ведении обители четыре городских и пять сельских храмов. Городские храмы расположены на территории лечебных учреждений. Свято-Пантелеимоновский храм находится на территории онкодиспансера, храм в честь иконы Всех скорбящих радость – на территории гериартрического пансионата, фактически это дом престарелых, рядышком с которым находится госпиталь для военных пенсионеров – здесь создан храм в честь Святителя Игнатия Брянчанинова. Эти храмы расположены во встроенных помещениях, то есть это фактически комнаты, оборудованные под храмы. Они предназначены для того, чтобы пациенты госпиталя либо жильцы пансионата могли помолиться, побывать на службах, причаститься. Есть также храм на территории областной психиатрической больницы в честь Священномученика Киприана и мученицы Иустины. «Причина всех болезней в тех грехах, которые человек совершает, в том числе – и душевные расстройства, поэтому совместно с докторами мы ведем работу по исцелению души человеческой, – рассказывает отец Алексей, который вместе с отцом Андреем несет послушание, предписанное Луганской епархией, окормлять лечебные учреждения. – Категории больных разные – есть больные в состоянии депрессии, есть глубоко больные, общение с ними и посещение ими Богослужений имеет определенные особенности. Тяжелобольные могут приходить в храм в присутствии персонала, а кто в состоянии, приходят самостоятельно, имеют возможность побывать на службе, причаститься Таинств Христовых, чтобы подкрепить свои душевные силы, потому что преодолеть состояние депрессии без Божией помощи невозможно. В присутствии персонала священникам разрешен доступ даже в закрытые отделения».

Есть еще три сельских храма, один – на территории села Щетово Антрацитовского района, в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанская; в селе Новоанновка Краснодонского района – храм в честь Благоверных князей  страстотерпцев Бориса и Глеба, в селе Красное Краснодонского района – Свято-Введенский (основной) храм, в честь Воскресения Христова (нагорный) храм и домовой храм в честь Иоанна Крестителя. Все эти храмы относятся к Свято-Ольгинской обители и их настоятелем является отец Андрей.

   Братия Свято-Ольгинской обители

Вместе с отцом Андреем многочисленные храмы Свято-Ольгинской обители окормляют еще пять священников и три дьякона. Работы у них очень много, но все успевается, поскольку обязанности клириков четко распределены.

Батюшка Иосиф – протоиерей, служит в храме Пантелеимона Целителя уже четырнадцать лет, он ризничный храма – отвечает за облачение священников, за состояние алтарей, занимается обеспечением священников и дьяконов всем необходимым для службы, а также отвечает за работу по взаимодействию с воинскими частями и подразделениями. Поскольку рядом с храмом находится областной военкомат, он окормляет призывников, служит молебны, благословляет молодых воинов на предстоящую службу.

Иерей Алексей отвечает за документацию и делопроизводство.

Иерей Александр занимается библиотекой храма, отвечает за сохранность и ремонт книг.

Иерей Валерий – ведет воскресную школу, опекает тех, кто ее посещает – и взрослых, и  детей.

Иерей Олег помогает настоятелю в ведении хозяйства, занимается обслуживанием газового хозяйства и электрических сетей по всем храмам обители, участвует непосредственно в строительных работах.

«Три дьякона у нас, они помогают на службах, – рассказывает отец Алексей. – Один священник постоянно литургию ведет в Пантелеимоновском храме, соответственно, один священник и дьякон заняты в ведении службы, в совершении Божественной литургии, а в других храмах,  относящихся к нашей обители, служба совершается обычно в воскресные и праздничные дни, то есть при таком количестве клириков в шести храмах можно одновременно совершать Божественную литургию».

Сам отец Алексей служит в храме уже девять лет. Он луганчанин, но по окончании школы уехал в Донецк для получения образования, там и остался на какое-то время, работал по окончании вуза юристом, а после вернулся в Луганск, стал прихожанином Свято-Пантелеимоновского храма, придя в него вслед за своими родителями. В храме он познакомился со своей супругой, теперь они воспитывают троих детей. «Родители очень радовались, когда я стал священником, но сам я раньше никогда не думал о таком пути, осознавая, какой это большой груз и какая ответственность. Если бы не настоятельный совет отца Андрея, сам бы не решился», – признается батюшка Алексей.

Старший среди дьяконов – отец Роман, ему 25 лет, при храме он давно, долгое время был псаломщиком, в сан дьякона рукоположен около двух лет назад. Он смотрит за соблюдением устава, помогает младшим дьяконам, обучает их и является старшим над псаломщиками. Отец Димитрий около года служит дьяконом, отец Вадим совсем недавно рукоположен в сан диакона, около двух месяцев тому назад, так что он сейчас обучается службе.

Интересен тот факт, что все клирики храма ранее были его прихожанами, но со временем, по ходатайству настоятеля, рукополагались в священный сан. Духовное образование священнослужители получают в Харьковской духовной семинарии, а настоятель храма, отец Андрей закончил Киевскую духовную семинарию.

Настоятель

Его многие не понимают, с ним спорят, его осуждают, к нему обращаются за помощью, ему благодарны… Но он, не обращая внимания ни на хулу, ни на похвалы, продолжает твердо идти избранным путем, на который получил благословение. Наверное, это и называется – достойно нести свой крест…

Нельзя сказать, что детство отца Андрея было безоблачным – и детство бывает разным. Так уж сложилось, что с шести до тринадцати лет он воспитывался у отчима с мачехой. А потом стал воспитанником Советской Армии – тринадцатилетний  сын полка был музыкантом оркестра необычайно популярного в Советском Союзе  Луганского высшего военного авиационного училища штурманов. Получив среднее образование, поступил в Луганское музыкальное училище по классу волторны, дальше была армия – служил в Забайкальском округе, долгое время жил в Сибири, в Чите, работал в Органах Внутренних Дел, потом был снабженцем на производственном предприятии – эта работа оказалась по душе, потому что «живая» – строительство, постоянное движение, а главное – воочию видишь результаты своего труда. Вернулся на родину зрелым человеком, наполненным и жизненным, и профессиональным опытом, работал в Управлении производственно-технической комплектации Промстроя в Луганске. Но Господь для Андрея Дубины уготовил совсем другой путь. «Однажды меня попросили сопроводить онкобольного ребенка из Днепропетровской области в Почаев. Он был очень слаб, и мне всю дорогу приходилось читать акафисты, чтобы его довезти. Там я и встретился с архимандритом Почаевским Ахиллой (позднее он стал схиархимандритом  Феодосием), пообщался с ним, от него и получил благословение на принятие дьяконского сана». Отец Андрей прослужил год дьяконом в Луганском Свято-Казанском храме, а потом, приняв священство, Указом Владыки Иоанникия был направлен туда, где и несет вот уже более двадцати лет свое священническое послушание. И такое место определил Господь отцу Андрею, где приходится сталкиваться с очень серьезными ситуациями, особыми жизненными гранями. Невольно возникает вопрос: почему же люди страдают от таких страшных недугов, излечимы ли они?

«Есть определенная греховная деятельность, вот человек и может получить определенную скорбь по попущению Божиему за определенный период жизни, – поясняет отец Андрей, – тем более, если человек укоренился в своих грехах, Господь, желая остановить человека, попускает ему скорбь. Говорить о том, что онкозаболевание неизлечимо, это неправильно – оно излечимо! Все зависит от покаяния человека, от того, насколько он примирится с Богом. Если человек очень искренне покается в душе, то может выздороветь или, по крайней мере, болезнь может остановиться. В моей практике были такие люди, когда уже наступала четвертая стадия онкозаболевания, и процесс останавливался. Многие обвиняют врачей, дескать, они неправильно проводят лечение. Я твердо могу сказать: врачи делают все, что они могут, но исход лечения зависит от человека. Если нет покаяния, какие медикаменты не вливай, толку не будет никакого. Выход один – искать в себе, за какой грех Бог послал эту скорбь – вот это правильное направление и правильное рассуждение, а за это рассуждение Господь посылает послабление вплоть до полного исцеления».

К сожалению, по нынешнему времени онкозаболевания не редкость. Почему? По мнению, отца Андрея, люди не были готовы к такой обстановке, когда человек должен заботиться сам о себе. «Раньше люди всецело надеялись на государство. Работали, в полной уверенности, что остальные вопросы за них решат. Сегодня же надо самим думать о себе, стремиться и стараться, причем продуманно. Сейчас многие потеряли работу – закрываются, обанкротившись, предприятия. Ни морально, ни экономически люди не были подготовлены к такой ситуации, да и те, кто занялся предпринимательством, не всегда имели опыт и нужные знания – как начинать, как вести работу на предприятии, какие необходимо делать расчеты? Многие ринулись за кредитами в банки, не думая о том, как они потом эти долги будут отдавать. Попадая в сложные экономические ситуации, люди падают духом, поэтому Святой Церкви очень важно поддержать людей, разъяснительную работу вести, чтобы люди сначала думали, а потом совершали действия, а не наоборот. Во всем нужно размышление, рассуждение, поэтому одна из главных задач храмов и священников сегодня – научить людей думать, рассуждать, делать правильные выводы, и чтобы люди помнили: не я все смогу, а с Божией помощью мы сможем. Самое правильное – жить так, чтобы гордость наша не подогревалась – уповать на помощь Божию, милость Божию, на его милосердие, а не на себя.  Только в таком случае мы всегда будем победителями в самых сложных ситуациях».

Для отца Андрея это не просто теоретические рассуждения. Все, о чем он говорит – предмет его духовной и практической деятельности, в которой – его труд и живое участие. Он, действительно, не ждет, когда «придут и дадут» – на загородном подворье Свято-Ольгинской обители создано и успешно развивается подсобное хозяйство.

«Мы ведем хозяйственную деятельность – в частности, животноводство мы развиваем, – рассказывает батюшка. Работаем, ведем хозяйство, учимся считать – сколько корма стоят, сколько себестоимость выходит. Излишки молока мы продаем, то есть обеспечиваем и себя, и общество молоком, которое не разбавляется, и даже в такую жару может храниться без холодильника по нескольку дней. А секрет простой: мы не смешиваем в банках молоко – в одну банку разливается молоко только от одной коровы, банки хорошо моются, стерилизуются, коровам делаются прививки, у нас все животные здоровы, при необходимости их лечат, от больной коровы молоко никто не даст на продажу. А что касается нашего непосредственного служения, люди знают, что могут заказать сорокоуст – и это обязательно все читается, литургия совершается ежедневно, в монастыре Псалтырь неусыпный читается. То есть, люди уверены, что молитва совершается, что молоко качественное – вот такие подходы и нужны во всем».

Видимо, правильные подходы, если отцу Андрею удается воплотить в реальность такие грандиозные идеи, как строительство в селе Красное храмово-монастырского комплекса в честь Страстей Христовых, аналогов которому нет не только в Украине – и об этом можно говорить с большой долей уверенности.

                                                                                                         Елена Ходус

Из архивов ПЛ2013, Июнь