[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Станично-Луганский благочиннический округ… Если из иллюминатора самолета посмотреть на территорию, которую он охватывает, увидишь расстилающееся внизу зеленое море лесов с желтыми островами полей. Кажется, сама природа своими животворящими соками питает землю, отданную церковным приходам и обителям. С деревом, под широкой кроной отдыхают усталые путники, можно сравнить Станично-Луганское благочиние. Деревом, растущим в высь…

С благочинным Станично-Луганского округа  протоиереем Георгием Денисовым мы не встречались больше полугода. Между тем за это время произошло много событий– событий, свидетельствующих о большой  строительно-реставрационной, миссионерской, благотворительной деятельности округа. Благочиние активно  участвовало в торжествах, связанных с празднованием 90-летия Станично-Луганского района, достойно отметило 1025-летие Крещения Руси. Факты говорят сами за себя. Так, 2 июня, в неделю 5-ю по Пасхе, в преддверии торжеств, посвященных 1025-летию Крещения Руси, Высокопреосвященный Митрофан, архиепископ Луганский и Алчевский, возглавил богослужение в Свято-Николаевском соборе Станицы-Луганской. После литургии в преднесении «Луганской» иконы Божьей Матери архипастырь вместе со священством, казачеством и паствой совершил Крестный ход к центру поселка, где состоялась закладка камня в основание  будущего храма-часовни в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Еще пример. 23 июля в Станично-Луганской районной библиотеке состоялся круглый стол на тему: «1025-летие Крещения Киевской Руси в историческом аспекте формирования духовности славянского народа». В мероприятии участвовали благочинный Станично-Луганского округа  протоиерей Георгий Денисов, председатель райгосадминистрации Г.И. Черноусов, заместитель председателя райсовета А.А. Васильченко, священнослужители, представители казачества и общественности.

В Станично-Луганском округе много старинных храмов, как, например, Свято-Троицкий храм в с. Великая Черниговка, строительство которого началось в 1808 году, или Свято-Вознесенский храм в с. Камышное, построенный в 1892 году. Но есть  храмы, построенные в местах, где  раньше никогда не было церкви. Например, Свято-Покровский храм в Новой Кондрашовке или Свято-Варваровский храм в с. Широкое.  1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского чудотворца, Высокопреосвященный Митрофан, архиепископ Луганский и Алчевский, возглавил богослужение в храме-часовне во имя Дивеевской Божией Матери «Умиление» при Свято-Серафимовском храме п. Ольховое. Послушание настоятеля Свято-Серафимовского храма уже много лет несет протоиерей Геннадий Шевляков.   В гости к отцу Геннадию мы и направляемся вместе с благочинным округа протоиереем Георгием Денисовым.

По дороге я прошу отца Георгия хотя бы несколькими штрихами нарисовать портрет батюшки.

— Большой труженик,  неустанно трудится по благоустройству храма, подворья,- говорит отец Георгий, — супруга отца Геннадия  матушка Елена – его правая рука и неустанная помощница во всех делах. За усердие в служении на ниве Христовой, за неутомимость в трудах, отзывчивость и доброту отец Геннадий пользуется у прихожан большим уважением…

   «Я ощутил холодные шляпки гвоздей и горячие капли крови Спасителя»

У каждого священника свой путь к Вере Христовой. Кто-то впитал ее буквально с молоком матери, воспитываясь в благочестивой верующей семье, кого-то на путь служения Господу подтолкнули жизненные обстоятельства… Что касается Геннадия Шевлякова, переломным моментом в его судьбе стало как бы случайное (известно: у Господа не бывает случайностей) посещение церкви накануне Пасхи. Но предоставим слово самому батюшке, которого мы попросили несколько слов сказать о себе.

— Я сам из Луганска, из рабочей семьи, — начал свой рассказ отец Геннадий. — 20 лет проработал  в тепловозо-сборочном цехе №1 Луганского завода ОЭР. Был членом партии. Даже в течение года исполнял обязанности секретаря партийной организации цеха, в котором, между прочим, работало полторы тысячи человек. Как   поверил в Бога?  Это было в конце 80-х годов. Приближалась Пасха, Светлое Христово Воскресение. Меня уговорили пойти в церковь. Мол, ничего что партийный, самое главное – крещеный, и партийные иногда в церковь заглядывают. Я согласился. Пришел в храм. По левую руку стояло распятие. Мне одна матушка объяснила: два раза перекрестишься, поклонишься, потом  третий раз перекрестишься и приложишься к ногам Спасителя.  Я подошел к распятию. Два раза перекрестился, а когда, перекрестившись в третий раз, стал целовать ноги Спасителя… Верите: такое ощущение возникло, как будто я целую живые ноги Господа, ощущаю холодные железные шляпки гвоздей и горячие капли Его крови… Дальше было все, как в тумане.  Все в душе моментально перевернулось. Я едва дошел до своего дома, чтобы успокоиться. Но после этого уже не мог дождаться воскресенья, чтобы не пойти в церковь. Какая-то неведомая сила меня туда влекла…

Что было дальше? Геннадий Никитович  стал часто бывать в молитвенном доме в Станице-Луганской, где  в ту пору служил священник Николай Маковецкий.  Батюшка обрадовался новому прихожанину, и когда Геннадий объявил о желании обвенчаться со своей супругой  Еленой, сказал: «Вы будете у меня первой парой, которую я венчаю». Также отец Николай сказал: «Геннадий, давайте я вас благословлю и Вы будете мне прислуживать в алтаре». Затем поставил на клирос, стал учить читать на церковно-славянском языке… — В то время я еще работал на заводе, — рассказывает отец Геннадий. – И мне, человеку, который уже стал воцерковляться, пришлось по душе работать ночью, в третью смену: народу мало, никто не мешает, выпадет свободная минутка – я читаю Псалтырь или жития святых угодников Божьих. Приезжаю в Луганск Чеботовским поездом (легендарная электричка, на которой на работу в Луганск ездили из России) – до начала смены еще полтора часа. Иду в Свято-Николо-Преображенский храм, который расположен неподалеку от завода ОЭР, становлюсь за колонну и смотрю, как  дьякон с кадилом ходит, как идет богослужение. Смотрю и стараюсь все запоминать…

8 октября 1992 года, в день памяти преп. Сергия Радонежского, всея Руси чудотворца, Геннадий Шевляков был рукоположен в дьяконы.  Батюшка вспоминает, что в то время начиналось строительство Свято-Владимирского кафедрального собора, и протоиерей Владимир Конончук  забрал его к себе служить дьяконом. В течение четырех месяцев отец Геннадий исполнял это послушание, а в январе 1993 года был рукоположен в священнический сан.

Я спросил отца Геннадия, как отпустили его с завода. Батюшка ответил, что проблем не было. Все знали: Геннадий Шевляков – верующий человек, собирается стать священником. Когда Геннадий написал заявление об увольнении по собственному желанию, администрация отреагировала спокойно – видимо, пришло осознание того, что времена изменились.

1 августа 1993 года в Ольховом в здании школы состоялось собрание жителей поселка, на котором было принято решение об открытии прихода в честь преп. Серафима Саровского.  На собрании присутствовал  секретарь епархии  протоиерей Василий Сомик.

Отец Геннадий принял приход  9 ноября 1993 года, в день памяти преп. Нестора Летописца. А 21 ноября, в день чествования Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных батюшка впервые возглавил  богослужение, которое прошло в частном доме.

-Вначале богослужения велись в доме жительницы поселка Ольховое, — вспоминает отец Геннадий. —  Мы решили так: перезимуем, а уже весной будем строить временный храм…

Своими руками

Богослужения шли своим чередом, а отец Геннадий все думал: где выбрать место под строительство временного, а может и постоянного здания будущей церкви. Он не раз проходил мимо пустыря по ул. Толстого. « Хорошо было бы так, чтобы и жителям села Валуйское (там живет отец Геннадий) было удобно  посещать храм, и ольховичане не были обижены», — размышлял священник, глядя на зеленую щетину весенней травы, покрывающую пустырь. И однажды его осенило: «Это же и есть то самое место!».  С  предложением о выборе земельного участка отправился к председателю сельсовета Владимиру Александровичу Попову, а он, выслушав батюшку,  ответил: «Это самое место мы и хотели предложить Вашему приходу». На том и решили…

Листаем страницы фотоальбомов – этой летописи Свято-Серафимовского прихода, которую ведет матушка Елена.

На одной из фотографий – портретный снимок, и подпись под ним: «1995 г. Свято –Серафимовский храм». Первые служащие храма: Козютенко  Антонина Васильевна (кассир), о. Федор Милокост (клирик храма), Марченко Людмила  Николаевна, о. Геннадий Шевляков (настоятель), Милокост  Александра Ивановна (первая псаломщица, организовала первый  в истории прихода церковный хор), Зиновкина Наталья (прихожанка)…

    — Отец Федор Милокост… Он был Вашим помощником, батюшка?

Из слов благочинного отца Георгия и настоятеля храма отца Геннадия узнаю, что батюшка Федор был не рядовым священником, а духовником всего Станично-Луганского благочиннического округа – такое право ему было дано не только потому, что был старейшим из клириков (упокоился отец Федор  на девятом десятке жизни), а потому, что был и среди священства и среди мирян самым уважаемым человеком —  воевал в Великую Отечественную войну, командовал взводом, имел несколько ранений, а, вернувшись с этой самой страшной в истории человечества войны, сохранил, доброту, отзывчивость, любовь к ближнему. Умел и пожурить, умел и слезу утереть из глаза человека скорбящего.  Помнят его жители Ольхового. А память людская дорогого стоит!

   -Как же все-таки строился храм?

-Храм был построен в течение одного года, — отвечает батюшка,-   точнее, за лето 1994 года.

Отец Геннадий  вспоминает, как помолившись с отцом Федором, они вместе вбили колышки, выкопали ров, а там глянь – люди несут, кто кирпичик, кто шлакоблок, кто доску или пакет с цементом. Колодец с водой находился далеко. Что делать?  Одна женщина пожертвовала тачку, другая пластмассовый бак.  На тачке и в пластмассовом баке и таскали воду…

В разговор вступает матушка Елена:

— Люди видели, что батюшка трудится, не покладая рук,  и им хотелось помочь. Почему так быстро построили? Вы поймете, когда я приведу пример о том, как мы штукатурили стены….

Шел сентябрь 1994 года. Как часто бывает на Луганщине, теплая погода неожиданно сменилась на  холодную и дождливую.  Накануне батюшка Геннадий договорился с одними людьми, что они замесят «толоку»  — смесь глины с соломой, —  но эти люди подвели. Что оставалось делать? Отец Федор сказал: «Ты, отец Геннадий, служи, а прихожан, которые подойдут, я буду просить делать «толоку». А надо заметить, что «толоку» обычно месят ногами. «Так ведь простудятся, отче,- запротестовал было отец Геннадий». «Не простудятся, Господь не попустит», — веско ответил отец Федор. Люди, действительно, вскоре пришли на службу. И без лишних упрашиваний включились в работу. Но, как вспоминает матушка Елена, месили не ногами, а руками: катали ком глины и подавали тем, кто штукатурил вверху. В разгар работы, опираясь на палочки, пришла старенькая бабушка Вера Черноморова: «Родимые мои, сердешные, хочу с вами потрудиться. На коленочки стану и внизу буду стены замазывать»…

— «Толока» началась в семь утра, когда только встало солнце,- вспоминает матушка Елена, — а когда село, мы успели загладить все стены и потолок…

«Богородице, Дева, радуйся»

   Если человек чего-нибудь очень хочет и если на то есть воля Божья, обязательно все у него получится. В том, что это так, отец Геннадий убеждался не раз в своей жизни. Строительство часовни  в честь Дивеевской иконы Божьей Матери «Умиление» еще раз подтвердило это.

С самого начала своего служения на приходе батюшке хотелось построить еще один типовой храм.  Место было освящено, крест поставлен. Но что-то не складывалось.

— Сделали для нас один проект типового храма, стали  искать благотворителей, чтобы его построить, но не нашли таких, — вспоминает отец Геннадий. – Прошло несколько лет – снова едем к архитектору. Просим, чтобы  на этот раз уменьшил  размеры. Нам сделали новые расчеты. Однако и на этот раз  дело не сдвинулось с мертвой точки. Я тогда и подумал: «Нет, видимо на строительство новой церкви благословения Господня».

Как рассказал отец Геннадий, все изменилось, когда три года назад вместе с матушкой и группой паломников они отправились в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

— Мы приехали, приложились к мощам преподобного Серафима Саровского, помолились у иконы Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление». Потом пошли в иконную лавку и купили иконку Божьей Матери «Умиление», чтобы с ней пройти по канавке Царицы Небесной , 150 раз читая Богородичное правило: «Богородица, Дево, радуйся!» Приложились к кресту перед началом прохождения и пошли. Вот и я иду, читаю Богородичное правило  и уже, спускаясь с канавки вижу  по левую сторону – стоит деревянная часовня. Меня, как током ударило: не типовой храм, а такую часовню надо  строить.  Пошли мы  в собор к настоятельнице монастыря и попросили ее  приложить нашу иконку к иконе Божией Матери «Умиление» и к мощам преподобного. Все было исполнено. А когда вернулись из паломнической поездки, положили икону на центральный амвон…

Выступая с проповедью перед прихожанами,  отец  Геннадий попросил: «Братья и сестры!  Мы привезли святыню из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.  Подходите к ней  прикладываться с верой и страхом Божьим».

Как рассказал батюшка, среди прихожан была одна женщина,  одержимая, как выяснилось позже,  нечистым духом. Лишь только подошла она к иконе, могучая сила откинула ее.  Храм был полон людей. Все ахнули. Даже священнику стало не по себе. Но батюшка быстро взял себя в руки, распорядился, чтобы женщине дали напиться крещенской воды и настоял на том, чтобы она приложилась к иконе…  Сейчас эта женщина исправно ходит на богослужения.

    -А как же, батюшка, шло строительство  часовни?

Отец Геннадий рассказал, что когда, проснувшись на утро после поездки в Дивеево, батюшка посмотрел в окно, он увидел на песчаном холмике, где стоял поклонный крест, образ часовни, которую надо построить. «Благодарю Тебя, Господи! Ты показал, что Тебе угодно»- подумал священник.

По словам отца Геннадия, работа закипела немедленно. Нашлись и благотворители, и помощники. А строил храм-часовню сын Дмитрий с двумя своими помощниками. «Есть у сына строительный талант, — улыбается батюшка, — небось, в деда Никиту пошел, который был на все руки мастер».  По просьбе батюшки построил Дмитрий и вольеры для глубей: в одном живут голуби-павлины –  на них после службы любуются прихожане, особенно детишки; в другом – почтовые голуби, которых  стало традицией запускать на Крещение Господне и во время заключения брачных союзов…

Правая рука батюшки Геннадия – матушка Елена. Когда-то она работала воспитателем в детском садике. Немалый педагогический опыт – хорошее подспорье в работе с людьми. Живая, энергичная, ей до всего есть дело. Есть и ее немалая заслуга в том, что у прихода много преданных помощников, тех, кто территорию благоустраивают, готовят трапезу на престольные праздники, словом, помогают по хозяйству. Односельчанам известно: самый вкусный борщ готовится в трапезной храма. Его так и называют – «ольховский борщ». Бабушка одного мальчугана рассказывала: дома, мол, внука не заставишь и палкой кушать, а вот когда перед началом учебного года  в приходской трапезной накрыли праздничный стол и угостили всех «ольховским борщиком», внук целую тарелку съел, да еще и добавки попросил.

И вновь листаем альбомы, в которых запечатлена летопись прихода. К примеру,  на одной из фотографий изображены молодые деревца. Подпись  гласит, что в 2007 году здесь посажена первая часть парка. А вот снимки, рассказывающие о том, как проходило 15-летие прихода.

— За 20 лет в нашем приходе выросло много священников, — говорит матушка Елена, — К примеру, раб Божий Евгений  родом из Валуйска. Привели его в наш храм еще ребенком. Сегодня же  он — иеродиакон в Чугинском мужском монастыре. Из нашего прихода вышел и стал священником  отец Тарас Вакуленко. Отец Никон (Бородин) – также наш воспитанник. И подобных примеров предостаточно.

    — Отец Геннадий, в Вашем храме много икон в очень красивых окладах. Чувствуется рука мастера. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Это действительно так, — отвечает батюшка. —  Когда основывался храм, многие из тех, кто участвовал в его устроении, приносил с собой икону. Кто купленную в церковной лавке, а кто свою домашнюю, переходившую по наследству из рук в руки. Среди наших прихожан была женщина, которую звали Мария Морозова. Она обладала искусством  украшения окладов, обновления старых икон. К примеру, много сил Мария потратила, чтобы икона Успения Пресвятой Богородицы засеяла, как новая. Матушка Елена внимательно наблюдала за ее работой, и когда нам принесли икону Знамение Пресвятой Богородицы, она сама выравнивала все цветочки и листики в ее обрамлении. Теперь Вы сами можете видеть, какой красивой стала эта почитаемая в народе икона.

Прощаемся. На душе светло и тихо. Я думаю о том, что приход отца Геннадия, как причал для людей, долго плывших по бушующим морям. Поэтому сюда хочется приезжать снова и снова. И еще, что посещение этого прихода – как заключительный аккорд уходящего года. Нет сомнения: год 2014-й подарит как Свято-Саровскому приходу, так и всему  Станично-Луганскому благочинническому округу много замечательных событий.

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Декабрь