[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Редакция официального печатного издания Луганской епархии «Православная Луганщина» продолжает публиковать архивные материалы, которые вошли в газету, но не были опубликованы на ресурсах Интернета. Вашему вниманию представляем эксклюзивные материалы о жизни нашей епархии в былые годы. Вспоминайте вместе с нами, как было.

(!)Публикации оставляем в их изначальном виде без изменений.


Монахиня Надежда (Мищенко)

Решением Священного Синода УПЦ от 25 апреля 2013 г. было утверждено открытие женского монастыря в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги в г. Луганске. Это первый монастырь в городе, и он, конечно, как и  все монастыри, имеет свою историю.

А началась наша история с того момента, как в 1994 г. наш духовник и строитель обители батюшка Андрей (ныне митрофорный протоиерей Андрей Дубина) стал настоятелем больничного Свято – Пантелеимоновского храма, при котором и находится сейчас наш монастырь. Отец Андрей, хоть и «белый» священник, но был и является по – монашески строгим духовником, и истинно желающие спасения люди тянулись к нему, хоть порой и нелегко было смирить свою горделивую волю перед волей духовника. Впервые увидев батюшку в 1998 г., я решила, что он монах (такой у него был строгий вид). Отношения на приходе, полные взаимопонимания и взаимопомощи как со стороны духовника, так и между прихожанами складывались, как в большой семье, так что я почувствовала здесь свой дом, и что я больше отсюда никуда не уйду. Однажды я сообщила о.Андрею о своем решении избрать монашеский путь, но одно меня до боли смущало – не хотелось покидать свой родной храм, на что батюшка, улыбнувшись по – отцовски ответил, что у нас будет свой монастырь, здесь на этом самом месте. Можете себе представить тогда мою радость!

И началась тогда стройка у стен храма. Часто нам, прихожанам, ожидая акафиста, приходилось видеть своего духовника в фуфайке и рабочих рукавицах на стройке. Видя мои удивленные глаза, батюшка говорил, что таким и должен быть монах, что труд и молитва – это два его крыла.

В 2000 году по благословению владыки Иоанникия была основана монашеская община в честь царевны Ольги при больничном Свято – Пантелеимоновском храме. Старшей сестрой ее тогда стала монахиня Ольга, принявшая постриг в честь святой новомученицы. Община насчитывала тогда около 12 сестер.

Потекла наша монашеская жизнь, полная свойственных ей трудов, скорбей и радостей. У св. отцов есть такое понятие о монашеском общежитии, как о камешках, трущихся друг об друга. Как камешки посредством трения становятся гладкими, так и монахи, живя в общежитии, притираются, учатся любить и уважать друг друга, не замечать недостатков других. Батюшка часто напоминал нам слова Евангелия, что по тому узнают, что мы ученики Христовы, если будем иметь любовь между собой (Ин. гл 13, ст.35). А еще нас батюшка учил умной внутренней молитве Иисусовой, без которой монах является не горящей свечей, а потухшей головешкой. Занятие ею, конечно, дело нелегкое.

И вот обитель у нас есть, но еще нет подсобного хозяйства, благодаря которому можно было бы прокормиться сестрам. И по приглашению одной прихожанки Екатерины Григорьевны Суржан мы поехали  в село Красное Краснодонского района сажать огород. Увидели там заброшенный и разрушенный храм, и что – то затрепетало в груди – придется  нам, наверное, его восстанавливать!

В 2001 году из села Красное в Луганскую епархию от лица православной общины приехали его жители Василий Базикало и Раиса Верник. Они обратились с просьбой к владыке Иоанникию не просто прислать священника в их сельский храм, но чтобы именно отец Андрей Дубина взялся его окормлять. До этого там уже было восемь священников, но как-то не сложилось…

«Владыка Иоанникий — мудрый пастырь, очень добрый, и так умел попросить, что ему не откажешь, — признается отец Андрей. — Когда мы приехали, на это зрелище было жутко смотреть — храм был просто разрушен, кроме того, он довольно долго использовался как склад для хранения аммиачных удобрений, запах был такой, что невозможно было в него войти. Три с половиной метра грунта мы снимали в храме, а стены счищали — где пять, а где и десять сантиметров, потому что все это пропиталось аммиаком — все это мы счищали и вывозили. В то же время в месте алтарной части совершались богослужения. Соорудили печку, потому что холод был там просто дикий. Раз в неделю служили. Конечно, сложно было — повсюду зияли дыры, холод, сквозняк, руки примерзали прямо к чаше. Со временем окна пленкой затянули, чтобы хоть как-то было теплее. Так потихоньку и восстановился храм. Ушло более трех с половиной тысяч кирпича на один только проем, пробитый в стене. Как нам стало известно, когда храм разрушали, его тросами два трактора выпиливали, колокольню пилили, растащили дверные, оконные проемы, полностью снесли главный купол — было это в 1957 году…»

Поскольку в храме служить было очень холодно, неподалеку от него был приобретен частный дом — сельская усадьба. Там была старая конюшня, еще панская, ее привели в порядок и сделали там трапезную. Отец Андрей мечтал создать здесь монастырское подворье. «Многие смеялись над моими планами относительно создания здесь обители, но я мечтал об этом, хотя на тот момент забора даже не было вокруг нашего домика», — рассказывает батюшка.

Над восстановлением храма, кроме настоятеля и собственной строительной бригады, трудились все наши священники, двое из которых (о. Георгий и о. Владимир) ныне покоятся близ храма, который они восстанавливали. Вечная им память. Да и сестрам пришлось однажды разгружать вагон кирпича для строительства храма.

Но с Божьей помощью и твердой верой все возможно — постепенно храм был восстановлен и сегодня, как и прежде, поражает своим великолепием.

В этом храме большинство икон с образом Пресвятой Богородицы. Первый ряд алтарных икон — это разнообразие ликов Божьей Матери, а второй — изображения явлений Пресвятой Богородицы святым угодникам Божьим. Архитектурно храм разделен на два придела. Два боковых алтаря по благословению владыки Иоанникия освящены в честь образов Пресвятой  Богородицы «Скоропослушница» и «Всецарица».

Центральный алтарь, созданный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, поражает своим великолепием. Деревянные его детали выполнены собственными мастерами-столярами, а живописные иконы — луганским мастером-иконописцем Владимиром Тарариным, который пишет иконы для всех храмов Свято-Ольгинской обители.

А вот какая предыстория этого храма – мученика, разделившего судьбу большинства храмов нашей многострадальной Родины. 1890 год. Определением Священного Синода РПЦ по ходатайству жителей села Церковное (с 1930 г. — Красное) и близлежащих сел и на их же пожертвования в селе Церковном был возведен храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (празднуется 4 декабря по н.ст.). Построен он из красного кирпича в виде креста. Неизвестный архитектор не случайно так спроектировал здание. Символически это значит, что Свято – Введенский храм посвящен распятому за нас Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавит нас от власти диавола. Над этим величественным зданием возвышался один главный позолоченный купол высотой 26 метров и колокольня с одиннадцатью медными колоколами (7 колоколов весом по 6 кг, остальные, соответственно, 890 кг, 295 кг, 49 кг, 16 кг).

Кирпич доставлялся для строительства на подводах из Ростовской области с кирпичного завода Балашова.  Поразительно  качество кирпича: 200 мм гвоздь, даже сто лет спустя, вбивается в стену, словно в дерево. Построенный храм был обнесен каменной оградой, внутри двора находилась сторожка для охраны. Чуть ниже был выкопан колодец.

Свято-Введенскому храму сельской общиной были отписаны 33 десятины пахотной земли (1 десятина – 1,45 га). По штату полагался один священник и один псаломщик. Для них были построены кирпичные дома на пожертвования прихожан с приусадебными участками примерно 15 соток. Площадь здания храма рассчитана на 500 молящихся.

Имеются сведения, что в 1924 году в с. Церковном проживало 527 христиан, но церковная община насчитывала 1062 человека (мужчин — 356, женщин — 711). Прихожанами были жители близлежащих семи сел.

Престол в храме был один и освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Примечательно и расположение этого величественного сооружения. Оно стоит на возвышенности на фоне живописных холмов и как бы парит над селом, утопающим в зелени деревьев, растущих у домов и по берегам небольшой речки Луганчик.

История храма, насчитывающая более ста лет, тесно переплетается с историей всей Русской Православной Церкви. О его трагической судьбе свидетельствуют материалы, находящиеся в госархиве Луганской области. Повсюду закрывались церкви, монастыри, горели костры из иконостасов и богослужебных книг. Не избежал такой участи и Свято – Введенский храм. Его разграбление началось в 1922 году. Тогда без объяснений изъяли все золотые, позолоченные и серебряные предметы. Грабеж на этом не прекратился, а продолжался постоянно, брали что-нибудь,  только бы унизить церковь и ее служителей, а верующих запугать своей безнаказанной силой. Колокола сняли и увезли в 1934 г., хотя звонить запретили гораздо раньше. Церковь безмолвствовала с 1922 г.

За свою вековую жизнь храм закрывался дважды. Первый раз в 1935 г., здание церкви отдали под сельский клуб, а оставшееся имущество разделили между шестью организациями. Клуб действовал в течение шести лет, а 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Красная Армия, начав войну без Бога, терпела поражение за поражением. И, как известно, через митрополита гор Ливанских Илию Сталину было открыто, что для победы в войне необходимо открыть все храмы и монастыри, освободить из тюрем священнослужителей…

В 1942 году открыли и Свято-Введенский храм, службы проходили, но без звона колоколов. Доходы Свято-Введенского храма были достаточно высокими. Так, в 1945 г. они составили 110 тыс. рублей, а в 1946 г. – 113 тыс. рублей в год. Однако власти, начиная с 1957 г., вновь повели жестокую борьбу против Православия. 30 декабря 1959 г. Свято – Введенский храм был официально закрыт, а здание было передано совхозу имени Октябрьской революции под склад. Там хранили зерно, а позже химикаты. Но руководство совхоза не успокоилось, парторг дает указание разрушить купол и колокольню. Однажды под стенами храма появились тракторы и, зацепив тросами купол и колокольню, они стали рвать на куски церковь. В колодец стали выбрасывать мусор и сыпать аммиачные удобрения. Принял мученическую смерть один из настоятелей храма, протоиерей Диомид Винник, которого застрелили в 1955 г. Его останки в 2009 г. по благословению владыки Иоанникия были перенесены с местного кладбища на территорию храма.

В настоящее время у Свято–Ольгинского монастыря имеется три подворья: в с. Красном – Свято–Введенское, в с.Новоанновка – Свято- Борисо-Глебское, в пос. Щетово Антрацитовского благочиния – Свято- Казанское. Общее число сестер – 27 человек. Свято – Введенское подворье – главное подворье монастыря, на котором расположено хозяйство: птичник, коровник, поля и огороды, есть также конь Вечерок и породистые овцы. Имеется машдвор, токарный, столярный цеха, собственная техника, возведены стены молочного цеха и пекарни, работает постоянная строительная бригада из верующих людей, есть свои столяры, кузнец, сварщики.

На первом этаже здания основного монастырского корпуса имеется просторная и уютная трапезная (28 м длиной), где всегда рады встречать паломников, второй этаж занимают кельи для сестер и гостиничные комнаты на 40 человек для паломников, а также необходимые бытовые помещения, оборудованные в соответствии с новейшими требованиями времени, установлены газовые конвекторы.

К нам приезжают паломники не только из Луганской области, но и из других уголков Украины: Киева, Полтавы, Харькова, Донецка, Горловки, Енакиево, Запорожья, Закарпатья, Ближнего и Дальнего Зарубежья.

У тех, кто побывал в монастыре на послушании, меняется мировоззрение. Ведь сюда не приезжают случайно — как правило, приводят сложные жизненные обстоятельства, уныние, скорби… Но потрудившись, усердно помолившись, приняв Причастие, человек как будто приходит в себя, находит для себя жизненно важные ответы — Господь обязательно подкрепляет.

На подворье есть домовой храм в честь Собора Иоанна Предтечи, в котором проходит молитвенное правило сестер и Божественные Литургии.

Жемчужиной Свято-Введенского подворья является архитектурный комплекс, посвященный Страстям Христовым, расположенный на монастырской горе.

Комплекс представляет собой ряд часовен, которые объединены лестницей, символизирующей последние дни земной жизни Спасителя, названной Православной Церковью Страстной Седмицей. Лестница — это символический путь Спасителя на Голгофу, а часовни символизируют дни его последней недели. Часовни отстроены, но еще не оформлены. В них планируется размещение икон, рассказывающих о событиях каждого дня Страстной Седмицы. И все же в часовнях в нынешнем году уже проводились службы, определенные часы богослужений по дню недели. В дальнейшем в них можно будет совершать требы и другие богослужения. Часовни будут наполнены иконами и лампадками. Их можно будет посещать всем желающим, молиться. Особая часовня — двухэтажная, верхний этаж — в память о Среде, а внизу — Суббота, в этот день во гроб было положено тело Спасителя, поэтому в нижнем этаже, имитирующем пещеру, будет установлен Гроб Господень. Крышка Гроба Господня с изображением Плащаницы, образом Христа, уже изготовлена из величественного черного мрамора жертвователями храма и пока хранится в Свято — Введенском храме. Стоит  отметить, что ни одна часовня не повторяется по своей архитектуре.

С каждым днем Страстной Седмицы мы поднимаемся все выше, к самому Кресту, вспоминая предшествующие празднику Пасхи службы.

Установленный на горе Крест символизирует распятие Христа. Сам по себе он представляет грандиозное сооружение, высотой в одиннадцать метров, а еще пять с половиной метров вмонтировано в землю. Под ним заложено множество святынь православного мира, в том числе — частицы мощей Преподобного Серафима Саровского.

Венцом уникального комплекса является величественный храм в честь Воскресения Господня. Он пока еще в процессе стройки, но службы в нем уже совершались. Это будет храм нагорного мужского монастыря. Здесь уже отстроен административный корпус монастыря, а также корпус, где будут расположены кельи для братии, подсобные и хозяйственные помещения.

Был уже монашеский постриг трех послушников – мужчин монахов Нектария и Власия, инока Паисия.

В центральной обители монастыря, в Свято – Пантелеимоновском храме, ежедневно совершаются богослужения по монастырскому уставу, читается Неусыпаемая Псалтирь. Специально подготовленные и обученные прихожане посещают отделение онкодиспансера – хоспис, где они готовят больных к исповеди и причастию, ведут с ними душеспасительные беседы. Ежегодно накануне Нового Года проводятся рождественские утренники для наших младших прихожан, которых набирается до 200 человек (дети от 2 до 13 лет). Концертную программу готовят сами ученики Воскресной школы, которая действует с 1996 года. В детской школе обучается 28 ребят, во взрослой – 45 человек. Библиотечный фонд монастыря составляет 8 тыс. книг духовного содержания.

Все желающие посетить наш монастырь могут прибыть по адресу: 91047, Украина, г. Луганск,  ул. Краснодонская, д. 8а. Адрес Свято – Введенского подворья монастыря: 94471, с.Красное Краснодонского района Луганской области, ул. Почтовая,  д. 24.

монахиня Надежда (Мищенко)

Из архивов ПЛ2014, Март