[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Все необходимое для монастырской жизни и трудов во славу Божию здесь имеется, как и в наличии две монахини…

    В конце XVIII века казачий атаман В.П.Орлов на верховьях реки Должик (Шарапка), притоке Северского Донца, основал поселение Должиково-Орловское (Шарапкино), входившие в состав земель Великого войска Донского.

Двойное название реки связывают с походом князя Игоря на половцев, когда 10 мая 1185 г. русичи на берегу болотистой реки разгромили половцев и взяли большую добычу («шарап»).

Заселение этих небогатых плодородными почвами земель, изрезанных каменистыми, покрытыми лесом и кустарниками балками, шло медленно, пока в 1797—1806 гг. геологическая партия Луганского чугунолитейного завода не нашла в этих местах залежи антрацита и железных руд.

В 1870 г. здесь появились первые промышленные шахты. На новые предприятия нанимались крестьяне из Центральной России и Правобережной Украины. В 1874 году был основан хутор Должанка. Мимо него в 1876—1879 гг. была проложена железная дорога, связавшая узловые станции Дебальцево и Зверево, что и послужило стремительному росту населения этих мест и, естественно, образованию новых поселений.

В их числе был и поселок Павловка, где в 1893 году на средства вдовы хорунжего Агафьи Пшеничновой и стараниями жителей поселка был сооружен однопрестольный каменный храм во имя святого великомученика Пантелеимона.

Вот что писали «Клировые ведомости» от 1902 года об этом храме: «Церковь каменная, крытая железом, крепка и по числу прихожан поместительна, ограда вокруг нее каменная, крытая железом. Престол в ней один – во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Утварью она снабжена достаточно. Притча в ней по штату, утвержденному 13 марта 1878 года, положено: священник и псаломщик…. При сей церкви имеется открытая в 1894 году церковно-приходская школа, заведует школой и читает Закон Божий священник Виктор Мирошников. Он же заведует и состоящей в приходе школой грамоты в пос. Курячинском… К приходу Пантелеимоновской церкви принадлежат также поселки: Медвежанский, Николаевский, Картушинский, Шахтинский, Больше-Каменский. Всего в приходе насчитывается 351 двор, 1192 человека мужского полу и 1188 женского».

Элементарным арифметическим действием можно узнать, что в начале прошлого века на один двор приходилось около 7 душ без учета младенцев! По тем временам это был небольшой приход.

Сегодня же по количеству жителей в самой Павловке и окрестных селениях проживающих – он еще меньше. Но чудом Божьим храм не только действует и выполняет свою спасительную для народа православного миссию, а, более того, вокруг этого прихода образовалась небольшая женская монашеская община.

    20 лет церковь использовали как шахтный склад

Не смогли выкорчевать веру годы первых гонений XX века, когда в декабре 1929 года Президиум Луганского областного окружкома приказал не только закрыть церковь, но и разрушить купола.

Во время немецко-фашистской оккупации в церкви начали проводить службы, и после освобождения приход насчитывал уже до полутысячи прихожан.

Община просуществовала до 1969 года. Казалось бы, пережиты годы хрущевских гонений, когда всему советскому народу обещали показать по телевизору, по выражению руководителя государства, «последнего попа». Но атеистический молох все же дошел до Павловки: храм вновь закрыли. И лишь в 1989 г. из здания храма вывезли горно-шахтное оборудование.

На протяжении 20 лет церковь использовали, как шахтный склад. Наверное, и в этом можно увидеть промысел Божий, так как именно в эти годы закрытые при Никите Хрущеве церкви полностью разрушали. Не будь церковное здание нужным для соседних шахт, вряд ли бы храм пережил эти годы.

  Теперь рядом со столетним храмом – новая церковь

Возрождение началось сразу после празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1989 году приход был зарегистрирован, начались богослужения. Настоятелем назначили рукоположенного в том же 1989 г. митрополитом Иоанникием (Кобзевым) (тогда епископом Донецким и Ворошиловоградским) священника Михаила Бухтиярова, который вот уже 24 года так и остается бессменным руководителем, молитвенником и заботливым духовником Пантелеимоновского прихода.

Настоятелю пришлось не только восстанавливать приходскую жизнь, но и поднимать из разрухи величественный храм.

Именно заботами и личным примером отца Михаила, который успевал, да и сейчас, несмотря на преклонные годы, успевает сочетать в своей повседневности молитву, богослужения и решения хозяйственных проблем, храм был восстановлен.

Более того, рядом со столетним храмом возведена новая церковь с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а сам Свято-Пантелеимоновский приход стал постепенно преобразовываться в монашескую общину.

   «Почему насельниц в общине нет?»

Многие воспринимают храмовый комплекс в Павловке, как монастырь, хотя официально такого статуса нет. Да и как иначе? Все необходимое для монастырской жизни и трудов во славу Божию здесь имеется, как в наличии и две монахини: сестра Серафима и сестра Мария. Было больше, но некоторые так и не смогли преодолеть в себе свою самость и собственное «я», иные стали насельницами окрестных обителей и приходов, а четверо уже предстали пред Богом.

Именно туда, на монастырское кладбище, к могилкам сестер во Христе и повела нас с протоиереем Виталием Осиковым сестра Мария. Территория монастырской общины немаленькая: тут и обработанные земельные участки, и хозяйственные постройки с птичником и коровником, и ждущий трудолюбивых рук монастырский сад. Над всем этим деланием рук человеческих – небольшой курган, где покоятся три монахини и послушница. По сути это те, кто начинал здесь путь монашеского подвига, чьими трудами и молитвами был восстановлен приход, кто воплотил свою веру в дело и сумел даже на склоне лет преумножить таланты им Богом данные…

Помолились мы вместе у холмиков с крестами деревянными, «Вечную память» спели, а затем со злободневным вопросом к сестре Марии все же обратились: «Почему насельниц в общине нет?»

Ведь все в наличии: и храмы, и келейный корпус, и бытовые постройки с трапезной, прачечной и прочими необходимыми помещениями. И, самое главное, здесь есть опытный, знающий жизнь и понимающий иных священник вкупе с радушными, добрыми и гостеприимными сестрами.

Ответ сестры Марии (затем к разговору и сестра Серафима присоединилась) неожиданным не был ни для меня, ни для отца Виталия.

 

  Определить причину эту можно двумя словами: «непослушны мы». Монастырь же без четкого послушания — с умалением своего «я» и гордого «сам справлюсь и указчики мне нужны» — изначально невозможен.

Да и как иначе?

Вспомним святоотеческое: «Слушай того, кто вразумляет тебя о Господе, чтобы мог ты принести плоды Богу. Если хочешь стать избранным сосудом, не имей негодования на наставника, но преуспевай в покорности о Господе и смиренномудрии с послушанием» преподобный Ефрем Сирин

«Послушание есть оправдание перед Богом, устранение страха смерти, безопасное плавание.

Послушание есть отказ от человеческого рассуждения даже при богатстве рассуждения.

Блаженное послушание отцы назвали исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа».

преподобный Иоанн Лествичник

Ожидают в Павловке тех сестер и послушниц, которые стремятся отдать сердце свое Богу, кто в молитве, посте и послушании продолжит духовное делание монастырской общины, кто напишет новые страницы веры православной на приходе, чья история уже давно перешагнула столетний рубеж…

Протоиерей Александр Авдюгин

Из архивов ПЛ2013, Апрель