Все мы с вами знаем: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» — слова из покаянного псалма царя Давида. Эти слова — образ покаяния. Они были написаны Давидом, когда он тяжко согрешил, когда был обличен в грехах пророком, когда сам всем сердцем понял всю глубину своего падения. И тогда он стал молиться Богу от всего сердца, взывая: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Эти слова верующие повторяют уже много тысяч лет, потому что они являются воплем сердца грешного,  желающего быть чистым и плачущего об утерянной благодати.

Вроде бы просто вернуть к себе Бога, столько способов и примеров веками подтвержденных, а на самом деле, покаяние и сокрушение трудно достигается, и редко воплощается в нашу жизнь. Причина – отсутствие страха перед грехом, уверенность, что сегодня еще можно без Бога прожить,  а затем, когда старенькими станем, тогда и в Церковь пойдем, и каяться будем. Да вот незадача, никак наш график жизненный от нас самих не зависит. Не мы решали, когда нам родиться и далеко не нам решать, когда помирать будем.

Отвергая церковь в своей личной жизни, в которую вход возможен только через исповедь, через покаяние мы, по существу, отказываемся от любви Божией, от Его благодати и сердце наше становится нечувствительным. Оно не способно по-настоящему молиться, по-настоящему любить. Нет в нем ни тоски о Боге, ни страдания от своей нечистоты, от своей грязи, от своих беззаконий. Совесть спит. Различение добра и зла потеряно. В результате – брошенные дети, поломанные судьбы, грязь в подъездах, стремление нажиться не за счет собственных трудов и, самое главное, отсутствие правдивости и искренности.

Пост — это не просто воздержание в пище, это есть некоторый маленький подвиг. Это время, когда каждый, с помощью Церкви, с помощью Божией может проявить некое усердие, может чем-то пожертвовать. Хотя бы чем-то небольшим: какими-то своими страстями, пристрастиями, услаждениями, вкусной пищей, разными зрелищами и увеселениями, развлечениями. Пожертвовать своим свободным временем, отдыхом, может быть, даже некоторой свободой своей для того, чтобы, отдавая Богу нечто, возбудить собственное сердце к покаянию. Когда человек что-то отдает и жертвует, в нем просыпается любовь, он начинает жить, потому что любовь имеет жертвенную природу.

Одно из средств исцеления, как это ни банально звучит, являются установленные Церковью посты, о которых так много говорят, но не считают нужным придерживаться.

А если все же попробовать, хотя бы один церковный пост провести в той традиции и с теми правилами, что дает православие? Неужели наши предки, для которых пост был насущной необходимостью и которые жили намного совестливей и честней, чем мы сегодня, были все до одного глупее нас нынешних? Не ставим ли мы, в своей гордыне, себя любимых, намного выше, чем мы есть на самом деле?

Ведь, по существу, мы почти все парализованные и не обладаем всем тем множеством возможностей, которые в нас заложены, не видим и не можем реализовывать свои таланты. Более того. В течении дня человек может претерпеть такую метаморфозу преображения, что встретив его вечером мы не видим в нем ничего знакомого. Он не тот, что был сегодня с утра. Это ярчайшее доказательство нашей духовной безхребетности.

За примерами ходить далеко не надо. Недавно утром мы любовались радостными и красивыми выпускницами, спешащими на последний звонок. Душа радовалась. И я видел их вечером. У выпускниц (да и выпускников тоже) были те же имена и те же адреса жительства, но это были не они.

Для того чтобы вернуться к образу человеческому, традиционно нашему, где одаренность, богатство и скромность не конфликтует между собой, есть один лишь верный способ – покаяние сокрушенного сердца, а оно без поста невозможно.

Пост — это не просто воздержание в пище, это есть некоторый маленький подвиг. Это время, когда каждый, с помощью Церкви, с помощью Божией может проявить некое усердие, может чем-то пожертвовать. Хотя бы чем-то небольшим: какими-то своими страстями, пристрастиями, услаждениями, вкусной пищей, разными зрелищами и увеселениями, развлечениями. Пожертвовать своим свободным временем, отдыхом, может быть, даже некоторой свободой своей для того, чтобы, отдавая Богу нечто, возбудить собственное сердце к покаянию. Когда человек что-то отдает и жертвует, в нем просыпается любовь, он начинает жить, потому что любовь имеет жертвенную природу.

Любовь не надо путать с влюбленностью, любовь — не просто пристрастие какое-то, нет, любовь — это самопожертвование. Если человек хочет себя отдать за другого, если начинает что-то отрывать от себя, пускай немного, пускай мало, он получает возможность любить, в нем просыпается жизнь духовная. Именно к этому и призывает нас Церковь во время поста, чтобы мы понемножку, но каждый день, жертвовали чем-то, чтобы мы делали какие-то усилия, делали то, что нам трудно.

Нам повсеместно твердят, что нельзя и даже вредно много дней не есть каких-то питательных продуктов. Говорят, что вредно долго стоять на службах. Но какая польза нам, если мы телу будем приносить еду, если успешно будут двигаться наши дела, а душе нашей будет плохо? Люди неверующие считают, что так и нужно жить, о душе не думать и не заботиться. Во главе угла лишь ублажение собственного тела, того, что старится, дряхлеет, болеет и, в конце концов, сгниет. Останется душа, о которой, оказывается, заботы не проявлялось, и которая, острупленная смердящими миазмами грехов, естественно будет отвергнута Богом. Мы ведь не заходим в чистую комнату в сапогах с комьями грязи. Зачем же Богу в чистоте творческого райского блаженства принимать и видеть то, что не хотело Его и от которого, простите, воняет?

Именно к этому и призывает нас Церковь во время поста, чтобы мы понемножку, но каждый день, жертвовали чем-то, чтобы мы делали какие-то усилия, делали то, что нам трудно.

Надобно все же понимать, что тело — это некий осел, на котором нужно доехать, добраться до границы этого земного бытия и имеет оно вспомогательное значение, поэтому заботиться нужно о нем не так сильно. О душе думать, прежде всего, надо. Какая польза человеку, если он весь мир приобрящет, а душе своей повредит, как говорил Господь?

В эти дни у православных – Великий пост. И он должен предрасполагать к возвращению себя в орбиту любви Божией. Нужно лишь желание и убежденность, что я не пуп земли на котором сосредоточилось всё и вся, не великий и ужасный Гудвин из детской сказки, а недостойный грешник, которому бы молчать поболе, да в себя больше смотреть.

Нужно осознать свое недостоинство, свое духовное убожество и это проще всего сделать в Церкви, именно там и можно получить то о чем мы молимся: «Даруй ми зрети моя прегрешения».

Когда же грязь видна станет, то ее проще отстирать… Иначе, сколько не говори о Боге, образ Его вернуть себе не удастся.

Сейчас время благоприятное, сейчас момент особенный, возможность спасения и очищения души нашей рядом с нами. Господь протягивает нам руку, как утопающему Петру, для того, чтобы вырвать нас из глубины греха нашего и поставить рядом с Собой; Он желает нынче преобразить нас, как некогда преобразил Павла. Мы можем сейчас использовать эту возможность, нужно лишь желание.

Протоиерей Александр Авдюгин