[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Светлой памяти Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Митрофана, редакция епархиальной газеты «Православная Луганщина» публикует архивные материалы с проповедями, комментариями, а также интервью новопреставленного Владыки.


По благословению и указанию нашего правящего архиепископа Митрофана Информационная служба Луганско-Алчевской епархии начинает всячески активизировать развитие более профессионального и системного сотрудничества со светскими СМИ нашего региона. Один из первых шагов на пути указанной активизации мы представляем ныне в виде эксклюзивного развёрнутого интервью, которое дал Владыка Митрофан на днях двум региональным изданиям.

Ровно год назад на Луганскую кафедру был назначен, некогда Управляющий делами Украинской Церкви, — архиепископ Митрофан. 20 августа, в день памяти святителя Митрофана Воронежского Владыка отмечает свой День Тезоименитства.

В период между этими двумя знаменательными датами, а также в рамках цикла местных бесед, посвещённых 1025-летнему юбилею Крещения Руси, он любезно согласился дать развёрнутое, и невероятно содержательное, эксклюзивное интервью одному из ведущих региональных изданий на Луганщине – общественно-политической газете «ХХI век». И православному приложению для самой широкой аудитории (на базе этой же газеты) – «Светоград  Луганский-ХХI».

Мы представляем наиболее полную версию этого откровенного и оригинального общения.

«Поражу пастыря, и рассеются овцы» [ Мф. 26, 31 ], — предрёк своим ученикам Сам Христос цитатой ветхозаветного пророка в Гефсиманском саду. В канун Своего ареста и восхождения на Голгофу.

Не то же ли самое произошло в трагическом и неоднозначном ХХ веке, когда вся Православная Русь взошла на свою мученическую и исповедническую Голгофу ? Десятки тысяч репрессированных и уничтоженных священнослужителей Православной Церкви составили настоящий поток крови и слёз данного исторического явления. Под корень было подрубано целое сословие огромной страны. Фактически сведена до самых тонких и хрупких нитей питательная преемственность многовековой, национальной Традиции духовного наставничества в народе. Или – пастырского душепопечения среди людей.

Но милостивый Бог повернул ещё раз круто ход всей истории. И в том числе, во всеправедную благодарность за подобную, и безпрецендентно массовую (!) ВЕРНОСТЬ  Своих преданных последователей. Верность до крови. В нашей общей стране.

И для небывалого свидетельства Своей Истины, силы и славы всем народам  мира, дал потомкам тех достойных предков на Руси ещё один исторический ШАНС. Восстановить (чрез Покаяние) все свои порушенные святыни и идеалы народного духа. Во всей общественной жизни. Все былые, созидательные и жизне-утверждающие традиции его жизни и роста. Как и все творческие, и духовно соборные СИЛЫ нации.

Кому же ныне вручает вновь Господь право и власть былого духовного наставничества над Своей паствой верных? Откуда и как призывает таких пастырей новейшей истории? Чтобы собрать, утешить, укрепить, и достойно блюсти наши души. На путях спасения всех рассеянных чад Христовых. И как, и во имя чего вверяет  эти  души им? Измотанные грехом безбожного бытия нескольких уже поколений в стране. И изсохшиеся, как в знойной пустыне, за живой водой Духа, и слышания слов Господних. По слову тех же пророков.

 

Часть I

ХРИСТИАНИН

                                                                                                                     «Вы — соль земли. Вы — свет мира» (Мф. 5, 13)

 

  Цивилизационный выбор 1025: все грани исторического пути, и связи с настоящим и будущим народа

— Владыка, Вы входили в Оргкомитет подготовки празднования 1025-летия Крещения Руси в Киеве. Какова была общая атмосфера к предстоящему празднованию?

— Юбилей, который мы отпраздновали в Киеве, но фактически продолжаем ещё праздновать повсеместно потому, что весь год Юбилейный, был насыщен многими событиями. Центральные прошли конечно в Киеве. Это молебен на Владимирской горке и Литургия в Киево-Печерской Лавре с участием Предстоятелей девяти Православных Поместных Церквей мира. И большая нагрузка и ответственность, в связи с этим, как раз ложилась на Отдел Внешних Церковных связей (ОВЦС) Украинской Православной Церкви, который я возглавляю. Соответственно необходимо было достойно подготовиться к приёму столь высоких гостей, и почётных делегаций от этих церквей. И поэтому задача персонально моя, и всего руководимого Отдела, заключалась в том, чтобы сделать всё от нас зависящее, чтобы гости были обеспечены абсолютно всем необходимым: сопровождением, переводчиками, бытовыми условиями, и т.д. Были определены и отдельные программы, по которым пребывали в Киеве иностранные гости.

Кроме того большой объём работы выполнил и Протокольный под-отдел. Который является одним из структурных подразделений данного Отдела ВЦС.

— А что наиболее Вам запомнилось за время всех дней празднования в Киеве?

— Посему много очень было рутинной работы по подготовке, но мы надеемся, что с Божией помощью нам удалось решить все поставленные задачи. И никаких замечаний (в том числе со стороны священноначалия) в этом плане не было.

Ну а общая атмосфера этих процессов была пропитана глубоким ощущением величия и исторической важности предстоящих празднований конечно. Что не раз отмечалось многими людьми, задействованными в этом благом деле.

Для меня лично может быть больше всего имело значение прямое общение с Предстоятелями Поместных Церквей. В частности, я имел такое интересное и содержательное общение с Патриархом Александрийским и всея Африки Фёдором. Которого я помню ещё по своей учёбе в Одессе, где он тогда был настоятелем Александрийского подворья. И мы с ним неоднократно встречались и позже, но ещё до его принятия патриаршества. После была очень приятная беседа с грузинским Патриархом Илией. Это очень почтенный старец. Который не смотря на свой преклонный возраст и, к сожалению, не лучшее состояние здоровья, тем не менее, удивил меня очень живым и эрудированным знанием жизни всей церкви. Включая и в Украине. Кстати, я поведал Патриарху, что у нас на Луганщине существуют большие грузинские общины, которые обрели себе здесь вторую родину. И он искренне благодарил за их духовное окормление и просил передать благословение от него. Ни менее интересно было общаться и с Болгарским Патриархом Неофитом. Которого тоже  встречал я по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Патриарх был недавно избран на этот престол, и мы очень обстоятельно обменялись с ним мнениями по целому ряду очень важных тем современной церковной жизни. В наших церквах.

Стоит отметить, что я в результате таких откровенных и содержательных бесед сделал для себя один из важных выводов о том, что те многие проблемы, с которыми сталкивается наша церковь в Украине, имеют место и в других странах и церквах. И поэтому обмен таким опытом имеет очень важное значение.

— Какие либо специальные договорённости о каком-либо дополнительном сотрудничестве заключались в  это время?

— Нет, пока никаких специальных договорённостей не заключалось. Потому что все визиты не носили характер рабочих, но были сугубо торжественными и, можно сказать, молитвенно паломническими для гостей. И посему никакие деловые вопросы в этом внешнем поле не вносились в программу празднований ни в Москве, ни в Киеве.

— Владыка, а Вы можете как-то прокомментировать следующие публичные заявления в основных светских СМИ с намёками упрёков и в сторону церкви. Якобы в очередной раз не был обеспечен адекватный допуск простых паломников и прихожан в зоны основных торжественных мероприятий?

— Нужно объективно заметить и иметь ввиду, что ограничения доступа верующих были только на молебен на Владимирской горке. Так как, в Лавре никаких подобных препятствий не было. А на горке это было продиктовано тем, что в молебне участвовали Президенты четырех стран. И поэтому это абсолютно никак не зависело от нас. А было сферой ответственности служб безопасности данных глав государств. И мы, в свою очередь, немало скорбели, что доступ верующих был ограничен таким образом туда. А кто знает расположение Владимирской горки сам поймёт прекрасно условия проведения там подобных массовых акций с этой точки зрения безопасности таких персон и гостей. Поэтому здесь каждый занимался своим делом в меру текущих реалий и профессиональных потребностей.

В этом плане, спасибо отдельным телеканалам, что обеспечили трансляцию (в том числе прямую) этих торжественных мероприятий. Хотя, безусловно, живую совместную молитву не может никак заменить даже телекартинка.

Поэтому эти вопросы, повторюсь, никак не зависели от церкви. А если кто-то из медиа ресурсов, смешивая реальную правду с домыслами,  на этом попытался заработать себе лишний процент рейтинга на очередной подаче «скандальности» с упрёком в сторону церкви, ну что ж, пусть это остаётся на их совести и профессиональной этике долга. Как и на трезвомыслии множества беспристрастных зрителей. Которыми они (медиа) считают, что могут  манипулировать такими непристойными приёмами. А мы считаем, что люди всё равно в силах разобраться сами, и отделить плевелы от злаков. Кстати, что и мы сейчас с помощью ваших профессиональных и честных изданий доносим до читателей Луганщины в том числе. Нашей беседой.

 — Ну и, заканчивая этот торжественно юбилейный блок беседы, такая пара вопросов к Вам. В чём на Ваш взгляд, Владыка, суть, связь с нашим временем, а главное – перспектива того самого цивилизационного выбора, о котором так часто и громко говорят в связи с этой датой? Или к чему он нас всех вообще обязывает? Может быть всё это остаётся только красивой риторикой и громкими словами, а на самом деле мы уже готовы сдаться «в рабство» иным цивилизационным выборам? Ну и прежде всего – Западной цивилизации само собой, сохранив при этом  только лишь своё прежнее имя. 

— Я думаю, что прежде всего празднование этого юбилея подвело само собой, в том числе, кое-какие итоги ещё одной даты. Но напрямую связанной с самим юбилеем Крещения Руси. Неспроста в связи с этим часто вспоминали празднование 1000-летия Крещения Руси. На историческом изломе наших единых стран тогдашних в Советском Союзе ещё, 25 лет назад. Это событие ознаменовало тогда коренное изменение нашей жизни. Всей жизни нашего общества, а не только жизни церкви. В результате церковь получила большие возможности, и определённые условия свободы развития своей дальнейшей жизни и проповеди. В чём-то условной конечно, и достаточно относительной. Но, тем не менее, вполне реальной, влиятельной, и перспективной. В том числе, в плане взаимоотношений с государством и властью. И это стало по-настоящему добрым началом, и дало повод к оптимистическому взгляду на наше общее будущее.

И вот, исходя из этого, и подводя такие итоги за 25 лет, мы можем уже говорить о том, что нам удалось сделать. Изменилась ли церковь и в количественном, и в качественном отношении? И на оба эти направления можно в принципе ответить утвердительно. Что действительно такие благие и грандиозные изменения очевидны во всех сферах церковной жизни. Восстановлено множество храмов и монастырей, поступательно открываются новые приходы, учебные заведения, создаются новые епархии, и различные церковные структуры и объединения. Развивается и активизируется церковная жизнь на местах: просветительская, благотворительная, образовательная деятельность, включая социальное служение церкви. Что было до этого вообще фактически запрещено. Поэтому очевидным образом произошли очень значительные перемены в этом плане. Это может заметить и так человек самостоятельно. Тем более тот, кто жил в то время, и может сравнить с днём сегодняшним.

Ну а что же нас ожидает впереди, и о чём мы более всего должны думать в этом плане? Выскажу своё личное мнение.

Этот юбилей просто показывает нам, что без опоры на наши традиционные, духовно-нравственные ценности мы не сможем ничего сделать в будущем. Какой бы геополитический выбор Украина не сделала! Или в сторону востока, или в сторону запада. Но если жизнь нашего общества не будет зиждиться на этих вечных ценностях, мы не сможем ничего доброго сделать в этом будущем.

Такой простой пример. Посмотрите, что сейчас происходит в Западной Европе. Как и во всей Западной цивилизации, по сути. Какая неуёмная и агрессивная тенденция к легализации т.н., «однополых связей». Насколько падает нравственность. То, о чём было стыдно говорить, и даже – думать, сегодня это уже оправдывается целиком в общественном мнении, и даже набирает силу защиты законом. А те, кто выступают против этого беззакония, подвергаются резкой критике.

Если так и дальше будет идти, то любая нация (таким путём) будет идти к своей само-ликвидации. Поэтому я считаю, что только христианские нравственные ценности могут человека, и общество в целом, сохранить от такого саморазрушения.

А юбилей как раз даёт мощный и альтернативный повод посмотреть внимательней на нашу историю. На наши успехи, на ошибки и поражения. Для того, чтобы, опираясь твёрдо и ясно на это, наиболее верно и надёжно определить наш выбор и ход своей дальнейшей истории. Не сдаваясь никому «в плен» или «рабство» своей безнравственностью, или безразличием к выбору своих предков.

— А у нас на Луганщине ещё будут какие-либо мероприятия, посвещённые 1025-летию, или основная часть их уже прошла?

— Да, основная часть уже прошла. Мы их начали в Луганске ещё в начале июня. Не смотря на то, что все акции припали на сезон отпусков, всё-таки вполне достаточное количество людей приняло (и принимает) участие в подобных торжествах.

А сейчас празднование перенеслось на местные уровни. В церковном плане – это благочиния, или районные центры. Где также есть свои программы и планы. И там празднования ещё продолжаются.

В Луганске же 24 августа, на День независимости, и к юбилею 75-летия образования Луганской области, и в рамках 1025-летенего юбилея будет торжественно открыт нижний храм-крестильня преп. Серафима Саровского в соборе в честь иконы Умиления Божией Матери. А после будет праздничный концерт там же. Церковных и светских хоровых коллективов.

И ещё запланирована научно-практическая конференция совместно с Восточноукраинским Университетом. Она должна была пройти ещё в конце мая, но была перенесена на сентябрь. Тема конференции: «Значение Крещения Руси на формирование древне-русского государства, и влияние его на современную жизнь». Многие уважаемые учёные согласились принять участие в этой конференции.

   — А на местах по Луганщине, по Вашему мнению, адекватно и организованно было всё подготовленно и проведено в этих празднованиях?

— Я думаю, что мы ещё подведём такие итоги несколько позже, а окончательно – к концу года уже. В том числе, после соответствующих отчётов от отцов благочинных. Но я думаю, что и по местам успешно пройдёт всё. В частности, опираюсь в этом на свой, совсем недавний (4 августа), личный опыт наблюдения за празднованием в Марковке. Где я проводил службу. Правда это совпало вообще с первым приездом епископа в это селение за последние годы, но, тем не менее, всё прошло просто на очень высоком уровне и подъёме. Было много людей, что меня удивило  и приятно порадовало. И Крестный ход по селению, который сопровождался передвижным колокольным  звоном, вообще не оставил по моему никого безучастным и равнодушным.

     

   О роли веры, христианства, и православия в жизни современного человека, семьи, общества.

   — На Ваш взгляд, каковы смысл и роль веры в жизни человека, семьи, и общества на сегодняшний день?

— На самом деле даже не задумываясь над этим, каждый человек живёт верой. Мы, даже выходя из дома, и отправляясь на работу, или в путешествие, верим, что доберёмся до конечной цели. А хлебороб, сея зерно в землю, не верой ли ждёт от него плодов? Точно так же и в духовной жизни. Без веры, без фундаментального основания человеку жить очень трудно. И очень опасно, когда вера подменяется какими-либо суевериями или второстепенными вещами, которые не имеют никакого отношения к духовной жизни. И которые не способны человеку помочь. Особенно в трудных моментах жизни. А ведь истинность и важность веры проявляется именно в такие минуты испытаний. И тогда человек, как правило, обращается с такой верой к Богу, с какой наверняка никогда в жизни и не молился и не обращался к Нему. Бывают такие случаи.

И если нет такой веры и крепости в ней, то вся остальная жизнь человека течёт самотёком. А при наличии  веры как духовного фундамента (тем более правильной веры) – тогда и правильные строятся взаимоотношения и в семье, и в обществе, и в государстве в целом. Поэтому вера – это двигатель духовной жизни.

   — А если посмотреть ещё боле узко. В нашем современном мире, таком разномастном и гипертрофированно плюралистическом какова роль христианства в таком выборе веры ?

— Я думаю, что христианство по слову Самого Христа, — это «соль земли». Это та соль, которая осаливает и семейные и общественные отношения. Христианство всегда давало правильное направление жизни и деятельности человека. Христианские ценности неизменны. Как во времена Иисуса Христа, так и в нашем ХХI веке. Сегодня те же основополагающие нравственные основы остаются теми же. Поэтому христианство, особенно Православную церковь, пытаются обличить в связи с этим в консерватизме. Что, мол, мы так цепко держимся всего того, что было «сто лет назад», и ни на йоту не отступаем. Но в этом именно и заключается роль Церкви. То есть, хранить в неповреждённости ту веру, которую даровал Господь. А Господь дал нам всё для того, чтобы мы могли правильно устраивать свою жизнь, чтобы почувствовать приближение Царства Божия уже здесь на земле. Если мы не будем следовать заветам Господа – то наша жизнь будет сообразовываться по каким-то другим ценностным критериям, но не по христианским. Так вот христианство как раз помогает человеку утвердиться в добре. Христианство не знает компромисса между добром и злом. А сегодня, к сожалению, как мы видим, идёт радикальная переоценка нравственных ценностей. Так вот, как раз христианство чётко хранит и говорит что такое грех, и почему этого делать нельзя. И никаких поблажек греху. Поэтому если на таких основах вероучительных будет зиждиться жизнь человека, то будут крепкими и семья и общество.

А если сузиться теперь в пространстве ещё, и во времени. Возрождение Православия на постсоветском просторе. Каково оно на Ваш взгляд в общих чертах? Все говорят, что мы «переходный период» испытываем, но при этом он явно что-то подзатянулся. Такое ощущение, что мы «кружляем где-то в пустыне». Мы куда-то идём вообще? Мы знаем цели и ориентиры?

— Ориентиры остались те же, что были и 2000 лет назад – это Царство Божие. Мы идём, но может быть не так быстро, как нам бы этого хотелось. И делаем ошибки конечно. Ведь как бы там ни было, но за 70 лет богоборчества отпечаток безбожия и потери истинных ориентиров в жизни сделал своё дело очень серьёзно. И для того, чтобы на этом пути достичь целей, надо ещё очень много потрудиться, чтобы идти твёрдым шагом к ним. Мы цель знаем. Только мы иногда уклоняемся то в одну крайность, то в другую. Куда больше ветер повеет, туда и клонимся. Нет у нас, пожалуй, устойчивости движения, духовной стойкости. Какую имели святые отцы, особенно святые мученики. Для нас это как раз один из самых ярких ориентиров. Особенно пример Новомучеников русских в ХХ веке. Ведь это было сложнейшее время. Но они знали цель. Не смотря на то, что так изменились внешние обстоятельства жизни, для них цель христианской и духовной жизни осталась одной и той же. Это достижение Царства Божьего. Поэтому нужно только по этому пути идти. Другого спасительного пути нет. Какими-то иными, окольными, или сокращёнными путями нам не пройти. Этот путь сложный, на нём много всевозможных препятствий, но которые мы обязаны просто преодолеть. Но цель поставлена.

А вот общий успех движения уже зависит в этом от каждого человека. От упорядоченности его частной духовной жизни. Как он сам видит свой путь, и как надёжней его пройти.

Поэтому сейчас мы может в чём-то и топчемся на месте, но в любом случае, очень многое уже изменилось в лучшую сторону. Как бы там ни было, но мы серьёзно продвинулись к поставленной цели.

  — А вот относительно возрождения форм и содержания. На Ваш взгляд, Владыка, это достаточно сбалансировано, или всё таки формы опережают содержание?

— Я думаю, что формы всё же несколько опережают содержание. И надо всем вместе больше думать над содержанием. Это как раз связано, опять же, с темой строительства храмов. Ведь храмы, слава Богу, строятся, и их уже немало. Необходимо, чтобы и наполненность содержанием ещё была. Чтобы наше христианство было и качественным, а не только количественным. Это очень важно помнить. И особенно для священства и епископов, которым Господь вручил такую миссию, и которые напрямую отвечают за это.

   — Вы коснулись как раз зависимости от частного пути каждого. В церковной традиции часто именуют веру даром Божиим. Это как? И кому, за что, и когда этот дар вручается тогда?

— Этот дар вручается каждому человеку. В момент его Крещения. А вот как этот дар человек затем сохранит, и как им воспользуется в своей жизни – это уже зависит от отдельной личности. Ведь можно получить большое богатство, но неразумно его употребить, растратив все, и ничего не приобретя для себя.

А можно наоборот, получив, скажем, небольшую сумму, умело ею воспользоваться. Пустить её в оборот, и она принесёт ещё прибыль. Как красноречиво о том говорит Евангельская притча о талантах.

Точно так же и вера, которая даруется Богом человеку. Но он сам должен ответственно воспользоваться этим даром. И то, как он воспользуется им, во благо, или в ущерб – это зависит уже от его свободной воли.

   — А какие бы Вы выделили самые влиятельные проблемы и искушения на таком пути частного обретения веры современным человеком ?

—  Выскажу своё личное мнение. Наверное это желание прежде обретения веры в Бога обрести какие-либо материальные благополучия. Потому что легко говорить о вере, когда всё есть. Человек всем обеспечен, ни в чём не нуждается, вот теперь можно порассуждать о вере. А ведь должно быть наоборот. Сначала нужно подумать о вере, потому что она имеет отношение к душе человека. А тогда уже можно говорить и об иных необходимых нуждах жизни человека. В том числе, и о материальном своём обеспечении.

И Господь наш Иисус Христос так и говорит: «по вере вашей да будет вам». Поэтому я думаю, что именно эти «материальные искушения» более всего мешают человеку правильно определиться в жизни, и укрепить свою веру.

   — А чем бы Вы в таком случае простимулировали душу человеческую преодолевать мужественно такие препятствия?

— Я не знаю конечно, может быть буду говорить банальные вещи. Но для того, чтобы стимулировать душу и веру человека – это, конечно же всё-таки молитва. Ведь нельзя сказать абстрактно «я верую», и всё на том. Вера должна ведь проявляться в добрых делах. И в частности вера подкрепляется молитвой. Если человек не будет молиться, то трудно ведь сказать, что это вообще верующий человек. Потому что именно в молитве он открывается как раз как верующий. Ведь обращаясь в молитве к Богу, он, прежде всего, молится потому, что ВЕРИТ в то, что общается с Богом, и что Господь ему пошлёт просимую помощь. Поэтому первейшим стимулом веры является молитва.

Владыка, а могли бы Вы поделиться своим личным опытом в этом плане. Какие Вам трудности на пути обретения веры быть может выпали в своё время ?

— Вы знаете, я даже не знаю, как мне ответить на этот вопрос. Потому что у меня никаких сугубых проблем с обретением веры, и её сохранением как-то не было. Я родился и вырос в верующей семье. Мои родители верующие, и в семье соблюдались всегда все церковные традиции.

Единственным полем проблемным был, наверное, окружающий мир. Это школа, армия. Советское время было. Говорить о вере было не безопасно. Так, например, когда в армии сержант обнаружил у меня крестик, то пытался «искусить» меня вопросами «а ты что, верующий?». Я сослался, что мне мама благословила его сохранять, и никаких проблем у меня из-за этого не было. Хотя могли быть, — повстречайся мне в то время другой человек, все могло быть иначе.

Поэтому в те тяжёлые времена приходилось преодолевать какие-то внешние и искусственные препятствия для сохранения веры. Но, тем не менее, я благодарен Богу, что остался верным Ему, не изменяя своей вере. И что Он  меня провёл через это без каких либо «особых» искушений.

 

— А что послужило основным толчком для Вас к решению стать монахом?

—  Когда я закончил в 1987 году Одесскую духовную семинарию я ещё не был определён в своём окончательном выборе в духовной жизни. Когда поступал была одна чёткая цель: закончить учёбу, рукоположиться, служить на приходе. Но для того, чтобы рукоположиться по церковным канонам нужно определиться – или обрести семью, или принять монашество. А у меня же по окончании учёбы такого определения ещё не было. Тогда я решил поступать в академию. И поступил в Московскую Духовную Академию. В том же году. В 1988-ом меня направили обучаться в Варшавскую Богословскую Академию, и потому решение этого вопроса было отодвинуто на будущее.

У меня был духовник, отец Макарий (Болотов). Он уже скончался, Царство ему Небесное. Мы с ним очень доверительно общались. И вот на 3-м курсе я обратился к нему по этому вопросу, и он убедительно меня заверил, что есть благословение Божие принимать мне монашество. Поэтому я по окончании этого курса, летом 1990-го года принял монашеский постриг. А затем меня и рукоположили в иеродиакона и иеромонаха.

Хотя стоит отметить, что предрасположенность внутренняя у меня к монашеству уже была до этого. И этому во многом способствовало то, что моя малая Родина недалеко от знаменитой Почаевской Лавры. Я часто посещал это святое место с родителями. И поэтому мне ещё с самого детства запали в душу все монастырские образы и ощущения. Что создавало некое еле уловимое, но притягательное настроение к монашеству.

А когда пробил уже час определения, то я окончательно склонился к этому выбору. Тем паче, что в возможном «альтернативном» ключе мне никакой «спутницы» Господь не дал тогда. Ну а раз духовник благословил, то нужно решаться.

И я никогда потом об этом не жалел, и не жалею доныне.

— А сейчас по прошествии стольких лет, и приобретения такого монашеского опыта, что, по Вашему, означает православный монах  в современном мире ?

— Безусловно, монашество – это особый путь. И он не для всех, и не для каждого Богом вручается. Это – призвание. И в современной жизни на монашествующего возлагается очень большая ответственность. И прежде всего, потому что сегодня не то монашество, что было в первые века. И его зарождения в IV и V веках. Сегодня монашество уже неизбежно «трансформировалось», если можно так сказать, сало соизмеримым тем обстоятельствам, в которых мы сейчас живём. Поэтому в наше время монах – это, прежде всего, человек полностью преданный служению не только Богу и Церкви, но и людям. Хотя главная цель монаха остаётся по-прежнему неизменной – это спасение души, которое достигается через молитву и труд. Это личный пример беззаветной жизни во Христе для тех, с кем ты общаешься, и кто приходит к тебе за духовным советом и наставлением.

Поэтому монахи сегодня – это те воины Христа, которые всегда стоят на передовой. В этом как раз и значение наверное сегодняшнего монашества. Мы уже сегодня не совершаем тех невероятных аскетических подвигов, которые совершали древние монахи. Но зато главный подвиг сегодня — помочь окружающим людям своим личным примером, и исходя из своего личного опыта, найти правильный и спасительный путь в жизни. Поддержать в нужный момент. Устоять в верности Богу, и сохранить то доброе, чего мы сумели достичь.

(Продолжение читайте во 2-й части)

 беседовали

Александр  Гаврисюк,

и  Ирина Сумская

Из архивов ПЛ2013, Сентябрь