Есть удивительная особенность у приходов провинциальных городов и сел. Здесь все друг друга знают. Или слышали. Или встречались. Поэтому любое новое лицо в храме вызывает радость, что проснулось в человеке начало имеющее свойство быть бесконечным, спасительным и вечным. Человеком, которого мы никогда не видели в храме, сделан первый шаг на долгом и трудном пути. В том, что этот шаг нелегок, практически каждый по себе знает, если ему с детства не привили знание о необходимости веры, молитвы и участия в Таинствах церковных.

Вспомните, как вам было впервые нелегко перекреститься на виду у всех, как мешало смущение переступить церковный порог, как боязнь чужого мнения, останавливала ваше желание молиться. Многие прошли через подобные препятствия, но жизнь имеет свойство умаляться, сокращаться, а окружающий мир, как его не облагораживай, все едино таит в себе несправедливость, а порой и откровенное зло. Поэтому одного внешнего созерцания храма и тайной неумелой молитвы мало. Хочется большего.

И вот выбор сделан – человек пришел в храм Божий.

Неумело креститься, не знает куда встать, не понимает, что изначально надобно делать, оттого чувствует себя неловко и растерянно. Благо если его встретят сердобольный взгляд и конкретная помощь с объяснениями, что и как. А если он не найдет поддержки и слова ласкового? Если внимание обратят лишь на его внешний вид, а не то, что происходит в душе пришедшего?

Каждый ли сможет в этот, по сути, судьбоносный для себя день, остаться верным своему решению?

К сожалению, не всегда на это сил хватает.

От бабушек-церберов, шпыняющих любого, кто по их понятиям «неверно» стоит, «не так» молится и кланяется, и «не туда» свечи ставит, мы практически избавились, хотя подобные «самородки» еще встречаются. Нынче не церковный ликбез от «бабкиного богословия» страшен, иное из храмов, пришедших к Богу, гонит.

Не раз приходилось слышать:

— Вот, батюшка, смотри-ка, соседка моя в церковь зачастила, а сама раньше….

Или:

— Наворовал, а теперь заявился грехи замаливать.

Даже если так не скажут священнику, то обязательно обсудят или ухмыльнуться, а ухмылку эту или обсуждение лукавый обязательно церковному новичку покажет и передаст. У него миссия такая – смутить и в храм не пустить.

В чем же причина подобного и часто встречающегося отношения?

Ответ прост, но, к сожалению, для многих непонятен. Дело в том, что не преодолено абсолютно мирское, из материалистического мировоззрения пришедшее понятие: «Церковь – это место, где удовлетворяют религиозные потребности». В переводе на обиходный: в храм Божий идут для того, что бы «что-то» взять или «чего то» получить. Храм пытаются определить лишь, как духовную или душевную лавку. Нынче даже психологи многие, никогда в церковь Божью не заглядывающие, советы дают туда сходить для получения «духовного равновесия».

Но ведь не для решения текущих потребностей колокола на службу зовут! Не для того мы храмы украшаем, красивые облачения покупаем и благоуханный ладан с Афона достаем, чтобы решить проблему для нынешнего и «удовлетворить» насущное желание этого часа! Иное назначение Церкви и православной веры. Оно в преображении человека заключается.

Всё, до наивного, просто. Не нужны особые «духовные практики», эзотерические изыски и поиски иных реальностей.

Заболел от грехов своих (иных болезней не бывает) – избавься от них, и Бог поможет выздороветь.

Была блудницей – убери из мыслей вожделение и освободишься от блуда.

Был вором – прекрати брать чужое, отдай наворованное тем, кто в этом нуждается, и Господь будет рядом с тобой.

Такое преображение вполне возможно.

Вспомните, как римский воин Савл, гнавшим и преследовавшим христиан, стал апостолом Павлом.

Прочитайте в Евангелии, кем был первый человек, введенный Христом в Рай? Разбойником.

Что делал мытарь, к которому Христос в дом, в гости, зашел? Людей обирал и обманывал.

Это только несколько евангельских примеров, а сколько их в двухтысячелетней истории православия? Не перечесть.

Вывод однозначный – преображение подвластно каждому, кто к нему стремится, не зависимо от уровня его греховности.

Вера наша не для получения сиюминутной помощи нужна, а для того, чтобы человек стал иным, Богу угодным, чтобы забыл популярное у многих объяснение всех неудач и горестей: «У меня судьба такая».

«Программа» преображения в слове Божьем, в Евангелии дана и много пунктов не содержит. Просто все.

Хочешь преобразить себя и свою жизнь знай, что ее подлинность возможна только с Богом и в единстве с Ним. Для того, чтобы единения достигнуть, надо через изначальное Таинство Крещения стать христианином, а затем, в жизни, стараться подражать Христу.

Если все же искушения окружающие завлекли в «страну далече», то нужно заставить себя покаяться, переосмыслить неверные дела и поступки. Для того же, чтобы силы для этого иметь, укрепить единство с Богом, без причащения Тела и Крови Господней не обойтись, то есть необходимо участвовать в  Таинстве Евхаристии.

Бог не тот, кто издалека смотрит и выискивает грешников и праведников. Он реально участвует в твоем собственном преображении и ведет тех, кто к Нему стремиться, к святости.

Именно так! «Бог вочеловечился, дабы человек обожился» — говорит Церковь. Это «обожение» человека возможно только через его личное преображение.

Из этой логики, следует далеко нелицеприятный вывод для тех, кто при виде своего знакомого, впервые пришедшего в храм, начинает вспоминать его прегрешения мнимые и настоящие. Преобразится данный новоначальный, неофитом пока называемый, святым станет, с Богом в общении будет, а вы так и останетесь в гордом одиночестве веры, где Христос лишь приставка к собственному мнению.

Протоиерей Александр Авдюгин