[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Года три назад у себя в блоге livejournal я попытался, изначально в шутливой форме, сформулировать правила поведения священника в интернете. Определить, какие главные пункты этих «правил» должны присутствовать, если ты не только регулярный посетитель, но и пишущий, участвующий в дискуссиях священник.

Шутка, в конце концов, превратилась в нормальную и как мне кажется насущную и злободневную тему, ставшей основой одного из круглых столов на прошедшем в Донецке Фестивале СМИ православных.

Вот краткое изложение вступительного слова.

Одно из главных требований для священника в сети Интернет — будь собой, то есть имей одно «Я» и в храме, и дома, и в сети. Священник должен оставаться священником всегда.

Будь известным

За твоим интернет-профилем и ником (если он есть) должно стоять четкое указание: где служишь, кем служишь, какую должность занимаешь, с конкретной привязкой к местности. Это обязательная необходимость вызвана тем, что для большинства из тех, кто впервые заходят на твои страницы Церковь часто Terra Incognita. Таких посетителей, судя по журналам статистики, очень много. Тяга к вере, к Христу, к Тому, Кто выше нашего земного понимания была, есть и будет. Никакое секулярное или атеистическое мировоззрение стремление к Богу не ликвидирует. Мы каждый день видим новые лица в храмах, но для того, чтобы в него войти нужно смелое решение. В сети интернет иначе, здесь можно зайти невидимо и более того вступить в дискуссию не с бабушкой у подсвечника или у свечной лавки, а напрямую, с священником.  Наши страницы и ресурсы от  внимания неофитов не уходят. Они их интересуют. Даже те, кто относится к вере и Церкви предвзято, скептически и негативно читают блоги и сайты священников.

Если данный посетитель увидит, что священник скрывает свое местонахождение и свое имя, то потенциальным прихожанином наших храмов он не станет и твою вэб-страницу из закладок уберет. Своим инкогнито мы уходим от главной задачи священника в сети интернет: нести то свидетельство веры и Истины.

Нужно быть умным

Понятно, что самые умные у нас Гугль, Яндекс и Википедия. Умность же священника определяется умением и смелостью  сказать «не знаю», там, где ты действительно не знаешь, что сказать или как ответить. Это в полной мере касается и телевидения (особенно прямых эфиров). Не беда незнание и смущение по этому поводу, а признание: «я не знаю, но в следующей передаче об этом непременно расскажу» всегда будет воспринято очень правильно. Не нужно бояться, чего-то не знать, а вот страшиться общих слов, где ответ не ответ, а лишь рассуждение о вопросе, надо постоянно. Слишком часто за частоколом слов мы видим лишь уход от конкретного вопроса, а за велеречивыми рассуждениями с заумными словами и церковнославянизмами попытку скрыть собственную некомпетентность.

Будь сообразительным

Боишься отвечать за свои слова или опасаешься, что скажет по поводу твоих слов какая-то Марья Алексеевна, то лучше на экран и в сеть не выходить.

Священник в сети или на ТВ, с одной стороны, несет проповедь о Христе, а с другой, олицетворяет собой всю Церковь. Даже предваряя свои слова уже знаменитым предисловием  имхо или imho, что является аббревиатурой английского выражения «по моему скромному мнению», нужно понимать, что твой глас проецируется на всю Церковь и ссылки на тебя будут, как на мнение Церкви, сколько бы раз ты не заявлял о своей сугубой индивидуальности.

Ни в коем разе священник не имеет права забывать давать ссылки, если он озвучивает официальную позицию, как и необходимо указывать того, кого цитируешь, перефразируешь и чьи мысли с выводами используешь.  Конкретная ссылка и четкий, вовремя приведенный, однозначный факт всегда воспринимаются именно в твою пользу. Знайте постоянно, что всегда найдутся те, кто постарается поймать тебя на ошибке. И если все же поймали, уличили или указали, что вот тут, ты, батюшка, заговорился – признай ошибку и этим добьешься большего уважения.

Реагировать на все события, которые сегодня нам мир предоставляет нескончаемой новостной лентой не надо. Следить за основными перипетиями очередного дня можно, но научиться отделять духовное от светского, мирское от церковного обязательно необходимо. Иначе увязнем в суете, где не останется места даже короткой молитве.

Не лезь в политику

Очень часто нас пытаются привлечь к решению или определению «общего мнения» в вопросах, с которыми мы никак не связаны. Это, прежде всего, касается вопросов политики, политических партий и пристрастий. В 2015 г. нам вновь предстоит выбирать руководителя страны. Естественно, использовать потенциал верующих, как многочисленного электората, будут стараться любыми способами. В телепрограммах и в блогах вопрос: «А ты за кого батюшка?» уже становится «дежурным». Здесь, я придерживаюсь позиции, которую высказал еще в апреле 2008 года наш Предстоятель, Блаженнейший митрополит Владимир и которую поддержал Синод УПЦ: «Подчеркиваю, что наша Церковь вне политики. Она объединяет людей с разными политическими вкусами. Единственное, чего она требует, это чтобы различные политические взгляды не мешали общению во Христе, не нарушали церковного мира. На собственном опыте мы имели возможность убедиться, что попытки внедрения той или иной мирской идеологии в церковной среде неизбежно приводили к расколу. Прошу членов этого освященного Собора в своих епархиях объяснять народу о вреде политизации церковной жизни, а также своевременно останавливать тех, кто пытается внести в Церковь смуту на основе политических спекуляций».

Священник, однозначно, не имеет права заниматься какой-либо политической деятельностью. Свое мнение высказать можно, но оно не должно иметь агитационного пафоса и агитационной составляющей. Ни в коем разе. Особенно если это происходит на тех информационных площадках, где тебя видят или читают многие. И многие.

Умей спокойно уйти    

Священника не должно быть там, где царствуют унижения и оскорбления оппонентов. Не место священнослужителя и там, где позволяется мат и скабрезности, где присутствуют оскорбления. Нужно просто уходить с данных ресурсов, а не пытаться вразумлять. Самое лучшее вразумление — твое личное поведение в сети.

В первые годы моего присутствия в интернете, а было это десять лет назад, в блог заходило много тех, кто пытался тебя разозлить. Реагировать на данных троллей и провокаторов не надобно. Будешь спокойным, выдержанным и непеременчивым в своей позиции, они сами уйдут. Знаю много священников, регулярно пишущих в сети, которые изначально были буквально атакованы любителями скандалов и провокаций, но их спокойное достоинство (именно так можно определить!) привело к тому, что сегодня на медиа-ресурсах с этими  пастырями идет серьезный разговор о вере и православии. Там нет эпатажности, оскорблений и неуважения друг ко другу.

Не смотри на рейтинг

Стремиться за популярностью – тешить тщеславие. Набрать рейтинг – беспроблемно. У нас есть любители быть все время в обойме популярности, когда тебя цитируют и без ссылки на тебя ни одна тема не проходит. Для этого достаточно лишь откликаться на все злободневности и быть там, где тебя сразу заметят. Это, прежде всего, темы политические и те, где «развенчивается» или возводится на очередной пьедестал, какая-нибудь одиозная личность.

Естественно, в рейтинге всегда обсуждается событие вызывающие нездоровый (греховный) интерес. Будешь в них участвовать – популярность обеспечена. Вот только вера здесь при чем? Церковь, которую ты своим саном представляешь, какое имеет отношение к очередному растиражированному греху?

Стать популярным просто, но к тебе тогда будут относиться уже не как к священнику, а как к обыкновенному обывателю или того хуже, как к представителю одного из политических течений или пристрастий.

Как не может священник исповедовать в интернете, так и не должен он участвовать в обсуждениях заведомо скандальных, провокационных темах, где унижается образ Божий в человеке.

Будь терпеливым

Одно из главных достоинств священника в интернет — терпеливость. Знай, что даже тогда, когда ты говоришь сугубо личное мнение, тебе будут предъявлять претензии, как к патриарху.

Будь современным

В своих материалах, выступлениях и публикациях необходимо уходить от менторства и постоянного чтения нравоучений. Нас перестанут читать или выключат телевизор, если в каждом предложении будет присутствовать требовательное «должен».

Собеседник или зритель ждет сейчас от священника ответа именно на насущные проблемы и вопросы. Нас с удовольствием будут читать и слушать, если мы будем рассуждать о духовной составляющей наших нынешних забот и преткновений, но через 4-5 минут уйдет с твоего блога или переключит канал, если кроме нравоучений от тебя ничего не услышит. По-моему, пора заканчивать заниматься катехизацией на уровне «Закона Божьего» Слободского и в очередной раз рассказывать о смысле очередного праздника. Соедините церковное годовое событие с днем сегодняшним, не говорите церковнославянизмами, когда надобно и не надобно, уберите «благочестивый елейный» язык и лишний пафос и вы будете востребованы.

Священник на экране — это прекрасно, но еще лучше, если он там в прямом эфире и отвечает на вопросы не заранее приготовленные и отшлифованные. Несомненно, тему передачи или обсуждения знать надобно, как и сформулировать свою позицию в ней необходимо, но шаблонности и отвержения неудобных вопросов и обсуждений быть не должно.

Давайте признаемся, что до дня нынешнего имеют место быть передачи, где не только уже отработаны вопросы и ответы, но и заранее обговорен «дежурный звонок», который обязательно подтвердит именно твою позицию, твое мнение и твое видение проблемы, если она вообще существует в подобной программе. Эти передачи не смотрят.

Протоиерей Александр Авдюгин

Из архивов ПЛ2013, Июнь