[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
  Что такое Литургия Преждеосвященных Даров, в чем ее отличие от полной литургии, когда её служат, как на ней причаститься и всем ли можно? На эти и некоторые другие вопросы мы постарались найти ответы.


  Чем отличается Литургия Преждеосвященных Даров от «обычной» литургии — Иоанна Златоуста или Василия Великого?

  Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

В последовании Преждеосвященной литургии:

1/нет первой части полной литургии — проскомидии;

2/литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных;

3/по отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии);

на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров

 Когда служится Литургия Преждеосвященных даров?

Литургия преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.

Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы.

 Если причащаться вечером, какой продолжительности должен быть евхаристический пост?

Шесть часов по установившейся традиции.

В какие дни служится Литургия Преждеосвященных Даров?

По средам и пятницам Великого поста, в праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта по новому стилю), в четверг пятой седмицы Великого поста, в день памяти 40 мучеников Севастийских, а также в первые три дня Страстной седмицы.

Исключения:

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится литургия св. Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели.

Если обретение главы Иоанна Предтечи и день памяти 40 мучеников Севастийских приходятся на выходные дни — служится литургия или Иоанна Златоуста (в субботу) или Василия Великого (в воскресенье).

   Всех ли причащают за Литургией Преждеосвященных Даров?

По сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за литургией Преждеосвященных Даров не причащают.

Когда и зачем во время Литургии Преждеосвященных Даров звенит колокольчик?

Звоном колокольчика отмечаются важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном — поднимаются.

Первый раз – во время перенесения Святых Даров на жертвенник: читается последняя, третья часть кафизмы, во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.

Второй раз: во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведёт ко Христу так же, как и Великий Пост ведёт к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова. По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их и предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.

 

Мифы и суеверия вокруг Литургии Преждеосвященных Даров

 

Литургия Преждеосвященных Даров – это особый вид богослужения в Православной Церкви. Она совершается только во время Великого поста, по средам и пятницам, в четверг на пятой неделе и в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице. Чем же она отличается от обычной литургии? Зачем она нужна и откуда берет свои истоки? Давайте попытаемся разобраться.

 Происхождение и смысл

Свои истоки Литургия Преждеосвященных Даров берет во временах древней Церкви.  Тогда христиане причащались гораздо чаще, чем сегодня. Многие из них приступали к Чаше каждый день. При этом считалось, что во время строгого поста совершать каждый день полную литургию – торжественную службу – неуместно. Как пишет в своей статье «Литургии в дни Великого поста» Мария Сергеевна Красовицкая, автор курса по Литургике в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, «основным ограничением поста не являются ограничения в пище, ее количестве и качестве, ограничения в развлечениях, ограничения в свободном времени (которое в большей степени отдается молитве), наибольшая строгость — это ограничение в совершении Евхаристии».

Но чтобы не оставлять верующих без принятия Святых Даров, в будни было решено причащаться Преждеосвященными Дарами, то есть Дарами, освященными прежде, на предыдущей литургии (отсюда и пошло само название службы). Таким образом, люди не лишались возможности приобщиться Святых Христовых Таин, но не нарушался и характер великопостного богослужения. Письменное изложение и окончательное формулирование литургии Преждеосвященных Даров было сделано святителем Григорием Двоесловом, папой Римским, в VI веке.

Как объясняет в своей книге «Великий пост» протопресвитер Александр Шмеман, во время Великого поста по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. В эти дни христианин совершает особенно напряженный физический и духовный подвиг, который освящен ожиданием причащения Тела и Крови Христовых. Это ожидание укрепляет нашу волю, поддерживает нас в нашем подвиге, целью которого становится радость вечернего причащения.

Однако, в наши дни такое исконное понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего богослужения с причастием практически утеряно, и поэтому она совершается преимущественно с утра. Это связано с тем, что большинство христиан в будни не имеют возможности соблюдать строгий пост, да и на вечернюю службу порой не остается ни сил, ни времени.

Если же служится вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров, то готовиться к ней следует как к обычной литургии. То есть вычитывать все положенные правила, побывать на исповеди, ничего не пить и не есть как минимум с полудня.

О некоторых заблуждениях

  Как это нередко случается в церковной среде, в отношении различных таинств и служб создаются и распространяются различные суеверия. Одним из них является мнение, что Литургия Преждеосвященных Даров служится для тех, кто болеет или страдает от какого-либо недуга. Скорее всего, это заблуждение связано с тем, что во время данной литургии христиане причащаются Святыми Дарами, заготовленными заранее. По аналогии – заранее заготовленными Дарами обычно на дому или в больнице приобщаются Христовых Тайн люди, в силу своего здоровья, не имеющие возможности присутствовать на литургии.

Причаститься в этот день может любой член общины, подготовившийся к принятию Святых Христовых Тайн соответствующим образом. Исключение делается только в отношении младенцев. Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров причащают Телом, напитанным Кровью, вливая в Чашу простое вино, не являющееся Кровью. А младенцев же, как правило, причащают только Святой Кровью, так как они не могут принять твердую частицу Тела Христова (и разжевать Ее). Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров младенцев причащать не принято.