[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
«Что мне сделать для того, чтобы быть совершенным?» — спросил Спасителя Христа богатый юноша. И Христос, как бы откликаясь на собственные слова «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен», ему ответил: «Следуй за Мной» — не в том только смысле, что «Оставь позади все свои земные заботы и иди среди толпы Моих учеников», но «Следуй за Мной всем внутренним твоим строем, всем внутренним путем твоим, потому что Я — Путь, Я — истина, Я — жизнь». Следуй за Мной… Но условие тому — оставить в стороне все то, что составляет мнимое наше богатство, все то, о чем мы говорим: «Это — мое». Потому что Царство Божие — не царство собственников, Царство Божие — это Царство любви, где никто не может ничего себе присвоить, ничего назвать своим, потому что все, все, что мы имеем, все, чем мы являемся — ничто иное, как дар любви, Божией любви и любви человеческой к нам. Наше существование, жизнь, которая бьет ключом и в душах и в телах наших, и ум, и сердце, и живая воля, и дружба, и родные, и родина, и красота земли, и ужас, в который мы погружены для того, чтобы в него внести свет Божий и любовь Божию — все от людей и все от Бога, — все от любви.
Царство Божие — не царство собственников, Царство Божие — это Царство любви, где никто не может ничего себе присвоить, ничего назвать своим, потому что все, все, что мы имеем, все, чем мы являемся — ничто иное, как дар любви, Божией любви и любви человеческой к нам.
И в тот момент, когда мы хотим что-либо себе присвоить, сказать «это мое», мы выпадаем из Царства Божия, потому что то, что мы считаем своим, уже не дар любви, а собственность. Если мы хотим быть совершенными, мы должны высвободиться, вырваться из этого сознания, будто что-либо есть мое, для того чтобы войти в тайну Божией и человеческой любви.
Юноша, который обратился к Спасителю Христу, был богат земным имением, имуществом. Может быть, кто скажет: «Но у меня же ничего нет!» Нет, не станем обманываться. Каждый из нас гордится, кичится чем-либо, каждый из нас считает, что у него есть нечто драгоценное, свое: у кого ум, у кого отзывчивое сердце, у кого красота, у кого дар речи, у кого ученость, у кого простота сердечная — каждый из нас может в себе найти что-либо, что он считает своим собственным даром, тем, что ему принадлежит исключительно, то, что является как бы его меткой. И каждый из нас должен отказаться от этого сознания — не отказаться с чувством нищенства, обездоленности, а с ликующим сердцем, что если это не мое, то все, что у меня есть, все без остатка есть дар любви и свидетельствует о том, что я Богом любим, и что я Богом любим и лично, и через обстоятельства жизни, и через людей. И тогда жизнь становится действительно началом Царства Божия; и тогда мы можем следовать за Христом, потому что о Христе мы знаем из всего Евангелия, из свидетельства апостолов, что Он, богатый Божеством, сияющий славой, решил, захотел нас ради, по любви к нам, обнищать, стать нищим, стать ничтожным, стать беспомощным, стать уязвимым, отдаться в руки людей. Он, Господь и Бог наш, захотел принять на Себя образ рабский, образ слуги, образ обездоленного в обездоленном народе, среди обездоленных, нищих людей.
«Никто не благ, кроме Бога». Но путь к этому один: уподобиться Христу, стать на Него похожими, идти Его путем, выбрать Его нашим путем, нашей истиной, нашей жизнью, обнищать до конца, чтобы все было Божие, чтобы не осталось в нас ничего, кроме торжества Божественной благодати и жизни.
И только так можем мы уподобиться Сыну Божию, Который является образом, постижимым нам явлением Бога в Его любви, в Его смирении, в Его величии.
Вот о чем нам говорит сегодняшний рассказ евангельский, вот к чему мы призваны: и мы призваны быть совершенны, как Отец наш Небесный. Спаситель говорит: «Никто не благ, кроме Бога». Но путь к этому один: уподобиться Христу, стать на Него похожими, идти Его путем, выбрать Его нашим путем, нашей истиной, нашей жизнью, обнищать до конца, чтобы все было Божие, чтобы не осталось в нас ничего, кроме торжества Божественной благодати и жизни.