[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Новоайдарский округ – самый молодой в Луганской епархии. В нем нет старинных храмов, прославивших себя чудотворениями икон или таких мест, куда бы устремлялись сотни паломников. Драгоценное достояние округа – люди, которые своими молитвами, своим бескорыстным служением на ниве Христовой позволили укрепиться Православной Вере на родной шахтерской земле. Понимаешь это лишь после знакомства с ними.
Благочинный Новоайдарского округа настоятель Архистратиго-Михайловского храма пгт. Новоайдар протоиерей Василий Попов встретил меня на перекрестке у въезда в поселок. Несколько минут езды на легковом автомобиле, и мы у ворот Архистратиго-Михайловского храма. Здесь уже поджидают нас несколько батюшек, которые (так задумано), словно эстафетную палочку, будут передавать журналиста из рук в руки, пока он не посетит основные приходы Новоайдарского округа. Основные приходы – те, где есть типовые храмы.
Отец Василий приглашает в здание воскресной школы, где решено провести для епархиальной газеты небольшую ознакомительную беседу и, так сказать, расставить акценты.
-Что хорошего у нас? – Задает благочинный вопрос и сам же на него отвечает. – Богослужения проводим строго по Уставу, и это очень нравится прихожанам.
Уже по традиции интересуюсь достопримечательностями благочиния.
— Нет у нас особых каких-то достопримечательностей, — отвечает отец Василий. – А вот что заслуживает внимания, так это то, что в поселке Новоайдар и других приходах благочиния молитвенное состояние не прерывалось у верующих в самые лютые годы богоборческого разгула. Подлинное украшение нашего благочиния – люди. И на этом, пожалуйста, сделайте акцент.
Как бы в подтверждение сказанного отец Василий поведал историю Архистратиго-Михайловского храма. Церковь была построена в 1797 году стараниями священника Даниила Пантелеймонова, служившего храму более 40 лет. В 1845 году храм перестроили на каменном фундаменте. Община просуществовала до середины 1930-х годов. В 1936 году здание церкви разобрали, а строительный материал использовали для постройки школы. В 1947 году прихожанами для богослужений был приобретен частный дом, в этом же году перестроен и освящен. К 2001 году, когда приход принял отец Василий, строение сильно обветшало.
-Ничего, — сказал прихожанам батюшка, — будем усердно молиться Богу. Он нас не оставит.
По словам отца Василия, история отстроенного храма, как и других типовых храмов округа, тесно связана с именем первого благочинного Новоайдарского района отца Александра Светличного. Удивительно и то, как отец Александр попал в район. Жила в селе Смоляниново Мария Антоновна Зинченко. Была она не просто хорошим христианином, но человеком горячей веры. Стараниями Марии Антоновны была зарегистрирована община. А в 2003 году она поехала к владыке Иоанникию испрашивать для своего прихода священника. Им то и стал по благословению архипастыря протоиерей Александр Светличный.
…в поселке Новоайдар и других приходах благочиния молитвенное состояние не прерывалось у верующих в самые лютые годы богоборческого разгула. Подлинное украшение нашего благочиния – люди.
— Это был удивительный человек, — говорит отец Василий, — истинный христианский романтик, который не просто отправлял службы, а горел и свое горение передавал окружающим. Стараниями отца Александра у нас появились серьезные благотворители. К примеру, частное акционерное общество «Северодонецкий Оргхим». Люди стали больше жертвовать. Строительство храмов — и не только в Новоайдаре, но и других населенных пунктах – оживилось, стало набирать обороты. То, что удалось сделать за истекшие десять лет, Вы сможете увидеть собственными глазами.
Увы, не всем праведникам Господь дарует долгую жизнь. Батюшке Александру не было и сорока, когда он ушел в вечность: врачи слишком поздно обнаружили у него раковую опухоль. Но новоайдарцы свято хранят память об этом удивительном человеке.
— Все, кто сидят за этим столом, — сказал отец Василий, — считают себя духовными чадами батюшки Александра.
И многие новоайдарцы считают также себя духовными детьми отца Александра Светличного. Отец Василий некоторых из них называет по именам. Отец и сын Владимир и Даниил Рогожниковы отстраивали и расписывали Архистратиго-Михайловский храм. С удовольствием исполняют любое послушание Галина Дубовая, Валентина Логвинова, Антонина Олейник. Особо же батюшка отмечает псаломщика Анатолия Веревку. С детства у Анатолия проявился дар все схватывать и запоминать на лету. Парень обладал феноменальной памятью и без труда поступил на философский факультет Луганского педагогического университета им. Т. Шевченко. Однако по семейным обстоятельствам учебу пришлось оставить. Однажды Анатолий зашел в Архистратиго-Михайловский храм, да так и остался там. А открыла для Церкви этот золотой самородок Мария Леонтьевна Журавлева, которая своей ревностной верой, преданностью Богу, знанием многих ремесел – она и сварщик, и швея, и маляр, и штукатур — сама для храма на вес золота.
— Такие у нас замечательные люди! – Улыбается отец Василий.
Из здания воскресной школы мы переходим в церковь. Батюшка указывает на большую икону апостола Андрея Первозванного с мощами святого – дар храму рабы Божьей Натальи:
— Когда Наталья преподнесла эту икону, я ликовал, такой драгоценный был для меня этот подарок…
Пользуясь случаем, прошу отца Василия рассказать, как он сам пришел к Богу, принял священнический сан.
Оказывается, сделать жизненный выбор ему помогла церковная музыка, которую негласно преподавали учителя в светском музыкальном учреждении. Благодаря этой музыке будущий батюшка еще в советские времена стал церковным регентом.
— Когда это произошло, — рассказывает отец Василий, — я почувствовал страшное противоречие между светской работой, на которой я был занят пять дней в неделю и службой в храме в выходные дни.
Разрешить противоречие помог ему отец Александр Светличный, который и предложил стать священником. После смерти батюшки Александра отец Василий был назначен на его место благочинным Новоайдарского округа…
Время бежит быстро. Пора в дорогу. Благочинный поручает меня попечению протоиерея Георгия Роменского, настоятеля Свято-Успенского храма в селе Гречишкино. Через полчаса мы прибываем на место.
Судьба Свято-Успенского храма во многом схожа с судьбой других церковных строений, разрушенных в богоборческие 30-е годы, возрожденных в годы военного лихолетья и вновь закрытых в хрущево-брежневские времена.
— Вновь община в нашем селе была зарегистрирована 8 сентября 1989 года, — рассказывает отец Георгий,- и произошло это стараниями рабы Божьей Марии Ивановне Бородавкиной.
По словам настоятеля, Мария Ивановна еще в 1987 году ездила в Москву к уполномоченному по делам религии ходатайствовать о регистрации общины. И настояла — таки на своем! Служили прихожане сначала в частном доме. Потом в модуле, который с одной стороны был из фанеры, с другой – из стекла.
— Когда в 1994 году я пришел на приход, — вспоминает батюшка, — у нас уже было 18 человек прихожан – такая маленькая, но дружная православная семья.
В 1999 году по ходатайству отца Александра Светличного в селе началось строительство каменного храма. Примечательно, что первый камень, заложенный в основание фундамента, отец Александр привез из Святой Земли, где батюшка побывал на праздник Преображения Господня. Камень этот был взят из самой реки Иордан.
По словам отца Георгия, храм строили всем миром. Активные члены общины ходили по дворам, собирали пожертвования. Сам батюшка Георгий взял в банке кредит и направил его на строительство церкви.
Свято-Успенский храм в Гречишкино – по сути, целый храмовый комплекс: по левую руку от центра ограды – расположен большой летний храм, по правую руку – храм в честь преподобной мученицы великой княгини Елисаветы, где проходят богослужения в зимнее время. Строили и украшали тот и другой храм профессионалы, настоящие мастера своего дела. Один из них – Михаил Лоза — делал иконостас, оборудовал красивые киоты вокруг колонн, расписывал стены.
Свято-Успенский храм обеспечен всем необходимым, чтобы церковные богослужения проходили круглый год, а прихожане чувствовали себя комфортно: в уютной трапезной их покормят, в церковной библиотеке предложат духовную литературу.
— Наш храм, — говорит прихожанка Татьяна Алексеевна Гречишкина – украшение не только родного села, но и всего Новоайдарского района. А благодарить за это надо всех неравнодушных прихожан, в первую очередь наших батюшек. И конечно – Спасителя и Пресвятую Богородицу, под омофором которой находятся храм и все село Гречишкино.
Из Гречишкино отец Георгий везет меня в Денежниково, где расположен Свято-Петропавловский храм. По дороге разговариваем. И по ходу выясняется, что батюшка – отец многодетного семейства.
— И не только я, но и другие батюшки как истинные христиане имеют большие семьи, -говорит отец Георгий. — Так у отца Владимира, настоятеля Свято-Петропавловского храма шестеро детей. А в Штормово служит отец Андрей Букаев. Так у него – восьмеро детишек. Хотелось бы, чтобы в епархии знали о многодетных семьях наших батюшек и по возможности оказывали посильную помощь…
В Денежниково меня встречает настоятель Свято-Петропавловского собора протоиерей Владимир Пузанов. И сразу речь заходит о церковном строении. И вновь убеждаюсь в том, какая трудная судьба у сельского храма. Построенная в 1863 году, церковь просуществовала до начала 30-х годов прошлого века. Общину то распускали, то вновь регистрировали. В третий раз зарегистрировали 21 мая 1998 года. С 2000 года на месте прежней Свято-Петропавловской церкви силами прихожан и тщаниями протоиерея Василия Попова начал возводиться новый храм. Закончилось его строительство в 2003 году. Из старых построек сохранилось здание крестильни, в которой в советское время находилось почтовое отделение. В настоящее время оно обложено кирпичом и отремонтировано. Сам батюшка Владимир получил назначение в Свято-Петропавловский храм в 2003 году. И сразу ощутил поддержку в лице активных членов общины. Таких, как: Елена Даниловна Шестакова, исполняющая обязанности регента церковного хора, свечница Анна Даниловна Попова, пономарь Василий Иванович Горюшко…
Как рассказал батюшка, село Денежниково – большое, зажиточное, оправдывающее благосостоянием жителей свое название. Однако и в нем есть проблемы. Одна из них – бытовое пьянство. Активных членов общины это не могло не волновать, и они попросили батюшку заказать для Свято-Петропавловского храма икону Пресвятой богородицы «Неупиваемая Чаша». Отец Владимир народную инициативу поддержал. Икону написали монахи Киево-Печерской лавры. В декабре 2009 года ее с почестями доставили в Денежниково. С того времени в селе на ее праздник проводится Крестный ход, а каждое воскресенье служится молебен.
Очень почитаема жителями села икона Николая Чудотворца с частицей мощей святого. Как и икону «Неупиваемая Чаша» ее писали для храма монахи Киево-Печерской лавры…
Из села Денежниково мой путь лежит в село Райгородка, где расположен Свято-Николаевский храм.
О Свято-Николаевском храме тоже можно рассказать много интересного. Деревянная церковь из дубового леса была построена стараниями прихожан в 1866 году. В храме было много старинных и почитаемых икон. Но главной достопримечательностью служил четырехъярусный иконостас липового дерева с резьбой и позолотой. Увы, в богоборческие годы все это благолепие было уничтожено. Возрождение храма началось 7 декабря 1995 года, когда вновь зарегистрировали общину. В настоящее время строительные работы в Свято-Николаевском храме милостью Божьей почти завершены. Примечательно, что самое активное участие в них принимали донские казаки. Но еще остались незавершенные работы – надо утеплить потолок, и что так важно – сделать новый иконостас. Проект иконостаса разработан. Осталось воплотить его в жизнь…
Когда мы находились на подворье, к ограде подъехала машина, из которой вышли прихожане храма. Приезжие, перед тем, как войти в храм, чинно перекрестились, а, войдя, долго о чем-то беседовали с настоятелям.
Перед церковной оградой установлен дубовый пятиметровый поклонный крест. По словам отца настоятеля, весит он не менее полтонны. А устанавливали его всего пять не слишком здоровых казаков.
«Бог на добрые дела дает силы, — сказал, прощаясь со мной, сказал батюшка, — вот почему в нашем благочинии так много сильных и хороших людей».
Редакция газеты «Православная Луганщина»