[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
  Продолжение цикла публикаций «История   больничных   приходов  Луганщины» проекта епархиального отдела «Миссия Церковь и медицина» Луганской епархии, «Исцеляющая вера». Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», при Луганском республиканском кожно-венерологическом диспансере.

 ***

 О том, что такое современная наука, о возможностях и границах её познания, ну и конечно о том,  могут ли научные открытия опровергать опыт веры и религиозное понимание мира, мы поговорим с главным врачом Луганского республиканского дерматовенерологического диспансера, заслуженным  врачом Украины, доктором медицинских наук, профессором Владимиром Григорьевичем Родионовым.

  С развитием научного знания, современное общество всё чаще и чаще задаётся вопросом о месте в ней религии, о соотношении между собой двух граней познаваемого мира. Научно-технический прогресс открыл перед человечеством невиданные доселе горизонты возможностей, от радиоприёмника до космических кораблей, коснувшись всех сфер нашей жизни,  самых казалось бы обыденных. Для самой же религии и верующих  людей, сам факт науки и её достижений, так же является предметом размышлений, обсуждений, возможно сомнений и испытаний их веры. Однако, как может показаться на первый взгляд, проблема соотношения религии и науки для веры христианской не нова.   Ещё древние отцы и учителя Церкви признавали важное значение, для правильного понимания христианства, даже языческой философии, матери всех наук. Святитель Василий Великий говорил: “В философском учении была тень откровенных истин, предизображение истины, изображенной в Писании, отражение света Христовой истины, подобно отражению солнца в воде”. О взаимоотношении веры и знания святитель утверждал что “В науке вера предшествует знанию”.

…религиозная вера врача способна влиять на этическое отношение к пациенту и, несомненно, на конечный результат его выздоровления.

По словам Климента Александрийского “Древняя философия была делом Божественного промышления (в истории приготовления древнего мира к христианству)… Она необходима была, грекам для руководства в правде… Детоводительствовала эллинов к Христу, представляя  в себе истину, хотя и темно и не всю, но по частям”.

Святитель Григорий Богослов писал: “Полагаю, что всякий имеющий ум, признаёт благом внешнюю учёность, которую многие из христиан гнушаются по худому разуму, как злохудожную и удаляющую от Бога”. Из всего сказанного видно, что отцы Церкви относились с глубоким уважением к честному научному и философскому знанию, но в свою очередь и величайшие ученые с почтением и благоговением относились к вере. Достаточно вспомнить имена самых известных ученых, которые изучая законы окружающего мира и совершая поистине величайшие открытия в науке, были при этом людьми весьма религиозными, полагая источником и  причиной всех открывающихся посредством науки знаний, Божественное начало.

Андрей Дмитриевич Сахаров, физик: “Я не могу представить себе вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной “теплоты”, лежащего вне материи и её законов.

Один из основоположников космонавтики, физик Варнер фон Браун ( 1912-1977 ): ”Я не могу понять учёного, который не признавал бы Высшего разума во всей системе мироздания, равно как и не мог бы понять богослова, который отрицал бы прогресс науки. Религия и наука являются “сёстрами”.

Макс Планк, в 1918 году получивши Нобелевскую премию по физике, основатель квантовой теории: ”Как религия, так и наука в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога в начале, наука – в конце всех мыслей.   Первая представляет Его как основу, вторая – как конец всякого феноменального представления о мире”.

Первооткрыватель радиоактивности, Анри Беккерель засвидетельствовал: “Именно мои работы привели меня к Богу и вере”.

Один из основоположников электродинамики – физик Ампер сказал: “В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу“.

***

     — Владимир Григорьевич здравствуйте, наш современник, ученый и в то же время глубоко верующий человек святитель  Лука (Войно-Ясенецкий),  утверждал ошибочность мнения о противоречиях между наукой и религией и главной причиной этого он считал поверхностное знание как в области науки, так и в области религии, называя полузнание – бичом нашего времени, в подтверждении  он приводил мысль о том что “Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него”, как Вы считаете,  можно ли предположить, что малообразованность, а порой, возможно, и полное невежество в вопросах как науки, так и веры, являются главной причиной существующего мнения о противоречиях между наукой и религией?

— Считаю, что наш коллега, гениальный врач и священник Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, он же, архиепископ Лука, заслуженно Православной Церковью причислен к лику святых. Да, очевидно и не потому, что он был глубоко верующим человеком, таковых на сегодня не мало, а потому, что по его стойкому убеждению служение Богу и людям, это не взаимоисключающие понятия, а свидетельство высоты духа. Согласно его мнению, люди не способны постигнуть своими научно-познавательными способностями то, что за вещами или сущностью вещей, а ещё более Первосущности, которую он обоготворял, отдавал почести Создателю, то есть Богу, причём как единственному, не имеющему себе подобных и не зависимо от вероисповедания. Интересен сам факт дня смерти Луки, это совпадение или ознаменование Божие. Он умер в воскресенье, 11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших. К счастью, мне довелось побывать на могиле архиепископа Луки в Симферополе. Касаясь противоречий науки и религии, ничего не могу добавить к словам великого физика Д. Томсона: «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога и увидите, что наука не враг, а помощник религии».

 — Если утверждение о полузнании верно то, что же такое атеизм, претендующий на звание “научный”, который действительно, в своих главных постулатах  берется утверждать, что именно наука, является той реальностью, которая опровергает и Бытие Бога, и, следовательно, любое религиозное понимание мира, возможно ли вообще, с помощью научных методов опровергнуть существование Высшего Разума, или атеизм является лишь некой идеологической системой, главная философия которой “борьба с Богом” и не о какой “научности” в ней и речи даже не идёт?

— Что касается высказывания архиепископа Луки в отношении полузнаний, я с ним совершенно согласен. Никогда и никому из дилетантов, имеющих только поверхностные знания или знакомства с какой-нибудь областью знаний, не давали возможности прийти к одной из наиболее сложных форм человеческого самосознания, которое называется мировоззрением. В мировоззрении человек в первую очередь должен осознавать себя и свое отношение к миру как целому, частью которого является, и он сам. Но, к сожалению, не всем это дано и формируется оно в сознании конкретных людей. Мировоззрение, это совокупность духовной жизни человека, его мироощущение и миропонимание. «Я считаю необходимым и неминуемым требованием моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума» — так очертил свое мировоззрение великий хирург Николай Иванович Пирогов.

«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога и увидите, что наука не враг, а помощник религии».

Цитируя по апостолу Павлу: духовные люди — «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, — «новые люди, это возрожденные благодатью Всесвятого Духа».  Отсутствие духовности – это и есть та самая разруха в головах, как сказал профессор Преображенский из легендарного «Собачьего сердца». В данной ситуации главное, чтобы не было ложной духовности или спекуляции духовностью, где всегда есть какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности.

По-настоящему духовный человек делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. Как бы и что бы нам не внушала современная полузнающая «культура», духовность – это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни, как личной, так и в социуме. Поэтому архиепископ Лука с надеждой, верой и с ноткой оптимизма писал, что «Люди, по духу сродные Богу любви, воспринимают Духа Святого и неуклонно совершенствуются в добре и любви».

По определению, «атеист» — это не тот, кто не знает, существует ли Бог, а тот, кто определенно утверждает, что Его нет. Однако утверждение «Бога нет» является, по крайней мере, не более доказанным фактом, чем утверждение о том, что Он существует.

Касаясь вопросов науки, необходимо отметить, что по значимости (не по сложности) для людей она стоит в том же ряду, что и мифология и религия. Религиозные доктрины и их язык практически не отличаются от языка повседневного общения людей, их идеи близки и понятны нам, чего не скажешь о науке, которая, казалось бы, стремится к простоте и ясности. Более того, вопрос о природе науки самой науке не принадлежит, да и нет той специальной науки, которая могла бы ответить на данный вопрос. В конце концов, наука – это часть глобального познавательного процесса. Поэтому, вся суть заключается в том, что Бог в разумном смысле не является не только формальным объектом, но и вообще объектом. Для верующих людей это ценность, к тому же величайшая, а ценности и знания – знаки принципиально разных типов. Невозможно проверить «несуществование» чего-то, находящегося за пределами, доступными исследованию. Альберт Эйнштейн сказал: «Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые приводят нас к вере». Именно поэтому наука не может отвергать бытие Бога, так как эта тема лежит вне её компетенции, как и вся область сущностей. Я полагаю, что мы никогда не сможем похвастаться абсолютным пониманием мироздания.

…духовность – это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни, как личной, так и в социуме.

На сегодня мы все прекрасно понимаем, что атеизм – простое отсутствие веры в существование богов и это слово стало означать определённую философскую позицию. Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. По определению, «атеист» — это не тот, кто не знает, существует ли Бог, а тот, кто определенно утверждает, что Его нет. Однако утверждение «Бога нет» является, по крайней мере, не более доказанным фактом, чем утверждение о том, что Он существует. В свое время в 50-60-е годы прошлого столетия говорили: «Наука доказала, что бога нет». Апелляция к науке была отчасти наивной, но и убедительной для массового сознания. Когда использовалось слово «атеизм», все понимали, что это что-то из безбожия, а когда еще и прибавилось слово «научный» ― это получило дополнительный смысл.

Невозможно проверить «несуществование» чего-то, находящегося за пределами, доступными исследованию.

Атеизм это всего лишь один из претендентов на истину и никак не лучше других убеждений. Здесь невольно вспоминаем, что Библия велит нам любить наших ближних, а также – наших врагов; вероятно, потому, что по большей части это одни и те же люди. В мире есть немало людей, которые в жизни не задумывались о вере в Бога, не причисляют себя ни к одной из религий и они абсолютно не имеют никакого отношения к атеизму. Вспоминается песня В. Высоцкого «О переселении Душ»: «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто – в Иисуса, кто ни во что не верит, даже в черта назло всем…». Если вы спросите у таких людей, есть ли в мире Бог – они вам скажут, что не знают и этот вопрос их не тревожит. Ну, и Бог с ними, это их право и их выбор. Кто не верует в Бога, тот принимает всю вину за этот мир на себя. Мы бессознательно думаем, что Бог видит нас сверху – нет, он видит нас изнутри.

— Расскажите, пожалуйста, о своём  собственном религиозном опыте и что лично Вам даёт как учёному и врачу, вера?

— Медицина во все века была связана с религией, а религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. Не случайно выше я привел слова великого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Благодарю судьбу за возможность дважды посетить его музей в деревне Вишня Винницкой области. Первый, будучи студентом, вернее субординатором по хирургии, второй, уже, будучи хирургом. Меня поразила глубина его познаний анатомии, его профессиональные рисунки строения органов человека и анатомо-хирургических разрезов, рационализм оперативных вмешательств, а главное, преданность своему ремеслу и служение людям, что было свойственно и великому архиепископу Луке. Хотел бы привести некоторые высказывания и отношение к Богу великих Мира сего. Так, Михайло Ломоносов писал: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию». Луи Пастер говорил: я молюсь во время своих работ в лаборатории. Наш земляк В.И. Даль, писатель, учёный, лексикограф, доктор медицины и автор лучшего «Толкового словаря живого великорусского языка» был православным христианином, прекрасно знал Библию и религиозную литературу. Известный учёный Андре Ампер, словно в наставление учёным нашего времени, писал: «Берегитесь заниматься исключительно наукой… Одной рукой исследуй природу, а другой, как за одежду отца, держись за край Божией ризы» и его же восклицанием можно завершить: «Как велик Бог, а наше знание ничтожно!». Как можно не внять всему этому? Какие еще нужны аргументы об общности врачевания, науки и духовности? Все это дает мне силы, веру и надежду в завтрашний светлый и счастливый день. Нельзя сегодня жить без веры!

Вылечить болезнь это половина пути, помочь пациенту найти силы к выздоровлению и жить дальше, вот что самое главное. Считаю, что в этом и заключается основная задача нормального врача.

— Как Вы считаете, имеет ли вообще значение для врача его внутренние духовные ориентиры, могут ли они влиять на лечебный процесс, на отношение с пациентами и вообще на конечный результат его труда?

— Медицинский профессионализм предполагает наличие у врача высоких духовно-нравственных качеств и биоэтических знаний. Вылечить болезнь это половина пути, помочь пациенту найти силы к выздоровлению и жить дальше, вот что самое главное. Считаю, что в этом и заключается основная задача нормального врача. Если тяжелая болезнь не всегда приводит человека к Богу, то, во всяком случае, она всегда дает повод хотя бы задуматься о Нем, создает духовную атмосферу, в которой мысли о Боге становятся актуальными даже для тех, кто до болезни был совершенно равнодушен к религиозным вопросам. Врач это психолог, который лечит не только физическое тело, но и душу. Важная роль в этом процессе принадлежит религиозной вере, не фанатичной, а осмысленной и осознанной. Мы ведь, в нашей практике зачастую беседуя с пациентами, даже порой не задумываясь, говорим: «с Божьей помощью» или «будем просить Господа» и т.д. Выступая основой саморегуляции человека, мне представляется, что религиозная вера врача способна влиять на этическое отношение к пациенту и, несомненно, на конечный результат его выздоровления.

 — В мае прошлого года, митрополит Луганский и Алчевский Митрофан освятил часовню построенную на территории лечебного учреждения, которое Вы возглавляете. Нам известно что часовня воздвигнута по Вашей инициативе и Вашими собственными силам, как давно и почему возникла такая идея и как к появлению на территории больницы-часовни, отнеслись Ваши сотрудники и пациенты?

— Эта идея возникла не спонтанно. Необходимо было время для осмысления и переосмысления происходящего вокруг и внутри себя. Придя более 20 лет назад заведующим кафедрой, будучи уже доктором наук и профессором, а затем одновременно в этот же год и главным врачом, прошел нелегкий путь становления с учетом интриг и закулисной борьбы. Проходил не просто, без «мохнатых лап», блата, на десятках анонимок во все инстанции и, вот тогда внутренне понимал, что какие-то неведомые силы меня ведут и помогают. Тогда же решил облагородить территорию больницы, посадил ели, разбил клумбы для роз, привез крупные камни для формирования альпийской горки. Один из них, самый огромный поставил вертикально (стоит по день сегодняшний) и голос извне мне подсказал – со временем поставь здесь храм-часовню. Все эти 20 лет я ее представлял именно такой, какой и создал. Надеюсь, сотрудники, да и пациенты отнеслись и относятся с пониманием и благодарностью, возможно, не все, но об этом надо спросить у них, а главное, что есть понимание супруги, детей и их семей, которые одобрили мою идею.

 (Продолжение следует)

***

Адрес больницы: г. Луганск ул. Краснодонская, 14 тел.50-70-37.

Часовня: 0990398860; 0721304181:

e-mail: evdanko78gma@gmail.com

 

Материал подготовил

Руководитель епархиального отдела Луганской епархии «Миссия Церковь и медицина»,

 настоятель больничного храма иконы Божией Матери «Млекопитательница»

Протоиерей Евгений Данько