[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Светлой памяти Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Митрофана, редакция епархиальной газеты «Православная Луганщина» публикует архивные материалы с проповедями, комментариями, а также интервью новопреставленного Владыки.


— Расскажите, прежде всего, немного о себе…

— Родился я на Хмельничине, сам из верующей семьи, родители у меня тоже были верующие. Отец столяр, мать работала в детском саду.  В детстве я посещал церковь пока в девятом классе меня не вызвали к директору и сказали, что я позорю нашу школу, потому что хожу в храм. Я был вынужден ездить в другой городок, где был знакомый священник, которому я мог помогать и стал там пономарить. Снова были неприятности, приходили к родителям, говорили с ними. После школы я отслужил в армии, затем поступил в Одесскую духовную семинарию, а после в Московскую духовную академию. Затем был направлен на учебу в Христианскую богословскую академию Польской Православной Церкви в Варшаве, в рамках обмена между польскими студентами и студентами из тогдашнего СССР. На третьем курсе обучения в Варшаве я решил принять монашество. На мой выбор во многом повлиял архимандрит Кирилл Павлов из Троице-Сергиевой Лавры.

 — 20 июля Священный Синод назначил Вас на Луганскую кафедру. Что вы можете сказать об этой епархии?

— Луганская епархия это одна из основных епархий на востоке страны и одна из важнейших в нашей Церкви. Сейчас она насчитывает 270 приходов, свыше 300 священников. Мои первые впечатления от кафедры скорее положительные. В области есть искренне верующие люди. Это было главным ободрением для меня. Хотя, безусловно, надо приложить еще очень много усилий, чтобы помочь этим добрым росткам прорасти. Последние годы владыка Иоанникий болел и не мог влиять на течение дел в епархии. По своей немощи он даже не мог принимать людей. И для начала мне пришлось элементарно наладить прием посетителей и решить множество вопросов пастырского, канонического, духовного, экономического характера. Слава Богу, что мне дали в помощь викарного епископа, владыку Никодима и мы вместе сумели оказать внимание тем людям, которые приходили к нам и задавали вопросы и решали проблемы.

— Что вы предприняли в первую очередь?

— Одним из первых моих действий было восстановление работы епархиальных отделов, которые отвечают за различные сферы жизни и деятельности епархии. В Луганской епархии нам нужна серьезная миссионерская работа. Годы атеизма не прошли бесследно для этого региона. По-сути мы сейчас занимаемся тем, чтобы поднять здесь духовную жизнь, традиции и активно возрождать Православие.

— Луганская область всегда считалась красным, коммунистическим регионом. Это сильно сказалось на духовной атмосфере региона?

— Пережитки атеистического прошлого действительно остались. Но, слава Богу, православная вера возрождается в регионе, открываются новые приходы, строятся храмы. Всё это вселяет оптимизм в духовное возрождение этого края.

— Чем отличается менталитет жителей Луганской епархии, скажем от верующих в Белой Церкви?

— С одной стороны во времена советской власти это был весьма атеистический регион и борьба с Церковью была более масштабной, чем в Центральной, не говоря уж о Западной Украине. Храмов было мало. И это отложило отпечаток на народ. Но, с другой стороны луганчане истосковались по проповеди. Эти люди с детской искренностью и жаждой хотят слышать Божье Слово. В общем, те же шахтеры, металлурги это очень благодатная почва для сеяния Слова Божьего. Они хотят слушать и готовы слушать.

— Как вы оцениваете конфликт который имел место среди духовенства при Вашем предшественнике? Что можно сделать, чтобы добиться возврата незаконно отчужденного имущества?

— Действительно за последнее время здесь возникло несколько проблем, которые нужно было решить. Они возникли в связи с тем, что владыка Иоанникий по состоянию здоровья, не мог управлять епархией. Но, я бы не сказал, что духовенство в результате этого конфликта как-то разделилось. Было разделение и недопонимание среди ближайшего окружения владыки Иоанникия и только. Главная проблема, которая возникла в последнее время: имущество епархии в результате ряда манипуляций нечестных лиц перешло в частную собственность. И нам нужно вернуть епархии то, что ей принадлежало – помещение и землю. Я надеюсь, что люди, которые присвоили то, что принадлежало епархии поймут неправильность своих действий и вернут это имущество добровольно. В противном случае нам ничего другого не остается, как добиваться его возвращения через суд.

— А как быть с каноном запрещающим верующим судиться друг с другом?

— Канон касается разрешения духовных и канонических вопросов. Мы будем обращаться в суд относительно епархиального имущества. То есть мы хотим вернуть то, что было куплено за епархиальные деньги. У нас нет другого выхода, как только идти в светский суд. Впрочем, прежде чем подать иск я обязательно буду советоваться с Блаженнейшим по этому вопросу и возможно решение будет другим.

— Чем еще кроме иска вы намерены заняться?

— Работы очень много. Нам нужно с нуля построить епархиальное управление. Необходимо возродить социальное служение, заняться духовным образованием, элементарно навести порядок на приходах. Священники должны быть более ответственны и думать не только о себе, но и о своей пастве.

-Какие конкретно миссионерские проекты вы намерены развивать в регионе?

— Прежде всего, нужно ввести преподавания христианской этики и библейской истории в общеобразовательных школах. К сожалению, в Луганской области очень мало школ, где ведется преподавание этого предмета, в отличие, кстати, от других регионов. Поэтому мы намерены общаться с департаментом образования Луганской ОГА о введении их предметов. Причем, мы намерены использовать практику, уже имевшую место в Белоцерковской епархии, когда учителей готовили к преподаванию этого предмета. И преподают его учителя, прошедшие духовную подготовку.

Еще один вопрос – поднятие уровня церковного образования. У нас в Луганске есть Богословский университет и крупнейшая в Украине православная гимназия. Оба учебных заведения мы будем поддерживать и развивать. Образование — это важный элемент процесса духовного возрождения.

Очень остро стоит проблема наркомании и алкоголизма. Церковь, безусловно, должна уделять внимание людям, страдающим наркоманией и алкоголизмом, помогать им выходить из зависимости и заниматься их реабилитацией. Мы будем искать возможность работать с этими людьми.

Мне известна так называемая «миссионерская» Литургия. Это хорошая идея. У нас есть образованные священники, которых я намерен благословить совершать такие Литургии в Луганске.

Кроме того я считаю очень важным создание при приходах групп по изучению Священного Писания. Это будет способствовать духовному развитию людей.

— У вас в епархии служит известный проповедник, работающий в сети Интернет – протоиерей Александр Авдюгин. Как вы относитесь к его деятельности?

— Положительно то, что он делает. Сегодня молодежь очень много времени проводит в Интернете.  И многие из молодых людей заходят на его страницу, и читает полезное о Христе и христианстве, что можно только приветствовать. По Интернету можно и пообщаться с отцом Александром, и задать ему вопрос, и получить ответ.

— Расскажите, пожалуйста, пытаются ли священников вашей епархии втянуть в политическую деятельность?

— За четыре месяца моего пребывания в Луганской епархии таких случаев не было. Скажу по опыту пребывания в Белоцерковской епархии, что к нам обращались представители политических сил с незаконной просьбой помочь в предвыборной агитации, а здесь — нет.

— Вернемся к конфликту в епархии. Как вам удалось загладить его, без того чтобы настроить против себя прихожан и священнослужителей? Ведь были и другие примеры, когда в ситуации конфликта меняли епископов и раззадоренная скандалом паства не принимала нового епископа.

— Очень важно общаться с людьми, причем как с духовенством, так и с прихожанами. Важно рассказывать людям зачем и с чем ты пришел, дать понять в чем проблема и почему произошла ротация епископа. Авторитаризмом ничего не добьешься. Если пришел новый руководитель и начинает жестко управлять, не изучив ситуации в епархии, не пообщавшись с духовенством и людьми,   ничего хорошего из этого не выйдет.

— Может быть, стоит также применять такой инструмент, как выборность епископата? Если народ сам выберет епископа, он не станет противоречить новому священноначалию?

— Для  того, чтобы возродить выборность нужно возродить общинную жизнь и утвердить людей в христианской вере. Потому что те, кто только ищет Бога, кто не просвещен, кто на пути познания духовных ценностей, он не может участвовать в таких выборах. Выбирать должна община. Но кого относить к общине? Кто будет иметь право избирать епископа? Прохожий, который зашел в храм поставить свечку? Тот, кто приходит лишь на Пасху? Выбирать может утвердившийся в вере человек, живущий полноценной духовной жизнью. Конечно, выборы возможны, если есть община искренне верующих во Христа людей, объединенных служением Богу и ближним, живущих регулярной литругической жизнью.  Чтобы таких людей было больше нужно воссоздавать общинную жизнь. И когда у нас большинство приходов станут крепкими общинами с верующими и просвещенными христианами,  только тогда можно будет говорить о выборности епископата.

— Последнее время участились нападки на Церковь. В частности протестуя против сращивания Церкви и власти, а также против роскошных автомобилей священноначалия организация Femen устроила акцию спиливания крестов. Как вы относитесь к этому?

— Спиливание крестов – это ужасный и главное бессмысленный поступок. Говорят, что Церкви так отомстили за то, что духовенство ездит на дорогих машинах и ведет себя неподобающе. Но, какое отношение поклонный Крест в память жертв сталинских репрессий имеет к дорогой машине епископа или священника? Прежде всего, смотреть нужно на самих себя. И обличать в грехах тогда, когда ты сам безгрешен. Поэтому логики в этом поступке нет. Зато есть PR собственной организации. Еще я хотел бы коснуться другого аспекта. То, что произошло, свидетельствует о духовно-нравственном падении части нашего общества. В этом есть вина всех. А для нас это свидетельство того, как много надо сделать, чтобы духовно возродить общество.

— Судя по реакции общества наличие дорогих автомобилей и мобильных телефонов смущает не только Femen, но и представителей светских СМИ, например…

— Я не хочу идеализировать наше священство. Это люди со своими немощами и недостатками. Конечно, кое-кому из священников и епископов стоит помнить, что мы должны давать пример для пасомых своей жизнью. И нам надо отказаться от всего, что подает соблазн верующим.

— И последний вопрос к Вам, как к главе отдела внешних церковных связей. Как вы относитесь к принятым Верховной Радой изменениям в закон «О свободе совести и религиозных организациях», значительно усложняющих процедуру регистрации новых церковных объединений и перерегистрацию существующих?

— На наш взгляд этот закон не нужен. Для верующих людей его принятие повод для смущения и недоверия к власти. Поэтому Украинская Православная Церковь в рамках Всеукраинского Совета Церквей выступила против этого законопроекта. И призывает Президента наложить на него вето.

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2012, Ноябрь