[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Библия о Крещении и Богоявлении

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Какова центральная идея праздника Крещения Господня?

Главную мысль, которую Церковь положила в основу праздника Богоявления, очень ярко и точно выразил апостол Иоанн Богослов: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1: 14). Говоря проще, Богоявление – это торжество людей, к которым пришел их Бог и Создатель. В принципе, ту же идею заключают в себе и все другие христианские праздники, поскольку само христианство является религией, в которой Творец нисходит к Своему творению, становясь его частью, но, не сливаясь с ним и не переставая оставаться Творцом. Однако именно Богоявление в своих литургических текстах наиболее полно обыгрывает эту мысль – Тот, Кто создал всю вселенную, Кто повелевает стихиями, Кому подвластны ангелы и демоны, смиряет Себя до уровня простого Сына Человеческого, принимает нашу природу, подчиняет Себя законам материального мира и в конечном итоге погружается в воды Иордана. Явление Бога человеку – стержневая идея и Святок в целом, и современного праздника Богоявления в частности.

Зачем в Иордан погружался Христос? Ведь Он безгрешен

Да, Христос безгрешен, а Иоанново омовение было символом покаяния и веры в грядущего Мессию. Иисус лично не нуждался в таком омовении, но Он все-таки совершил обряд, и Церковь усматривает в этом поступке Спасителя очень глубокий смысл.

Прежде всего, погружением в реку наравне с другими кающимися Христос показывает, что добровольно и всецело подчиняет Себя всем условиям падшего мира. А раз грешники должны были пройти очистительный ритуал во имя Того, Кто искупит их грехи, то и Сам Искупитель проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между Ним и теми, кто в Него верует.

Своим омовением Иисус исполнил последнюю заповедь Ветхого Завета, и одновременно – освятил грядущее новозаветное Таинство Крещения. Теперь всякий, над кем оно совершается, незримыми ниточками соединен с Богом, Который пришел в мир ради спасения каждого из нас.

Что символизирует собою погружение в воду? Почему именно вода является ключевым образом праздника?

Для людей погружение в купель связано с покаянием – то есть с радикальной переменой своего внутреннего мира и очищением от тех духовных язв, которые поразили всех нас после грехопадения Адама.  А очистившись, человек становится способным принять ту благодать, которая даруется Христом через Крещение.

Почему именно воду избрал Христос? Потому что это как раз то вещество, вне которого и без которого немыслима сама биологическая жизнь. Это первоэлемент всего земного бытия. Например, посылая космические аппараты на другие планеты, ученые ищут в первую очередь воду в любом ее виде. Без воды невозможно протекание большинства химических реакций. Она всегда была символом жизни и чистоты, и неудивительно, что Христос освящает вещественный мир через воду, а не каким-либо иным способом.

Каковы свойства крещенской воды?

Во время великого водоосвящения молятся о том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела, чтобы получила она благословение Иорданово, отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы она приводила в жизнь вечную и мы, через вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения.

Каждый верующий имеет дома крещенскую святую воду. На протяжении года и более она не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая вода обладает большой целительной силой, но действие ее зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом количестве утром, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости (при сильном действии какой-либо страсти, а также в болезни и скорби).

На Богоявление освящают воду. Каковы ее свойства? Правда ли, что она особенная? Как ее используют, и для чего она нужна?

Начнем с того, что вода освящается особым чином, который совершается лишь раз в году – именно в этот день. Этот чин так и называется – великое освящение. Вне богослужебного календаря он совершается только во время Таинства Крещения – именно его молитвы произносит священник, благословляя купель, в которую погружается крещаемый человек (кстати, это еще один намек на связь праздника и Таинства).

По традиции Русской Церкви, Богоявленская вода освящается утром и вечером. Среди прихожан распространен взгляд, что «вечерняя» и «утренняя» вода имеют различную «энергетику», но такие заявления глубоко чужды церковному преданию. Традиция двукратного освящения – чисто историческая: со временем прихожан в храмах стало так много, что освященной за один раз воды не хватало на всех желающих ее получить. Но никакой разницы не существует между той водой, которая была освящена на малой вечерни Сочельника, и той, которую освятили после Литургии в сам праздник.

Вода эта – действительно особенная. Издревле ее называют Агиасмой (в переводе с греческого – «великая святыня»), и она почитается лишь немногим меньше Причастия. Даже молитвы великого чина освящения напоминают Анафору – самую главную молитву, во время которой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Церковь верит, что после великого чина крещенская вода необъяснимым образом становится той самой водой, в которую вошел Спаситель две тысячи лет назад. Отсюда – и такое огромное благоговение к этой великой святыне.  В некоторых случаях Агиасма становится эквивалентом Причастия. Например, когда из-за тяжких грехов человеку запрещено приступать к Чаше, ему разрешено пить Агиасму как некое утешение в период исправления.

Принимают Агиасму только внутрь, иногда каплями можно окроплять лицо. Пьется она натощак и обязательно – с молитвой и верой. Как и у всякой другой святыни, цель Агиасмы – внести в обыденную жизнь сакральный элемент и на вещественном уровне обеспечить максимально возможное единение Бога и человека. Ведь человек состоит не только из души, но и из тела, и материальная природа тоже участвует в процессе богообщения.

Чем Агиасма отличается от воды, освящаемой в другие дни года?

Кроме Богоявленской православная традиция знает и другую святую воду – она благословляется «малым» чином в остальное время. Это тоже святыня, но меньшего порядка, чем Агиасма. Ее святость сродни святости любого посвященного Богу предмета – то есть на нем благодать Божья почивает, но каких-либо существенных преобразований с ним не происходит. А вот в случае с Агиасмой и с Причастием все как раз наоборот – вода, хлеб и вино, сохраняя свои физические свойства, приобретают новые качества и являют собою совершенно иную, отличную от земной, реальность.

Крещенские купания – имеют ли они сакральный смысл, или это сугубо народная традиция?

Скажем так – и да, и нет. Какого-то магического или сверхъестественного значения они не имеют. Хорошо, если человек, окунаясь в прорубь, делает это с верой и молитвой для того, чтобы очистить себя от душевной скверны. По вере его и будет ему. Если же купание в полынье воспринимается как некая оккультно-оздоровительная практика либо совершается во имя «спортивного интереса», то духовная польза от такого мероприятия весьма сомнительна.

Материал взят из открытых источников