[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Могут ли муж и жена быть восприемниками (т.е. крестными родителями) у одного и того же ребенка?

Вопрос этот является актуальным и сегодня, т.к. восприемничество – важная и неотъемлемая составляющая современной церковной практики в крещении младенцев.

Сделаю сразу оговорку, что очень многие однозначно считают, что муж и жена не могут быть восприемниками у одного ребенка или, если они таковыми стали, то соответственно не должны между собой вступать в брачные отношения. Объясняется это наличием духовного родства, установившегося при Таинстве Крещения.

С точки зрения Правил Православной Церкви данное предположение не выдерживает никакой критики и, кроме того, совершенно не логично. Церковные каноны практически ничего не говорят о двух или более восприемниках при Крещении (это уже более поздняя, хотя логически оправданная, традиция) и тем более об их брачных отношениях.

Поэтому, не выходя из понимания канонического пространства, можно четко констатировать, что муж и жена (действительные или будущие) могут быть восприемниками у одного ребенка.

   Для большего понимания отметим, что древние церковные Правила вообще говорят об одном восприемнике для ребенка, причем соответствующего пола: для мальчика – мужчина, для девочки – женщина.

Когда в церковной практике стало появляться смешанное восприемничество, то Правила строго-настрого воспретили брак между восприемником и его духовной дочерью или восприемницей и ее духовны сыном, т.к. по аналогии с кровным родством, через Крещение устанавливается духовное родство, которое однозначно важнее, чем родство по крови (см. Правило 53 VI Вселенского собора). Это же правило предписывает, чтобы «восприемник не смел вступать в брак и с вдовой матерью крещенного ребенка… Воспрещается, таким образом, канонически брак в духовном родстве между восприемником и его дочерью (первая степень), равно брак между восприемником и вдовой матерью крещенных детей (вторая степень)» /1, с. 539/.

В Греческой Церкви позднее возникла традиция, подобно кровному родству, наличие духовного родства до седьмой степени и соответствующие запреты на брачные отношения. «Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого (т.е. крещенного – авт.), а по восходящей линии лишь в первой степени – мать воспринятого и восприемника» /2, с. 566/. Хотя в Русской Церкви Указом Святейшего Синода от 19 января 1810 года отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым. «Синод находит непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника» /там же/. Епископ Далматинско-Истрийский Никодим в своем толковании на 53 правило вышеупомянутого VI Вселенского собора также указывает: «Но так как ни в этом трулльском, ни в другом каком-либо общецерковном правиле не упоминаются, кроме 2-й степени, дальнейшие степени духовного родства, в которых бы брак запрещался, то и воспрещение или разрешение браков в дальнейших степенях предоставлено законодательствам поместных церквей и усмотрению подлежащих епископов» /1, с. 540/.

Таким образом, никакого духовного родства собственно между восприемником и восприемницей (т.е. между т.н. «крестными родителями»), согласно церковных канонов, не устанавливается, следовательно между собой они могут вступать в брачный союз. Духовное родство устанавливается между восприемниками и их духовными чадами вместе с их плотскими родителями, вследствие чего между этими степенями духовного родства воспрещаются брачные союзы.

Однако, справедливости ради стоить отметить, что в истории канонического права есть прецедент, гласящий о запрете на брак (или расторжении такового) вследствие кумовства (211 статья Номоканона при Большом Требнике). Но при всем этом, «в настоящее время приведенная 211-я статья Номоканона не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною» /3, с 50/. Святейший Синод Русской Церкви дает следующее заключение, неоднократно потом повторяемое им и по другим делам: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно» /там же/. Святейший Синод оставлял без расторжения браки между восприемниками. В синодальном циркуляре от 31 декабря 1837 г. указано, «что так как при крещении, как показано в Требнике пред последованием о крещении, довлеет быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет основания считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою. … Тем более, конечно, не должно быть возброняемо мужу и жене быть восприемниками разных детей, хотя бы и одних и тех же родителей» /3, с. 51/.

Литература:

  1. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского. Перевод с сербского. Т.I. М.: Изд-во «Отчий дом», 2001.
  2. Владислав Цыпин, протоиерей. Курс церковного права. Учебное пособие. Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной Церкви. Фонд «Христианская жизнь», Клин. 2002.
  3. Григоровский С.П. Препятствия к Венчанию и восприемничеству при Крещении. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

 

Статью составил

архимандрит Дионисий (Тивяков),

настоятель Свято-Николаевского собора г. Стаханова