[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
«Там где красота, там Бог», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, побывав в одном из монастырей России. С древних времен монахи избирали для жизни места уединенные, но отличающиеся дивной красотой.
Вот и Свято-Рождества-Богородичный Деркульский женский монастырь расположен в одном из красивейших уголков Луганщины, почти на самой ее границе с Россией, а точнее, с Ростовской областью. Бог управил так, что редакционная командировка в женскую обитель выпала на день памяти Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца…
Духовные корни обители
Во время своих редакционных поездок по приходам Луганской епархии я не раз убеждался: последний поворот дороги к пункту назначения, за которым следует спуск, обязательно готовит нечто интересное. Так произошло и на этот раз. Лишь только мы стали спускаться в долину, как внизу забелели постройки женской обители…
Говорят: молодо – зелено. Применительно к обители это далеко не так. Официальное рождение монастыря состоялось 30 мая 2009 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира монашеская община была преобразована в Свято-Рождества-Богородичный Деркульский женский монастырь. Однако духовные корни, из которых произросло древо обители, уходят еще в век девятнадцатый и тесно переплетаются с историей Свято-Рождество-Богородичного храма. Как гласят материалы Клировых ведомостей Рождество-Богородичной церкви пос. Илларионо-Деркульского за 1900 год, «Церковь однопрестольная, построена в 1881 году усердием и на средства прихожан. Зданием она деревянная, на каменном фундаменте, покрыта листовым железом…».
Официальное рождение монастыря состоялось 30 мая 2009 года по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира монашеская община была преобразована в Свято-Рождества-Богородичный Деркульский женский монастырь.
Из истории церкви известно, что в 30-е годы прошлого века ее закрыли и переоборудовали под клуб. Затем использовали здание под зернохранилище. Богослужения в храме возобновились в 1942 году. Официально община была зарегистрирована 1 ноября в количестве 125 прихожан. В послевоенные годы посещаемость церкви была невысокой. Однако накануне праздника Рождества Богородицы в село приходило до 1500 паломников. В ночь с 20 на 21 сентября верующие совершали крестный ход в Киселеву балку к Святой кринице, где служился молебен, а утром возвращались в церковь на праздничную литургию. Но не только престольный праздник собирал богомольцев со всех концов Луганщины, Украины и даже России. С 1948 года по 1982 год настоятелем храма служил отец Феофан (Феодор Обмок), к которому за духовными советами приходили верующие из разных уголков необъятного Советского Союза. Недавно выяснилось, что духовные чада отца Феофана есть даже на Дальнем Востоке. «Великий подвижник Луганского края», — так отозвался о старце Феофане строитель женского монастыря архимандрит Павел (Валуйский) (ныне епископ Беловодский). Как рассказал отец Павел, жизнь этого необыкновенного человека была очень сложной: в семь лет он остался сиротой, был отдан на воспитание в один из монастырей Полтавщины, где и принял монашество. Когда монастырь разрушили, перебрался на Луганщину. За ревностную проповедь Евангелия получил десять лет лагерей. А вернувшись из ссылки, переехал в Красный Деркул и стал служить в Свято-Рождество-Богородичном храме. Богослужения он совершал по монастырскому уставу. И верующим, приходившим на службу, приговаривал: «Приезжайте в мою обительку». Так говорил старец в то время, когда никакой обители еще не было, как и монахов, которые бы в ней жили. Но духовным зрением своим он прозревал, что настанут времена, когда на берегах Красного Деркула вырастет монастырь.
Тридцать лет прошло, как отошел в вечность старец Феофан, но молитва, с которой он обращался к Богу, живет и поныне. Ее, как факел, принял отец Андрей Григорук, ставший настоятелем храма в 1982 году. В 2002 году, в последний год своей земной жизни, он был пострижен в монашество с наречением имени Феофан в честь Феофана Затворника. Монашеский постриг отче принял со своей матушкой и еще двумя прихожанками. Это и были первые насельники будущего монастыря.
…жизнь этого необыкновенного человека была очень сложной: в семь лет он остался сиротой, был отдан на воспитание в один из монастырей Полтавщины, где и принял монашество. Когда монастырь разрушили, перебрался на Луганщину. За ревностную проповедь Евангелия получил десять лет лагерей. А вернувшись из ссылки, переехал в Красный Деркул и стал служить в Свято-Рождество-Богородичном храме. Богослужения он совершал по монастырскому уставу. И верующим, приходившим на службу, приговаривал: «Приезжайте в мою обительку». Так говорил старец в то время, когда никакой обители еще не было…
Так при Свято-Рождество-Богородичном храме стала формироваться первая монашеская община, состоявшая на ту пору из трех монашествующих – инокини Фомаиды (Александра Артамонова), монахини Феофании (Анна Григорук) и инокини Феодоры (Валентина Чаплыгина). В 2003 году настоятелем Свято-Рождество-Богородичного храма был назначен архимандрит Павел (Валуйский). Так в жизни монашеской общины была перевернута новая страница.
«Ждем, когда зазвонят колокола…»
Когда с Александром, водителем отца Павла, мы приехали в монастырь, в помещении временной церкви в монашеском корпусе шла Божественная воскресная литургия. Вместе с насельницами молились прихожане, среди которых, как выяснилось, были духовные чада отца Павла. Когда богослужение закончилось, мы вместе с настоятелем обители отправились на монастырское подворье. Во время этой небольшой экскурсии я попросил батюшку рассказать о себе, о том, как он выбрал свою духовную стезю.
Школу будущий батюшка закончил с золотой медалью. Родители мечтали, чтобы сын получил медицинское образование. Следуя родительским наставлениям, юноша поступил в медицинский университет. Проучился там три года. Но в душе чувствовал, что медицинская стезя – не его.
— Я не помню, когда первый раз был в церкви, — стал рассказывать отец Павел, — но точно помню, что слышал молитвы и сам молился, начиная с раннего детства. Молиться меня учила моя прабабушка Анна Федоровна. Она была неграмотная. Но ее день начинался с молитвы «Отче наш», и этой же молитвой заканчивался. В святом углу, украшенная рушниками, стояла старинная родовая икона, доставшаяся прабабушке от ее матери. Это была икона Спасителя. Мне всегда было интересно на нее смотреть. Но мешал стол, до верха которого я не доставал. Приходилось подтягиваться на руках…
Школу будущий батюшка закончил с золотой медалью. Родители мечтали, чтобы сын получил медицинское образование. Следуя родительским наставлениям, юноша поступил в медицинский университет. Проучился там три года. Но в душе чувствовал, что медицинская стезя – не его. Как-то раз о своем желании стать священником он рассказал архимандриту Кириллу, с которым познакомился за время учебы. Тот посоветовал съездить в Святогорскую лавру.
— Я съездил, помолился у чудотворной иконы Божией Матери Святогорской, и в состоянии духовного подъема вернулся в университет. В понедельник была общая медицина. Я пошел на занятия, отбыл первую пару, потом снял белый халат, колпачок и уехал в Петро-Павловский собор петь на клиросе. Через месяц – шел 1997 год – был рукоположен в священники. Закончил духовную семинарию, Луганский Богословский университет, где в настоящее время преподаю. С 2003 года – настоятель Свято-Рождество-Богородичного храма в Красном Деркуле и строитель Свято-Рождества-Богородичного Деркульского монастыря…
Отец Павел рассказывает, а под нашими ногами поскрипывает песок, которым посыпана дорожка. Я любуюсь осенними цветами, которые растут возле монастырских строений. Оказывается, чтобы они принялись и расцвели, пришлось немало потрудиться. Дело в том, что почва, на которой стоит монастырь — сплошные камни: обитель ведь находится у подножия горы. Плодородный грунт монахини носили своими руками, возили тачками из соседнего леса. Вначале завезли 11 тысяч кубометров земли. Потом еще – 17 тысяч. Точно также приходилось таскать щебень, который привозили самосвалы. И это притом, что большинство насельниц – люди в летах.
— Откуда же брались силы у Ваших матушек? – спросил у отца Павла.
— Господь силы на добрые дела дает, — ответил батюшка.
Подходим к месту, где возводится новый каменный Свято-Рождество-Богородичный храм. О беде, которая постигла обитель 2 марта 2011 года, рассказывалось в 1-м номере «Православия Луганщины» (апреле 2011 года). В тот день в результате пожара дотла сгорел главный храм монастыря. Храм старинный, деревянный, в 2011 году ему исполнилось бы 130 лет. Но так устроен православный мир, что беда объединяет. Чрезвычайное происшествие люди восприняли как личную трагедию. Каждый прихожанин старался внести посильную лепту. Недаром в монастыре был заведен синодик, в который вносятся имена всех жертвователей, строителей, благоустроителей. Когда храм построят, синодик издадут в трех экземплярах. Первый будет находиться в алтаре для вечного поминовения. Второй, вложенный в металлическую капсулу, вмонтируют в алтарную часть храма. Третий займет свое место в монастырском архиве…
На синем помосте, перед импровизированной колоколенкой, поблескивают на солнце три могучих колокола для нового храма. Колокола именные. Их пожертвовал для храма Игорь Тимофеевич Чаплыгин – человек очень много потрудившийся на благо обители. В 2010 году колокола отлили, и в том же году их освятил владыка Иоанникий.
«Мой батюшка Павел»
Любая командировка – это, конечно же, сердечное и откровенное общение с прихожанами. Не стала исключением и нынешняя поездка. Только на этот раз в основном моими собеседниками были духовные чада отца Павла. Потому что, рассказывая о себе, о том, что привело их в монастырь, они не забывали упомянуть и о своем духовном наставнике.
Виктор Вакуленко, пономарь:
— Это было в 2006 году. Я приехал в монастырь в составе группы луганских паломников. Инициатором поездки была моя мама Наталья Федоровна. Она – инокиня, человек глубоко верующий. Мама хотела, чтобы я жил в монастыре, и школу здесь заканчивал. Поговорила с настоятелем, и он разрешил. Летом на послушании я трудился на пасеке, в огороде. Работалось легко. Потому что мне сразу понравились монастырский дух, тишина, красота природы. Когда уезжал из монастыря на несколько дней, сразу начинал скучать. Потому что все здесь уже родное. И, конечно же, потому что батюшка у нас очень добрый и относится к людям с сердечной теплотой.
Елена Ивановна Шевченко, регент:
— 20 лет я проработала в музыкальной школе Северодонецка. И все эти годы думала, как отыскать свою тропинку к Богу. Однажды услышала от одной верующей, которую звали Мария, о том, что есть на луганской земле такое чудное место, где чувствуешь себя, как в Раю. В этом месте похоронен старец Феофан, который завещал: «Всем, кто придет помолиться на мою могилку, помогу». Волею судьбы моя сестра венчалась в Свято-Рождество-Богородичном храме. С этого момента вместе с сыном Яковом я стала часто бывать в обители, которая в то время была еще монашеской общиной. Здесь я уже пять лет. Мое основное послушание – помогать сестрам петь на клиросе. С радостью его выполняю. И, наверное, еще потому, что у нас такой замечательный настоятель – отец Павел. Благодаря ему реализуются многие интересные проекты. Так, несколько лет подряд до пожара в храме Рождества Богородицы мы летом организовывали православный лагерь для детей. Он назывался «Светлячки». Нашли удивительно красивое место на берегу реки, разбили палаточный городок, и дети жили там в течение двух недель. Для детишек наш лагерь был маленькой счастливой страной, где нет ни обид, ни завести, где все понимают и любят друг друга. Уже во время первого заезда мы крестили троих деток. А на юбилей Крещения Руси устроили грандиозный концерт.
Я любуюсь осенними цветами, которые растут возле монастырских строений. Оказывается, чтобы они принялись и расцвели, пришлось немало потрудиться. Дело в том, что почва, на которой стоит монастырь — сплошные камни: обитель ведь находится у подножия горы. Плодородный грунт монахини носили своими руками, возили тачками из соседнего леса. Вначале завезли 11 тысяч кубометров земли. Потом еще – 17 тысяч. Точно также приходилось таскать щебень, который привозили самосвалы. И это притом, что большинство насельниц – люди в летах.
Следующий проект, который удалось реализовать тоже во многом благодаря отцу Павлу – это паломнические поездки по святым местам Украины. И еще об одном важном деле хочется поведать. У нас создано общество «Отрада и утешение». На его базе создается детский приют. Старец Феофан завещал, чтобы в обители жили детки. Завещание старца выполняется. И я благодарю Бога за то, что он нам дал такого настоятеля и наставника, как батюшка Павел.
Марина Павловна Мартьянова, воспитатель:
— Открыть для себя монастырь мне помогла Елена Ивановна Шевченко. Наверное, она учла мой опыт работы в воскресных школах, детских православных лагерях. Когда впервые увидела отца Павла, почувствовала, какие тепло и надежность от него исходят. Два года занималась организацией детского православного лагеря. А дальше батюшка предложило остаться работать с детьми. Он у нас духовник и наставник. От него мы получаем помощь и утешение.
Елена Абу-Дагер, паломница:
— Врач по профессии, я 20 лет замужем за мусульманином. И уже 13 лет живу в Ливане, а к родителям приезжаю только летом во время отпуска. Был в моей жизни период, когда хотела перейти в мусульманскую веру. Но заболела мама, и я восприняла это, как предупреждение не изменять Православию. Мы много ездили по святым местам Украины. Но истинное утешение обрели только в обители, которую возглавляет отец Павел. Познакомились мы в 2004 году. Я приехала сюда с родителями. И Вы знаете, сразу почувствовала духовную силу, которой обладает батюшка. Он – пастырь добрый и справедливый. И для меня великая радость бывать у него в гостях. Муж мне не препятствует оставаться в Православной Вере. Он, кстати, уже познакомился с батюшкой во время недавней поездки на Луганщину. Скажу больше: моя 12-летняя дочь Лояль стала христианкой. В Крещении она получила имя Татьяна, в честь моей мамы. Я счастлива, что у нас есть такой духовный отец. И я от всего сердца желаю ему счастья и удачи.
Александр Иванович Задорожный, прихожанин:
— С отцом Павлом мы знакомы больше девяти лет. Я намного старше батюшки – в ноябре мне исполнится 76. А чувствую себя его духовным чадом. Почему? Человек младше меня в два раза, а советы дает мудрые. С ним легко общаться. После общения с ним становится легко на душе. Вокруг него существует как бы ореол добра и справедливости. Я бы так сказал об этом человеке: «Мой батюшка Павел».
Монахиня Антония (Рыбинцева), старшая над сестрами:
— До перехода в монашескую общину, образовавшуюся при Свято-Рождество-Богородичном храме, я служила в Свято-Скорбященском женском монастыре города Старобельска. И вот однажды к нам в монастырь приехал молодой батюшка. Вы знаете, не каждому человеку открывается сердце, а тут я почувствовала, что он вошел в него полностью. Я полюбила батюшку, как мать. У меня был сын, которого Господь дал и которого Господь забрал. Отец Павел стал мне духовным сыном. Не сразу я дала согласие переехать в Красный Деркул. Но когда согласилась, не пожалела. И вот мы уже вместе почти десять лет.
У батюшки любви хватает на каждого человека. Расскажу случай, который произошел совсем недавно. Батюшке сказали: в больнице лежит парализованная старушка, которую оставила дочь. Он сразу откликнулся и поехал за болящей. Эта женщина в одном храме проработала 13 лет, в другом – 3 года. Но досталась она почему-то именно нашему батюшке. Господи, спасибо, что Ты дал отцу Павлу Свой великий дар – способность любить…
Редакция «Православной Луганщины»