[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Светлой памяти Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Митрофана, редакция епархиальной газеты «Православная Луганщина» публикует архивные материалы с проповедями, комментариями, а также интервью новопреставленного Владыки.
Пресс-конференция Высокопреосвященного Митрофана, архиепископа Луганского и Алчевского, представителям луганских печатных и электронных СМИ 24 августа 2012 г. Луганский Богословский Университет.
— В добровольно-принудительном порядке врачей и сотрудников детской поликлиники просят помочь строительству храма «Умиление». В таких условиях происходит строительство храма. В обстоятельствах сегодняшней разрухи, сложной жизни, проблем у мирян и светских людей, кажется, неприятна такая стройка и такое открытие этого храма. Вопрос: можно это было делать по-другому, с другим подходом?
— Вопрос строительства храма очень важный. Прежде всего, нужно отметить, что любое строительство храмов – это доброе дело, которое совершается во благо людей. Храм строится не иначе как для людей, и то, что он строится возле больницы, имеет символическое значение, потому что всегда и врачи телесные и врачи духовные были вместе.
Как мы знаем из истории, до революции при каждой больнице был храм или часовня. Сам факт строительства храма – это положительное явление.
Что касается недоумения по поводу сбора средств. Строительство храма курирует председатель областной государственной администрации В.Н. Пристюк. Думаю, что строительство храма – проявление его духовных запросов. Очевидно, что этот человек считает необходимым осуществить доброе дело для людей, поэтому он делает все возможное, чтобы храм был построен.
Не думаю, что из этого нужно делать трагедию. Ведь на протяжении всей нашей истории строились храмы и находились люди, которые жертвовали на их сооружение. Сегодня мы любуемся теми храмами, которые остались. Для нас они теперь являются памятниками истории и культуры. Судьба и этого храма начинается так же. Пройдет время и храм заживет своей жизнью. И все те вопросы, которые сегодня возникают, — исчезнут.
— Как Вы относитесь к лицам, которые баллотируются в депутаты, будучи в священном сане?
— Есть постановление Архиерейского собора о том, что священнослужители не принимают участие в выборных процессах. Однако, по благословению Священноначалия, Предстоятеля Церкви или епархиального архиерея священнику может быть дано право в порядке исключения баллотироваться в народные депутаты только лишь для того, чтобы защищать интересы Церкви. К сожалению, сегодня не хватает людей, которые бы защищали эти интересы в государственных органах власти. Поэтому Церковь и делает такого рода исключения, разрешая своим клирикам принимать участие в выборных процессах.
Думаю, что необходимость в этом отпадет, если в нашей стране будет все, как должно быть, согласно законодательству, если интересы верующих будут достаточно защищены.
— Какой Вы представляете себе информационную политику, как она будет проводиться, будут ли проходить подобные пресс-конференции? Еще вопрос: расскажите об истории своего назначения на кафедру Луганско-Алчевской епархии.
— История назначения достаточно проста. Действительно, изменения в управлении Луганской епархии произошли в результате того, что владыка Иоанникий продолжительное время болеет и ему трудно сегодня справляться со многими епархиальными делами и вопросами. В связи с этим, для изучения сложившейся ситуации по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира сюда приезжала комиссия, в состав которой входило пять архиереев. Они встречались с владыкой Иоанникием, с сотрудниками епархии, духовенством, а так же с лечащими врачами. В итоге был составлен соответствующий отчет о проделанной работе, и Священный Синод, который состоялся 20 июля, счел необходимым произвести соответствующие изменения в управлении епархией. Таким образом, владыка был почислен за штат, выражаясь по-мирскому, на пенсию, а меня назначили Управляющим Луганской епархией.
— Почему назначили именно Вас?
— Это решение Священного Синода, у которого на этот счет были свои аргументы. Принятию такого решения способствовало то, что 11 лет я трудился в качестве Управляющего делами УПЦ, затем в течение 5 лет управлял Белоцерковской епархией, поэтому, у меня имеется определенный опыт духовной и административной работы. Священный Синод посчитал, что я могу быть одним из кандидатов в управляющие епископы г. Луганска и Луганской епархии. Хочу сказать, что обсуждались и другие кандидатуры, но остановились на моей.
Относительно информационной политики. Все Церковные события должны освещаться. Поэтому одним из первых моих шагов было возобновление работы официального епархиального сайта, который, к сожалению, не работал. Будем дальше трудиться и над выпуском епархиальной газеты. Думаю, что такие встречи, как сегодня, будут происходить и в будущем. Мы не намерены уходить в тень и прятаться. Надеюсь, что мы и в дальнейшем будем находить возможность для общения и взаимодействия.
— Во сколько обошлось строительство храма «Умиление»? Почему Луганщина уходит от духовности?
Епархия не осуществляет строительства храма и никакими финансовыми данными мы не располагаем.
Что касается духовности, то это, прежде всего, задача священников, правящего епископа в том, чтобы духовность в Луганской области, в любой области, в любом крае Украины укреплялась. Вы прекрасно знаете историю Луганского края, сколько ему пришлось претерпеть, и, какой безбожной машиной прошлись по территории этого края, сколько было уничтожено храмов, в том числе и в Луганске, сколько было потрачено сил для того, чтобы искоренить веру, духовно опустошить живущих здесь людей. Поэтому для того, чтобы это все возобновить, думаю, что 20-ти лет еще недостаточно. Мы находимся в начале пути. Много еще предстоит сделать, чтобы возвратить людей в храмы, вернуть им чувство необходимости общения с Богом, к духовной жизни, к следованию заповедям Христовым. Эта задача всегда стояла перед Церковью в любые времена ее истории. Нужно много работать, трудиться. В этом смысле Луганщина является миссионерским краем, где на священников возлагаются особые обязанности активно исполнять свое пастырское служение, просвещать людей, и, конечно же, показывать пример своей личной жизнью. Думаю, со временем ситуация станет улучшаться, в храмы пойдет больше людей, в том числе и в строящийся храм в г. Луганске.
— Каким Вы видите социальное служение Луганской епархии в контексте дня сегодняшнего?
— Социальное служение занимает особое место в жизни Церкви. Сегодня мы думаем, какие проекты наметить и осуществить. Это, прежде всего, проекты, связанные с социальным служением. Ведь оно многообразно: это и помощь детям, людям пожилого возраста, пенсионерам, ветеранам. Мы будем находить возможности, для того, чтобы помочь им улучшить их жизнь и быть.
На данный момент я еще не готов говорить о каких-либо конкретных проектах. Мы только думаем над этим, так как я еще не успел полностью ознакомиться с делами епархии. В ближайшее время планируем провести заседание Епархиального Совета, на котором будут подняты различные вопросы жизнедеятельности епархии, в том числе и касающиеся ее социального служения.
— Прокомментируйте, пожалуйста, свои слова относительно того, что: «священники, которые занимаются требоисполнением – это вчерашний день».
— Те священники, которые видят смысл своего служения только лишь в исполнении треб, например, окрестить, повенчать, похоронить и т. д., — это действительно вчерашний день, потому что исключительно требоисполнением фактически занималось священство в советское время, так как в тот период не позволялось проводить какую-либо катехизическую или социальную деятельность. Священники лишь только совершали богослужения и требы, да и то под очень жестким контролем тех органов, которым было поручено следить за жизнедеятельностью Церкви.
Сегодня же ситуация изменилась. Мы имеем возможность деятельности не только в ограде церковной, то есть, в совершении богослужений, требоисполнении и молитвы, но мы также имеем возможность идти к людям, выходя за церковную ограду.
Необходимо смотреть вперед, использовать те возможности, которые нам даются, для того, чтобы более полноценно осуществлять свою пастырскую деятельность.
— Как Вы будете осуществлять свои обязанности как председатель ОВЦС, находясь так далеко от столицы – с одной стороны, и так близко к границам России, — с другой?
— Деятельность председателя ОВЦС не только распространяется на страны Ближнего Зарубежья, в частности, Россию, Белоруссию, но и на страны Дальнего Зарубежья. Если мне будут позволять возможности, я буду стараться выезжать и в другие страны, куда я буду направлен Священноначалием, и откуда будут поступать приглашения. В июне месяце, например, будучи еще на Белоцерковской епархии, я посетил Польшу. Несмотря на дальнее расстояние, я буду стараться результативно трудиться на этом посту настолько, насколько это будет возможно.
Если возникнут действительно большие сложности, думаю, найдется другой человек, которому будет легче выполнять обязанности председателя ОВЦС.
Пока я с ними справляюсь. Надеюсь, что и после того, как войду в курс дела нашей епархии, когда будут определены более конкретные направления нашей деятельности, так же буду продолжать возложенное на меня послушание.
— Вы являетесь сторонником новых технологий, например, пожертвований посредством СМС — сообщений. Какие технологии Вы использовали бы на Луганщине?
— Что касается новых технологий, то я сторонник их использования в целях проведения катехизаторской и миссионерской деятельности, то есть, через Интернет, через другие технические возможности доносить до людей правду Божию, говорить о Христе, о Евангелии, о Заповедях Божиих.
Относительно электронных пожертвований или посредством СМС, равно как телефонных или виртуальных исповедей и т. п.,- скажу, что я противник всего этого, потому что все должно идти от души и сердца человека, и тот, кто хочет пожертвовать, пусть идет в церковь, потому что жертва через электронные средства – это одно, а реальное соприкосновение с Богом – другое. Когда человек придет в храм, когда он видит икону, молится перед ней, тогда и жертва для него приобретает духовное значение.
Несмотря на то, что современные средства коммуникации или передовые технологии сегодня востребованы, ничто не может заменить живого общения человека с Богом.
— Намерены ли Вы бороться с т.н. «тарификациями» в храмах?
— Да, ненормальное явление, когда устанавливаются тарифы. Этот вопрос сегодня рассматривается в комиссиях Межсоборного присутствия РПЦ. Обсуждаются и вырабатываются определенные решения этой проблемы. Не нужно забывать, что Церковь живет на пожертвования, как раз за исполнение тех же треб. Посредством этих полученных средств Церковь может содержать храмы, даже их строить, хотя за эти пожертвования сегодня не построишь ничего особенного. Тем не менее, это один из основных источников дохода Церкви. Есть много мнений на этот счет. Причем, буквально, противоположных: что эти тарифы все-таки нужны, но для всех одинаковые, что требы должны быть бесплатными. Здесь нужно искать середину, чтобы тех, кто может и желает оказать пожертвование за требу, имел возможность это сделать.
— Но ведь по канонам Церкви требы должны быть бесплатными?
— Всегда было так, что все требы, все, что совершалось в Церкви – оно оплачивалось, но при этом никогда не устанавливались какие-то тарифы. Так и в Евангелии Христос говорит Своим апостолом, что бы они даром полученную благодать, даром и давали. Но вместе с тем Священное Писание говорит, что каждый проповедующий слово Божие питается плодами трудов своих.
— Что Вы можете сказать на счет торговли свечами, иконами, другой утварью в храмах?
— В Евангелии рассказывается о том, как Христос выгнал из храма торговцев. Почему? Потому что Иерусалимский храм торговцы превратили буквально в рынок. В нем торговали практически всем.
Сегодня в храмах если что-то и продается, то только исключительно церковное, все то, что способствует духовному просвещению и укреплению человека в вере. В Иерусалимском же храме продавали все, что угодно. Поэтому Спаситель и негодовал на этих людей, из-за этого Он выгнал их из храма. С другой стороны Христос очень положительно отозвался о той бедной вдове, которая в храмовую сокровищницу положила две свои лепты от души, от сердца. Нужно различать торговлю в храме, которая принимает размеры бизнеса от продажи церковных вещей, необходимых верующему человеку. Да и где верующий может приобрести все это, как не в храме?
— В храмах очень дорогие свечи, люди были бы Вам благодарны, если бы цены не были высокими…
-Я уже частично ответил на вопрос, когда мы говорили о тарифах на цены, мы, конечно же, будем пересматривать…
— Владыка, как Вы относитесь к агитации, которая проводится с церковного амвона?
— Я отношусь отрицательно к публичной агитации в Церкви. Священник может иметь свою точку зрения на светские вопросы, в том числе и политические, но ни в коем случае он не должен навязывать ее другим и говорить о ней с церковного амвона.
— Но ведь Вы будете открывать новый храм… К Вам придут гости, и Вы будете стоять под флагом определенной политической силы… Люди, прихожане, миряне, будут ассоциировать Вас и власть и Церковь как единое целое.
— Давайте мы еще доживем. Когда будем открывать храм, — тогда и поговорим на эту тему.
— Владыка, Ваше видение о деятельности Епархиального Отдела по работе с семьей и молодежью. Возможно ли взаимодействие данного Отдела с «Родительским комитетом»?
— Мы планируем возобновить работу всех епархиальных отделов. Насколько я знаю, они есть, но не все они работают (информационный отдел работает – и это видно). Каждый отдел епархии должен отвечать за порученный участок работы, в том числе отдел – по семье. Это очень важная сторона жизнедеятельности Церкви. Думаю, что Вы будете иметь возможность общаться с руководителями этого отдела и с нами в решении каких-то вопросов. Все наладится.
— В мире пошли нападки на Православную Церковь. Как относится к этому Луганская епархия? Не считаете ли Вы, что надо как-то более активно защищаться?
— Здесь нет ничего нового, потому что нападки на Церковь были всегда. С самого начала ее существования, со времен земной жизни Спасителя и святых апостолов. В разных формах эти нападки на Церковь продолжались на протяжении всей ее истории, вплоть до настоящего времени. Меняются только формы и методы борьбы с Церковью, от открытого гонения, до скрытого. Это видно в свете недавних событий в Храме Христа Спасителя. Вы видите, как там общество бурлит, обсуждая эту тему. Не все согласны с решением суда, но с позиции православного человека, что можно сказать? Просто жалко этих девиц, которых использовали в своих целях те, кто желает скомпрометировать Церковь, дать повод для новых нападок на нее. Нам сегодня нужно быть на своем месте, быть самими собой и делать так, чтобы каждый христианин в своей жизни не компрометировал это святое имя, которое он носит. Я думаю, это будет самая лучшая защита, которую мы можем противопоставить всем, кто старается уничижить Церковь и посмеяться над Нею.
— Ваше мнение по поводу того, храм решили построить власть предержащие?
Комментарий о. Александра Авдюгина:
-Власть предержащие решили построить храм. Неужели мы откажемся от того, что они это решили?
Владыка:
— Когда строят какие-то увеселительные заведения, бары, рестораны, ночные клубы- ни у кого не возникает никаких вопросов. То есть, все, это — нормально. А вот строительство храма почему-то вызывает массу всевозможных недоразумений. Вот откуда начинается соответствующая «духовность», следствием которой является духовное опустошение общества.
— Владыка, что Вы можете сказать по поводу тех приходских «бабушек», которые навязывают «новичку» (и не только ему) свои правила поведения, молитвы, этикета… На наш взгляд это — чуть ли не повсеместная приходская проблема. Будет ли она как-нибудь решаться?
— Это проблема действительно повсеместная. Она — не только в Луганске, но и в Киеве и др. местах. Нужно понимать, что данное явление — свидетельство недостаточного воспитания, и, главное, следствие недостаточного знания основ христианского вероучения. Конечно, с этим надо бороться. Это один из вопросов, который мы будем поднимать на епархиальном собрании, которое планируем провести, примерно, в конце сентября.
— Владыка, сегодня существует тенденция формирования определенных институтов, занимающихся без благословения епархиального руководителя «миссионерской» деятельностью. Это и пенсионеры, и молодежь… Легитимно ли это с точки зрения церкви, и законно ли?
-Сегодня находится много желающих проповедовать то, что хочется. Необходимо помнить, что те, кто проповедуют от имени Православной Церкви, если это мирянские организации, все они должны обязательно иметь благословение правящего епископа. А если подобная организация оформлена как юридическое лицо, она должна иметь регистрацию, уставные документы…
Церковь и епархию может представлять тот, кто получил благословение от епископа или Священноначалия. Если к вам приходят и что-то от имени Церкви проповедуют, надо просто спросить: кто их уполномочил это делать и есть ли разрешение со стороны Священноначалия. Иногда говорят: «Да, мы имеем благословение». Но устного утверждения недостаточно. Таковые проповедники, как бы они себя не называли, обязательно должны иметь и предоставлять письменное благословение. Если же такового нет, то они действуют и проповедуют незаконно…
— «Начнется год. Осень. Зима… Мы сталкиваемся с проблемой отопления помещений». Речь идет о единственной православной гимназии в Украине. Намерены ли Вы посетить это учебное учреждение и его курировать?
— С этим вопросом директор гимназии уже обращался ко мне. 13 сентября мы будем открывать новый учебный год в этой гимназии. Я лично ее буду посещать. Я знаю, что там есть материальные проблемы. Но общими усилиями мы обязательно постараемся их решить.
— Владыка, будете ли Вы сотрудничать с представителями других религий, конфессий?
— Что касается укрепления духовности, культуры и оздоровления морального климата в обществе, то есть, тех вопросов, в которых мы можем выступать вместе. Если будут такие предложения, мы будем готовы их вместе обсуждать. Что касается молитвы, участия в богослужениях и так далее, — то конечно мы этого делать не можем. Это запрещают церковные каноны
— В последнее время губернатор говорит о том, что Церкви нужно приобретать больше молодых людей. Как Вы считаете, выполнима ли эта задача для нашей области?
Владыка:
— Конечно же, выполнима. Но все зависит от умения и усердия священников. Работа с молодежью – это задача не только Луганской области, но и всей Украины. Сегодня этот опыт только начинает осваивать наша Церковь. У нас нет еще достаточного опыта работы с молодыми людьми, опыта привлечения их в Церковь. Сейчас мы только этому учимся. Есть хорошие примеры, как это делается в других странах. Например, я шесть лет учился в Польше и должен сказать, что там работа с православной молодежью поставлена на очень высоком уровне. СУществуют молодежные братства, организации, которые работают с молодыми людьми, есть проекты, которые они осуществляют… В России сегодня Церковь успешно осуществляет ряд проектов работы с молодежью. Думаю, что и мы до этого дорастем и сможем достучаться до сердец и душ молодых людей, которые сами желают быть в Церкви, ищут Христа, ищут Бога. Будем стараться помочь им найти Его.
-В Красном Деркуле был замечательный старинный храм, который сгорел. Можно ли его отстроить?
— Храм этот — памятник архитектуры, историческое сооружение, поэтому есть смысл обращаться и в государственные органы, чтобы помогли его восстановлению и реставрации.
— Правда ли, что здания епархии принадлежат частным лицам?
— Проблема существует. Есть несколько зданий на территории епархиального Управления: старое здание принадлежит епархии. Новое – отреставрированное – находится в частных руках. Это как раз один из тех вопросов, которые требуют своего разрешения. Я уже встречался с этими владельцами. Состоялся хороший разговор. Есть определенное видение, мысли относительно передачи этих зданий на баланс Киевской Митрополии.
— Владыка, что Вы можете сказать о тех конфликтах и разногласиях, которые имели место внутри Луганского епархиального Управления?
-У нас все слава Богу хорошо! Сейчас в епархии спокойно. Каждый занимается своим делом, выполняет свои обязанности. На данный момент никаких конфликтов не возникает… Епархия работает в нормальном режиме и должном ритме. Думаю, что так будет и дальше.
Владыка: Бог в помощь! До следующей встречи!
Материал подготовили:
протодиакон Геннадий Пекарчук,
Вадим Рыбальченко
Редакция «Православной Луганщины»