И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия,

а тем внешним все бывает в притчах. (Мк. 4:11)

Никому не секрет, что многие из нас, еще, наверное, из детства, более понятно понимают элементарные вещи на образах и примерах. У многих образное или ассоциативное мышление развито более чем здравый смысл. Как ребенку, для более удобного восприятия показывают в сказках разговаривающую с детишками печку или математические примеры растолковывают на примерах поедания яблок, так и взрослому человеку, «тайны Царствия Божия» лучше усваивать через притчи.

Так вот! Каждый из нас готовил, видел или более ли менее представляет, как готовится борщ. Нельзя вывалить все имеющиеся продукты в холодильнике, загрузить их в кастрюлю и, залив водою, помешивать да приговаривать: «варись, варись борщ вкусный, да и еще вкуснее». Из этого ничего не выйдет, вернее, то, что выйдет, очень сложно будет назвать борщом. В этом деле, да как и во всех остальных серьезных мероприятиях, есть своя определенная структура, последовательность действий, порядок и множество нюансов. И, если мы их не будем соблюдать, если мы не будем знать об их существовании, а просто «по щучьему велению» будем предпринимать свое мероприятие, то оно, увы, обречено на провал.  Напротив, наше делание должно быть «со тщанием», с усердием и полной концентрацией мысли именно на приготовлении данного продукта.

В свете всего выше сказанного, а упомянутый нами продукт очень даже не плох на великопостном столе, хотелось бы поговорить о практике «приготовления Великого поста».

Как мы уже сказали, тут есть своя определенная структура, последовательность действий и множество нюансов. Для начала мы должны четко выяснить для себя: нужно мне это или нет!

Ехать или не ехать?

Каждый путник, перед дальней дорогой, решает сперва: нужна она ему или не нужна. Пост – дорога очень долгая, и долгая она в первую очередь не по продолжительности календарных дней, а по количеству препятствий на пути.

Пост это время воздержания, воздержания всего человека, как тала, так и чувственной стороны жизни, жизни человеческой души. Имея многолетний опыт прежних до нас путешественников, а может быть и опыт моего прошлого «постного пути», мы должны четко для себя понять: нужно ли становиться на этот путь, способен ли я буду встретиться достойно со всеми препятствиями и «сюрпризами» этого пути или моего духа на это попросту не хватит…

Конечно же, все эти «сюрпризы», все тонкости и нюансы нашего путешествия мы способны будем почувствовать и пережить только лишь в процессе нашего пути, но все же, рассчитать свои силы придется «на берегу».

Что с собою брать?

На Енисей – лодку, на Эверест – веревки, а на «Париж-Дакар» сменные покрышки…

Святая Четыредесятница – это путь воздержания и борьбы со своими страстями. Для каждого борца просто жизненно необходимы: выдержка, сноровка, умение поберечь силы и сделать решающий рывок. Конечно же, навыки в обмане своего противника станут очень полезными! А противников найдется достаточно… Всех мы их знаем и со всеми ими мы давно знакомы. Все это наши страсти, привычки и наклонности, с которыми мы свыклись и без которых просто не можем жить. Как говорит апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).

Если мы надеемся сами на себя, на свое умение, на свои силы и возможности, то не станем обманываться. Все наше «достояние» закончится в первый же день Великого поста. Сорвемся, наедимся, наругаемся, и все, к чему готовились и для чего собирались разрушится в первый же день как песочный замок на ветру. Славный царь Давид по этому поводу сказал: «Увидят это праведники и убоятся, посмеются над тобой и скажут: «Вот человек, который не искал помощи от Бога, но уповал на великое богатство свое, и закоснел в суете своей» (Пс. 51: 8-9).

Поэтому, первое и самое главное что мы должны взять с собою в путь это упование на Бога. Вера в Его укрепление и уверенность в Его помощи. Только возложив все свои «потуги» на Божие произволение мы сможем преодолеть этот долгий и коварный путь. Продолжая свою мысль псалмопевец говорит: «А я – как маслина плодовитая в доме Божием; уповаю на милость Божию вовеки. Прославлю Тебя вовеки за все, сотворенное Тобой, и надеюсь на имя Твое, ибо оно благо для праведных Твоих» (Пс. 51: 10-11).

Конечно же, эта уверенность и надежда на Господа должны не просто греть нашу душу, а вещественно выражаться. А именно: молитвою, богослужением и участием в церковных таинствах. Именно поэтому церковная традиция великим постом предлагает нам усугубить наш молитвенный подвиг, привносит в богослужение разнообразие постных выражений молитвы и разбавляет их продолжительностью совершения и земными поклонами, призывает нас к частому опыту исповеди и причастия святых Таин Христовых.

Куда идти? Или сверим компас с картой

Ну вот, мы уже определились с важностью и надобность нашего пути, собрали с собою в путь все нужное и полезное и теперь нам нужно понять: куда же нам идти и как это лучше сделать.

Цель нашего пути – это Славное Христово Воскресение! Но не просто праздник в календарном листе, не просто пышный стол и веселая гулянка а, в первую очередь совоскресение меня, как падшего человека вместе с Воскресшим Христом. Но, для того что бы воскреснуть – обязательно нужно умереть! Для того что бы умереть физически, в посту просто нужно престать есть вообще, но этого от нас Бог не требует! «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8), — говорит нам апостол Павел. Поэтому, особенно «практикующие христиане», должны уже четко для себя уяснить что «еда – не цель поста». Да, воздержание в пище способствует меньшему разленению тела, а напротив, более концентрирует, помогает сосредоточиться на главном – на внутреннем человеке!

А это «главное» — это борьба со своими страстями и греховными наклонностями. Об этом очень ярко говорит нам одна из стихир богослужения понедельника первой седмицы Великого поста: «Пости́мся посто́м прия́тным, благоуго́дным Го́сподеви: и́стинный пост есть злых отчужде́ние, воздержа́ние языка, я́рости отложе́ние, похоте́й отлуче́ние, оглаго́лания, лжи и клятвопреступле́ния: сих оскуде́ние, пост и́стинный есть и благоприя́тный».

Именно к этому воздержанию, к воздержанию от греха и призывает нас Церковь. Пьяница должен стараться обойтись без очередной «дозы», любитель поесть уменьшить свою порцию в пять раз, блудник – избежать развратных компаний, а сребролюбец – потратить что-то на других. Тут то и включается способность человека себя обманывать, увернуться, обхитрить. Так как мы с «усердием» всегда совершаем грех, с таким же усердием нужно с ним бороться. Просто одного «упования на Бога» маловато. Это только в сказке все может произойти «по щучьему велению», тут же нужно усилие человеческой воли. Решимость, стойкость и беспринципность в подходе!

Добро пожаловать! С чем вы к нам пришли?

«Ты, через сорок дней вручивший скрижали, богоначертанные письмена служителю Твоему Моисею, даруй и нам, Благой, подвигом добрым подвизаться, путь поста завершить, веру нераздельной сохранить, головы невидимых змиев сокрушить, победителями греха явиться и без осуждения достигнуть поклонения святому воскресению». Такими словами оканчивает свою Божественную Литургию Преждеосвященных Даров святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. Они, как нельзя лучше описывают нам конечную цель нашего путешествия.

И действительно, куда же мы пришли? Какова наша конечная цель? Для чего это все?

Если мы придем к концу поста просто с умением и навыком борьбы со своими страстями, то мы явимся всего лишь искусными борцами. Но только лишь стоит нам ослабить свое внимание, отвернуться, задуматься, как сразу же нас настигнет еще больший грех и большее поражение. Если мы просто перестанем есть сосиски — мы станем вегетарианцами, если будем стараться не кричать и не возмущаться, то о нас начнут говорить, что мы «сдержанные люди», но если мы принесем в жертву Богу свою очищенную душу от греха и порока, только лишь тогда Господь ее воскресит в жизнь вечную. И только тогда мы явимся «хранителями веры», «сокрушителями глав змиевых» и победителями греха».

Протоиерей Николай ШКОНДИН