И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия,
а тем внешним все бывает в притчах. (Мк. 4:11)
Никому не секрет, что многие из нас, еще, наверное, из детства, более понятно понимают элементарные вещи на образах и примерах. У многих образное или ассоциативное мышление развито более чем здравый смысл. Как ребенку, для более удобного восприятия показывают в сказках разговаривающую с детишками печку или математические примеры растолковывают на примерах поедания яблок, так и взрослому человеку, «тайны Царствия Божия» лучше усваивать через притчи.
Так вот! Каждый из нас готовил, видел или более ли менее представляет, как готовится борщ. Нельзя вывалить все имеющиеся продукты в холодильнике, загрузить их в кастрюлю и, залив водою, помешивать да приговаривать: «варись, варись борщ вкусный, да и еще вкуснее». Из этого ничего не выйдет, вернее, то, что выйдет, очень сложно будет назвать борщом. В этом деле, да как и во всех остальных серьезных мероприятиях, есть своя определенная структура, последовательность действий, порядок и множество нюансов. И, если мы их не будем соблюдать, если мы не будем знать об их существовании, а просто «по щучьему велению» будем предпринимать свое мероприятие, то оно, увы, обречено на провал. Напротив, наше делание должно быть «со тщанием», с усердием и полной концентрацией мысли именно на приготовлении данного продукта.
В свете всего выше сказанного, а упомянутый нами продукт очень даже не плох на великопостном столе, хотелось бы поговорить о практике «приготовления Великого поста».
Как мы уже сказали, тут есть своя определенная структура, последовательность действий и множество нюансов. Для начала мы должны четко выяснить для себя: нужно мне это или нет!
Ехать или не ехать?
Каждый путник, перед дальней дорогой, решает сперва: нужна она ему или не нужна. Пост – дорога очень долгая, и долгая она в первую очередь не по продолжительности календарных дней, а по количеству препятствий на пути.
Пост это время воздержания, воздержания всего человека, как тала, так и чувственной стороны жизни, жизни человеческой души. Имея многолетний опыт прежних до нас путешественников, а может быть и опыт моего прошлого «постного пути», мы должны четко для себя понять: нужно ли становиться на этот путь, способен ли я буду встретиться достойно со всеми препятствиями и «сюрпризами» этого пути или моего духа на это попросту не хватит…
Конечно же, все эти «сюрпризы», все тонкости и нюансы нашего путешествия мы способны будем почувствовать и пережить только лишь в процессе нашего пути, но все же, рассчитать свои силы придется «на берегу».
Что с собою брать?
На Енисей – лодку, на Эверест – веревки, а на «Париж-Дакар» сменные покрышки…
Святая Четыредесятница – это путь воздержания и борьбы со своими страстями. Для каждого борца просто жизненно необходимы: выдержка, сноровка, умение поберечь силы и сделать решающий рывок. Конечно же, навыки в обмане своего противника станут очень полезными! А противников найдется достаточно… Всех мы их знаем и со всеми ими мы давно знакомы. Все это наши страсти, привычки и наклонности, с которыми мы свыклись и без которых просто не можем жить. Как говорит апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).
Если мы надеемся сами на себя, на свое умение, на свои силы и возможности, то не станем обманываться. Все наше «достояние» закончится в первый же день Великого поста. Сорвемся, наедимся, наругаемся, и все, к чему готовились и для чего собирались разрушится в первый же день как песочный замок на ветру. Славный царь Давид по этому поводу сказал: «Увидят это праведники и убоятся, посмеются над тобой и скажут: «Вот человек, который не искал помощи от Бога, но уповал на великое богатство свое, и закоснел в суете своей» (Пс. 51: 8-9).
Поэтому, первое и самое главное что мы должны взять с собою в путь это упование на Бога. Вера в Его укрепление и уверенность в Его помощи. Только возложив все свои «потуги» на Божие произволение мы сможем преодолеть этот долгий и коварный путь. Продолжая свою мысль псалмопевец говорит: «А я – как маслина плодовитая в доме Божием; уповаю на милость Божию вовеки. Прославлю Тебя вовеки за все, сотворенное Тобой, и надеюсь на имя Твое, ибо оно благо для праведных Твоих» (Пс. 51: 10-11).
Конечно же, эта уверенность и надежда на Господа должны не просто греть нашу душу, а вещественно выражаться. А именно: молитвою, богослужением и участием в церковных таинствах. Именно поэтому церковная традиция великим постом предлагает нам усугубить наш молитвенный подвиг, привносит в богослужение разнообразие постных выражений молитвы и разбавляет их продолжительностью совершения и земными поклонами, призывает нас к частому опыту исповеди и причастия святых Таин Христовых.
Куда идти? Или сверим компас с картой
Ну вот, мы уже определились с важностью и надобность нашего пути, собрали с собою в путь все нужное и полезное и теперь нам нужно понять: куда же нам идти и как это лучше сделать.
Цель нашего пути – это Славное Христово Воскресение! Но не просто праздник в календарном листе, не просто пышный стол и веселая гулянка а, в первую очередь совоскресение меня, как падшего человека вместе с Воскресшим Христом. Но, для того что бы воскреснуть – обязательно нужно умереть! Для того что бы умереть физически, в посту просто нужно престать есть вообще, но этого от нас Бог не требует! «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8), — говорит нам апостол Павел. Поэтому, особенно «практикующие христиане», должны уже четко для себя уяснить что «еда – не цель поста». Да, воздержание в пище способствует меньшему разленению тела, а напротив, более концентрирует, помогает сосредоточиться на главном – на внутреннем человеке!
А это «главное» — это борьба со своими страстями и греховными наклонностями. Об этом очень ярко говорит нам одна из стихир богослужения понедельника первой седмицы Великого поста: «Пости́мся посто́м прия́тным, благоуго́дным Го́сподеви: и́стинный пост есть злых отчужде́ние, воздержа́ние языка, я́рости отложе́ние, похоте́й отлуче́ние, оглаго́лания, лжи и клятвопреступле́ния: сих оскуде́ние, пост и́стинный есть и благоприя́тный».
Именно к этому воздержанию, к воздержанию от греха и призывает нас Церковь. Пьяница должен стараться обойтись без очередной «дозы», любитель поесть уменьшить свою порцию в пять раз, блудник – избежать развратных компаний, а сребролюбец – потратить что-то на других. Тут то и включается способность человека себя обманывать, увернуться, обхитрить. Так как мы с «усердием» всегда совершаем грех, с таким же усердием нужно с ним бороться. Просто одного «упования на Бога» маловато. Это только в сказке все может произойти «по щучьему велению», тут же нужно усилие человеческой воли. Решимость, стойкость и беспринципность в подходе!
Добро пожаловать! С чем вы к нам пришли?
«Ты, через сорок дней вручивший скрижали, богоначертанные письмена служителю Твоему Моисею, даруй и нам, Благой, подвигом добрым подвизаться, путь поста завершить, веру нераздельной сохранить, головы невидимых змиев сокрушить, победителями греха явиться и без осуждения достигнуть поклонения святому воскресению». Такими словами оканчивает свою Божественную Литургию Преждеосвященных Даров святитель Григорий Двоеслов, папа Римский. Они, как нельзя лучше описывают нам конечную цель нашего путешествия.
И действительно, куда же мы пришли? Какова наша конечная цель? Для чего это все?
Если мы придем к концу поста просто с умением и навыком борьбы со своими страстями, то мы явимся всего лишь искусными борцами. Но только лишь стоит нам ослабить свое внимание, отвернуться, задуматься, как сразу же нас настигнет еще больший грех и большее поражение. Если мы просто перестанем есть сосиски — мы станем вегетарианцами, если будем стараться не кричать и не возмущаться, то о нас начнут говорить, что мы «сдержанные люди», но если мы принесем в жертву Богу свою очищенную душу от греха и порока, только лишь тогда Господь ее воскресит в жизнь вечную. И только тогда мы явимся «хранителями веры», «сокрушителями глав змиевых» и победителями греха».
Протоиерей Николай ШКОНДИН
Вход Господень в Иерусалим
Не Тот, Кого ждали
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Лазаревой Субботы
Митрополит Пантелеимон посетил пребывающую на лечении игумению Антонию
Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Перспективы метода "искусственных" половых клеток ужасны, заявил священник
Правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» призвал к освобождению арестованного митрополита Святогорского Арсения
Правящий архиерей совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров во 2-м городском благочинии
Клирик Перевальского благочиния встретился с учениками школы №15 пгт. Ящиково
Курсовая подготовка наставников Братства Православных Следопытов
О самых действенных средствах борьбы со страстями
В РПЦ призвали ввести наказание за ложные доносы на семью
Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря
В Церкви призвали международных правозащитников зафиксировать как правонарушение задержание украинскими спецслужбами митрополита Святогорского Арсения
Митрополит Пантелеимон совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров в Александровском благочинии
Задержан наместник Свято-Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений
Патриарх Кирилл назвал уникальным российский опыт сотрудничества между Церковью и государством в области семейной политики, культуры, образования и воспитания
Патриарх Кирилл назвал многодетные семьи «благословением для народа и страны»
Почему нельзя жить легко, сыто и комфортно, а обязательно нужно поститься и сораспинаться Христу
В РПЦ раскритиковали идею увеличить штрафы для родителей