Крестом начинается жизнь человеческая, крестом она и заканчивается. От нашей способности без ропота и стенаний пронести свой жизненный крест зависит не только личное спасение, но и благополучие потомства нашего.

Многие это понимают, осознают, но вслушайтесь в разговоры и пересуды вокруг нас творящиеся. Ропот, жалобы, обиды и сетования на болезни, нищету, обман и не сочувствие к нам, единственным и неповторимым. Удивительно! Вокруг все страдающие и обиженные, начиная от президента и заканчивая бомжом.

Мне, по роду своего служения, приходиться сталкиваться с людьми практически всех рангов и сословий и везде, даже на исповеди, где ругать себя надо, а не жалеть свои мнимые и истинные болячки, и здесь звучит перечень не грехов, а обид.

Спрашиваю у исповедника: “Грешен?”.

“Грешен”- отвечает.

“Чем?”

“Всем, батюшка.”

“Кто же виноват, что всем?”

И называется полный реестр всех виноватых. Перечень красочный, подробный и, самое главное, себя оправдывающий, а то и абсолютно исключающий собственную греховность.

Умение без ропота нести свой жизненный крест заключается, прежде всего, в отказе поиска виноватых, в предъявлении требований к себе и только себе. Само христианство — это религия жертвенной любви; крест, который мы носим на груди — это знак и согласие претерпеть любые искушения, дабы остаться с Господом.

Если спросить нас, что такое Крест, то мы, наверное, ответим: “Крест — это воспоминание о Христе”, или: “Крест — это оружие против демонов”, и так далее. Но редко кто из нас ответит: “ Крест — это мой обет Богу, Крест — это моя клятва иметь жертвенную любовь к Господу и людям”.

Иметь жертвенную любовь к людям — это прощать. Трудно прощать обидчика, это знает, наверно, каждый из нас, но вот какой рассказ есть в Отечнике.

Умение без ропота нести свой жизненный крест заключается, прежде всего, в отказе поиска виноватых, в предъявлении требований к себе и только себе. Само христианство — это религия жертвенной любви; крест, который мы носим на груди — это знак и согласие претерпеть любые искушения, дабы остаться с Господом.

Братия монастыря увидела, что у одного монаха пошла кровь из уст. Когда же его спросили, что с ним, тот ответил: “Меня оскорбили, но я не ответил в ответ ни слова. Это было так трудно, что те слова, которые я удержал в себе, обратились во мне в кровь и вышли так из моих уст”.

Понимаю, что рассказы из древнего Патерика сегодня не столь убедительны, но ведь можно найти примеры истинного умения безропотного несения Креста и в наши дни.

У меня на груди деревянный нательный крестик, который я ношу, вот уже тридцать лет. Вырезал и благословил мне его, убиенный в 1993 году, монах Оптиной Пустыни Ферапонт (Пушкарев). Тогда, в пасхальную ночь, сатанистом Авериным, на монастырской колокольне, были зарезаны ритуальным оружием кроме Ферапонта еще два монаха, инок Трофим и иеромонах Василий. Убийцу вскоре поймали, признали невменяемым и определили в психиатрическую больницу. В своих интервью и беседах с посетителями Аверин говорил, что убивать его послал голос, сказавший: “Ты достанешь Бога, только через самых близких слуг его”.

И что же монахи Оптиной? Они молятся о рабе Божием Юрии Аверине, молятся, чтобы Господь простил его, и не только молятся. Они его проведывают, передают передачи, исповедуют. Братия простила убийцу.

Способен ли каждый из нас на несение такого Креста?

Лично в себе, в своих силах, я стал сомневаться. Может быть, это искушения последних пяти лет, особенно 14 и 15 годов века этого, когда грохотали пушки и однозначно ответить на крик прихожан «За что?» было невозможно. К страшной беде своего народа добавилось личное горе, которое я и по сей день в сердце не утихомирил.

Нет, сомнения в своих возможностях отнюдь не увели от веры, от Христа. Просто стало ясным, что одного себя мало, нужны те, кто вместе с тобой сопереживает и понимает. Надежда только на свои силы, что достойно пронесешь Крест тебе данный – тщетна. Без помощи Божьей, молитв тех, кого мы называем братьями и сестрами, без церковной молитвы и прихожан родного прихода слишком тяжел Крест Христов.

Только вкупе, только вместе можно добиться исполнения слов евангельских:

«любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного»

(Матф.5:44-45).

Надежда только на свои силы, что достойно пронесешь Крест тебе данный – тщетна. Без помощи Божьей, молитв тех, кого мы называем братьями и сестрами, без церковной молитвы и прихожан родного прихода слишком тяжел Крест Христов.

С Праздником спасительно Креста Господня, дорогие мои!

«Сим победиши!».

Так и будет.

Протоиерей Александр Авдюгин