[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
«Вы хорошо делаете, что ищете успокоения в Евангелии,
ибо оно есть неиссякаемый источник всех истин,
которых нигде нельзя найти в другом месте»
(Иммануил Кант).
Чудесная эта Книга — Евангелие. Чем больше ее читаешь, тем менее на душе тревожно. А значит спокойнее, стройнее. Отчего? Ответы в этих богодухновенных письменах на все вопросы имеются. Ведь по какой причине душа терзается? От незнания что да как. Например, почему, спрашивается, несправедливость не перестает торжествовать? Ведь и ракеты в космосе спокойно бороздят просторы и посудомоечная машина в кухне на всю катушку исправно работает, словом, вроде не стоим на месте в цивилизационном плане, — развиваемся, вот только междоусобиц в обществе homo sapiens меньше так и не стало.
В чем причина? Вне Евангелия ответа не ищите. Многие тужились на такие и другие проблемы отреагировать. Конечно, реагировали, но, в конечном счете, их не разрешали. И что же? Разочарование и общественная депрессия от безвыходности. А дальше? Одна лишь интуиция: но есть же Он, в конце концов, — Выход из мира Неведения?! Уже Сократ (и его ученик Платон тоже) незадолго до новой эры провидел: чтобы Истину обрести и познать, нужно Самой Истине явить Себя («нет ничего важнее истинного познания о Боге, которое может дать только Сам Бог» (И.М.Андреев. Православная апологетика. Москва. 2006г. С.94). К сожалению, философ так и не стал современником события, происшедшего в холодном вертепе Вифлеема, когда Бог (Истина) «явился во плоти» (1Тим. 3, 16).
Примерно через пол века появятся запечатленные в буквах и текстах жизнь и учение Спасителя Христа. Не только христианина настольной книгой станет Евангелие, но и всякого сколь-нибудь здравомыслящего по уму и чуткого по сердцу человека. Некоторые же, напротив, отстранятся. Почему? Потому ли, что с веками оно становится более архаичным? Вряд ли с этим согласишься, когда откроешь Священное Писание и вдумчиво прочтешь хотя бы несколько фраз.
Вот, например, одна из них: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12, 25). Только ли эти слова были актуальными в первом веке? Не этим ли предупреждением прогреметь бы и сегодня? А почему нет? Ведь в веке нынешнем в социальном плане человек человеку так и не стал другом. То есть тем, кто, например, в случае отстаивания личных убеждений, тем не менее, придерживался бы пути компромисса. Да и не может быть консенсуса там, где преобладают эгоцентристские, а именно горделивые друг к другу отношения.
Трудно себе представить то, как можно создать целостное общество из тех людей, каждый из которых осознает себя «центром вселенной» и как сами эти люди могут создать такое общество. Абсурд думать будто общество, в котором превалирует порожденный гордыней индивидуализм, когда у каждого своя субкультура, партия, а главное, свои собственные законы и свой бог, может достичь целостности.
Или так утверждать, стало быть, выпасть из современности? Наверное, да, с точки зрения тех, кто без устали и всюду скандирует «верь в себя», «докажи, что можешь», чье понятие Личности определяется мерой его эгоизма, и для кого гордость — не грех, но добродетель. Быть может тогда и само грехопадение (раз за разом совершающееся каждым), обусловленное стремлением к самообожествлению (гордыню имеющее своим исходным) столь же современно? Простите, однако, желание человека стать божком (погрязнуть в удовольствиях, отлить «золотого тельца», и воссесть на трон) без труда и подвига сегодня отнюдь не «ноу-хау». Попытке этой возраст почти тот же, что и Вселенной.
Пройдя сквозь века скрываясь за декорацией различных политических систем, человеческих идеологий и лозунгов, амбициозное «устроиться здесь и сейчас, причем любой ценой», не прекратило быть и сегодня. Чего стоила реализация этого пожелания всечеловеческого, всем известно — смерти одного или многих подобных нам. Или и это мы назовем «пережитком средневековья», например. Спишем со счетов и отправим в далекое прошлое, дескать, мы нынче не такие, мы люди цивилизованные. Ан-нет, не получится при всем желании, — на лицо ведь факты: война без войны (без особых причин), междоусобицы, распри.
Что это? Это то, чего хочет избежать человек, готовый в то же время на неправду во имя своих корыстных ценностей. Известная история. Пройденный этап. Твердой поступью своей не раз шагали по трупам навстречу собственному «счастью». Вот это уж точно несовременно. Так было и в эпоху Александра Македонского или еще раньше. Сценарий во времени совершается все тот же. Та же трибуна, те же слащавые голоса ораторов, красноречиво излагающие «новые» многообещающие идеи в окружении безрассудных умов, доверчивых глаз и живущих инстинктом. Затем безжалостная борьба сторонников «нового порядка» за очередную человеческую сиюминутную «правду». И снова те же «грабли» — в итоге (сомнение, недоверие, недовольство, протест, бунт).
Признаться право Мюнхгаузен из человека никакой. Сам спасти себя оказался он не в состоянии. За много веков его фантазия по самоспасению себя исчерпала. То бишь перестала быть актуальной. А отсюда умозаключение: если не человек, то Кто? Кто может указать верный путь заплутавшему в «трех березах»? А больше и некому, как Тому, Чье учение некто из материалистически зависимых объявляет «принадлежностью древности». Что это означает? На этот вопрос пусть отвечают те, чье жизненное кредо «бери от жизни все!» и кому предпочтительнее умереть от цирроза печени без перспективы на «жизнь иную». Как по мне это — лишь очередной комплимент Евангелию, которое несмотря на свое древнее происхождение, по содержанию своему вневременно. Любому времени и всякому, кто не читает между строк и кто не предвзят заведомо, каждая его фраза современна.
Соответственно и век последующий — не исключение. Вне сомнений, в этом убедятся наши потомки, когда прочтут, например, притчу о муже благоразумном, построившем дом на каменном фундаменте и человеке безрассудном, воздвигнувшем свой дом на песке (Мф. 7, 24-29), и поймут, что это лучший комментарий реалий их жизни и ответ на то, почему они именно таковы. Мало верится, что через сто лет в основании всего того, что человек созидает окажется не он любимый. Прошло уже более двух тысяч лет от начала новой эры, а главу угла всех его жизненных целей и задач занимает все та же «правда», его «правда» — «правда» по-человечески.
Или все-таки через пару сотен лет «Кузнецом» собственного счастья человек объявит не себя? Но тогда это будет означать нечто невероятное: признание им своего бессилия, во-первых и готовность довериться Другому, во-вторых. Кто Этот «Другой», как не Бог, если не человек, разочаровавшийся в своем мнимом «всемогуществе»? Однако будет ли иметь такая метаморфоза место в будущем известно не нам. Если скажу «вряд ли»- лишь предположу, хотя бы на том основании, что в день настоящий не перестает быть факт травли одного другим ядом лжи. Не понял человек, а может и не хочет понять он, что самообманут. Грезить о счастливом будущем, при этом подчевать себе подобного «кока-колой» и повергать на гильотину шеи своих сожителей по планете во имя одноразово-выгодных идей или личных амбиций — не утопия ли?
Но если даже и предположить на мгновенье, что через N-е количество лет человечество все-таки водрузит в основание своего счастья и бытия камень Правды не своей, а Божьей и созиждет на нем Его царство, перестанет ли быть актуальным Евангельское Благовестие? Скажу утвердительное «нет», по той простой причине, что даже святость человека с точки зрения Евангелия не является пределом его духовно-нравственного совершенства. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) – этими словами Евангелие призывает человека к богоуподоблению. Но поскольку Бог есть Абсолютное существо и Он бесконечен, то, соответственно беспрерывен и процесс человеческого богоуподобления. А значит на любом этапе изменений человека, на каждом витке его духовного возрастания и совершенствования призыв этот будет служить ему в его настоящем времени очередным импульсом к последующим свершениям.
А закончу я словами классика: «есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладкому уверению и погружаемся духом в ее божественное красноречие» (А.С.Пушкин).