Евангельское чтение Великого Вторника является частью ряда бесед Христовых о Страшном суде. Господь рассказал ученикам о Своём Втором Пришествии, а также несколько притч.

Первая притча — о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече.

Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми.

Вторая притча — о талантах. В ней говорится о том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты (денежная единица, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке). Двое вложили всё, что у них было, в труды свои и таким образом приумножили своё богатство, и за это господин наградил их, а третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. Господин рассердился на раба за его лукавство, отнял у него талант и отдал одному из слуг, самому трудолюбивому.

Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом.

Источник: foma.in.ua


Великий Вторник – день воспоминаний о будущем. Богослужения пронизаны переживаниями конца мира, посмертного бытия и воздаяния. Тон задают евангельские чтения, длинные и насыщенные…

Два сквозных сюжета богослужений этого дня – Страшный Суд, на котором каждому воздастся по делам его: ягнята и козлята, первые из которых послужили Христу через ближних, а вторые – оттолкнувшие Его, пройдя мимо страждущих, и притча о десяти девах. Притчу о десяти девах все помнят: подружки невесты со светильниками в руках ждут жениха, засыпают, но когда он в полночь приходит, оказывается, что лампады у пятерых из них погасли из-за недостатка масла. Девушки по совету подруг бегут к продающим за маслом, а когда возвращаются, свадебный пир уже начался, и жених им не открывает дверей.

Богословы толкуют притчу однозначно: масло – это добродетели, причем в первую очередь – милосердие, по созвучию греческих слов ἔλαιον – елэон (масло) и έλεος – елеос (милосердие).

Здесь стоит задуматься об историческом контексте евангельского повествования. Пять девиц, которым не хватило масла, не зря названы неразумными. Для человека того времени притча звучит как анекдот: ночных супермаркетов тогда не было, так что девушки с горящими лампадками могли предложить подружкам пойти купить масла в полночь только в шутку.

Что на самом деле надо было сделать? Ничего особенного. Встать рядом с мудрыми девами и пойти с ними, попросив прощения у жениха. Понятно, что перед Богом покаяние – это не извинения за неподобающий вид на застолье. Но суть примерно одна: кайся – и у тебя немалые шансы быть прощенным; держись хороших людей – и, освещенный светом их добродетели, увидишь дорогу к Богу.

Вообще образ брачного пира – один из ключевых не только в богослужениях Страстной недели, но и во всей церковной жизни. Само Таинство Евхаристии указывает на брак Христа с Церковью и души с Богом. «Се, Жених…» – песнопение полунощницы в течение всего года. С брачного пира начинаются чудеса Христа – в Кане Он превращает воду в вино. Про брачный пир Он рассказывает множество притч.

Понедельник, вторник и среда Страстной недели отсылают к притче, которая в эти дни не читается – о брачном пире, «званых и избранных», из 22-й главы Евангелия от Матфея:

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных».

Судя по всему, царь не просто звал на пир, но и предлагал нарядную одежду гостям (по крайней мере, психологии героев Христовых притч это соответствует: притчу о талантах, розданных царем своим рабам, мы вспоминали несколько абзацев назад). Гости же либо просто проигнорировали, либо вообще убили посланников. Возможно, отобрав подарки. Царь, разумеется, наказал вконец потерявших стыд друзей, а рабам своим приказал собрать на улицах совершенно незнакомых людей и привести на пир.

И вот уже во время всеобщего веселья выясняется, что один из гостей – без нарядной одежды. На вопрос, как он вообще сюда попал в таком виде, он не отвечает. А дальше следует очень странный приказ царя: выставить его вон, во тьму, связанным. Откуда такая жестокость? Есть толкование, что он просто отбросил дар приглашающего и заявился в рабочем костюме прямо с поля (в наше время – с завода или из офиса), а то и в нищенских лохмотьях, тем самым проявляя неуважение. Но возможен и другой вариант: это был один из тех, кто отказался от посещения брачного пира, а потом передумал. Не зря же хозяин называет его другом. Тогда сцена приобретает новую окраску: опять же, это человек, не умеющий просить прощения. Гость мог подойти к хозяину и извиниться, мог на его вопрос ответить: «Прости, друг, я в последний момент бросил все дела и пришел к тебе», да мог хотя бы щетку попросить почистить свой костюмчик – но, вероятно, по гордости и ложному стыду не стал ничего объяснять. Такое бытовое хамство.

На ту же мелодию, что и «Се, Жених…», поется еще одно песнопение:

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

Перевод очевидно излишен. Снова и снова Церковь самим богослужением настойчиво повторяет, прямо-таки вдалбливает нам важную мысль: напортачил – проси прощения. Твои грехи перед Богом – такая же мелочь, как неподходящая одежда и недостаток масла. Но только если ты искренне осознаешь, что был не прав. Это уже не совсем то, что покаяние (покаянию были посвящены предыдущие сорок дней) – покаяние предполагает исправление, хотя бы потенциально. А на Страстной времени на исправление нет. Брачный пир вот-вот начнется. Пора набраться смелости, подойти к гостеприимному, но строгому Хозяину и попроситься за стол, хотя бы на самый краешек…

Источник: pravmir.ru