Свято-Вознесенский мужской монастырь


Адрес: с. Хорошее, Славяносербского р-на, ул. Кирова, 22; 93721.

 Наместник: архимандрит Иоанн (Андрей Андреевич Сухина)

Братия монастыря:

— архимандрит Илия (Александр Григорьевич Щербина);

— архимандрит Павел (Николай Владимирович Колтаков);

— игумен Георгий (Алексей Анатольевич Голота);

— иеромонах Сергий (Михаил Михайлович Войтюкевич);

— иеромонах Давид (Дмитрий Викторович Брюховецкий);

— протодиакон Василий Васильевич Ольхов;

— иеродиакон Никита (Артемий Сергеевич Почекета);

— иеродиакон Герасим (Юрий Иванович Гаврилюк);

— иеродиак. Варсонофий (Владим. Владим. Федоров);

— инок-диакон Георгий (Швачка);

— инок Давид (Игорь Иванович Зелик);

— послушник Александр Леонидович Иванцев;

— послушник Валерий Васильевич Поддубный;

— послушник Сергий Владимирович Мартиросян;

— послушник Николай Анатольевич Сафронов.

  Престольный праздник:

— Вознесение Господне.


Церковная жизнь с. Хорошее началась еще 16 сентября 1784 г., когда Бахмутский протопоп Петр Расевский в слободе Хорошем Яру (бывшее название) освятил первую в этих местах деревянную церковь во имя священномученика Игнатия Богоносца. Новый трехпрестольный храм после того, как в пожаре полностью сгорел старинный, был построен тщанием прихожан из песчаника в 1910 г. и освящен в честь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а его приделы – во имя священномученика Игнатия Богоносца и во имя Пророка Илии.

Советской властью приход был закрыт в 30-е годы прошлого столетия. Община возродилась в 1942 году и заняла здание пустующей церкви. Официально приход был зарегистрирован 10 ноября 1944 года. Богослужения в церкви велись до октября 1965 года, после чего церковь по формальной причине была закрыта. Здание церкви около 20 лет никем не использовалось и только в 1985 году было передано местному совхозу под склад. 27 ноября 1989 года община вновь была зарегистрирована и ей было передано здание Свято-Вознесенского храма.

8 сентября 2006 г., накануне дня празднования Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы, по благословению митрополита Луганского и Старобельского Иоанникия (Кобзева) иеромонах Иоанн (ныне-наместник монастыря архимандрит Иоанн (Сухина)  был назначен настоятелем  Свято-Вознесенского храма села Хорошее Славяносербского района и получил благословение на его базе строить мужской монастырь.

По состоянию на то время Свято-Вознесенский храм был действующий, но без колокольни, так как она была разрушена по приказу местных властей еще в 1930-е г.

Сам храм находился в плачевном состоянии — пережиток советского богоборческого времени. Пережив Вторую мировую войну, храм был значительно поврежден в мирное время. В годы правления коммунистов сельский храм был переоборудован под совхозные нужды — использовался в качестве зернохранилища и склада удобрений  от чего, в том числе, очень пострадали стены старинного храма. После начала процесса реставрации монашествующим пришлось убрать массивный слой земли, который был насыпан более метра в высоту для того, что спецтехнике было удобнее заезжать на склад. С учетом большой площади храма объем вывезенной земли достигал десятки тонн. Как выяснилось по архивным документам, храм был запланирован к сносу на девяностые годы прошлого века. Вокруг храма не было никаких построек, только заросший травой пустырь.

С тех пор при храме начинает организовываться монашеская жизнь. С 2009 силой братии совершаются ежедневные богослужения. В это время также совершаются первые монашеские постриги. Одним словом начинается монастырская духовная жизнь.

Одновременно с духовным деланием братия также свои силы прикладывали к реставрации и восстановлению древней святыни нашего края — старинного Вознесенского храма.

В 2012 году был возведен новый братский корпус. К сожалению, из большого числа храмовых угодий после времен СССР остались только здание самого храма и небольшая прилегающая территория. Братии приходилось своими силами по крупицам восстанавливать бывшие церковные владения, хотя бы в объемах необходимых для строительства корпусов.

Со временем также была восстановлена колокольня на старинном Вознесенском храме, постоянно, по мере сил, по сей день ведутся восстановительные работы.

На территории обители продолжается строительство храмов во имя свт. Спиридона Тримифунтского Чудотворца, а также храм в честь Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы.

2013 году новоназначенный правящий архиерей нашей епархии архиепископ (ныне – митрополит) Луганский и Алчевский Митрофан подает прошение на Священный Синод Украинской Православной Церкви о  преобразовании прихода села Хорошее в мужской монастырь.  25 апреля 2013 года на заседании Синода было принято решение об открытии монастыря.

В ста километрах от обители у старинного источника в честь Великомученицы Параскевы Пятницы в г. Миусинске (стар. Ново-Павловка) строится монастырский скит. Целебные ключи в этом месте чудным образом были обретены еще в дореволюционное время. Сама Царица Небесная указала на эти святые воды. С этих времен чудеса исцелений от тяжких болезней не иссякают и по сей день. Местные жители свидетельствуют, что на этом месте было также явление самой Пресвятой Богородицы.

В городе Луганске монастырь окормляет храмовый комплекс в честь Всех Святых и часовню иконы Божией Матери «Скоропослушница», построенной на могиле луганского подвижника благочестия — старца диакона Филиппа Горбенко.

Главная святыня нашей обители — чудотворная Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы. Перед святым образом братия монастыря совершает молебные пения, испрашивая помощи и заступничества Пресвятой Богородицы для всего нашего края и всех православных христиан.

В настоящее время в монастыре подвизаются 12 насельников, совершаются ежедневные богослужения.

В монастыре пребывают святыни: Ченстоховская и Дубовичская иконы Пресвятой Богородицы. Ковчеги с такими святынями: Шипом от тернового Венца Спасителя, с частицей Пояса Пресвятой Богородицы, с частицами мощей —  свт. Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунстского, сщмч. Киприана и св. мц. Иустины, свт. Луки Крымского, св. вмч. Пантелеимона и др. святых.


Святыни монастыря

 Ченстоховская чудотворная икона Пресвятой Богородицы

Церковное предание говорит о том, что этот образ Божией Матери принадлежит к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, авторство которых относится к самому апостолу и евангелисту Луки. Она была написана в Сионской горнице в Иерусалиме. В 326 году, когда святая Царица Елена прибыла в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила от христиан в дар эту икону, привезла ее в Константинополь, где святыня хранилась многие годы. Затем, по одной из версий, святые Кирилл и Мефодий, учители словенские, когда пришли к славянам со словами проповеди святого Евангелия, принесли в дар эту великую святыню по благословению патриарха Фотия. На данный момент оригинал той стариной иконы находиться в Польше в городе Ченстохова, собственно, откуда икона и получила свое современное название.

В Свято-Вознесенский мужской монастырь чудотворный список иконы  Царицы Небесной прибыл в 2009 году. С того времени братия монастыря совершает перед иконой молебные пения с акафистом. Эта икона, благоговейно хранимая насельниками нашего монастыря, прославилась многочисленными чудесами. С каждым годом все больше и больше богомольцев притекает к иконе Пресвятой Богородицы, испрашивая Ее Предстательства.

Второе название данного образа — Непобедимая Победа. Победа над человеческими страстями, грехами, нестроениями в жизни и болезнями. Умиленно склоняя колена перед чудотворным образом, братия обители  молится о спасении и мире, об Отечестве и вразумлении отпавших от веры, о врачевании болящих и освобождении плененных, о молодых и старцах, о упокоении всех отшедших от жизни сей.

В обители совершается празднование в честь этой чудотворной иконы 9 сентября и 19 марта.

Дубовичская икона Божией Матери

Название этой иконы происходит от названия села Дубовичи Черниговской губернии (сейчас Конотопская епархия Сумской области), где известна с 16 века.

По преданию она была найдена в густой траве на берегу реки Рети в половине 16 века. Предполагают, что она была обронена здесь военным обозом, везшим церковную утварь.

Пастух, прогоняя по этому месту свое стадо и размахивая кнутом, случайно и ненамеренно задел им икону Богоматери. От иконы вдруг исшел необычайный свет, ослепивший пастуха — он пал тут же на землю. В бесчувственном состоянии он был найден здесь и принесен к священнику.

Придя в себя, пастух рассказал о том, что случилось при виде иконы. Священник и многие из прихожан пошли на указанное им место и нашли здесь лежащую в траве святую икону. Усердием верующих на месте явления вскоре была сооружена часовня и в ней поставлена явившаяся икона Богоматери.

По прошествии некоторого времени она была взята отсюда и поставлена в Архангельской церкви села Дубовичи. С того времени здесь совершаются многие чудесные исцеления. В воспоминание перенесения иконы из часовни в Дубовичский храм установлено торжественное празднование в десятую пятницу по Пасхе.

Дальнейшая история этой чудотворной иконы прослеживается в начале прошлого столетия. Как известно, 20 век в  Украине ознаменовался приходом советской власти, которая вела ожесточенную войну против православия. Те, кто имел стойкость открыто исповедовать свою религию осуждался перед народом, священники ссылались в лагеря, а святыни, перед которыми веками преклонялся православный люд попросту уничтожались.

Селу Дубовичи также не удалось избежать этой участи.

Коммунисты пытались разрушить имение местных помещиков, где на то время находились иконы, спасенные при пожаре Архангельской церкви. Одной благочестивой семье с Божией помощью удалось спрятать от коммунистов около 16 икон, находившихся на то время в имении. Среди них также находился чтимый образ Дубовичской Пресвятой Богородицы.

Затем их дочь, переезжая жить в близлежащий город Глухов, взяла сельскую икону Пресвятой Богородицы с собой.Будучи благочестивой христианкой и зная какая великая святыня находится на их попечении, женщина передала на хранении икону своему сыну Алексею, благословляя его в дорогу в Киев. Таким образом Дубовичская икона временно пребывала в столице.

Перед смертью Алексей заповедовал передать чудотворную икону в монастырь. За это время икона прославила себя многими чудесами.

В настоящий момент эта икона волею Пресвятой Богородицы находится в Свято-Вознесенском мужском монастыре Луганской епархии Славяносербского района с. Хорошее. День памяти иконы также установлен 26 сентября.

Святой источник п. Ново-Павловка

Источник, расположенный на территории города Миусинск (до 1965 – посёлок Ново-Павловка) был открыт сравнительно недавно – всего столетие тому назад. Но недаром его называют не иначе, как «святая криница».         В начале ХХ века земли Ново-Павловки принадлежали трём землевладельцам: Маркову, Васильеву и Редечкину.

В 1905 году с тридцатилетней Прасковьей Марковой произошёл несчастный случай: её укусила за ногу собственная собака. После этого хозяйка буквально помешалась, начала слабеть. Её состояние ухудшалось с каждым днём. Больная лежала уже без движения, почти при смерти, когда ей приснился необычный сон. Над высокой горой стояла Божия Матерь. У Её ног, с самой вершины горы бил ключ. «Через воду из этого ключа, – услышала Маркова во сне, – ты и получишь исцеление».

Утром хозяйка рассказала о том, что ей привиделось ночью. Казалось бы, что только не приснится тяжело больному человеку? Уже невероятно то, что вода била с вершины горы. Но оказалось, что такой источник действительно существует, и не где-нибудь, а в самой Ново-Павловке.

Об этом рассказали местные пастухи. Однажды они пасли на горе панских овец. Заметили на земле что-то влажное. Поняли, что это родник. Начали раскапывать. Через некоторое время, когда образовалась небольшая ямка, на поверхности воды, её наполнившей, пастухи отчетливо различили изображение Богоматери с Младенцем.

Маркову привели на указанное место. Она тут же узнала источник, который видела во сне. Ей дали выпить родниковой воды, и она сразу почувствовала себя лучше. А после нескольких посещений источника полностью исцелилась. После этого колодец выложили камнем, а над ним поставили кирпичную часовню. Маркова пожертвовала туда большую икону великомученицы Параскевы Пятницы, а также велела заколоть быка и приготовить под горой праздничный обед. «Всё село тогда накормили», – говорят старики.

О чудотворном источнике узнала вся округа. Народ стекался к этой святыне отовсюду, не только из городов и сёл Области Войска Донского, но также Екатеринославской, Харьковской, Курской, Белгородской губерний. Чтобы испить воды из целебной новопавловской криницы, люди пешком преодолевали сотни километров опасного в то время пути. Добавим, что святую Параскеву своей особой покровительницей считали чумаки и купцы. «Ей <…> наши предки усвоили покровительство над торговлей и от неё-то у нас известны Пятницкие торги» (протоиерей С. Булгаков). Скорей всего, именно торговые люди привезли в наш край среднерусский обычай праздновать день памяти святой Параскевы на десятую пятницу после Пасхи.

Почему же именно чумаки особенно почитали святую новопавловскую криницу? Не следует забывать, что через Ново-Павловку с XVII века проходил Бахмутский чумацкий шлях. Из Бахмута (ныне г. Артёмовск Донецкой области) в Ростов-на-Дону и Новочеркасск везли из местных копей соль, а оттуда – рыбу. За один день чумацкий обоз, который мог состоять из 100 маж (телег) с грузом по 500 кг каждая, иной раз покрывал до 60 км. Кроме того, по свидетельству А. Задорожного, в то время река Миус, протекающая через посёлок, была ещё судоходной: по ней сплавляли баржи с углём.

Проходя через Криндачёвку (г. Красный Луч), чумаки останавливались здесь на ночлег. Далее их путь лежал в Ново-Павловку. Грунтовая дорога, проходившая через леса и болота, была сплошь усеяна крестами. Многие погибали здесь от рук разбойников. Здесь чумаки никогда не ночевали, несмотря на то, что село было богатым и многолюдным.

Зато обязательно делали остановку возле святой криницы, чтобы испить целебной воды и помолиться своей покровительнице – святой великомученице Параскеве.

На источник приезжали люди и богатые, и интеллигентные. Их, естественно, заинтересовали необычные свойства новопавловской воды. Химический анализ показал следующее: по содержанию солей это нормальная столовая вода. Но при этом, концентрация ионов серебра превышала норму в несколько раз. Стало быть, вода протекает сквозь залежи серебряных руд.

С 1923 г. в Ново-Павловке и Штергрэсе стали действовать коммунистическая и комсомольская организации. Они были достаточно сплочёнными, кроме того, в селе находилось много приезжих коммунистов. Сельские активисты проводили интенсивную атеистическую пропаганду, не останавливаясь ни перед чем. Часовня над святым источником тогда же была ограблена и разорена.

В этом же 1923 году накануне Пасхи решили устроить своё «погребение плащаницы». Из числа комсомольцев выбрали девушку, положили её в гроб и с песнями обнесли вокруг сельского храма. Когда церемония окончилась, девушка не смогла сама выйти из гроба. Она ослепла и, как оказалось, на всю жизнь. После этого случая ни храм, ни святой источник никто не трогал.

А люди по-прежнему приезжали за целебной водой. Часовня в то время была маленькой, войти в неё могло всего несколько человек. Купола не было, на крыше стоял один крест. На ночь часовню закрывали. Местные жители присматривали за ней, периодически красили, ремонтировали. Всегда было чисто, хоть и бедно. Во многом давало о себе знать недавнее разорение. Поднявшись на гору, люди сразу шли к часовне, обязательно прикладывались к иконе, молились и набирали воду. На Крещение, 10-ю пятницу после Пасхи, и некоторые другие праздничные дни служились водосвятные молебны.

В 2008 году миусинский храм и святой источник были переданы под скит Свято-Вознесенской обители села Хорошее Славяносербского района Луганской епархии. Наместник обители – архимандрит Иоанн (Сухина).

Сегодня об источнике хорошо знают не только жители Донбасса, сюда также приезжали из России, Беларуси, Таджикистана, Германии, Франции, США. Слушая рассказы людей, побывавших у святого источника, убеждаешься, что по-прежнему он остается для народа одной из самых почитаемых святынь. Люди приходят сюда с болезнями, скорбями, неурядицами, просят о помощи и никогда не уходят разочарованными.