Протоиерей Роман Николаев о христианской семье и воспитании детей
Иногда планируешь сделать интервью с многодетной семьей, а один из супругов отказывается. Мало ли, какие причины у людей бывают. И тогда рубрика «Формула семьи» не получается; но беседа с одним из супругов тоже может оказаться интересной. Так и вышло с протоиереем Романом Николаевым, настоятелем двух храмов: Рождества Богородицы в д. Рождествено и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в д. Пчёлки.
– Отец Роман, расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
– Мы с матушкой в браке 19 лет, матушка по первому образованию иконописец, но в течение семейной жизни выучилась ещё на логопеда и на клинического психолога. Детей у нас шестеро, четыре дочки и два сына. Старшей, Марии, 17 лет, она учится в 11 классе православной гимназии Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде. Готовится к поступлению в институт, выбрала для себя экономический факультет. Вторая дочь, Екатерина, заканчивает 9 класс гимназии имени Ольбинского, тоже сейчас готовится к поступлению, хочет пойти в китайский колледж – она учит языки. Третья дочка, Татьяна, учится в пятом классе светской гимназии; четвертая, Елена, – во втором классе православной гимназии. Сыну Даниилу почти пять лет, а Михаилу восемь месяцев. Все старшие дети прошли через музыкальную школу по классу фортепиано, Мария уже закончила, сейчас ездит только на вокал. Я-то их туда отправлял, чтобы они мне на клиросе помогали. Все школьные годы они пели у меня в храме, и до сих пор поют, хотя Катя поменяла музыкальную школу на художественную.
– Почему у вас одни дети учатся в православной школе, а другие – в светской?
В начале брака я думал, что смогу отгородить своих детей от внешнего мира. А потом понял, что так не получится. Да и нужно ли это?
– В начале брака у меня была иллюзия, что я смогу отгородить своих детей от внешнего мира. Дам им православное воспитание, будут смотреть только те мультфильмы, которые я сам выберу… А потом я понял, что так не получится. Дети всё равно видят реалии мира, и хорошо ли пытаться максимально оградить их от него? Мы стали наблюдать, сравнивать и пришли к выводу, что начальные классы действительно лучше провести в православной школе, а старших детей имеет смысл отдавать в обычные школы с углубленным изучением предметов. Пусть они видят другие взгляды на жизнь, учатся отстаивать свое мировоззрение. Мне кажется, православные родители часто находятся в плену фобии, что их православный ребёнок может заразиться влиянием мира и станет неконтролируемым. И у нас такая была, а потом мы увидели, что встреча с миром не так страшна для детей, как кажется. Они даже становятся крепче в своих взглядах. Хотя бывало и такое, что у детей появлялись светские увлечения, и мы вместе их переживали.
– Какого рода увлечения?
– Музыка. Но здесь помогло то, что мы ходили в музыкальную школу. Когда у ребёнка уже выработался вкус, он становится более разборчивым, может отличить стоящее от нестоящего. Переболеет какой-нибудь попсой, и пройдет.
Что ещё? Одежда. В православной гимназии – один дресс-код, в светской школе – другой, там уже девочки могут носить брюки. Я не думаю, что это плохо. Ну, походит девочка в брюках, но если она останется в храме, сохранит веру, то не страшно совсем.
С первого класса все дети ездили со мной в храм каждое воскресенье. Но в какой-то момент я увидел, что они идут только для того, чтобы не расстроить папу. И я дал старшим девочкам свободу посещать храм тогда, когда они сами этого захотят. Всё-таки пребывание в церкви однажды должно стать для ребенка не тем, что навязали родители, а его личным выбором. А для личного выбора нужна свобода.
– И что они выбрали?
– К моей радости, они ходят в храм. Может быть, не так часто, как раньше, когда я сам их возил каждые выходные, но через воскресенье ходят. У них сейчас большая нагрузка, к экзаменам готовятся. Школа – это же только половина учебы. Вторая половина – репетиторы и подготовка к экзаменам. Иногда до часу ночи сидит, учит что-то – пусть она лучше выспится, в следующий раз поедет с нами. Это наш духовный опыт.
– Когда православные родители стремятся оградить своих детей от внешнего мира, ими движет, вероятно, страх, что дети слишком рано утратят чистоту.
– Я вижу, что по сути своей девочки остались чистыми детьми. Я могу это утверждать, потому что дочери мне исповедуются, у нас сохранились доверительные отношения – надеюсь, и дальше будут сохраняться. Внешний мир не сильно на них влияет, они уже выработали для себя определенные границы. Скажу больше: у второй дочери, которая учится в светской школе, все друзья – из православной среды. Прежние связи не порвались, они чувствуют родство душ. И если вечером после школы она выходит гулять, то гуляет с православными друзьями.
– Вопрос доверительных отношений с детьми актуален для любого родителя. Как вам удалось их сохранить?
– Я сделал массу ошибок – может, в этом и секрет. Если я вижу, что в чём-то ошибся – был слишком требовательным или слишком чёрствым, – я стараюсь это проанализировать и скорректировать свое поведение. Процесс воспитания вообще происходит в динамике. Нет золотых правил, которые ты уяснил, живёшь по ним, и у тебя не возникает никаких сложностей. У меня был еще такой непростой момент: я рос единственным ребёнком в семье только с мамой, а потом у меня появилась своя семья, и со временем я стал многодетным отцом. Чтобы приспособиться к этой новой для меня системе, мне пришлось очень многое в себе пересмотреть, переоценить. И до сих пор этот процесс продолжается. Может, я уже не делаю таких смешных и глупых ошибок, которые случались, когда родился первый ребёнок, но я делаю новые ошибки. Дети растут, и всё время возникают новые обстоятельства. У меня никогда не было ребёнка, которому 18 лет; вот сейчас старшей дочке исполнится – как себя с ней вести? как строить отношения? Это новый опыт. Как в христианстве: в определенном духовном возрасте мы постигаем заповеди на разной глубине. Одно дело – не ответить злом на зло, другое дело – помолиться за врага. Так же и в воспитании детей.
– А вы можете подойти к ребёнку и сказать: «Я был неправ, прости меня»?
Когда дети видят, что ты стараешься изменить себя, искренне переживаешь о своих ошибках, это укрепляет отношения
– Конечно. Иногда мне помогает супруга. Она говорит: «От папы такое обиднее слышать, чем от мамы. Ты обидел её». Когда я осознаю это, подхожу и обнимаю, говорю какие-то слова. «Давай помиримся, папа был неправ». Дети видят намерение… Это как с Господом: благоразумный разбойник покаялся на кресте, его намерение изменилось – и Господь его принял. Мне кажется, когда дети видят, что ты стараешься себя изменить, им этого бывает достаточно. Они ценят намерение, которое говорит о том, что папа хоть и делает ошибки, но всё же не чурбан бездушный. И это укрепляет отношения – когда дети видят, что ты искренне переживаешь и стараешься исправить ситуацию. Тому, кто относится к тебе искренне, с любовью и заботой, можно многое простить.
– Как вы решаете конфликты между родителями?
– Бывает, возникает проблема между супругами, и человек понимает, что решить ее сложно. Что делать? Садиться, разговаривать, изливать друг другу душу, работать над собой… Если видишь, что вторая половина не может что-то в себе изменить, приходится уступать. Когда есть проблема, но нет диалога, она не решится никогда. Я считаю, что лучше поговорить на повышенных тонах, пусть поругаться, но не замалчивать проблему. И даже если ты сам не в силах изменить своё естество – можно помолиться Господу, чтобы Он помог тебе это сделать.
Еще один важный аспект – нельзя забывать друг друга. Супруги часто совершают эту ошибку. Быт, дети, их болезни, учеба превращаются в бесконечную карусель. Механизм налажен, каждый выполняет в семье свою функцию, но за ежедневной рутиной мы перестаем видеть свою вторую половину. Поэтому нужно находить время побыть вдвоем – убежать в кафе, посидеть там в тишине за чашкой чая.
– К сожалению, в некоторых семьях мужья помыкают жёнами, приводя в качестве аргумента фразу из Писания «да убоится жена мужа».
– Дело в том, что неофиты…
– Но речь не только о них; это встречается и в семьях, давно воцерковленных.
– Неофиты – это не те, кто вчера покрестился. Неофиты – это те, кто в духовном отношении остался детьми. Человек может всю жизнь ходить в храм и при этом оставаться неофитом. Этот отрывок из Послания апостола Павла, который читается во время Таинства Венчания, я разбираю на огласительных беседах перед совершением Таинства и объясняю так: жена боится оскорбить своего мужа, потерять его любовь; дерзким словом или поведением огорчить его – вот чего она боится. Супруга – хранительница очага, она создаёт атмосферу в семье. Вот как она настроит, так и будет.
Жёнами помыкают неправославные мужья. К сожалению, не каждый человек, называющий себя православным, таковым и является. В Евангелии есть люди под названием «фарисеи». Они прекрасно знали Священное Писание, были близки к храму, но при этом оказались неспособны принять проповедь Христа. Служит человек в алтаре или стоит в притворе храма – это не признак того, что он стал ближе к Богу. Можно обвешать себя крестами, но остаться ханжой с чёрствым сердцем, не имеющим сострадания ни к кому. Задача духовной жизни – уподобиться Богу, приобрести христианскую любовь ко всем. Не всеми это может быть понято и принято за правило, потому что это трудно. Внешние вещи делаются легко, а попробуй поработать над собой!
– Что вы могли бы сказать родителям, которые считают, что рожать нужно только тогда, когда время благоприятствует?
Если в тебе есть любовь и ты хочешь её кому-то дарить, то ты и в тяжелое время родишь дитя и будешь за него Бога благодарить
– Ну, тяжелые времена – понятие относительное. Если бы наши бабушки и дедушки посмотрели на нас из 40-х годов ХХ века, и мы бы им сказали, что у нас тяжелые времена, – я не знаю, что они нам ответили бы. Это вообще не вопрос комфорта или дискомфорта – вопрос рождения ребёнка. Если в тебе есть любовь и ты хочешь её кому-то дарить, то ты и в тяжелое время родишь дитя и будешь за него Бога благодарить. Да вообще за всё будешь благодарить – за то, что живы, за то, что есть кусок хлеба и кров над головой.
Но, с другой стороны, мы не должны никого осуждать и требовать подвига сверх сил. У нас в Сергиевом Посаде живет большое количество многодетных семей. Я знаю родителей – у них четверо детей, но они до сих пор живут в съёмном жилье. Язык не повернётся осудить их, если они скажут: «Мы пятого уже не хотим». Нестабильность в жизни – это действительно тяжело, поэтому никогда никого не возьмусь осудить. Я, как вы понимаете, говорю не о прерывании беременности – если жизнь ребёнка уже зародилась, её необходимо сохранить! Но если люди решаются родить ребёнка, это достойно уважения и в определенных жизненных обстоятельствах действительно становится подвигом. Я думаю, таких людей Господь награждает ещё в этой жизни.
Источник: pravoslavie.ru
Великий Вторник. Что происходит?
Состоялась традиционная экскурсия для лутугинских педагогов и членов их семей по православному Луганску
В женских обителях совершен монашеский постриг
В День рождения свт. Луки Крымского прошло мероприятие в медицинском университете
"Сделать нужно обязательно". Что нужно знать о Страстной неделе
Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь
Архимандрит Макарий: "Оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем"
Как провести Страстную седмицу
Протоиерей Михаил Чекунов: "Промыслом Божьим, волей святого Александра и благословением отца Зосимы"
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Недели ваий
В научной библиотеке им. М. Горького состоялись игры знатоков Православной культуры среди школьников 3-5 классов «Зёрнышки Истины»
Вход Господень в Иерусалим
Не Тот, Кого ждали
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Лазаревой Субботы
Митрополит Пантелеимон посетил пребывающую на лечении игумению Антонию
Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Перспективы метода "искусственных" половых клеток ужасны, заявил священник
Правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» призвал к освобождению арестованного митрополита Святогорского Арсения
Правящий архиерей совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров во 2-м городском благочинии
Клирик Перевальского благочиния встретился с учениками школы №15 пгт. Ящиково