5 февраля — день памяти старца Иоанна (Крестьянкина).


Иерей Иоанн Крестьянкин. Весна 1946 г.

Только в 2022-м году со следственного дела Ивана Михайловича Крестьянкина был снят гриф «секретно», что позволило точнее представить себе путь исповедничества архимандрита Иоанна. Мы умышленно не называем имен и фамилий людей, которые давали обвинительные показания против отца Иоанна и подписывали репрессивные документы, дабы не навлекать на них осуждение.

11 апреля 1950 года иерей Иоанн (Крестьянкин) отметил свой 40-летний юбилей. Осенью того же года исполнялось 5 лет его священнического служения. Но этот юбилей отец Иоанн встретил уже в лагере. Как и почему он оказался заключенным?

Батюшка был арестован в ночь с пятницы на субботу, с 28 на 29 апреля[1]. В постановлении об аресте сказано:

«КРЕСТЬЯНКИН И. М. является антисоветски настроенным церковником. Во время чтения проповедей на религиозные темы среди верующих систематически открыто распространяет клеветнические измышления на советскую действительность. Выдавая себя за ‟прозорливого” и ‟исцелителя”, КРЕСТЬЯНКИН группирует верующих, и особенно молодежь, которых обрабатывает в реакционном направлении, разжигая в них религиозный фанатизм. Враждебная деятельность КРЕСТЬЯНКИНА подтверждается показаниями свидетелей (имена). На основании изложенного — КРЕСТЬЯНКИНА Ивана Михайловича подвергнуть аресту и обыску.
ПОМ НАЧ I ОТД 2 ОТДЕЛА 5 УПР МГБ СССР МАЙОР подпись;
НАЧАЛЬНИК 2 ОТДЕЛА 5 УПРАВЛЕНИЯ МГБ ССР ПОЛКОВНИК подпись;
«СОГЛАСЕН» — НАЧАЛЬНИК 5 УПРАВЛЕНИЯ МГБ СССР ПОЛКОВНИК подпись».

Между 4 и 5 часами утра 29 апреля 1950 года на квартиру к отцу Иоанну по адресу: Большой Козихинский переулок, дом 26, квартира 1 — пришли подполковник и капитан МГБ. Они начали производить обыск, который длился до 11 часов дня. Кроме военных, при обыске присутствовали понятые — дворник и управдом.

Было «изъято для доставления в МГБ СССР следующее:

  1. Паспорт VII-СУ № 723203 на имя Крестьянкина Ивана Михайловича,
  2. Документы (справки и удостоверения) старые на имя Крестьянкина И. М. 27 шт.
  3. Учебные конспекты Крестьянкина И. М. по дисциплинам духовной академии — 17 папок.
  4. Письма разные — 21 шт., на 32-х листах.
  5. Записные книжки с разными черновыми записями по духовенству — 4 шт.
  6. Фотокарточки разных лиц — 27 шт.».

Также в описи имущества значатся «крест священ. нагрудный белого металла 1; книги церковные разные 347 шт., старые».

По прибытии в Лубянскую тюрьму произвели личный обыск и сняли с отца Иоанна нательный крест, о чем в деле имеется квитанция № 504.

Первый допрос состоялся сразу, в день ареста, 29 апреля. В протоколе записано:

«Вопрос:

— Вы арестованы за проводимую вами антисоветскую работу. Намерены ли вы об этом правдиво рассказать следствию?
Ответ:

— Я следствию буду показывать только правду. Однако о проводимой мною антисоветской работе рассказать ничего не могу, т.к. я не могу вспомнить таких фактов в моих действиях и поступках, которые могли бы быть расценены как преступления».

Подпись под первым допросом

Следующий допрос состоялся только 5 мая, после «майских праздников» — выходных для следователя дней. Второй допрос длился с 22:30 до 2:55. Для трех с половиной часов ночного допроса протокол на удивление короткий. Приводим его полностью.

«Вопрос:

— На допросе 29 апреля 1950 года вы неискренне вели себя на следствии, не рассказав о совершенных вами преступлениях. Предлагаем это сделать сегодня.
Ответ:

— Я и сегодня ничего не могу показать о совершенных мною преступлениях, т.к. в своих действиях и поступках никогда не усматривал ничего преступного.

«Я ничего не могу показать о совершенных мною преступлениях, т.к. в своих действиях никогда не усматривал ничего преступного»

Вопрос:

— Неверно. Вы арестованы за конкретные преступления антисоветского характера. Предлагаем показывать правду.
Ответ:

— Прошу мне верить, что на следствии я буду правдив, но преступлений антисоветского характера я не совершал, и показывать мне об этом нечего.

Вопрос:

— Установлено, что вы среди прихожан церкви, где являлись священником, неоднократно при отправлении религиозных обрядов высказывали клеветнические измышления на советскую действительность. Покажите об этом.
Ответ:

— Я, как священник, в силу своего служебного долга, отправлял религиозные обряды, однако никаких клеветнических измышлений на советскую действительность при их отправлении не возводил.

Вопрос:

— Вы лжете. По вашему делу допрошено целый ряд свидетелей, которые изобличают вас в том, что сан священника вы использовали не только для отправления религиозных обрядов, но и для проведения антисоветской агитации среди верующих. Показывайте правду.
Ответ:

— В мое сознание никогда не входила мысль, чтобы сан священника использовать для проведения антисоветской агитации среди верующего населения, и не думаю, чтобы верующие, которые посещают церковь, где я совершал богослужения, могли показать, что я когда-либо при отправлении религиозных обрядов допускал антисоветские выпады. Я прошу следствие это мое заявление проверить путем допроса моих сослуживцев по церкви — священников: М., Я. и диакона Я., которые всегда присутствовали при отправлении мною богослужения и в отношении меня ничего предосудительного сказать не могут.

Допрос окончен».

Подпись под вторым допросом

Отец Иоанн еще не знал, что и священник Д.Я., и диакон В.Я. дали на него обвинительные показания как свидетели.

Как провел отец Иоанн первые дни в тюрьме? Подвергался ли он побоям и другому давлению следствия? Если сравнить фотографию, сделанную через некоторое время после рукоположения батюшки, всего за 4 года до описываемых событий, с фотографией из следственного дела, то видна существенная разница. За первые сутки ареста батюшка постарел не меньше, чем на 10 лет.

За первые сутки ареста батюшка постарел не меньше, чем на 10 лет

О том, что отец Иоанн подвергался давлению следствия, косвенно свидетельствует его подпись под протоколами допросов. Зная аккуратность и пунктуальность отца Иоанна, его каллиграфический ровный почерк, который он сохранил до глубокой старости, нельзя не заметить, что подпись под протоколом второго и последующих допросов поставлена дрожащей рукой измученного человека.

Сам отец Иоанн очень редко и неохотно вспоминал о годах заключения. О пребывании в тюрьме, под следствием он не говорил никогда. Составить представление о том, что батюшка пережил в период следствия, можно по воспоминаниям Владимира Рафаиловича Кабо. Юноша-студент Владимир Кабо почти в то же время проходил тюремные мытарства, а потом оказался с отцом Иоанном в Каргопольлаге.

Из тюремных воспоминаний В. Р. Кабо[2]:

«В 10 вечера — отбой. Ложусь в постель, руки — поверх одеяла: чтобы под одеялом не вскрыл себе вены. Не успеваю уснуть под ярким светом лампы — грохот замка, входит надзиратель с бумагой. На допрос!

Ведут в следственный корпус. Длинный коридор, высо­кие двери, за одной из них — мой следователь… В пятом часу утра уводят в камеру. Снова ложусь. Едва засыпаю — подъем. 6 часов. И в течение всего дня то и дело при­открывается щиток круглого отверстия в двери камеры, и глаз надзирателя зорко следит, чтобы глаза людей в камере до отбоя не закрывались ни на минуту. Чуть отвернешься или прикроешь глаза, положив книгу на колени и делая вид, что читаешь, — кормушка распахивается со звуком выстрела. Откройте глаза! Не отворачивайтесь!..

Отбой, и опять — допрос до утра. И так — каждую ночь, много ночей подряд. А там — все то же. Признавайся в том, что вел антисоветские разговоры со знакомыми, с друзьями… А с бессонницей приходит физическое и психи­ческое истощение. Иногда откуда-то доносятся чьи-то дикие крики — и внезапно смолкают, как если бы кричавшему зажали рот…».

На Ивана Михайловича Крестьянкина дали обвинительные показания три свидетеля:

  • «Я.Д.В. — священник церкви села Измайлово, 1881 года рождения, 69 лет. Имеет два высших образования: юридическое и духовное. Судимости не имеет. Арестовывался в 1919-м году за сокрытие церковных ценностей, освобожден за недоказанностью. Женат. О детях сведения не указаны».
  • «Я.В.А. — диакон церкви в селе Измайлово, 1904 года рождения, 46 лет. Разведен в 1929-м году. Отец четверых дочерей: Нина — 11 лет, Зоя — 19 лет, Любовь — 24 года и Клавдия — 25 лет».
  • «М.М.А. — певчая церкви села Измайлово, 1916 года рождения. 34-х летняя женщина, вдова, мать двоих сыновей — Виталия 14-ти лет и Вячеслава 8-ми лет, которые находятся на ее попечении».

Священник Д.Я. показывал:

«Антисоветские измышления Крестьянкина сводятся к следующему: ‟В древние времена христиане строили свою жизнь на любви друг к другу, к своим ближним, к Христу, а в настоящее время вся наша жизнь проходит в пороках. У нас повсюду обман, ложь и предательство. Люди без стыда и совести предают друг друга. …Молодежь наша развращена. У нас поругано и обесчещено таинство брака и акт рождения детей. Мы видим повсюду пьянство и распущенность. Какое падение морали и нравов! И все это потому, что сеется безбожие, что люди забыли Бога. Не обольщайтесь земными благами, не бойтесь жизненных испытаний, будьте твердыми в вере, несмотря на то, что вам ставятся всякие преграды…”. Мне известно от сослуживцев, что Крестьянкин совершает нелегальные обряды Крещения на квартире у проживающей по Первомайской улице /в селе Измайлово/ схимонахини Марии».

Впоследствии на допросах от отца Иоанна будут добиваться показаний против монахини Марии, но он не скажет ни одного слова, компрометирующего ее.

От отца Иоанна будут добиваться показаний против монахини Марии, но он не скажет ни одного слова, компрометирующего ее

Диакон В.Я. свидетельствовал:

«В моем присутствии, читая проповедь о ‟Прощеном воскресении”, Крестьянкин высказал антисоветские измышления: ‟Наши дети перестали верить в Бога, не слушаются своих родителей, стали распущенными и развращенными. Все это потому, что сейчас время такое, что детям прививается безбожие…”. Крестьянкин своими проповедями, в которых открыто, в церкви высказывает антисоветские клеветнические измышления, привлекает большое количество верующих, особенно фанатиков. Они о Крестьянкине говорят как о смелом пастыре и проповеднике, который не боится пострадать за веру перед Советской властью, и называют его ‟вторым Иоанном Кронштадтским”. Кроме того, о Крестьянкине верующие говорят, что я неоднократно слышал, как о ‟прозорливом” предсказателе будущего. Он группирует вокруг себя молодых девушек, с которыми проводит беседы и обрабатывает их в реакционном церковном направлении. Больше о Крестьянкине сказать ничего не имею».

Певчая М.М. показывала:

«В июле или августе месяце 1949 года, заканчивая читать одну из проповедей в церкви с. Измайлово, Крестьянкин стал клеветать, что Советская власть якобы вела гонение на Церковь. Он перед верующими говорил: ‟Братья и сестры! Мы с вами переживаем такое время, когда нашу Церковь хотели низвергнуть, хотели прекратить ее существование. Но Церковь Православную не удалось закрыть тому, кто хотел это сделать (под этим Крестьянкин подразумевал Советскую власть). Церковь наша восторжествовала. Она снова открыта. Она живет и будет жить в веках, несмотря ни на какие преграды. Врата адовы не одолеют Церковь”».

Со свидетелями было положено проводить очные ставки. В следственном деле отца Иоанна есть протоколы только о двух очных ставках — со священником Д.Я. и певчей М.М. Спрашивается, почему отсутствует протокол встречи с третьим свидетелем — диаконом В.Я. Не был ли отец диакон именно тем человеком, о котором упомянуто в книге Татьяны Сергеевны Смирновой «Память сердца»:

«Когда на очную ставку-свидание был приглашен священник[3], выполнявший особые поручения органов, батюшка с искренней радостью бросился целовать собрата. А тот, согласившийся работать двум господам, не выдержал болезненного укора совести, выскользнул из объятий отца Иоанна и, потеряв сознание, упал к его ногам».

По всей видимости, поэтому очная ставка с отцом диаконом не состоялась.

Двое других свидетелей и на очных ставках уверенно подтверждали свои показания. Чтобы не подводить своих обвинителей, отец Иоанн «частично признал свою вину» в том, что «некоторые его высказывания могли быть восприняты слушателями, как антисоветские».

Казалось бы, что такого? Мы видим, что свидетели говорили об отце Иоанне почти правду. Но именно на основании показаний свидетелей было принято постановление об аресте, на них основывалось следствие, эти показания стали и основанием для приговора.

В обвинительном заключении сказано:

«Следствием установлено, что КРЕСТЬЯНКИН, в силу своих антисоветских настроений, используя сан священника, на протяжении ряда лет среди религиозно настроенных лиц проводил антисоветскую агитацию. …В проведении антисоветской агитации изобличается показаниями свидетелей: М.М.А., Я.Д.В., Я.В.А., очными ставками с двумя первыми, вещественными доказательствами и материалами МГБ СССР».

6 сентября 1950 года Особое Совещание при Министре Государственной Безопасности Союза ССР вынесло приговор:

«КРЕСТЬЯНКИНА Ивана Михайловича за антисоветскую агитацию заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на СЕМЬ лет».

(Продолжение читайте ы Ч.2)
Следственное дело архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Братия Псково-Печерского монастыря приглашает паломников посетить святую обитель 5 февраля, в день памяти старца Иоанна (Крестьянкина). Подробную информацию о богослужениях, посещении кельи старца и Святых пещер, а также о том, как доехать до монастыря и где остановиться, можно узнать по ссылке: https://pravoslavie.ru/150650.html

Источник: pravpskov.ru


[1] Повсеместно в изданиях распространена ошибка, что это произошло с 29 на 30 апреля, то есть с субботы на воскресенье, после всенощной.

[2] Кабо Владимир. Дорога в Австралию, М., «Восточная литература» РАН, 2008. С. 157, 158.

[3] Ошибка, т.к. записано было по пересказу третьего лица.