Ответы пастырей
– Этот вопрос должен быть задан в отношении конкретной родины – России. Как китайцу, немцу или американцу совмещать любовь ко Христу с любовью к своей стране, я убежденно ответить не смогу. Но в отношении нашего Отечества для меня всё выглядит просто: там, где сияет и благоухает благодать нашей духовной матери – Русской Православной Церкви, для меня очевидны и искреннее чувство патриотизма, и признаки Родины, и ощущение единства с ее богоизбранным народом.
Иеромонах Иларион (Резниченко):
– Патриотизм на самом деле очень просто проявляется: не плевать на асфальт, не мусорить, не ломать вокруг предметы, не материться, не ругаться с окружающими, заботиться о том, что вокруг тебя. Вот это патриотизм, именно в таких маленьких масштабах. А кричать лозунги, абстрактно любить Россию, петь песни, при этом живя в хамстве и грязи, – это иллюзия, а не патриотизм.
А что требует от нас Евангелие? Не того ли требует Христос, когда просит видеть в человеке образ Божий? И вот тут оказывается, что настоящий патриотизм – это жить в своей стране по Божиим заповедям, а не просто красивая идеология, вселяющая гордость. И если человек идет Христовыми путями, он защитит слабого и даже умрет за ближнего, и начнет созидать, и не позволит разрушать – для этого громких лозунгов не нужно.
Едино: Бог, Отечество и патриотизм – но Бог всегда над всем
Протоиерей Сергий Правдолюбов:
– Простите, я вижу в этом вопросе мощнейшее влияние не традиционно русского, не традиционно нашего отношения и к Богу, и к Отечеству, и к патриотизму. Здесь вопрос какой-то формализованный. Это вопрос из ЕГЭ. Выберите правильный ответ из трех: или это, или это, или это. А кто придумал разделять такие вещи? Почему патриотизм должен враждовать с любовью к Богу? Почему любовь к Богу должна противостоять любви к Отечеству? И зачем нам делить свою любовь? Что, вы математически странные существа? Вам нужно одну треть отдать Богу, одну треть – Отечеству, а одну треть – патриотизму, который может быть не любовью к Отечеству, а каким-то абстрактным патриотизмом? Вижу формальность, непонятность и неорганичность таких вопросов и поэтому отвергаю решительно такое деление.
Зачем делить любовь к Богу и любовь к Отечеству? Любовь не делится!
Бог прежде всего, всегда и во всем. И заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Так почему надо делить любовь к Богу и любовь к Отечеству, веру и чувство, которое делает нас патриотами? Это всё единое, но единое как части единого целого. Но никак нельзя проводить разделение между Богом и между Отечеством! Отечество без Бога – это уже, прости Господи, не Отечество! Это уже не наше, не русское, не национальное! Пусть дробится множество других идей, но у нас, у русских людей, всё очень просто: Бог, Отечество и любовь к своему Отечеству никак не делятся. На первом месте всегда и во всем Бог, потом и Отечество – за то, что оно наше Отечество, Отечество многострадальное и Отечество мученическое. И что тут делить?
А патриотизм – это то же самое, что и любовь к Отечеству. Может быть, это психология современных школьников всё так дробно делить?.. У них все равноценно, у них всё «выбери А, выбери Б, выбери В». Отвергаю. Нет. Едино: Бог, Отечество и патриотизм. Всегда у нормальных русских людей это все было вместе – но Бог всегда над всем. И поэтому не стоит дробить сознание и мучить ни школьников, ни тех, для кого спрашиваете.
Если нация идет против Христа, нужно быть верным Богу и Церкви, а не нации
– Патриотизм будет, на мой взгляд, правильным, если он будет встроен в правильную иерархию ценностей. Когда мы будем помнить, что, прежде всего, наш Отец – это Бог и наша мать – это Церковь, и любить нашу родину и нашу культуру как воспитанные Богом и Церковью, как взращенные Богом через Церковь.
Действительно, душа русского человека и представителей сопредельных народов, окормляемых нашей матерью-Церковью на протяжении 1000 лет (в иных случаях чуть меньше, чем 1000 лет, – нескольких столетий), воспитывается святым Православием. И именно потому русская культура, русская словесность, русская музыка, русское изобразительное искусство значат особенно много: они связаны с Церковью Христовой. И поэтому для нас дороги также и греческая традиция – может быть, даже и больше, потому что это изначальная церковная традиция; дороги и грузинская, румынская и другие православные традиции. И как связанные с Церковью Христовой, для нас не могут быть чужими инославные, но христианские при этом традиции, основанные принципиальным образом на вере древней неразделенной Церкви.
Подняться до понимания, что твоя вера требует восстать против того, чем занимается твой народ и твое государство, – это великий подвиг
Бывают в жизни коллизии – в жизни народов или в жизни отдельных людей, – когда их христианство и их патриотизм приходят в противоречие. Вспомним немецких христиан времен Второй мировой войны, например Дитриха Бонхёффера, который участвовал в заговоре против Гитлера. Для нас Адольф Гитлер – это нацистский преступник, а для немцев 1940-х годов он был вождем нации, ведущей труднейшую войну против окружающего мира. И подняться до понимания, что твоя христианская вера требует восстать против того, чем занимается твой народ и твое государство, – это великий подвиг.
Нужно молиться, чтобы мы не оказались в ситуации такого рода противоречия. Но предполагать, что вовсе такого противоречия в жизни нашей не возникнет, мы тоже не имеем права. И в таком случае нужно быть всегда готовыми в первую очередь оказаться верными Богу и Церкви, а не нации.
Цельный человек живет интересами своей семьи, своего народа, своей страны, своей религиозной традиции
– У меня целая работа есть на эту тему. Есть пять естественных начал человеческой жизни. Человек создан для Бога. Бог создал человеческую личность, как сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2: 7). Бог учреждает семью: «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Бог создает разные нации: «И разделил Господь языки» (см.: Быт. 11: 1–9). Бог повелел иметь царя: «Поставьте над собой царя» (Втор. 17: 15). И Господь создает Свою Церковь, что сказано в Евангелии от Матфея: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Вот это – пять естественных начал человеческой жизни, созданных рукой Бога.
По сути дела, это и есть границы ответственности, очерченные рукою Бога. Человек лично ответственен перед Богом за свою собственную жизнь. Сказано: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26). Об ответственности человека за семейную жизнь сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Об ответственности человека перед собственным народом в Писании тоже сказано, а пример апостола Павла показывает нам, что даже проповедь Евангелия должна быть национально обусловленной: «для Иудея – как Иудей, для Эллина – как Эллин» (см.: 1 Кор. 9: 20). Об ответственности человека перед страной, в которой он живет, в Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Мы должны подчиняться властям не только из страха наказания, но и по доброй совести» (см.: Рим. 13: 1–5). Об ответственности человека перед своей церковной традицией сказано: «Не оставляйте собраний ваших» (см.: Евр. 10: 25).
Личность не существует сама по себе – она реализуется в семье, своем народе, своей стране, своей Церкви
И мы должны осознавать, что личность не существует сама по себе – она реализуется в семье, своем народе, своей стране, своей Церкви. Диавол, который не является творцом, всегда, как пишет апостол Павел, берет повод от заповеди и пытается извратить ее. И по отношению к этим естественным началам человеческой жизни диавол использует принцип плюрализма и безразличия. Что такое плюрализм в жизни церковной? Это экуменизм, ереси, неообновленчество. Что такое плюрализм в жизни страны? Сказано: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк. 3: 24). Это гражданская война, по сути дела. Что такое плюрализм в национальной жизни? Это геноцид, это борьба малых против больших титульных наций. Что такое плюрализм в жизни семьи? Разврат, извращение. А плюрализм в жизни личности – шизофрения. Цельный человек – человек, живущий интересами семьи, своего народа, своей страны, своей религиозной традиции. Поэтому для нас эти понятия неотделимы друг от друга.
Как же можно не любить Родину, которую тебе дал Сам Господь?
Священник Валерий Духанин:– Наверное, кто-то удивится, но для меня любовь к Родине во многом исходит из любви к Богу. Как же можно не любить Родину, которую тебе дал Сам Господь? Как Он подал папу и маму, от которых ты родился и которых сам не выбирал, так и Отечество – это очень родное и близкое, это уголок Божией земли, на которой поселил тебя Небесный Отец. Помните, как пишет апостол Иоанн Богослов? «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). То же самое и в отношении Родины. Кто думает, что любит Бога, а вот Родину, Отечество презирает, потому что «здесь то не так, да это не так», таковой, конечно, обманывает себя и еще очень далек от Бога.
Поэтому мне всегда больно слышать, когда про неурядицы говорят: «Ну, мы же живем в России!» Так это горько, что есть люди, которые смотрят свысока на родное Отечество. Мой духовник, архимандрит Илия из Лавры, рассказывал, как один знакомый ему человек уехал в Европу и, будучи обольщен культом комфорта, писал оттуда: «Я живу в раю». Но прошел год, он увидел, как либерализм выражает себя в разных формах нетрадиционности, и уже писал: «Я живу в аду». Так что, конечно, Господь очень милостив к нам, что даровал нам родиться и жить в России. Надо дорожить Отечеством, которое нам подал Господь.
Любовь к Отечеству – это принятие Промысла Божия о себе
Помню, когда учился в Московской духовной семинарии, то на каникулах ездил за полторы тысячи километров на свою малую родину – в далекий Оренбург – и в окно поезда мог часами смотреть на бескрайние наши просторы, луга и леса. И для меня это было как Откровение Божие. Какая же чудная природа, озера, реки! И на этой земле нас поселил наш Небесный Отец!
Любовь к Родине трудно объяснить рационально, как и вообще любовь. Любовь – это не что-то рассудочное, но принятие самым сердцем. Любовь к Отечеству является в сердце как-то сама собой, это глубокое ощущение родства и близости и твоей личной причастности Родине. И еще скажу так: любовь к Отечеству – это принятие Промысла Божия о себе, принятие воли Божией. Раз Господь поселил тебя здесь, значит, это самый лучший лично для тебя путь, именно здесь ты и должен спасти свою бессмертную душу. А если ты не любишь родного дома, то не любишь Того, Кто поселил тебя в нем. Слава Богу, что я родился и живу в России!
Важно помнить: Отечество может ошибаться, Господь – никогда
Священник Александр Сатомский:
– Важно помнить: Отечество может ошибаться, Господь – никогда. Если Бог заповедовал верующим: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Втор. 5: 6–7), а Римская империя требовала божественных почестей каждому императору, то христиане, будучи и патриотами, и верными слугами империи, тем не менее предпочли стать мучениками, чем согласиться потакать язычникам. Так же и в наше время: если государство не обязывает нас к явному греху, мы можем служить ему верой и правдой.
Мы обязаны защищать наше богоданное Отечество и служить ему
– Как совместить патриотизм и веру? Об этом я уже писал в своей статье «Крест и империя» на сайте «Православие.ру» – вопросы имперского и христианского патриотизма там достаточно подробно рассмотрены. Однако для тех, кто не читал, постараюсь кратко суммировать изложенное в ней.
Святитель Филарет: «Плохой гражданин царствия земного неблагонадежен и для Царствия Небесного»
Формула такова, и известна она еще со времен святителя Филарета: плохой гражданин царствия земного неблагонадежен и для Царствия Небесного. Это справедливо сообразно евангельским словам: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16: 10). Отношение к земному Отечеству, хотя христианское время в истории христианства было разным, можно определить как некий вектор. С одной стороны, в раннее христианское время часто христиане пред лицом римской власти, которая гнала их, говорили, что они космополиты – граждане мира. С другой стороны, апостол Павел говорит о римской власти совершенно удивительные, потрясающие слова: он называет представителей власти диаконами Божиими – служителями Божиими. И Тертуллиан, обличавший гонителей, говорил: мы молимся за Римскую империю, потому что она сохраняет нас от последнего и самого страшного бедствия на земле – по сути дела от пришествия антихриста. Соответственно сему, мы перед империей – в данном случае перед нашим государством, но Россия всё равно существует как империя, – имеем обязательства, связанные с нашей совестью пред Христом, с хранением нашей совести. Имеем обязательства защищать наше богоданное Отечество, его охранять, его украшать, трудиться для его блага. Благодарить Бога за то, что мы родились в православной стране.
Нам стоит вчитаться в то, что мы поем постоянно на праздник Воздвижения Креста и при освящении воды, да и каждый день в нашем утреннем правиле произносим: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство». Если мы переведем это с греческого, то получается интересная картина: «Спаси, Господи, народ Твой, благослови достояние Твое, победы царям на варваров даруя и Твое сохраняя крестом Твоим общество». В этом гимне выражается вера в победительную силу креста как основы не только царских побед, но самой самодержавной власти и жизни народа Божия и жизни державы, жизни империи, жизни родины тех, кто это воспевал. Вторая идея этого тропаря – Крест как хранитель империи, защитник цивилизации от варварства, отождествляемого с язычеством и неверием. Следующая мысль, содержащаяся в этом гимне, – представление об империи как об обществе христианском по преимуществу. Как о достоянии, или собственности, Христа, Его политии, в которой в идеале действуют Его законы. Империя как раз и является такой политией – идеальным государством, по определению Аристотеля. В ней действуют или должны действовать идеальные законы Христа и Его Церкви.
Напомню также знаменитый кондак Воздвижения Креста, написанный в самом начале VII века: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже…» На русском в переводе с греческого он звучит так: «Вознесшийся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому обществу щедроты Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных царей наших, победы на врагов даруй им, в союзе имеющим Твое оружие мира, непобедимое победное знамение». Крест становится и победным знаменем, и оружием мира. В нем выражается идея имперского миролюбия. Война ведется для мира, что выражается в двойственном образе Креста, и здесь чувствуется осознание христианского государства как нового общества, новой политии. Потрясающе!
Ромеи – восточные римляне – осознают себя новым народом Бога. «Се, творю всё новое» (Откр. 21: 5), – говорится в Апокалипсисе. Христианская империя – это общество нового типа, это не только идеальная полития, но и в чем-то прообраз нового неба и новой земли, которые явятся после Второго пришествия Спасителя. Само собой разумеется, что речь здесь идет о ромейском патриотизме. О восторженном видении империи как нового христианского царства, прообраза нового неба и новой земли.
В церковной поэзии идеи империи и имперского патриотизма связаны с представлениями о страдании и мученичестве. Приведем в качестве примера стихиры из службы Аморейским мученикам, которые находятся в Синайской триоди № 734:
«Показал Ты поборников народа Твоего, Христе всесильный, твердую веру в Тебя сохранивших, твердою волею смерть за Тебя принявших радостно. В узах же пребывавших за Тебя многолетних и не отрекшихся от живого Господа. Сопричти же их к ликам святых, душам всех праведных. Явились отчизны и рода всякого основание, жизнь же дольную презрев как временную. Очистили души крови потоками. Ударам мечей и узам они приобщились и к вышнему миру преставились, радуяся».
Или еще:
«Рима рождение, стада священного овцы Твоего варварам свирепыми, исповедуя Тебя, воспротивились и убитые наследуют жизнь».
О ком это? О 42 высших офицерах византийской армии, на наш язык переводя – о генералах. Их взяли в плен в 838 году. Семь лет их мучили в темнице, рассчитывая на то, что они отрекутся от Христа. Когда увидели, что это бесполезно, их обезглавили. Так вот, 42 аморейских мученика, воины, павшие при защите Амория, пострадали не только за Христа, но и за Его народ, за христиан, за христианское Отечество, за православную империю. Их жертвенная смерть является утверждением христианской отчизны, онтологическим фундаментом империи. Они были взяты в плен еще во времена иконоборчества, тем не менее они прославлены Церковью как православные святые. Их глубоко почитают.
Уранополитизм, встречающийся у некоторых публицистов, я почитаю нравственным заблуждением. Мысли о том, что мы граждане мира и ничего не должны государству и обществу, я считаю за свинство. Самое что ни на есть потребительское отношение к государству и отношение безответственное. К сожалению, люди с таким настроем относятся и к Советскому Союзу, и к современной России. И это совершенно отвратительно. А этим они еще и позорят память новомучеников и исповедников Российских, которые в массе своей были патриотами, несмотря на то, что с ними делали. И тогда память их просто эксплуатируется, прости Господи, как стиральная машина, как повод к выжиманию очередных средств от государства.
Но возникает следующий вопрос: как нам не стать государствопоклонниками, как нам не предать ради государства Христову истину? Такое искушение – предательство Христа ради государства – пережили и многие немецкие католики, и еще больше немецкие протестанты в 1930-е годы. Государство в Германии тогда было провозглашено всем, а христианство почти ничем, к Гитлеру стали относиться едва ли не как ко второму Мессии, и ради германского государства от многих потребовали отречься от христианской веры и нравственности. Потребовали изгнать из церкви евреев по национальности только потому, что они потенциальные враги Германского рейха.
Тут должна работать формула святого апостола Петра, известная из Деяний: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 29). Вспомним пример святого Георгия Победоносца. Он воинствовал против персов, подвергался ранам и ударам, неоднократно персов побеждал, верно служа императору. Но когда император потребовал от него невозможного – принесения жертв идолам, святой Георгий Победоносец отложил свой воинский пояс, раздал свое имущество и пошел на пытки и мучения.
Обратим внимание и на то, как вели себя 40 севастийских мучеников. Они отважно воевали против тех же персов, верно служили императору, пока он сочувственно относился к христианам, но когда он потребовал от них принести языческие жертвы, они воспротивились его безбожным приказам. При этом заметим, что они не ушли через границу к персам, не стали воевать против своего земного Отечества, пусть и управляемого язычником и безбожником. Они пошли на смерть, чтобы воскресить души многих. Так что коллаборационизм Второй мировой войны был и есть преступен. Он осужден Архиерейским Собором 1943 года и вполне справедливо подпадает под соответствующие прещения святого Григория Чудотворца.