Памяти в Бозе почившего 18 июля 2022г. протоиерея Богдана Федькива.


    Вот уже год как отошел ко Господу отец и пастырь тысяч верующих луганчан – отец Богдан Федькив. Он олицетворял собой и образ ревностного священника, вокруг которого собирались люди, и пример верного мужа и заботливого отца, и сильного, волевого, трудолюбивого человека. Отец Богдан прожил тяжелую, но удивительную жизнь. Главным его детищем стал храм – Николо-Преображенский собор, которому он посвятил 37 лет своей жизни. Для многих он был и остается духовником, у могилы которого, и сегодня просят благословения на предстоящую неделю, просят молитв и помощи в решение многих своих вопросов. И хотя еще сильна боль утраты, но все, знавшие его верят, что он сейчас в Царствии Небесном славит Господа и молится Ему об осиротевших своих чадах…

 «Без молитвы, без храма я жизни не представлял!»

Богдан Федорович Федькив родился 26 декабря 1942 года в селе Задеревцы недалеко от Моршина Львовской области в семье крестьян Федора и Евдокии. Трудным было военное детство. Отца и шестерых его родных братьев немцы расстреляли за связь с партизанами. Мальчика воспитывала мать. С ранних лет он помогал матери в работе на селе. Семья была глубоко верующая. Особую роль в духовном воспитании будущего пастыря сыграла его тетка Анастасия. Она привила ему любовь к Богу, учила молиться, читала Евангелие. Семья часто посещала местный храм, особенно по большим праздникам. Богдан рос в атмосфере православных традиций, народных песен и обычаев, которыми так богата карпатская земля.

По окончании 7ми классов средней школы юноша  обучался в сельскохозяйственной школе механизации. Поднимал целинные земли Казахстана, работал на тракторе, хорошо знал технику.

Когда пришло время, служил в рядах Советской Армии. Там же приобрел еще и профессию повара. «Я думал так, — вспоминал о. Богдан, — пускай посылают хоть куда. Лишь бы храм рядышком был. И точно! Подъезжаем к военной части, а невдалеке храмик, который я уже приметил. И я – точно та лиса, что ищет лазейку – есть свободное время и улизну в храм».

Конечно, в армии не осталась без внимания набожность молодого солдата. Его приметили, требовали снять крест, даже угрожали психиатрической больницей. Но молодой человек наотрез отказался снять крест, не испугался и стойко выносил насмешки и угрозы.

После армии  он где только не работал?! Был истопником, и строителем, и поваром,  и молотобойцем в кузнице. Однажды на строительстве дороги он узнал, что строительный материал, с которым они должны были работать – это части разрушенного храма. Ужаснувшись от такого святотатства, о. Богдан решительно отказался выполнять работу.

На пути к священству о. Богдана главную роль сыграл иеромонах Авксентий из Одесской духовной семинарии, с которым батюшка познакомился в одесской области, куда забросила его трудовая страда. До этого момента юноша ничего не знал о семинарии и даже не помышлял о священстве. О. Авксентий заприметил высокого красивого паренька на службе в Усекновенской церкви. А тогда молодежь на службе – это была большая редкость. Побеседовал с ним и стал его привлекать к богослужению, учил читать по-славянски, петь гласы и церковные песнопения. Так о. Богдан получил благословение поступать в духовную семинарию.

Но не все было просто в те времена. После трех неудавшихся попыток поступления в семинарию, отчаявшись, о. Богдан решает уйти в плавание на корабле. Собрал нужные документы, а тут ему сообщили, что его берут в число студентов Одесской духовной семинарии, хотя занятия уже шли. «А у меня все документы собраны, — рассказывал о. Богдан. – И я вместо корабля попал за парту. Сначала очень тяжело было догонять. Они же уже столько страниц по книгам прошли, а я только пришел. Да, тяжело было. И впроголодь тогда. Если ситро и кусочек хлеба съел, то это хорошо. Но после каникул я вошел в курс дела и нагнал своих однокурсников. Вот так Промысел Божий направляет человека в разные стороны».

После окончания Одесской семинарии в 1968 г. о. Богдан поступает в Ленинградскую Духовную Академию.

Во время учебы в Академии в 1970 г. он знакомится со своей будущей супругой Олимпиадой Игнатьевной. После беседы у известного старца о. Серафима (Тяпочкина) и Владыки им дается благословение на брак и священство. Венчались на родине матушки – в Белоруссии, в Успенско-Красенской церкви Гомелевского района. Более пятидесяти лет прожили супруги в мире и согласии, любви и верности, стойко неся крест супружества и священства, родив и воспитав двух дочерей.

26 августа 1972 года, митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым) о. Богдан был рукоположен в сан диакона, а 28 августа, на праздник Успения Божией Матери – во иерея. После двухнедельной практики молодого священника направляют в г. Славянск. О. Богдан поистине «священник Донбасса»! С 1975г. по 1985 г. он служил в Славянске, Краматорске, Ворошиловграде, Ровеньках, Станице-Луганской. «В те времена на одном приходе батюшка должен был быть мельком, не задерживаться по долгу, — рассказывала м. Олимпиада».

В Ворошиловграде о. Богдан служил сначала в Свято-Петро-Павловском соборе, а с 1985 года был назначен настоятелем Свято-Николо-Преображенского собора.

37 лет прослужил бессменным настоятелем о. Богдан в одном из старейших храмов г. Луганска. Положил все свои силы, знание, опыт и  энергию на восстановление и развитие прихода. При нем  и его трудами был обновлен храм и отстроена прихрамовая территория, создалась крепкая приходская община, открылась Воскресная школа. Он трудился не покладая рук. Прихожане вспоминали, как в 90е годы о. Богдан тут только что на тракторе работал в котловане, а через полчаса он уже на амвоне давал возглас на Вечерню, а вечером после службы, когда привезли паникадило, он сам на головокружительной высоте под куполом храма на неустойчивых лестницах подвешивал его. «На все руки мастер!» – удивлялись прихожане.

За свои пастырские труды о. Богдан был удостоен наград: ношение митры и второго креста,  служение при открытых Царских вратах на Литургии, ордена прп. Агапита Печерского ІІІ степени и ордена преп. Нестора Летописца ІІ степени.

За годы священства о. Богдан побывал во многих храмах и монастырях, был и на Святой Земле. Но особенно запомнились ему службы в Псково-Печерском монастыре и проповеди замечательного старца о. Иоанна (Крестьянкина). Образ этого подвижника, его манера служения и проповеди стали особенным примером для батюшки.

Очень любил о. Богдан церковные службы. Служил проникновенно, одухотворенно, с особым молитвенным чувством. Всегда прихожане будут помнить Рождественскую службу  с вертепом и горящей звездой (из его детства) и как он пел с амвона колядки; благоухающий зеленью храм на Троицу и его возглас прокимна «Кто Бог велий, яко Бог наш»; как он пел «Велико имя Святыя Троицы» и поднимал  чашу с хлебом и виноградом на Успение Божией Матери; его неуемную бодрость на Пасхальной заутрени, его радость, которой он делился со всеми. И, конечно, не забудется то, как он служил Литургию на День Победы. И его проповедь в этот день, которая звучит завещанием всем нам:

     «Я всегда говорил и буду говорить, что день Победы – это вторая Пасха. И на самом деле так есть. Наши отцы и матери нам дали семьдесят лет счастья. Благодаря им мы живем под мирным небом и с хлебом насущным. Мы должны помнить тех, кто отдал свою жизнь за Русь Святую и Отечество наше. Помните! Молитесь! И спасена будет наша Русь Святая, наше Отечество, наши грады. И мы будем блаженствовать и воспевать Воскресшего Христа! Христос Воскресе!»

 Ирина ОВСЯННИКОВА