1/ Кто описал Рождество Христово?
Интересное — правда, неясно, насколько достоверное — описание Рождества Христова содержит так называемое Протоевангелие Иакова — памятник раннехристианской письменности, созданный не позднее начала III века и не включенный Церковью в канон Священного Писания. «Я… шел и не двигался, — повествует его автор от лица Иосифа Обручника. — И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились… И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда Иосиф подошел к пещере, то увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, нестерпимый для глаз, и явился Младенец.
2/ Когда стали исчислять годы от Рождества Христова?
Традиция исчислять годы от Рождества Христова берет начало в 525 году, когда Римский Папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую таблицу для расчета дней Пасхи. В ту пору годы отсчитывали от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год по Р. Х.), одного из самых жестоких гонителей христиан. У Папы естественным образом родилось желание заменить эту дату на другую — тогда-то и было решено принять за точку отсчета Рождество Христово. Правда, Дионисий несколько ошибся и установил дату Рождества с опозданием на пять-шесть лет: из Евангелия мы знаем, что Спаситель родился, когда Иудеей правил царь Ирод Великий, а из исторических источников — что Ирод умер в 4 году до н. э.
В западном мире система летоисчисления от Рождества Христова (Anno Domini, A. D.) стала общепринятой в VIII веке с тех пор, как ее стал использовать в своих трудах британский монах, богослов и историк Бéда Достопочтенный. В России ее ввел в употребление Петр I — с января 1700 года.
В наше время исчислять годы от начала «нашей эры» (то есть от Рождества Христова) принято во всех странах мира.
3/ Почему 7 января (25 декабря по старому стилю) — дата Рождества Христова?
7 января (25 декабря по старому стилю) — условная дата Рождества Христова. Очевидно, она была установлена просто потому, что именно на 25 декабря приходился день зимнего солнцестояния, когда ночь прекращает удлиняться, а день — начинает. В наше время день зимнего солнцестояния сместился на 21-22 декабря.
Есть предположение, что традиция праздновать Рождество 25 декабря возникла в полемике с языческой традицией отмечать «день рождения непобедимого солнца», введенной римским императором Аврелианом в III веке.
В какой точно день родился Спаситель, мы не знаем: во времена Его земной жизни не было принято отмечать дни рождения. Недаром до IV века Церковь не выделяла праздник Рождества Христова, зато несколько дней подряд праздновала Богоявление — явление Бога в мир, вспоминая в эти дни и рождение Христа, и Его обрезание, и поклонение Ему волхвов, и Крещение Христа в Иордане.
В России Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря, потому что Русская Православная Церковь не приняла переход на «новый стиль» — григорианский календарь, введенный советской Россией в феврале 1918 года вслед за Европой. Сейчас григорианский календарь «опережает» юлианский (его придерживается Церковь) на 13 дней, а с 2100 года разница будет составлять уже 14 дней, так что Рождество будет приходиться уже на 8 января.
4/ Откуда пошла традиция ставить дома украшенную ель?
Традиция ставить в домах и украшать рождественскую ель пришла в Россию из Европы, а зародилась она в земле Эльзас (ныне северо-восточная провинция Франции) примерно в начале XVII века. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому человек утратил после изгнания из рая, но вновь обрел благодаря Христу. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями — это должно было обозначать сладость райской жизни.
Россию познакомил с рождественской елью Петр I, много путешествовавший по Европе. Он издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай этот прижился далеко не сразу: до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.
Источник: православный журнал ФОМА
Патриарх Кирилл пожелал, чтобы история с мученической кончиной Иоанна Крестителя стала бы полезным назиданием в стремлении быть трезвым душой и телом
Молдавские священники отметили духовное единство с народом России
Мобильная выставка «Семья. ЗаРождение» демонстрируется в Луганской школе №27 имени княгини Ольги с 9 по 13 сентября
Состоялась встреча православного литературного объединения «Свете Тихий»
В. Легойда прокомментировал паломничество молдавских священников в Россию
На Украине Успенский собор УПЦ в Каневе перешел в госсобственность
Член комиссии от Минкультуры Украины умерла при проверке храма в Кременце
Церковь Чешских земель и Словакии поддержала гонимую Украинскую Православную Церковь
В Житомирской области, предположительно от поджога, сгорел храм канонической Церкви
Митрополит Пантелеимон принял участие в праздновании в честь Донской иконы Божией Матери
Митрополит Пантелеимон совершил последование молебного пения во время бездождия
В России более 500 частных клиник отказались от абортов
Синод Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразил поддержку Украинской Православной Церкви
В Житомирской области Украины совершен поджог храма Украинской Православной Церкви
Захвачен собор Украинской Православной Церкви в городе Золотоноша Черкасской области
Митрополит Пантелеимон совершил заупокойное богослужение
Митрополит Пантелеимон встретился с министром культуры ЛНР
Митрополит Пантелеимон возложил цветы к памятнику воинам-освободителям
Митрополит Пантелеимон совершил молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
Митрополит Пантелеимон посетил презентацию фильма Бориса Корчевникова «Мамино письмо»