О том, какие уловки используют современные телефонные и сетевые мошенники, написано множество статей. Даются тысячи полезных советов, как распознать обман и что делать, если все-таки попался на удочку. Но можно попробовать взглянуть с другого ракурса, ведь эта часть нашей жизни, как и любая другая, нуждается в христианском осмыслении.
Начну с истории, которая случилась со мной не так давно. На мобильный телефон мне позвонила девушка с приятным голосом, представилась сотрудником моей районной поликлиники, посетовала, что я давно не делал флюорографию, и предложила записаться на удобный день. И я поверил! У меня не было и тени сомнения, что это действительно звонят из поликлиники. Правда, помощью милой девушки я не воспользовался, потому что ну зачем мне эта флюорография? Это им нужно, для отчетности, а не мне. Поэтому я вежливо сказал, что график работы у меня сложный и непредсказуемый (что правда), поэтому я сейчас не могу выбрать день, а когда выберу, то самостоятельно запишусь через мос.ру. На этом разговор завершился. И только потом уже я проверил в поисковике номер, с которого звонили, — славный номер оказался, засвеченный во множестве мошеннических схем.
А ведь я был уверен, что в теме противодействия телефонному мошенничеству разбираюсь досконально! Действительно, столько статей прочитал, столько историй слышал, стольких неудачливых мошенников расстраивал. Но сам чуть не оказался жертвой.
И тогда я решил разобраться, почему же люди, в том числе образованные, житейски опытные, умные, все же становятся жертвами обмана. И есть ли какая-то духовная составляющая в этом? Эта статья написана в результате многих разговоров с психологами и священниками.
Человек в беде
Первое и главное: став жертвой мошенничества, человек очень сильно страдает. Это действительно большая беда, и не только потому, что потеряны деньги. Тут добавляется сильнейший шок от предательства (а субъективно ситуация и воспринимается как предательство со стороны тех, кому поверил). Тут сильнейшая досада, гнев не только на жуликов, но и на самого себя. Как, как я мог на такое повестись? К досаде и гневу добавляется едкий стыд перед близкими, знакомыми, соседями, коллегами. Пострадавший воспринимает себя как никчемного, тупого «лоха», причинившего своей неосмотрительностью несчастье и своей семье.
А всякая большая беда становится для нас испытанием. Возникает множество соблазнов, поддавшись на которые, можно нанести себе не только материальный, но и духовный вред.
Например, это утрата доверия к людям. Ко всем вообще. Раз меня так жестоко обманули сейчас, то это же может случиться и снова, а значит, никому нельзя верить, весь мир против меня, никто мне не поможет. Здесь к тому же проявляется свойственная всем нам тяга к обобщениям, конструирование простых схем вместо восприятия жизни во всей ее полноте и сложности. Меня обманули, представившись работниками банка? Все они, банкиры, таковы! Меня обманули, представившись полицейскими? Значит, все они, полицейские, заодно с мошенниками. Звучит, конечно, совершенно нелогично, но в таком состоянии человек и не стремится мыслить логически. Ему надо направить на кого-то свой гнев, и он направляет его максимально широкой струей, на всех и вся.
Надо ли доказывать, что это совершенно не христианское чувство? Что, поддавшись ему, человек сам, добровольно оказывается в каком-то глобальном одиночестве, в пустоте. И пустота разъедает его душу.
У верующего человека тут может возникнуть и обида на Бога. Как же так, я так на Него надеялся, а Он вон чего допустил! За что это мне? Иначе говоря, перед пострадавшим вплотную встает проблема теодицеи (дословно — оправдания Бога). И это тяжелая проблема. Одно дело рассуждать теоретически, как всемогущий и всеблагой Господь допускает зло, и совсем другое — когда ты сам оказался жертвой зла. То, что такие вопросы встают, само по себе вовсе не является грехом. Но ответы на них могут быть разные, в том числе и потеря веры.
А еще это может быть самоедство, душащее ощущение вины, не имеющее ничего общего с настоящим покаянием. Человек снова и снова растравляет свои душевные раны, и в этом состоянии ему уже ни до чего другого нет дела. К тому же самоедство порождает стыд перед людьми, из-за которого жертва мошенников до последнего момента скрывает свою беду от близких. Теряя, между прочим, время, когда еще можно успеть сделать что-то практическое (подать заявление в банк, в полицию, собрать необходимые документы и так далее).
Другой соблазн — увидеть в случившемся явное наказание Божие за какие-то подлинные (или же надуманные) грехи. Это вообще довольно распространенный взгляд, когда любые скорби воспринимаются именно как наказание. Как будто скорбей «просто так», просто в силу испорченности мира, испорченности человеческой природы, не бывает. Чем опасен такой взгляд? Тем, что мешает любить Бога. Бог предстает неким суровым и въедливым тираном, изыскивающим любую возможность, чтобы покарать грешника. Такого сконструированного нашим сознанием Бога можно бояться, но невозможно любить. Ну или же это какая-то совсем уж извращенная любовь, как у жертвы насилия к насильнику. А если это наказание Божие, думает человек, то, значит, так мне и надо! Значит, нечего и дергаться, бегать по инстанциям, писать бумажки, собирать справки. Чем хуже, тем лучше!
Мне кажется, иногда такое нежелание действовать имеет простое психологическое объяснение: когда переживается горе, то просто нет внутреннего ресурса на активные действия. Но чтобы оправдаться в собственных глазах за пассивность, человек придумывает нечто вроде богословского обоснования.
Ты не один!
К сожалению, жертва мошенников, особенно в первые дни после трагедии, пребывает не в том состоянии, чтобы самостоятельно осмыслить случившееся в подлинно христианском духе, преодолеть перечисленные выше соблазны, сделать правильные выводы и перестать наконец себя мучить.
Тут нужна помощь других людей. Не только практическая помощь, то есть финансовая поддержка, юридическая, логистическая, но и прежде всего поддержка моральная, духовная.
Хорошо, если это человек воцерковленный. Хорошо, если у него есть духовник или хотя бы просто священник, которого он знает и которому доверяет. Но и друзья тут могут помочь.
Надо твердо сказать жертве мошенников: здесь нет твоей вины, твоего греха. Ты поверил людям, и доверие уж точно не предосудительно. Наоборот, доверие говорит о твоей доброте, о твоем стремлении думать о людях хорошо. Да, тебя жестоко, подло обманули. Грех на обманщиках, не на тебе. Не надо каяться в том, что поверил мошенникам. С тобой случилась беда — как если бы ты попал под машину, тяжело заболел, пострадал от пожара… Не вини себя! У тебя, как и у всякого человека, есть грехи, но они в чем-то другом проявляются, а не вот в этом. На твоем месте мог оказаться и я, и кто угодно.
Сочувствие, эмпатия, принятие — вот что нужно жертве мошенников, а не «разбор полетов», не анализ причин, по которым тот поддался на уловки негодяев. Возможно, потом, когда острота горя утихнет, когда будут сделаны необходимые практические шаги, и если у человека будет желание в этом разобраться, то можно поговорить с ним о причинах, провести некую работу над ошибками. Но только когда ситуация нормализуется и только если инициатива будет исходить от него.
А что еще, на мой взгляд, стоит сказать человеку, особенно если он считает, будто понес наказание Божие за грехи: даже если это и впрямь наказание (чего достоверно мы знать не можем), то отсюда вовсе не следует, будто надо свернуться в клубок и скулить. Нет, надо действовать, действовать активно, обращаться во все инстанции, в какие только можно, использовать все законные средства. Да, вероятность вернуть похищенные деньги невысока, но наша активность привлекает внимание и общества, и властей к проблеме, и что-то все-таки меняется, создаются механизмы, препятствующие мошенникам. Им сейчас уже труднее охмурять людей, чем несколько лет назад, а будет и еще труднее. Вся эта беготня по инстанциям — она нужна не только тебе, но и другим людям, будущим жертвам этих же или новых мошенников.
Ты не «в домике»
В соцсетях и в СМИ постоянно звучат истории людей, пострадавших от мошенников. И под этими историями часто можно видеть комментарии тех, кто уверен: уж с ними-то такого никогда бы не случилось. Да и не только комментарии: мне и в реальной жизни приходилось видеть таких самоуверенных людей, трезвомыслящих, практичных, которым палец в рот не сунь, откусят… и которые четко знают: на разводки жуликов попадаются лишь дурачки, неучи, маргиналы… А они, люди серьезные, тертые, огонь и воду прошедшие, в безопасности, уж им-то мошенники не страшны.
Да что говорить! До недавних пор я и сам считал, что «в домике», что меня не обманешь. Но на каждого мудреца довольно простоты.
Как же попадаются в ловушки эти сильные, тертые, опытные? На мой взгляд, все просто. Любой человек постоянно испытывает эмоции. В нормальном состоянии наш разум держит эмоции в узде, мы контролируем себя, это и называется здравомыслием. Но иногда эмоции могут возобладать. Мы встревожены, нас что-то сильно пугает, нас гнетет неопределенность в каких-то крайне важных вещах, мы переживаем за близких, мы сильно раздражаемся, мы, в конце концов, можем страдать от хронического недосыпания, у нас может что-то болеть (и, если мы не знаем причины, воображение рисует нам самые мрачные сценарии).
И вот именно в этот момент звонит телефон, приходит сообщение в мессенджер. Мы отвечаем, не обладая в этот момент необходимым ресурсом, чтобы оценить ситуацию и отсечь мошенников. Те эмоции, которые они умело в нас вызывают (а они умеют, скрипты, то есть сценарии разговора, им пишут весьма квалифицированные психологи), накладываются на то эмоциональное возбуждение, в каком мы пребывали еще до звонка.
Иначе говоря, в нашей броне полно дырок, просто мы их не замечаем. И вражеская пуля может прилететь именно в такую незаметную дырку. Легко давать советы, как отвечать мошенникам (а еще лучше — не брать трубку, видя незнакомый номер), но очень трудно таким советам следовать, когда сознание наше управляется не разумом, а чувствами.
Кто может поручиться, что с ним, умным и опытным, такого не случится? А даже если не случится сейчас, пока ты, как Карлсон, «в полном расцвете сил», то что будет, когда состаришься? Сорокалетний может пребывать в уверенности, что неуязвим для мошенников, но пройдет всего сорок лет, и… Я знаю немало примеров, когда мошенники обманывали стариков, в прошлом крайне осторожных, недоверчивых, предусмотрительных. Увы, предусмотрительность уходит вместе с годами.
В общем, если уж рассматривать духовные аспекты темы, то вот он, самый очевидный аспект: гордыня! Железобетонная уверенность, что со мной такого не случится, ― это она и есть. Вообще, это самое «со мной такого не случится» — частный случай убежденности, будто человек способен полностью контролировать все происходящее с ним, будто от него целиком зависит вся его жизнь. В рамках такого мировоззрения Богу места нет — но такое мировоззрение подчас бывает и у верующих людей.
Признаем очевидный факт: стопроцентной защиты от мошенников не существует. Не существует и стопроцентной гарантии того, что, оказавшись жертвой мошенников, мы избежим духовных опасностей. Но ведь это вообще всего в жизни касается, не только угрозы мошенничества. Блюдитеся, яко опасно ходите , — писал в Послании к Ефесянам апостол Павел (Еф 5:15). В русском переводе это место звучит так: Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые… Духовные опасности есть во всем. Тема мошенничества тут не является чем-то новым. Сам Христос предупреждал о духовных мошенниках, мошенниках куда более опасных, чем современные, похищающие лишь деньги: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф 7:15).
Но все же пусть и не стопроцентная защита есть: это наша вера. Чем сильнее мы веруем, чем больше мы надеемся на Бога, тем труднее нас зацепить на стандартные мошеннические крючки: страх, алчность, безоглядное доверие социальным институтам и безоглядный страх перед ними. И даже если нас зацепили, даже если мы стали жертвами, то теряем только деньги — но не мир в душе.
Источник: foma.ru
Введение во храм Пресвятой Богородицы: 4 декабря 2024
Что можно и нельзя в Рождественский пост?
Состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Рождественский пост: что нужно знать
Патриарх Кирилл рассказал о "духовной отраве" современного общества
В РПЦ предложили финансово стимулировать медиков помогать в родах
Духовенство центрального округа приступило к исповеди
В первый день Рождественского поста, митрополит Пантелеимон возглавил престольный праздник в храме святых мчч. Гурия, Самона и Авива
Делегация от Луганской Епархии принимает участие в XXVI Всемирном Русском Народном Соборе
Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Луганской Епархией
Митрополит Пантелеимон совершил молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
Состоялось открытие 10-го юбилейного творческого конкурса «Край Луганский Православный»
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня матери
Митрополит Пантелеимон принял участие спортивном мероприятии
ВЦИОМ: россияне стали больше интересоваться книгами, чем соцсетями
На монастырском подворье торжественно встретили икону Божией Матери «Скоропослушница» со Святой горы Афон
Престольный день храма при филиале института МВД России
Правящий архиерей возглавил престольный праздник в Беловодском благочинии