ГОРЕ ОТ УМА
Не иначе, как только интеллектуальной ленью я объясняю нежелание христианина постигать «книжную мудрость».
Предвосхищая возможный вопрос, который задается обычно в связи с этим, «а как же на счет “горя от ума”?» — сразу поясню: под «книжной мудростью» я не имею ввиду «знания ради знаний» — то есть тот багаж информации, который накапливается человеком с одной лишь целью – пощекотать, при случае, собственное самолюбие и тщеславие или чтобы, вдруг оказавшись среди «зараженных страстью к состязаниям и словопрениям» (1Тим. 6, 4), не упасть лицом в грязь с клеймом «невежды».
И уж конечно, речь здесь не о такой пристращенности к умственному созерцанию, которая, например, Ф. Ницше в результате привела к сумасшествию.
Не знаю, со мной ли только случается это совпадение, когда данную «грибоедовскую» фразу я слышу именно от того собеседника, который совершенно не интересуется своей верой и который довольствуется лишь теми сведениями, которые не выходят за рамки ее «бытовой» жизни.
Но именно такого рода люди обличают меня обычно всякий раз, когда в разговоре с ними я делаю тщетную попытку обратить их внимание на другую, что называется, «сторону медали» — расширить обзор обсуждаемого предмета вплоть до его, быть может, сакрального смысла, — указывая на недостаточность знаний лишь его внешних, видимых форм и символов.
«Отец Геннадий, ну зачем же ты разводишь эту бесовскую философию?! — с удивлением спрашивает меня однажды один мой хороший приятель, — зачем мне, верующему человеку, знать о том, почему мы, православные, крестимся справа-налево?! Какое это имеет отношение к делу? Ты ведь, умный, вроде бы, человек, а такое скажешь тоже “двухчастность церковной свечки, символизирует двухприродность Христа” – какое отношение ко спасению это имеет?»
И ничего, что после, я застаю своего любомудрого собрата-собеседника за обеденным столом, где он тщательно всматривается в наклейку на упаковке, внимательно изучая состав завернутого в него продукта. Ну, отчего же не потратить дюжину времени на исследование более важных, чем родная вера, бытовых вещей, не правда ли?
Вот, думаю, грешным делом, и не лень же ему выискивать в микроскопическом тексте всякие «ракообразующие» Е-шки. Лучше б интерес этот в сторону книг религиозных направил.
Но, нет.
АРГУМЕНТ ПРОТИВНИКОВ «богОсловов»
«Ты же пойми, — говорит мне как-то другой современный подвижник благочестия, — Серафим Саровский ведь в семинариях и академиях, как вы «умники», не учился, а стал великим святым».
Обычно реплика эта в устах противников «бог-Ословов» (как часто нас, наверное любя, называют) звучит, как железобетонный, как им кажется, аргумент.
Когда они отсылают своего визави непосредственно к святому, достигшему духовного совершенства и просветления где-нибудь в лесу или пустыни только лишь при помощи вериг и власяниц, а не книг, — их глаза просто искрятся от радости победы над товарищем «белибердяевым» (это – одно из «ласковых» прозвищ, которым библиофобы иногда клеймят людей в духовных академиях просвещенных).
«Ну, что, нечем крыть?!», — победоносно резюмирует свою речь собрат по вере, лучезарно улыбаясь от удовольствия.
В таких случаях, конечно, есть соблазн поставить точку на такой оптимистичной ноте. Иногда бывает куда полезней замолчать, чем продолжать возбуждаться. Особенно это касается случаев, когда приходиться иметь дело с собеседником, имеющем явные и устойчивые признаки эгоцентризма, который буквально одержим собственной правотой и невосприимчивостью к чужому мнению. Эти люди, как правило, склонны к фанатизму, и поэтому общаться с ними бессмысленно.
Однако я не прозорливец, не сердцеведец, и, даже, не «ходячий рентген». И поэтому понимание «кто есть кто» передо мной, ко мне приходит не сразу. Тем более, будучи человеком наивным, я искренне полагаю, что моя подсказка, быть может, окажется полезной. А потому разговор обычно продолжается.
И вот когда я бываю послан моим коллегой по вероисповеданию, но библиофобом по убеждению — куда-нибудь в знойную пустыню к какому-нибудь «некнижному» подвижнику, я сразу же спешу уточнить (в шутку, конечно): тот ли вариант жизнеописания им был прочитан.
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУЖЕННИК
Дело в том, что когда свою леность в отношении душеспасительного чтения кто-то пытается оправдать такой личностью, как, например, вышеупомянутый преподобный Серафим – то выглядит это крайне нечистоплотно и недобросовестно, я бы сказал даже, дерзостно. Такой человек достоин того, чтобы быть укоренным за обман.
Да, действительно этот великий святой не обучался в духовных учебных заведениях и богословских школах. Но при более-менее внимательном чтении его жития мы узнаем, что ежедневное правило преподобного состояло не только из молитвы и возделывания земли, которая обеспечивала его пропитанием, но также и интеллектуального труда. Он не просто регулярно читал труды святых отцов, но ежедневно изучал(!) их наследие.
Кстати это одно из проявлений той величайшей нравственной добродетели, с которой «Серафимушка» всегда и всеми ассоциируется. Это – добродетель смирения.
В своем духовном делании, в том подвиге, который преподобный Серафим возложил на свои плечи, он не полагался только лишь на собственные силы и разумение.
Чтобы одержать победу над своим духовным неприятелем, в борьбе с которым ему пришлось схлестнуться в безлюдной «пустыньке», он руководствовался Священным Писанием, а так же опытом тех людей, которым когда-то уже приходилось проходить нечто подобное – тот длинный и тернистый путь, который ведет человека к духовному совершенству – к обожению.
ИСКУССТВО ДУХОВНОЙ БРАНИ
Я не берусь утверждать, что такого уровня духовного совершенства преподобный Серафим достиг именно благодаря той «инструкции», которую составили святые аскеты, прошедшие через зной и стужу – что называется «огонь и медные трубы», и которая обагрена их потом и кровью. Но я уверен, что она сослужила ему добрую службу, будучи надежным и верным ориентиром в условиях одиночества, предоставленности самому себе.
В условиях, когда вероятность оказаться жертвой хитросплетений и обольщений «князя мира сего» более, чем предсказуема.
Не стоит думать, что козни «врага рода человеческого» одинаковы для всех людей. Те, кто исключил себя из привычной ему жизни и ушел куда-нибудь в гущу леса в поисках «обретения покоя», неминуемо сталкиваются с необычными для себя явлениями.
Человек, который путем аскетических усилий, посредством самоотречения и самодисциплины, решил обуздать и укротить свою изнеженную плоть, тем самым высвобождает свой дух из-под ее гнета, облегчает его пробуждение.
Такого человека называют «духовным», «утонченным», то есть восприимчивым к такого рода вещам, которые недоступны зрению и восприятию обычных людей, отягощенных балластом телесных забот и попечений.
И чтобы, представ перед лицом доселе неведомых явлений подвижник не оказался беспомощным «слепым котенком», не отличающим «белое» от «черного», он и проходит «курс молодого бойца» — изучает и постигает искусство духовной брани.
И «пламенный Серафим», в этом смысле — не исключение, ибо не только не пренебрегал духовным самообразованием, но и считал его необходимым в деле духовного возрастания, имея во внимании тот факт, что во-первых, «всякий человек — ложь» (Пс. 115, 2), во-вторых, «чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства» (Преп. Нил Сорский. Правила).
«КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД». ЦЕЛОМУДРИЕ
Я ни в коем случае не настаиваю на том, что человек может выполнить свое предназначение – поставленную ему Богом задачу исключительно благодаря интеллектуальному подвигу.
Исцелиться может и тот, кто принял лекарство не зная, что оно из себя представляет, не изучив его состав и инструкцию к применению.
Но я искренне уверен, что если спрошу о том, предпочли бы вы ознакомлению, например, с рекомендациями по указанию дозировки препарата, — слепое, безрассудное поглощение этого «целительного зелья» — вы ответите отрицательно.
И правильно сделаете, ибо это логично – брать на поверку все, что предлагается вам в качестве улучшения вашего физического и духовного благополучия.
Самое мудрое решение, в данном случае – «комплексный подход». Я не отвергаю лечение, но я должен знать, как лечиться, и какая «побочка» от этого лечения может случиться. Ибо опасным может оказаться как игнорирование лечением, так и само лечение без знаний того, как его осуществлять.
На языке святоотеческом это называется «Целомудрием» — то есть истинной верой, предполагающей «согласование знания с жизнью и жизни со знанием»; оно является также и необходимым условием постижения Самой Истины, к познанию которой призывает Христос («Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32)).
А поскольку Истина есть Сам Бог, то есть Она Божественна, значит Она и всецела и все в себе содержит, а, следовательно, «осуществляет и выражает себя не только в теоретическом знании, но и во всякой деятельности и в жизни. Ее нельзя постичь только теоретически или только практически, но – всецело». И поэтому «мы должны не только творить добро, но и постигать его смысл, то есть осуществляемую в добре истину – иначе вера наша несовершенна» (Л.П. Карсавин).
ПОТРЕБНОСТЬ В ТЕОРИТИЧЕСКОМ БОГОПОЗНАНИИ
Но даже если не погружаться в эти столь глубокие, но необходимые «для полноты картины» относительно обсуждаемой проблемы положения – а лишь внимательнее всмотреться в то, что лежит на поверхности нашей жизни, то и этого будет достаточно, чтобы логически вывести потребность в теоретическом богопознании.
Может мы это и не всегда замечаем, потому что проживаем свою скоротечную жизнь, как говорится, «на автомате», осуществляя большинство своих действий «машинально», не успевая или не желая подвергать анализу нашу действительность – но факт этот не становится от того менее очевидным.
Есть два рода занятий, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Это – работа и воспитание. Согласитесь, что в обоих случаях, чтобы и то, и другое получалось качественно и спорилось, соответствующие знания необходимы или, как минимум, пригодны.
Если я, скажем, предприниматель, то я должен знать об основных принципах ведения бизнеса — как, например, организовать производство, каковы текущие тренды и потребности рынка в товарах и услугах, как вести бухгалтерский учет, и прочее.
То же и касательно воспитательного процесса. Если я родитель, то обязательно должен быть и педагогом. Мало быть лишь «производителем» потомства, — дело это не хитрое, — важнее стать для него мудрым наставником и другом. Но чтобы являться таковым, нужно хотя бы отчасти ознакомиться с т.н. «возрастной психологией», с общими основами педагогики – в общем и целом, с тем, что, собственно, определяется, как «искусство воспитания».
Ну, а если помимо этих двух ипостасей — родителя и добытчика, — я вмещаю в себе еще одну, пусть и качественно инаковую, но столь же жизненно важную, ибо «Anima naturaliter christiana» («Душа по природе христианка») – религиозную, выражающую себя в потребности «Высшего Начала» — правильным ли будет оставить без внимания эту сферу моей жизнедеятельности?
Если я крещеный христианин и осознанно идентифицирую себя с Православием, но при этом совершенно не знаю о том, что оно из себя представляет – в таком случае я вступаю в откровенное противоречие.
Не знать веру, в которую ты был посвящен и которую ты называешь и считаешь своей — это то же, что взять себе в жены невесту, о которой, как говорится, «ни сном, ни духом». Такое, конечно, случается, но это не повод для того, чтобы данное явление называть как-то иначе, чем аномалией.
КНОПКИ «ENTER» В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Если же в этом контексте говорить за человека, который к тому же еще и верующий по жизни, а не только в теории, то ситуация со стороны может выглядеть и вовсе удручающе. Ибо тот, у кого оказался в руках плуг, останется без урожая, если не будет знать, как пользоваться данным инструментом. И это куда хуже, чем просто знать о том, что такого рода средства для возделывания земли существуют. Хуже, потому что «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).
В Церкви много таких людей, которые с виду вроде бы и живут ее полноценной жизнью — участвуют в Таинствах, богослужениях, выдерживают посты, осуществляют обряды, следуют традициям, но при этом всем не понимают происходящего. Оттого и топчутся на месте, где-то на уровне т.н. «бытового Православия». Оттого подчас и искажают его суть, когда на внешние его выражения смотрят сквозь призму собственного непонимания или недопонимания. В результате, рядом с подлинной Церковью возникает ее тень, антипод или, как метко выразился философ и богослов С.И. Фудель, «темный двойник». Так создается карикатура на Православие.
Вот, например, откуда не возьмись, появилась вдруг у определенного контингента верующих такая байка, которую часто можно услышать в виде следующей формулировки «ты вот только вчера порог церковный переступил, а меня уже учить берешься, грешный раб Божий, — ты для начала с мое побудь здесь, может тогда ума и наберешься!»
И это не шутка. Это, что называется, кино, основанное на реальных событиях. Причем его главным героем, и, по совместительству, адресатом реплики данной, был молодой новоиспеченный безбородый священник, приехавший в гражданском в приход с архиерейским Указом о назначении его на «пост» настоятеля сразу после выпуска из Духовной академии.
Смысл сей, ставшей, к сожалению, уже почти что «максимой» духовной жизни, вполне понятен – даже если ты не являешься библиофилом или богословски «подкованной» личностью, все-равно рано или поздно включится кнопка «Enter» и над твоей головой засияет статус «светила» церковной науки. Дело лишь во времени и объемах проделанной аскетики – чем дольше продлится мое присутствие в стенах храма и чем мозолистее окажутся мои колени, тем большей мудрости вместителем я стану, тем светлее голова моя будет.
Конечно, я утрирую. Но где-то глубоко внутри, на уровне подсознания нечто подобное, происходит на самом деле. И когда в своем храме я вижу захоженца, который «задом наперед» вставляет в слот свечку, меня тут же преисполняет чувство, которое обычно испытывает старшеклассник по отношению к меньшей братии по школе – чувство превосходства с легким оттенком гордой снисходительности.
В действительности же, никакой кнопки «Enter» в духовной жизни не существует. «Не обольщайся, — пишет свт. Игнатий Брянчанинов, — самомнением и учением тех, обольщенных самомнений, которые, пренебрегая истиною Церкви и Божественным откровением, утверждают, что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою, каким-то неопределенным и неясным действием. Это — учение лжи и ее наперсников».
ХРИСТИАНЕ, КОТОРЫЕ ИГНОРИРУЮТ ОПЫТ СВЯТЫХ
Чем, как не близорукостью можно объяснить то обстоятельство, когда человек, который пришел в Церковь с определенной целью, отказывается от водительства того, кто уже достиг этой цели, будучи из того же «теста слепленным» и в тех же земных реалиях находившимся? И когда он рассчитывает на какую-то сверхъестественную магию, которая осенит его разум и укажет верный путь к этой цели.
Меня всегда занимал вопрос, каким соображением руководствуется христианин, когда молитвенно обращаясь к угоднику Божьему с просьбой об оказании помощи в решении задач духовного порядка, он одновременно игнорирует тот опыт, благодаря которому этому святому удалось решить эти задачи.
Ведь это примерно то же, что просить Бога «не вводить в искушение и избавлять от лукавого» в «Молитве Господней» но, при этом, осознанно уверенной поступью идти навстречу соблазну в объятья дьявола на какой-нибудь «совет нечестивых» (вечеринку, пьянку, гулянку).
И ничего другого мне в голову, в связи с этим, не приходит, как только мысль о том, что сей индивидуум искренне решил, что он «несмь, якоже прочии человецы» — то есть более «продвинутый», чем те, перед ликами которых он регулярно воздыхает, умоляя избранников Божьих вразумить и наставить «на путь правый».
Может о себе он вовсе так и не думает, — и тогда можно было бы объяснить его жизненную позицию в отношении душеспасительного чтения, банальной ленью (ибо какие еще есть этому причины, кроме этих двух?) — но, когда он начинает налево-направо разбрасываться фразами, в духе «знание надмевает» в адрес книголюбов — то именно такое о нем представление и складывается.
К слову говоря, подобную картину можно наблюдать и за пределами Церкви. Речь о тех, кто причисляет себя к разного толка и направленности атеистам, но при этом к науке серьезного отношения не имеющих.
Дело в том, что когда ты начинаешь противостоять их главной доктрине («Бога нет!»), используя в качестве весомого аргумента факт личной религиозности ряда известнейших ученых, как прошлого (Галилей, Паскаль, Ньютон, Вольт, Декарт и др.) так и современности (Раушенбах, Боголюбов, Шавлов и др.) – они оказываются в неловком положении оттого вопроса, который ты к этому аргументу прилагаешь.
Вопрос этот следующий: «а вы, друзья, дорогие, чем же умнее этих величайших личностей, которые стали людьми верующими осознанно и не “на ровном месте” – когда настаиваете на несуществовании Всевышнего»?
Аналогичный вопрос задам и тем церковным людям, что недолюбливают «Преданья старины глубокой» (Святоотеческое наследие) и их «знатоков»: братья и сестры, в чем же состоит ваша уникальность в сравнении с тем духовным, религиозным гением, носителями которого были святые люди, и которые «исследовали Писания» (Ин. 5, 39) и «поучались закону Господню день и ночь» (Пс. 1, 2) – когда выходите из храма не «передышку» в момент звучащей в нем проповеди по причине ее «маловажности» или «ненадобности»?
«МНОГО БУДЕШЬ ЗНАТЬ – СКОРО СОСТАРИШЬСЯ»
Абсурдно ставить «во главе угла» духовной жизни принцип «много будешь знать – скоро состаришься», когда в сонм святых той Церкви, членом и чадом которой ты являешься, входят такие личности, например, как: триада «великих каппадокийцев», Максим Исповедник, Григорий Палама, Симеон Новый Богослов, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов и другие, которых не счесть.
Будучи аскетами с большой буквы и настоящими подвижниками веры и благочестия в практическом смысле этого слова, эти великие люди, тем не менее, не только рекомендовали «каждодневно ограждать себя и чтением, и слушанием, и духовным собеседованием», для того, чтобы «сделаться неодолимыми» и «козни лукавого демона сделать безуспешными», но и сами «размышляли о законе Господнем день и ночь» (цитация из свт. Иоанна Златоуста).
И этот их громадный индивидуальный религиозный опыт, который выковывался в результате синтеза с одной стороны – практического делания, с другой — теоретического богопознания – каждый из них кропотливо запечатлевал и увековечивал в своих письменных трудах.
С течением времени, эти труды стали не просто «памятником древности», огромным «наследием», но и, главным образом, путеводителем и духовным руководством на все случаи жизни буквально для каждого человека.
В духовной жизни это руководство бесценно, как и тот компас, который оказывается единственно спасительным для заплутавшего в лесу человека.
И пренебрегать им – значит попросту пойти наперекор с здравомыслием.
Иначе, каким еще вердикт может быть в том случае, когда я осознанно отказываюсь от существующего «подручного средства», которое может сэкономить драгоценное время моей жизни?
«МЕТОД ТЫКА» (МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК)
Труды святых Отцов – и есть это «подручное средство», которое дает возможность избежать столкновения с теми «подводными камнями», проходить через которые приходилось им самим. Зачем же в джунглях ходить наощупь, тратить собственное время на использование «метода тыка» (метод проб и ошибок), когда в рюкзаке лежит карта с данными локации?
Зачем, например, экспериментировать с поиском «даров Святого Духа», и ощущений «экзальтированных «религиозных чувств»», со стремлением «к высокому состоянию или духовным видениям» (См. Серафим (Роуз). «Православие и религия будущего») и т.д., что неминуемо приведет к такому тонкому духовному заблуждению, которое называется «прелестью» – когда по поводу всего этого имеется множество советов и комментариев в трудах Отцов?
Или кому-то интересны приключения и ему очень хотелось бы испытать болезни духовного характера на «собственной шкуре»?
Впрочем, есть и еще одна причина, которая побуждает христианина обзавестись «умными книжками» святых авторов и сделать некоторые из них, что называется, настольными или дежурными.
ЗНАКОМСТВО С БОГОМ
Это – знакомство с Богом. Звучит резко и очень по-человечески. Но мне кажется, что именно такой почти синоним к термину «богопозание», наиболее подходит для того, чтобы отобразить ту действительность, которая часто обнаруживается в среде верующих людей, которые, как говорится, «со стажем».
У меня неоднократно были такие случаи, когда на вопрос «а Вы знаете, Кто или Что такое Бог?» православный «ветеран» ответствовал так, будто он «завис» в какой-то исторической фазе Ветхозаветного периода.
Бог для него скорее «Законодатель», справедливый «Судия», «Всемогущий Владыка» с «карающей рукой», чем любвеобильный «Отец», и, даже, «Друг». И поэтому его к Нему любовь более, по выражению армянского философа и богослова Григора Татеваци, «мирская», любящая «из-за выгоды», либо «рабская», возникающая из-за боязни наказания, чем «сыновняя», «которой любят Бога во имя Его, а ближнего во имя Бога и в Боге»; и, которая, «соединяет любящего с Любимым» и «восхищается Им».
Здесь нет такого желательного с точки зрения Нового Завета, уровня отношений между Богом и человеком, которые базировались бы на той любви, «которая основывается на бесконечно высокой идее всеобщего искупления Христом и духовного единства всех во Христе, как братьев в одном семействе Христа, или как членов одного духовного тела Христова». Ибо в данном случае имеет место быть иная, отличная от этой — любовь, характеризующаяся как бы «привязанностью (к Богу – П.Г.), соединенной с непрестанным сознанием близости страшно карающей руки Всемогущего Владыки» (И. Н. Корсунский).
И это оттого, что если и состоялась встреча человека с Богом, но еще не произошло знакомства с Ним.
Есть существенная разница между встречей и знакомством. Если девушка встретила молодого человека это еще не значит, что уже познакомилась с ним. Повстречать – не одно и то же что узнать. Узнать друг друга возможно только в условиях взаимообщения – то есть знакомства (ознакомления). И тем шире и глубже будет это знание о предмете стремления, чем более и чаще это взаимообщение с ним будет осуществляться.
При этом – что архиважно – от степени знаний будет зависеть и уровень отношений.
Каким будет, например, мое отношение к Господу, если в моей умственной части души, Он занимает исключительно место «Мздовоздаятеля», грозного и справедливого Судии в то время, когда ни о какой справедливости относительно земной жизни и речи быть не может и что если она и есть, то разве что только в сказках?
Я лично знаю людей, для которых данная антиномия послужила камнем преткновения и от чего их вера пошатнулась. И уверен, что если бы захотели, они сумели бы увидеть и рассмотреть Бога с других Его сторон и смогли бы преодолеть вставшую на их духовном пути препону.
Есть и другие мнения о Боге, которые будто гвоздем забили в свою голову «заслуженные» верующие и которые дальше этого своего о Нем впечатления больше ничего не видят, а точнее видеть не хотят.
Согласно одному из них Бог – это «партнер». Формулировка эта выглядит крайне кощунственно, но, как говорится «из песни слов не выкинешь», что есть, то есть – говорю об этом не понаслышке. Отсюда и соответствующее к Нему отношение, ибо каковы знания о предмете, таково к нему и отношение. И в данном случае его можно охарактеризовать, как «дипломатическое», при котором должны удовлетворяться интересы обеих сторон – «Господи, я сделал, что Ты просил, теперь Твоя очередь “воздавать мне сторицею!”».
И подобных примеров, представляющих Бога с неприглядной стороны, множество. Заслужил ли Он такого к Нему отношения? Однозначно — нет. Но так ответить может только тот, кто, как минимум, интересуется своей Верой и кто не сидит сложа руки в отношении познания Бога, довольствуясь примитивным о Нем представлением на протяжении десятилетий.
«БУДЬТЕ СОВЕРШЕННЫ…»
Но чтобы бесконечно не «растекаться мыслью по древу», скажу о другой бесконечности, в процессе которой христианин просто обязан находиться. В Евангелии есть слова «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), — и они – это побуждение к непрерывному и неутомимому действию; призыв не останавливаться на достигнутом.
Бог бесконечен, и потому процесс уподобления Ему, то есть совершенствование тоже бесконечно. Но совершенствование не предполагает улучшение одной какой-то из составляющих природы человека – оно должно осуществляться всей целокупной его личностью, в том числе и умственной ее частью «возлюби Господа Бога твоего… и всем РАЗУМЕНИЕМ твоим» (Лк. 10, 27).
Поэтому, мой друг любезный, вышедший из крещальной купели, позаботься о том, чтобы твой Бог, Которому ты присягнул в Символе Веры, не исказился в твоем личном представлении и не стал для тебя впоследствии, иным, Чем Он есть. И чтобы через полвека неукоснительного пребывания в стенах храма, тебя не отнесли к тем, о ком говорят: он «слышал звон, да не знает, где он».
Введение во храм Пресвятой Богородицы: 4 декабря 2024
Что можно и нельзя в Рождественский пост?
Состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Рождественский пост: что нужно знать
Патриарх Кирилл рассказал о "духовной отраве" современного общества
В РПЦ предложили финансово стимулировать медиков помогать в родах
Духовенство центрального округа приступило к исповеди
В первый день Рождественского поста, митрополит Пантелеимон возглавил престольный праздник в храме святых мчч. Гурия, Самона и Авива
Делегация от Луганской Епархии принимает участие в XXVI Всемирном Русском Народном Соборе
Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Луганской Епархией
Митрополит Пантелеимон совершил молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
Состоялось открытие 10-го юбилейного творческого конкурса «Край Луганский Православный»
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня матери
Митрополит Пантелеимон принял участие спортивном мероприятии
ВЦИОМ: россияне стали больше интересоваться книгами, чем соцсетями
На монастырском подворье торжественно встретили икону Божией Матери «Скоропослушница» со Святой горы Афон
Престольный день храма при филиале института МВД России
Правящий архиерей возглавил престольный праздник в Беловодском благочинии