Отмечая день русского языка, хотелось бы вспомнить, что наш язык формировался не только высокой культурой русского народа, но и его духовной жизнью, преображенной Православием. Русский язык – это язык, на котором миллионы людей знакомились с самыми возвышенными ценностями, благодаря ему обретали Бога и вечное спасение. Поэтому справедливо признать, что это одна из самых дорогих наших святынь.

Если сравнить русский с английским, то сразу становится ясно, где подлинная глубина языка. Допустим, главный день недели мы называем воскресеньем в честь Воскресения Христова – и это ориентирует нас на самые высокие идеалы, а по-английски sunday значит «солнечный день», восходя к языческой традиции обожествления солнца. Русское слово «образ» восходит к древнерусскому понятию иконы, образа Божия, напоминая, что подлинное назначение человека – в чистоте, правде и жизни по совести, ибо человек сотворен по образу Божию (соответственно, безобразие есть утрата Божия образа). Английское же слово image восходит к имитации, подделке, когда человек стремится создать о себе какое-то представление в обществе, показаться кем-то, не будучи по сути таковым. В русском языке образование есть, прежде всего, одухотворение и нравственное возвышение, ибо это есть созидание в человеке образа Божия. А по-английски education, восходя к латинскому educare «вести, тянуть, тащить вперед», предполагает прагматичное, земное развитие.

Прав был К.Г. Паустовский, который писал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Но что мы видим сегодня? Достаточно пройтись по нашим улицам, чтобы наглядно понять, насколько русский язык поруган, втоптан в грязь, осквернен. Грязное слово в каком-то смысле стало образцом народной речи, этому учатся в СМИ, это считается даже за доблесть. В одной воинской части мне пришлось услышать, что офицеру стыдно обращаться к солдатам без матерных слов, потому что он считает, что тогда его перестанут уважать, он будет выделяться и солдаты перестанут его слушаться. А в действующем учебнике по русскому языку для школьников я прочитал, как детям объясняются жаргонные выражения, наподобие «за бугром», «до лампочки» и др. Тем самым низкокультурные выражения уже в школах вводятся в лексикон детей.

Иногда приходится слышать, что мы, русские, ничего не умеем, что у нас никогда ничего не получается, что, мол, всё хорошее только на западе, откуда только и стоит всё брать и заимствовать. Но наша словесноть, наша русская литература дала миру писателей такого масштаба, рядом с которыми мало кого можно поставить из представителей европейской словесности. Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев… Их еще будут переводить и переводить на языки других народов. Но как бы выглядели их произведения, если бы они не знали чистого и возвышенного слова? Что дали бы они миру, если бы в молодости освоили только жаргон, междометия и жесты? Не потому ли многие современные вроде бы талантливые авторы заведомо оказываются в творческих низинах, что избирают недостаточно чистую, а подчас и пошлую речь?

Каждое произносимое нами слово по своей сути сакрально. Оно живет и проявляет себя, хотя бы мы этого не замечали. Когда говорят, что словом можно убить или воскресить, то это вовсе не только в смысле эмоционального влияния. Есть сокровенная духовная сторона слова, которая всегда созвучна внутреннему миру человека. В слове, которое мы произносим, может быть отблеск Божией Вечности, а может быть проявление миазмов греха. И деградация слова выражает нашу внутреннюю, духовную деградацию. С христианских позиций ненормативная лексика, о коей мы упомянули, есть лексика демонизированная. Когда ум и сердце человека постоянно погружаются в духовную скверну, его общность с инфернальным миром выражается в его слове. Напротив, приобщенность благодати Божией одухотворяет и слово человека. Вот почему в Евангелии сказано, что именно наше собственное слово станет главным свидетелем о нас на Божием Суде: От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12: 37); За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда (Мф. 12: 36).

Хочется обратить внимание на еще один очевидный факт. Современное падение русского языка напрямую связано с падением России на мировой политической арене. Не зря говорится: «Чем сильнее государство, тем влиятельнее язык его народа». Если мы посмотрим на историю, то увидим, что распространение русского языка среди народов, присоединяемых к России, совершалось вполне естественно, не только по причине политической силы, но и в связи с фактом самой культурной высоты России. Например, люди, долго прожившие в Чечне, рассказывают, что говорить на русском там считается признаком высокой культуры, потому что это язык Пушкина и Достоевского. Однако устойчивости языка способствует не только культура, но и политическая стабильность страны.

Ниспровержение авторитета народа сопровождается презрением к его языку. А политическое ослабление страны влечет прямую дискриминацию ее языка на территориях прежнего языкового влияния. Вспомним, что произошло с крушением Советского Союза. В течение всего одного года (с января 1989 по январь 1990 г.) были приняты законы о языке в 11 союзных республиках, и русский язык в одночасье там оказался вне закона. Даже на Украине русские люди не имеют достаточной законодательной поддержки своему родному языку (хотя борьба за это продолжается). Если в Бельгии, где располагается штаб-квартира НАТО, наряду с нидерландским и французским также государственным языком является немецкий, хотя на нем говорят всего 1-2% населения, то в Латвии около 30% населения состоит из русских, но им отказывают в праве пользоваться своим языком. В итоге мы видим, что «повелитель многих языков», как называл русский язык Ломоносов, становится языком изгоев. Сначала русский язык начали вытеснять из бывших советских республик. Теперь его пытаются подвергнуть деградации в самой России. Его пытаются сделать мертвым, как язык побежденного народа, как язык погибающей цивилизации, наподобие Древнего Египта, Древней Греции или индейцев, истребленных на американском континенте.

А.С. Пушкин говорил: «Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка». А в школах русский язык теснят по часам, результаты чего не дают себя долго ждать. Приведу конкретный пример. Как проректор семинарии я участвую в принятии вступительных экзаменов, к нам поступают по преимуществу выпускники средних школ, и вот уже не один год мы констатируем крайне низкий уровень знания русского. Мы вынуждены включить русский язык в нашу семинарскую программу, чтобы хоть что-то исправить. Почему бы нам не задуматься над словами Н.М. Карамзина: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Конечно, век информационных технологий тоже внес свою лепту в изменение языковой культуры людей. Спросите современных молодых людей, много ли они читают, пишут ли они кому-то письма. На смену книге пришли виртуальные игры и пустое кино. Понятно, что привыкнув к ярким картинкам интернета и коротким смс, молодежь утрачивает культуру чтения, уже почти не знает, что такое написать кому-то письмо, и как следствие теряет потребность в богатствах и красотах русского языка.

К.И. Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» справедливо писал: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз». Но в СМИ, рекламе, интренет-пространстве как раз штампуются самые примитивные выражения, произносимые молодежью под дружеский хохот словно девизы поколения «пепси».

Мы слишком легкомысленно относимся к слову – этой единственной организующей силе в жизни людей, проявляющейся во всех ее сферах – семье, политике, обществе, нравственном воспитании, образовании. Если не контролировать слово, то вместо чистоты и созидания мы унаследуем деградацию и застой.

А.К. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью <…˃. Что такое Родина? – это весь народ. Это его культура, его язык». Всякий народ знает как светлое, так и темное, и собственно духовное лицо народа определяется тем, что в нем преобладает – свет или тьма. То и другое выражается в нашей речи, нашем слове. Если высокая речевая культура сменяется сленговым общением, жаргоном и жалкими жестами, если самым непосредственным общением становится нецензурщина, то значит, духовная деградация поражает глубины нашей души.

Как писала Анна Ахматова:

Мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Но кто же будет хранить?

Понятно, что христианин, живущий церковной жизнью, участвующий в таинствах Исповеди и Причащения, уже самой совестью своей побуждается хранить свое слово, следить за собственной речью. Но помимо каждого из нас в отдельности есть еще общество и государство, в котором мы живем. Если политика государства не будет направлена на сохранение и поддержку русского языка, то потуги отдельных лиц успехом не увенчаются.

Любая серьезная инициатива предполагает наличие в государстве особой структуры, или особого ведомства, отвечающего за реализацию этой инициативы. Допустим, в Министерстве образования до конца 1990-х гг. существовал Отдел русского языка. Упразднение этого Отдела тем более странно, что русский язык есть язык государственный, и политика развития русского языка есть одна из главнейших задач государства. Во многом с вопросом русского языка связаны другие глобальные проблемы – патриотизма, культуры, религии, национальной безопасности. Если в государстве не будет создана специальная структура, которая формировала бы особое отношение к русскому языку, которая выступала бы с инициативами по контролю за СМИ и массовой литературой, то интерес к чистоте и сохранению русского языка останется лишь у отдельных слоев общества.

Что же стоит за политической слабостью нашего государства касательно сохранения русского языка – целенаправленное разрушение культуры русского народа или простое равнодушие малокультурных лиц, дорвавшихся до власти?

И все-таки завершить свои размышления хочется на положительной ноте словами И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Источник: pravoslavie-ru