Рассуждает протоиерей Владимир Пучков.
Когда-то давно я уже писал на тему того, почему Бог допускает человеческие страдания и жизненную несправедливость. Как и полагается, упоминал о благах, данных и непрестанно даваемых Творцом человеку. Говорил и об ответственности разумного и свободного существа за свои желания, решения и воплощение их в жизнь. То есть перечислял всё то очевидное, что и так понятно всякому верующему. Очевидное до такой степени, что убедить в этом мы можем лишь себя самих: поскольку аксиомы доказательств не требуют и убедительной аргументации для их доказательства никто не разрабатывает.
Вот и выходит, что мы легко верим в очевидное для нас и без труда убеждаемся тогда, когда готовы к тому, чтобы нас убедили. Те же, чья картина мира до сих пор не сформировалась во что-то единое и цельное, как задавали одни и те же вопросы, так и задают, как не слышали наших доводов, так и не слышат, как носились с затёртыми до дыр банальностями, так и носятся.
И дело здесь совсем не в том, что кто-то заблуждается относительно Бога и Его Промысла. Беда современного человека такова, что он либо пытается поставить Бога на строго определённое место в собственной картине мира, либо с этим местом ещё не определился. Но всегда, абсолютно всегда это место далеко не первое. На первом же месте у нашего человека непременно и всегда он сам.
И в этом, по сути, корень проблемы. Обычная человеческая склонность к эгоизму получает в современном мире почти что неограниченные возможности для роста, ведь мир нынче предельно эгоцентричен. Устами психологов, коучей, тренеров личностного роста, блогеров и лидеров общественного мнения мир вещает из каждого гаджета об одном и том же: люби, прежде всего, себя, ставь себя на первое место, береги ресурс, не растрачивай себя. Я, честно сказать, удивляюсь, как при нынешнем преклонении перед западной цивилизацией и при наличной моде на засорение речи англицизмами, мы до сих пор не начали писать слово «я» исключительно с большой буквы. А что? В английском языке так и есть. Да и в фокусе внимания современной цивилизации не кто иной, как человек, причём конкретно тот человек, которого я всякий раз вижу в зеркале.
Как следствие, современный человек очень остро ощущает собственную субъектность. Посмотрите, как много значит всесильный «я»: его голос решает исход выборов, его участие создаёт условия для нормальной жизни в его районе, ЖК или многоэтажке, на его налоги содержатся чиновники и полиция, купленный им кофе развивает малый бизнес… Да что там, на его плечах держится государство и даже Церковь без него не Церковь, хотя, в какую сторону открываются двери в ближайшем храме, он уже лет пятнадцать как забыл.
Вот это острое, я бы даже сказал болезненное, ощущение собственной субъектности и вынуждает человека задавать абсурдные вопросы, игнорируя при этом ответы, не вмещающиеся в узкие рамки кругозора отдельно взятого «я».
Помните, лет 10-12 назад какой-то западный борец за права всяких там меньшинств публично рассуждал о том, что если бы он предстал перед Богом, то спросил бы о том, что разве всякие там детские болезни и жуткие паразиты, живущие в человеке, это нормально? Помнится, прочитал я как-то этот поток сознания, глянул на фото автора, которым сопровождался текст, – нескладного мужичонки с лицом, не отягощённым глубоким интеллектом, и стало мне как-то удивительно и смешно одновременно: ты спросишь Бога? Вот так возьмёшь и прямо спросишь? Ты, человек сомнительной нравственности, из кожи вон лезущий, чтобы доказать собственную значимость (как видно, для тебя же самого совсем неочевидную), вот так запросто предъявишь претензии Творцу неба и земли? И ты заявляешь об этом так серьёзно, будто бы Бог просто обязан будет выслушать, объясниться и, возможно, даже извиниться? Как же ты значим в собственных глазах, человек-субъект. И как одновременно жалок в своей самонадеянности…
А ведь это не сколь смешно, столь же и печально. Наш мир, наше общество в большинстве состоит именно из тех, кто свято уверовал в собственную субъектность и, похоже, не сомневается в ней даже перед Богом. Почему-то именно оно, ощущение субъектности, в том числе и перед Создателем, воспринимается человеком как подлинная свобода. Будто бы Бог дал человеку возможность и право говорить с Собой на равных.
Тем, у кого на этом месте брови невольно поползли вверх, рекомендую открыть Книгу Исход и прочитать о явлении Бога Моисею при горе Хориве. Бог открывает Себя, называя имя Сущий, что в действительности прозвучало как «Я есть». Характеризуя Себя, Бог указал на самое главное, как бы говоря будущему вождю еврейского народа: Я – Тот, Кто есть, Тот, Кто не просто имеет бытие, а Тот, Кто обладает им. Я – Тот, Кто даёт бытие всякой твари, Тот, Кем существует мир и живёт человек. Давайте поразмышляем. Как известно, Бог смерти не сотворил, она явилась следствием человеческого греха. Однако же и в раю человек должен был питаться плодами дерева жизни для того, чтобы жить. То есть, не будучи сотворён смертным, он и бессмертным по естеству не являлся, как не является и сейчас. Однажды дав человеку жизнь, Бог непрестанно даёт ему жизненные силы. Человек не способен существовать автономно от Бога и зависит от Него каждое мгновение собственной жизни. Образ Божий, составляющими которого являются и разум, и свободная воля, и бессмертие души, есть лишь отблеск Бога в Его творении. Так чем же гордиться человеку? На чём основывать субъектность перед лицом Того, в Чьей руке его дыхание?
Впрочем, подлинная субъектность для человека возможна. Основывается она на желании Самого Бога видеть человека не просто объектом Своей любви, но и возлюбленным созданием и даже сотворцом мира. Однако такая субъектность не утверждается человеком, а даруется Богом. Для чего человеку необходимо совершенно обратное тому, что так старательно он культивирует в себе под влиянием мира. Необходимо видеть в благах, окружающих нас повсюду, не само собой разумеющиеся вещи, а Божий дар. Необходимо не роптать на то, что чего-то не хватает, а радоваться тому, что дано. Необходимо не сознание собственной значимости в себе культивировать, а развивать покорность Богу. Необходимо вместо самоутверждения сделать основой жизни благодарение. И тогда, в благодарении и покорности Богу, человек обретёт подлинную субъектность чада Божия, имеющего милость видеть во Владыке неба и земли Милостивого и любящего Отца.
Так что не стоит спешить отвечать на вопрос о Боге, страданиях и справедливости заученными прописными истинами. Иногда не грех ответить на вопрос вопросом, и этот случай как раз из таких. Поэтому предлагаю всем, кому не дают покоя мысли о том, почему Бог допускает страдания невинных, житейскую несправедливость и глобальные катастрофы, для начала спросить самих себя: кто мы, чтобы задавать Богу вопросы? Обязан ли нам хоть чем-то Тот, Кто уже и так одарил нас сверх всякой необходимости? Есть ли какое-либо другое существо, приносящее в мир зло, страдания и несправедливость в большем количестве, чем человек? И кто же на самом деле во всём виноват?
Источник: pravlife.org
Введение во храм Пресвятой Богородицы: 4 декабря 2024
Что можно и нельзя в Рождественский пост?
Состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Рождественский пост: что нужно знать
Патриарх Кирилл рассказал о "духовной отраве" современного общества
В РПЦ предложили финансово стимулировать медиков помогать в родах
Духовенство центрального округа приступило к исповеди
В первый день Рождественского поста, митрополит Пантелеимон возглавил престольный праздник в храме святых мчч. Гурия, Самона и Авива
Делегация от Луганской Епархии принимает участие в XXVI Всемирном Русском Народном Соборе
Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Луганской Епархией
Митрополит Пантелеимон совершил молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
Состоялось открытие 10-го юбилейного творческого конкурса «Край Луганский Православный»
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня матери
Митрополит Пантелеимон принял участие спортивном мероприятии
ВЦИОМ: россияне стали больше интересоваться книгами, чем соцсетями
На монастырском подворье торжественно встретили икону Божией Матери «Скоропослушница» со Святой горы Афон
Престольный день храма при филиале института МВД России
Правящий архиерей возглавил престольный праздник в Беловодском благочинии