Некоторые из моих друзей на время Великого поста уходят с форумов и из социальных сетей, сберегая то немногое время, что остается у нас, мирян, от ежедневных забот, для духовного чтения и молитвы. Они создают в неудержимом течении времени островки безмолвия, тишины и мира души, приближения к Богу. Немного таких людей, и далеко не все понимают их. Мы разучились беречь наше время для самого главного, разучились искать ту тишину уединения, в которой только и созревают плоды нашего духа и которую искали наши предки.
На Руси Великим постом очень заботились о тишине, необходимой для духовной жизни. Один из арабских путешественников записал, что русские люди в первые дни Великого поста без особой нужды не покидали своих домов. Царь Алексей Михайлович на первой неделе поста никуда не выходил из дворца и никого не принимал. Подобным образом проводили эту неделю и вельможи. Шумная русская столица затихала. Улицы были пусты. Магазины на первые три дня поста закрывались. Все жители выходили только лишь в церкви, в простой темной одежде. Все питейные заведения были закрыты вплоть до пасхальной среды. До самой революции на время Великого поста закрывались театры и все увеселительные заведения – как рассказывал И. Шмелев, «по закону, чтобы было тихо и благородно… все веселения, чтобы для тишины».
Выбирать между миром и Богом – дело только нашего личного произволения, и у многих недостает этой решимости
Сегодня внешняя обстановка всей нашей жизни противоположна тем временам. Всё отвлекает нас от сосредоточения на духовной жизни, всё агрессивно заманивает в суету, рассеянность, развлечения, в мирское веселье. Выбирать между миром и Богом теперь – дело только нашего личного произволения, и у многих недостает этой решимости. И мы продолжаем привычно общаться в виртуальном пространстве, не замечая, что взращиваем и множим совсем не виртуальные грехи. И драгоценное, невосполнимое время поста проходит для нас без пользы…
А ведь это время действительно бесценно – более, чем любое другое. И если преподобный Никодим Святогорец сказал о всяком времени нашей жизни: «Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, и что если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь. Считай потерянным тот день, в который …не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий»[1], – что же сказать о времени Великого поста, которое все должно быть посвящено благочестию и отречению от соблазнов мира?
О каком мире речь? Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет о двух значениях этого слова:
«1) Словом мiр обозначается все человечество…
2) Словом мiр обозначаются те человеки, которые проводят греховное, противное воле Божией, жительство, живут для времени, а не для вечности»[2].
В этом, втором, смысле, святые отцы называют миром ту область жизни, где царит грех. Прп. Иустин (Попович) объясняет:
«“Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего” (1 Ин. 2:16). Мир святой евангелист считает любовью ко греху, плотской похотью, невоздержанностью глаз, житейской гордостью, что суть первейшие грехи, первейшие орудия греха»[3].
Именно от этого мира призваны мы удаляться и удалять его из своей души, и особенно во время сугубой борьбы с грехом, во время Великого поста.
Свт. Тихон Задонский говорил:
«Если хотим, чтобы сердце наше истинным богопознанием просветилось, надо, чтобы мир вышел из сердца. <…> Ибо мир и просвещение – это две вещи противоположные, потому надо одной выступить вон, чтобы другая поместилась, и чем более будет выходить мир, тем более будет просвещаться сердце»[4].
Прп. Варсонофий Великий строго учил:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста».
О том, что удаление от суеты, безмолвие, самоуглубление во время прохождения поста – это один из непременных источников победы над страстями, говорил свт. Николай Сербский:
«Пример поста, молитвы и безмолвия показал Своим ученикам Сам Христос… Пост – это жертва, безмолвие – самоуглубление, а молитва – вопль к Богу. Вот три источника великой духовной силы, которая делает человека победителем в борьбе и праведником в жизни»[5].
Прп. Амвросий Оптинский наставлял воздерживаться постом от излишнего общения
Прп. Амвросий Оптинский наставлял воздерживаться постом от излишнего общения:
«Приходит пост Великий, которому прилично более всего благоразумное молчание»[6].
Прп. Варсонофий Оптинский учил по возможности удаляться от обычаев мира:
«Сильно работает диавол, желая отвлечь людей от служения Богу, и в миру он достигает этого легко. …весь уклад мирской жизни, сложившийся по своим законам, разрушает, замедляет рост души»[7].
Свт. Иоанн Златоуст говорил о том, что истинный пост состоит в сочетании телесного воздержания с укрощением душевных страстей:
«Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания… изгонять из души всякую злобу на ближнего… Видишь, в чем состоит истинный пост. …главное, …чтобы с воздержанием от брашен соединили мы и воздержание от вредного (для души)»[8].
Прав. Иоанн Кронштадтский также писал о важности духовной стороны поста:
«Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? <…> Ты знаешь, что мерзость Господу помысел неправедный (Притч. 15: 26), что Бог просит Себе твоего сердца, которое ты отдал на волю страстей, что не водворится у Него всякий лукавый (Пс. 5: 5) и нечистый. Если хочешь быть с Богом… тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить… Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе»[9].
Но как же нам укрощать страсти души, если мы каждый день выходим в виртуальное пространство, погружаясь в бесчисленные разговоры, обсуждения, споры? Ведь, по слову прав. Иоанна Кронштадского, «пустые речи, или, как говорят, переливание из пустого в порожнее, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу»[10].
«Многоглаголание есть… дверь злословия, – предупреждал прп. Иоанн Лествичник, – руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния… расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы»[11].
Как же нам укрощать страсти души, если мы каждый день выходим в виртуальное пространство, погружаясь в бесчисленные обсуждения и споры?
А прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк прямо запрещали многие беседы:
«Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге. <…> Не суди, не уничижай и не соблазняй никого. Не приписывай никому того, чего не знаешь о нем достоверно, ибо это погибель душевная. Себе внимай…»[12].
Все эти слова о вреде пространного общения, кажется, прямо обращены к участникам социальных сетей. Кто-то мне возразит, что посещает только те страницы, что посвящены христианству. Увы, предостережения святых отцов вполне можно отнести и к этим виртуальным площадкам.
Изречения безымянных старцев ярко свидетельствуют о вреде многих разговоров даже о добром:
«Если часто открываются двери в комнате, из нее легко уходит тепло. Так и душа, если человек много говорит, хотя бы и доброго, теряет теплоту»[13].
Свт. Димитрий Ростовский также предостерегал:
«Кроме нужды, никогда не желай что-либо сказать или возвестить. Ибо от этого обыкновенно рождается много зла. Страсть лишнее говорить больше всех страстей незаметно и удобно вредит. Часто, начав с Божественных слов, переходим к сквернословию, клятвам и всему злому»[14].
Так происходит и в интернете. Сколько споров, оскорблений, брани, еретических мыслей можно встретить даже на христианских страницах…
Поневоле вспомнишь сетования свт. Григория Нисского, который описывал такие споры мирян с великой горечью:
«…одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это – торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: “Отец больше Сына”. Справишься: готова ли баня? Говорят: “Сын произошел из несущих”»[15].
Поневоле задумаешься, возможно ли сохранить мир души и покаянный настрой, посещая социальные сети?
Поневоле взмолишься словами свт. Николая Сербского:
«Господи мой, не удаляйся от меня, да не умрет душа моя от препирательства праздного. Молчание в присутствии Твоем взращивает душу мою; празднословие в разлуке с Тобой раздирает и превращает ее в лен истрепанный»[16].
А каким предостережением звучат для любителей, казалось бы, невинного удовольствия пообщаться в социальных сетях слова прп. Макария о том, что любая страсть, с которой не борется человек, препятствует спасению:
«Что возлюбил человек в мире, то… овладевает им и не позволяет ему собраться с силами. <…> С какою страстью человек не борется мужественно, ту любит он, и она обладает им… и делается для него оковами и препятствием уму его обратиться к Богу, благоугодить Ему, и, послужив Ему единому, соделаться благопотребным для царствия и улучить вечную жизнь»[17].
Среди этих страстей, которые словно оковами или сетями опутывают человека, прп. Макарий Великий называет и те, что так хорошо знакомы любому участнику социальных сетей:
«Например, иной возлюбил… многоученую мирскую мудрость для славы человеческой; иной возлюбил начальство, иной – славу и человеческие почести, иной – гнев и досаду… иной любит безвременные сходбища, а иной – ревность; иной весь день проводит в рассеянии и удовольствиях; иной обольщается праздными помыслами; иной для человеческой славы любит быть как бы законоучителем; иной услаждается недеятельностию и нерадением… иной любит… шутки или сквернословие»[18].
Не все ли эти страсти взращиваем мы зачастую в себе, общаясь на просторах интернета?..
Прп. Макарий Великий при этом указывает и средство спасения, освобождения из тенет страстей:
«…как скоро душа возлюбила Господа, – исхищается из оных сетей собственною своею верою и великою рачительностью, а вместе и помощью свыше сподобляется вечного царства, и действительно возлюбив оное, по собственной своей воле и при помощи Господней, не лишается уже вечной жизни».
Привычка к общению в соцсетях становится для нас настоящей сетью, которой ловит и держит нас в своей власти враг
Действительно, привычка к общению в социальных сетях становится для нас настоящей сетью, которой ловит и держит нас в своей власти враг, и сетью крепкой, расторгнуть которую очень непросто. Это знает каждый, кто пытался побороть эту привычку. Но помощь Божия, как и говорит прп. Макарий Великий, близка каждому, желающему избавления от страстей и спасения, и Великим постом она близка особенно. К этому времени в наибольшей мере можно отнести слова апостола:
«Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6: 2).
Да, бывает и так, что с началом поста мы боримы духом уныния, сомнений, печали и ищем утешения в соцсетях. Но напрасно. Потому что не в гаджетах, не у людей надо искать избавления от этого искушения, а только у Бога. Прп. Макарий Оптинский писал обратившемуся к нему мирянину, которому кто-то советовал бороться с унынием рассеянной жизнью, что утешения в ней найти невозможно, потому что «для духа надобна духовная пища. Надобно искать утешения в вере в Господа нашего Иисуса Христа и святых Его заповедях, из коих одна научает нас тому, где можно найти успокоение: “…научитеся от Мене, – сказал Господь, – яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим” (Мф. 11, 29)»[19].
И мир души, и Свое утешение, и просвещение благодатью подает Господь проходящим Великий пост в истинном воздержании, и телесном, и душевном, по слову прп. Ефрема Сирина:
«Царствие Божие близко теперь ко всякому, кто служит Богу в правде; потому что настали дни чистого поста для того, кто действительно в чистоте постится. Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. …и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает Он дверь милосердия»[20].
Этого да сподобит и нас Господь!
5 октября в России будут праздновать День учителя 2024
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы
Митрополит Пантелеимон совершил молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
В Луганске открылся VII международный православный кинофестиваль «Русское сердце»
Престольный день храма Алчевского благочиния
Антисоциальные сети
Всероссийская научно-практическая конференция — I-е Бердниковские чтения по Церковному праву
По благословению Патриарха Кирилла в Курскую область передадут 100 тонн гуманитарной помощи
Схиигумения Олимпиада — подвиг длиною в жизнь
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня воссоединения ЛНР с Российской Федерацией
30 сентября - память свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
В.Р. Легойда прокомментировал инициативу об исключении теории Дарвина из школьной программы
В Луганской Епархии состоялась презентация книги о луганской подвижнице веры и благочестия
Преподобный Паисий Святогорец и его животные, или Как научиться говорить со змеями
Благословение нашего креста
Митрополит Пантелеимон возглавил празднование Воздвижения Креста Господня
27 сентября: Воздвижение Креста Господня
Собрание игуменов и игумений РПЦ
[1] Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. Гл. 12.
[2] Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 41.
[3] Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
[4] Тихон Задонский, свт. Письма келейные. Письмо 32.
[5] Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. Письмо 89.
[6] Амвросий Оптинский, прп. Письма к мирским особам. Письмо 35 // Собрание писем Оптинского старца Амвросия. – Козельск, 2012.
[7] Варсонофий Оптинский, прп. Духовное наследие. Беседы.
[8] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа VIII.
[9] Иоанн Кронштадтский, прав. Слово в Неделю сыропустную.
[10] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе.
[11] Иоанн Лествичник, прп. Лествица.
[12] Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прпп. Руководство к духовной жизни.
[13] Отечник. Составитель – свт. Игнатиий (Брянчанинов).
[14] Димитрий Ростовский, свт. Алфавит Духовный. Часть 2. Гл. 7. О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства.
[15] Дворкин А. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви». // https://www.sedmitza.ru/lib/text/434718/
[16] Николай Сербский, свт. Молитвы на озере.
[17] Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. Беседа 5.
[18] Там же.
[19] Макарий Оптинский, прп. Письма разным лицам. Письмо от 31 июля 1853 года // Слово на пользу вашу. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
[20] Ефрем Сирин, прп. О посте.