Этот праздник празднуется каждый год в разные дни календаря, но всегда в последнее воскресенье перед Пасхой, поэтому относится к так называемым «переходящим» двунадесятым праздникам.
В день Входа Господня в Иерусалим исполнилось ветхозаветное пророчество о торжественном явлении миру ожидаемого Мессии. Вот что говорит пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Такое странное на первый взгляд событие — шествие Царя не на коне, а именно на осле, объясняется древним обычаем: цари ездили на осле для того, чтобы показать, что они не желают войны. Осел представлялся животным, символизирующим состояние мира; поэтому и Христос въезжает в Иерусалим на осле, знаменуя тем самым, что Он будет царствовать не силой оружия, но Духом Господним. Именно так вступал в Иерусалим и предок Спасителя — по Его человечеству — царь Давид.
Так вот пророчество Захарии нашло свое исполнение в Новом Завете — в событии Входа Господня в Иерусалим. Святой евангелист Матфей описывает это событие таким образом: «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их… Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна (то есть «спасение» или «спаси нас» — возглас, которым евреи приветствовали царей) сыну Давидову! благословен Грядущий (слово это понималось как мессианский титул) во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф.21:1-4,6-11).
Духовный смысл праздника
Праздник Входа Господня в Иерусалим посвящен последним дням земной жизни Спасителя. Вскоре после чуда воскрешения Лазаря Царь Мира — как Властитель, приходящий к Своим подданным с миром — въезжает в Иерусалим на подъяремной ослице и молодом осленке. По мысли толкователей, подъяремная ослица здесь — символ евреев, находящихся под ярмом закона, а необъезженный осленок — символ еще непросвещенных язычников; Господь же пришел воцариться и над теми и над другими. Навстречу Ему выходят толпы людей, наслышанных о Его удивительных чудесах, о Его вдохновенных проповедях. Жители города бросают под копыта ослика — в знак уважения ко Христу, в знак своего преклонения перед Ним — собственные одежды, они радостно размахивают зелеными ветвями финиковых пальм (символ которых — победу жизни — в России передают наши северные православные вербы, приносимые в день праздника храмы и окропляемые святой водой), они возглашают Ему славословия. Люди встречают Иисуса Христа — как Царя и как Мессию.
Однако, христиане всегда помнят и о том, как тот же самый народ, который в час Входа Господня в Иерусалим встречал Его с такой радостью и с такими великими почестями, — всего несколько дней спустя в ярости кричал, обращаясь к римскому своему правителю Понтию Пилату: «распни, распни Его». Ныне каждый христианин, наученный горьким опытом предательства иерусалимских жителей по отношению ко Христу, стремится к тому, чтобы не оказаться в том же самом положении, что и древние иудеи. Ведь и каждый приходящий в этот день в храм и воздающий в нем хвалу Богу может тут же вновь предать Его на страдание и смерть: и не обязательно через прямое отречение от Него, порой — просто через свой грех, неблаговидный поступок, проявление личной ненависти к ближнему. После согрешения, обладающий подлинным покаянным чувством, христианин всякий раз ощущает себя в роли распинателей Спасителя — как вновь и вновь причиняющий Ему мучения.
Вход в Иерусалим знаменует собой близость победы над смертью и грехом, исполнение обетований Божиих всем верующим в Него. Одновременно это событие являет собой и начало завершения столь краткой земной жизни Спасителя, а значит — и многовекового пути человеческого рода к своему спасению во Христе. Конечно же, христиане помнят, что торжественный Вход в Иерусалим предваряет собой смерть Иисуса, Его распятие. И тем не менее, радость этого дня дарует им некий твердый залог скорого наступления пасхального торжества.
Источник: school.orthpatr.ru
В МЧС напомнили правила безопасных крещенских купаний
Митрополит Пантелеимон возглавил престольный праздник храма святого преподобного Серафима Саровского
В Дворце культуры прошло праздничное мероприятие посвященное Рождеству Христову
Состоялась праздничная встреча общей делегации с детьми и сотрудниками школы-интерната
Митрополит Пантелеимон совершил Литургию в Вознесенском храме
Время для настоящей жизни
12 января состоялась открытая городская интеллектуальная игра знатоков православной культуры «СВЯТОЧНЫЕ ВСТРЕЧИ. Семейная лига: 2025»
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение и вручил грамоты прихожанам кафедрального собора
Мечта 10-летнего Артемия из Новопскова осуществилась в рамках акции «Елка желаний»
Митрополит Пантелеимон поздравил архиепископа Павла с Рождеством Христовым
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение в Николо-Преображенском соборе
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1»
Дети, участвовавшие в рождественском молебне в луганском храме, получили сладкие подарки
Свыше 150 паломников собрала рождественская литургия в монастыре в селе Хорошее
Протоиерей Николай Шкондин: «Чудеса при строительстве храма происходили буквально каждый день»
Архимандрит Макарий: «Христос рождается — славим Его!»
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение и присутствовал на праздничном Рождественском концерте
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
В храме иконы Божией Матери «Умиление», состоялся традиционный «Вечер колядок»
В Рождественскую ночь митрополит Пантелеимон совершил праздничную Божественную литургию