Гонения на Украинскую Православную Церковь настойчиво вызывают в памяти апокалиптические слова Писания: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф.24:12).
То, что мы наблюдаем — утверждение «мерзости запустения» в одном из важнейших духовных центров мирового Православия — многими воспринимается как грозное знамение.
Стоит напомнить, что Свято-Успенская Киево-Печерская лавра — не просто комплекс зданий, который можно передать от одного пользователя к другому.
Спор идет, как отлично понимают все вовлеченные стороны, не об имуществе. Лавра — это центр молитвы и монашеской жизни, который собирал вокруг себя множество благочестивых людей со всей Украины и из-за ее пределов. Храмы, где совершалась Евхаристия и не умолкала молитва. Семинария, где готовились будущие священнослужители.
Даже если бы речь шла о передаче от одной религиозной общины к другой — это означало бы тяжелый разрыв в духовной жизни, который было бы трудно преодолеть.
Но о продолжении монашеской жизни в Лавре никто и не говорит — у ПЦУ просто нет монахов, так что селить в захваченном монастыре будет некого.
Все это будет превращено — как при большевиках — то ли в музей, то ли в реабилитационный центр.
Этот момент тяжкого испытания для украинских православных является так же и моментом истины для всех, кто наблюдает эту трагедию со стороны. В такие моменты осыпается позолота и видна искренность убеждений людей, испытывается серьезность их предыдущих слов.
Политические лояльности сталкиваются с религиозными убеждениями, принципы — с текущей целесообразностью.
Это особенно резко проявляется в деле митрополита Тульчинского Ионафана Елецких (УПЦ), которого украинский суд признал виновным в «посягательстве на территориальную целостность, а также в действиях, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя».
Патриарх Кирилл выступил со специальным заявлением, в котором отметил «Все эти обвинения абсолютно ничтожны, а так называемые доказательства сфальсифицированы. Преосвященный Ионафан, как и вся Церковь, молится за мир, призывает к духовному единству Святой Руси, а также отстаивает права Украинской Православной Церкви, обличая каноническую неправду раскола. Именно за это его осудили».
Даже ряд решительно про-киевски настроенных комментаторов признали дело явно сфабрикованным.
Эти гонения на Церковь совпали по времени с визитом в Киев представителя Фанара митрополита Халкидонского Эммануила.
Содержание переговоров между президентом Зеленским и митрополитом Эммануилом нам неизвестно — но одно мы можем отметить. Ни единого слова в защиту гонимой Церкви из Фанара не прозвучало.
А ведь это могло бы быть смелым и выигрышным ходом — патриарх Варфоломей показал бы себя человеком, у которого есть не только амбиции, но и принципы. Его пышная риторика про церковь-мать могла бы приобрести некоторое практическое подкрепление в заступничестве за людей, господином и отцом которых он претендует быть.
Когда «Первоиерарх вселенской Церкви», «Первый без равных», «Его Божественное Всесвятейшество» посылает свои представителей выразить поддержку Зеленскому в тот самый момент, когда полиция захватывает корпуса Лавры, а преосвященный Ионафан подвергается гонению и узам по сфабрикованному обвинению — это не может не производить самого отталкивающего впечатления.
В 2018 году архиепископ Телмисский Константинопольской церкви Иов (Геча) заявил, что «Все архиереи теперь в Украине де-факто в связи с данным решением Синода являются архиереями Вселенского престола».
То есть Константинополь полагает Преосвященного Ионафана, как и других украинских архиереев, «своим» — но при этом не хочет ни слова сказать в его защиту.
Это делает контраст между масштабом притязаний и масштабом личностей (увы, не только патриарха Варфоломея, но и его окружения) особенно резким и бросающимся в глаза.
Ведь это все происходит в контексте, когда Константинополь оказывается выгодополучателем от этих гонений — они совершаются в пользу подконтрольной ему ПЦУ.
Игнорирование гонений на Церковь со стороны госдепа и других блюстителей прав можно понять — у людей свои государственные интересы, они их преследуют. А что их волнуют права человека — да кто им когда-нибудь верил?
Международная политика строится по заветам Макиавелли, приходить в горестное изумление тут не от чего. Мало кому в голову приходило видеть в том же госдепе наставников спасения и учителей благочестия.
Но когда мирские власти разоряют один из крупнейших центров мирового Православия, а посланцы Константинополя в это время являются уверить эти самые власти в своей дружбе и поддержке — это производит сильное впечатление.
Украинская Православная Церковь переживает в наши дни тяжелейшие скорби.
Через какое-то время они — как и большевистские гонения — станут историей. А Церковь устоит — и будет стоять до конца мира.
Как сказал Спаситель, «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18).
Сергей Львович Худиев
Источник: radonezh.ru
Митрополит Пантелеимон возглавил престольное торжество Николо-Преображенского собора
Митрополит Пантелеимон принял участие в межконфессиональном форуме «Религия и Мир»
День памяти святого апостола Иоанна Богослова
Митрополит Пантелеимон посетил концерт патриотической песни «Истина Победы»
Незваный гость по имени рак
Митрополит Пантелеимон совершил соборное пение акафиста Воскресению Христову
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Престольный праздник луганского храма
Архиепископ Павел причастился Святых Христовых Таин
О значении призвания в жизни человека
В РПЦ призвали обратить внимание на лоббистов абортов
СМИ: сторонники ПЦУ захватили храм канонической УПЦ на западе Украины
Митрополит Пантелеимон возглавил престольное празднование храма иконы Божией Матери Киево-Печерской
Митрополит Пантелеимон поздравил митрополита Никодима с 50-летием
Между Wi-Fi и молитвой: жизнь в потоке новостей
Сергей Худиев: «Если бы Бог постоянно вмешивался в нашу жизнь, у нас бы не было выбора»
Почему не ходят в Церковь люди, которые хотели бы пойти на богослужение или исповедь?
Каждый ли может стать святым?
Митрополит Пантелеимон принял участие в открытии Центра русской духовной культуры «Благовест»
В день Преполовения Пятидесятницы, митрополит Пантелеимон совершил Литургию в кафедральном соборе