К 50-летию преставления архимандрита Феодорита (Воробьева).
23 января 1973 года, ровно 50 лет назад, отошел ко Господу архимандрит Феодорит (Воробьев) – духовник и благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исповедник, принадлежавший к тому поколению монахов, на долю которых выпали тяжелые испытания XX века. Переживший двенадцать лет тюрем и лагерей, напитанный могучим жизненным опытом, отец Феодорит явился примером стойкости, веры, смирения и благочестия не только для братии обители, но и для простых людей, которые стекались к нему со всей страны за духовной помощью и окормлением.
Архимандрит Феодорит (в миру Федор Иванович Воробьев) родился 15 декабря 1899 года в Москве. В 1918 году окончил Московское коммерческое училище, в этом же году был призван в армию. Демобилизовался в 1920 году, после чего поступил учиться в Московский коммерческий институт, который окончил в 1922 году. Работал счетоводом в жилищном кооперативе, жил в Москве на улице Тулинской. Примечательно, что позже эта улица была переименована в улицу Сергия Радонежского.
Архимандрит Феодорит принадлежал к тому поколению монахов, на долю которых выпали тяжелые испытания XX века
Свободное от работы время Федор посвящал молитве. Состоял в общине Покровского монастыря Москвы, где сейчас находятся мощи святой блаженной Матроны. В 1923 году протестовал вместе с активными прихожанами против закрытия обители. Тогда они назывались членами «Православной группы верующих, объединенной при храме бывшего Покровского монастыря».
16 апреля 1932 года Федор Воробьев был арестован ОГПУ. Первый арест, вероятно, был связан с Делом Покровского монастыря. 3 июня 1932 года по ст. 58–10 УК РСФСР он был осужден на три года исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). На следствии мужественно заявил:
«Я, как верующий человек, питаю любовь к монашествующим и уважаю. Лично я о том, то есть о вступлении своем в монашество, – данным вопросом еще не задавался, надеюсь, что покажет будущее».
В предъявленных обвинениях виновным себя не признал. Заключение отбывал в Белбалтлаге. Освободился в марте 1934 года, проживал в деревне Борщевка Суздальского района Владимирской области.
4 декабря 1937 года Федор Иванович вновь был арестован по обвинению в «антисоветской агитации», 9 декабря 1937 года приговорен к десяти годам ИТЛ. Находился в заключении в Амурлаге (Дальневосточный край, г. Свободный). На допросах отрицал приписанные ему высказывания о контрреволюционной деятельности.
Десять лет будущий лаврский благочинный провел в лагере на основании совершенно абсурдных показаний: один из свидетелей сказал, что Воробьева он не знал, а показания давал, исходя из материалов, которые ему сообщали; другой свидетель отметил, что знал Воробьева как религиозного человека, но фактов его антисоветских высказываний не привел; третий проинформировал: «На политические темы разговаривать с ним не приходилось, а потому о его политических настроениях показать ничего не могу». При этом у самого Федора Воробьева по поводу свидетельских показаний никаких объяснений не запрашивали. 31 октября 1939 года он пытался подать жалобу на имя Берии о несправедливости приговора, 1 января 1940 года написала в защиту сына мама Евгения Осиповна. Дело пересмотрели, однако приговор оставили в силе.
Взаимоотношения отца Феодорита и епископа Афанасия (Сахарова) – это особая страница в истории духовного становления лаврского благочинного…
По освобождении с 1947 года Федор Иванович проживал в поселке Петушки Владимирской области и работал учетчиком в артели «Красный кожевник». В октябре 1955 года в Петушках поселился вернувшийся из лагеря епископ Афанасий (Сахаров). Встреча с будущим святителем стала для Федора Ивановича судьбоносной. Их переписка длилась практически вплоть до кончины владыки, последовавшей в 1962 году. Взаимоотношения отца Феодорита и епископа Афанасия – это особая страница в истории духовного становления лаврского благочинного… Именно по благословению владыки Федор Воробьев 7 февраля 1956 года поступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. А за несколько дней до блаженной кончины святителя архимандрит Феодорит последний раз утешил любимого духовного отца, посетив его вместе с наместником лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) и лаврским духовником игуменом Кириллом (Павловым). Это был канун пятидесятилетия монашеского пострига епископа Афанасия.
21 августа 1956 года Федор Иванович Воробьев был пострижен в монашество архимандритом Пименом (Извековым) с наречением имени Феодорит. 8 октября 1956 года в Троицком соборе лавры отец Феодорит был рукоположен во иеродиакона архиепископом Можайским Макарием (Даевым), 18 июля 1957 года архиепископом Херсонским и Одесским Борисом (Виком) хиротонисан во иеромонаха. 20 апреля 1958 года возведен в сан игумена, а 8 января 1961 года – в сан архимандрита.
В январе 1959 года отец Феодорит был назначен благочинным лавры. Он исполнял это послушание в течение одиннадцати лет – до 1970 года, когда после перенесенного инфаркта попросил освободить его от должности.
Архимандрит Феодорит (Воробьев), архимандрит Петр (Семеновых), архимандрит Тихон (Агриков). Фрагмент общей братской фотографии
Вспоминая об этих годах, архимандрит Матфей (Мормыль) рассказывал:
«Это было время правления Хрущева. За стенами обители бушевал мир. В печати развернулась жестокая антирелигиозная пропаганда. Озлобленность со всех сторон. Все тяготы, обрушившиеся на Церковь и верующих, ощущались и в монастыре. Приходилось только удивляться стойкости и бодрости отца благочинного архимандрита Феодорита, отца Кирилла (Павлова), отца Тихона (Агрикова) и других старцев. По их молитвам внутри лавры создавались особые теплота и уют».
По благословению архимандрита Феодорита отец Матфей (Мормыль) начал свой регентский путь в лавре
Отец Матфей часто вспоминал, как в 1961 году на летний праздник преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе к нему, тогда послушнику Льву, подошел отец Феодорит и попросил: «Брат Лев, пожалуйста! Сегодня престольный праздник, а петь некому. Идите петь раннюю литургию с народом». Дело в том, что хор, собранный отцом Сергием Боскиным после открытия лавры в 1946 году, почти распался. В 1961 году в советском законодательстве появилась статья о налогообложениях зарплаты, и певчие не выдерживали. Так по благословению архимандрита Феодорита отец Матфей начал свой регентский путь в лавре.
Монашеский подвиг архимандрит Феодорит нес со смирением и ревностью. Он был монахом по призванию. Составил для себя «Устав дня», где по пунктам расписал доброделания, которые должен был совершить в течение дня:
«Сон 6 часов в сутки (сразу или по частям); старайся по мере сил ежедневно быть на братском молебне, приходя к нему не позднее 10 минут до начала; по окончании братского молебна иди на раннюю литургию или на позднюю, глядя по обстоятельствам; воспоминай о данных обетах при крещении, монашестве, священстве; дорожи каждой секундой времени, говори кратко, не останавливайся нигде, спеша в келию или к своим занятиям; бегай женщин и разговоров с ними; весь день будь несколько возбужденным; весь день храни неугасимую ревность – она что пар для движения машины; не только храни, но всячески старайся увеличить ее…»
Архимандрит Феодорит (Воробьев)Добросовестный и прилежный во всем, отец Феодорит был для братии примером для подражания. Архимандрит Илия (Рейзмир) отмечал:
«Его не то чтобы боялись, а как-то благоговели перед ним. И неудобно было ходить по храму, разговаривать, никто не ходил по храму – стыдно было перед такими великими старцами…»
Во время богослужения отец Феодорит находился на клиросе – пел или по старческой немощи молился, сидя с четками в руках. Был очень снисходителен к братии; отпускал, если кому нужно было куда-то отлучиться, но сам никуда не ездил, обитель не покидал. Братии в монастыре тогда было мало, нередко приходилось назначать на послушания внезапно, вне расписания. Если выполнить такое «незапланированное» поручение брат без ропота соглашался и отвечал «благословите», тогда отец Феодорит клал за него в келье по три земных поклона.
По воспоминаниям старшей братии, находясь в заключении, отец Феодорит подвергался издевательствам. Уголовники подрезали ему язык, вследствие чего он картавил. Но проповеди говорил исключительно хорошо.
«Все разом почувствовали в нем умудренного и убедительного в слове проповедника, глубоко дышащего живой верой и любовью к Богу, – говорил о батюшке митрополит Евлогий (Смирнов). – Слово убеленного сединой старца всегда оставляло свои благодатные следы в душах бесчисленных паломников древней обители».
Архимандрит Лаврентий (Постников) свидетельствовал:
«Отец Феодорит любил братию, относился к нам как “курица к цыплятам”. Бывало, подойдет брат к благочинному и отпрашивается от проповеди, а он отпускает его и говорит: “Ты устал – иди отдохни, а я за тебя сам скажу”. И получалось так, что отец Феодорит проповедует на всех трех литургиях. Ему в лагерях подрезали язык, и он немного картавил, но его проповеди слушал весь храм со слезами на глазах».
У отца Феодорита была собственная картотека с выписками из творений святых отцов, которую он всегда использовал, готовясь к проповеди
По воспоминаниям митрополита Тихона (Емельянова), у отца Феодорита была собственная картотека с выписками из творений святых отцов, которую он всегда использовал, готовясь к проповеди.
В течение двух лет перед своей кончиной архимандрит Феодорит был духовником епископа Пимена (Извекова), будущего Патриарха. В эти два года жизни батюшку не оставляли тяжкие недуги. Но он никогда не жаловался, старался ежедневно бывать в храме, выстаивал длинные богослужения.
Архимандрит Феодорит (Воробьев), неизвестный схимник и архимандрит Кирилл (Павлов)Видя приближавшуюся кончину любимого духовника, братия стали приходить к отцу Феодориту в келью прощаться, и каждому он что-то давал из своих вещей, чаще всего книги. По воспоминаниям архимандрита Матфея (Мормыля), он пришел к уходящему в мир иной отцу Феодориту одним из последних и увидел, что книжные стеллажи пусты, а прежде здесь была большая библиотека. Только несколько книг лежали на тумбочке у постели умиравшего. Отец Матфей выразил свое глубокое благоговение и преклонение перед тем, как терявший последние силы старец успел своей рукой раздать братии дорогие для него вещи и как достойно приготовил себя к смерти. Подаренную отцом Феодоритом книгу архимандрит Матфей берег у себя до конца своих дней. Это были труды святителя Василия Великого, которые отец Матфей очень высоко ценил, используя их в своей педагогической деятельности.
Архимандрит Венедикт (Пеньков) поделился воспоминаниями:
«В лавре был благочинный отец Феодорит. Когда я зашел к нему проститься, то подумал: дай-ка у него спрошу. И говорю: “Батюшка, я тебя спрошу, но чувствую, что не приведу тебя в смущение, ты крепкий в таком духе. Батюшка, скажи, пожалуйста, а вот долго длится жизнь человека?” ‒ Он отвечает: “Отец Венедикт, вчера родился, а сегодня умираю”. Потом добавил: “Одному человеку явился преподобный Сергий и сказал – ни о чем не пекись, ни о чем не заботься, дни твои сочтены”. Я думаю, спрашивать – кому? Все понятно».
Архимандрит Феодорит мирно отошел ко Господу 23 января 1973 года. Накануне его причастил духовник обители архимандрит Кирилл (Павлов). Отпевание совершил наместник лавры архимандрит Иероним (Зиновьев).
Погребли старца на Северном городском кладбище Сергиева Посада.
Источник: pravoslavie.ru