Есть повод поговорить о той двойственности, которую нужно иметь в виду при покаянии и во время исповеди перед священнослужителем.
С одной стороны, человека часто пытается одолеть дух уныния, который говорит ему: «Мол, зачем ты исповедуешься? Ты ведь всё равно падаешь в одни и те же грехи. Зачем же ты исповедуешься?! Какой в этом смысл? Ты же всё равно упадешь, всё равно совершишь этот грех?».
И человек, вступая в собеседование с падшим духом, может начать унывать: «Действительно, зачем исповедоваться? Всё равно согрешу. И грешу я одними и теми же грехами». Таким человеком может овладеть духовная апатия. Так называемый иудин грех: «мол, я великий грешник, Бог меня никогда не простит».
Но мы должны четко стоять на позициях-фундаменте святоотеческой литературы.
Очень часто святые отцы сравнивали человеческое сердце с полем. Это, кстати говоря, евангельское сравнение. Часто и Сам Спаситель имеет в виду под землей, полем именно сердце человеческое (вспомним притчу о сеятеле, о горчичном зерне и пр.). Святые отцы писали о том, что сердце человеческое – это поле. Сорняки – это грехи. И эти сорняки нужно полоть очень часто исповедью, трудом, взращиванием злаков-добродетелей, молитвой, добрыми делами, участием в церковных Таинствах.
Это сравнение очень точное. Если у кого-то был или есть огород, сад, то он знает, что борьба с сорняками – длительный и тяжелый труд. Ты его выкорчевал, а он опять вырос. Ты снова выкорчевал, а он опять растет. И ты снова пропалываешь свой огород. И здесь это нужно делать без уныния, апатии, удручения и отчаяния. Святые отцы боролись с диаволом да страстями до самой смерти, и ты борись. Выросло – прополол, выросло – прополол.
Есть такое утверждение, что если бы святые отцы вернулись на землю, то они бы всё равно грешили. Потому что здесь человеку невозможно не грешить. Потому не унывай и не опускай руки.
Царствие Небесное – это цель, а труд на своем сердечном огороде – дорога к нему. Упал – поднимайся, отряхивайся, кайся да иди. Снова упал – снова вставай. И всё вперед и вперед. И помни: с каждым шагом, с каждым днем ты ближе к заветной блаженной цели – к раю.
Вторая опасность – это то, что человек будет беспечным. Т. е. он приходит на исповедь, кается, потом идет снова грешит, потом кается и т. д. С одной стороны, так и нужно. С другой стороны, у тебя всё равно должна быть решимость борьбы с грехом. Т. е. зная, что ты все равно упадешь в какой-нибудь грех, стараться не упасть. Стараться и упорствовать в борьбе с грехом. Выйти с ним на брань, выйти с ним на беспощадную войну. И если ты будешь грешить, падать, потом вставать, потом снова будешь грешить, падать, вставать, а Бог увидит, что у тебя есть усилие бороться с грехом, то он пощадит тебя. Если у тебя будет ненависть, отвращение к греху, который ты, быть может, совершаешь, но всей душою ненавидишь и стараешься от него избавиться. И в очах Господних очень важно твое личное усилие, твое личное сораспятие Христу.
И еще один совет: не делай всё только через себя – своим собственным усилием. Делай всё через Бога. Все твои поступки, мысли и молитвы должны быть обращены к нему. Он твой первый Помощник и Покровитель, как поется в молитвословии.
Когда-то в книге «Добротолюбие» прочитал, что нашу жизнь можно изобразить в виде круга, а Бог – это центр круга. Так вот все наши действия, словно линия радиуса, должны проходить через центр круга – через Бога. И тогда тебе будет гораздо легче решать духовные вопросы, потому что явится такой Помощник и Покровитель, Который на крыльях херувимских и серафимских тебя понесет в рай.
Лишь бы ты понимал, что жизнь твоя – это вечное движение к Богу и собеседование с Ним.
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: pravlife.org