На международный фестиваль «Вера и Слово», который по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проводится однажды в два года, в этот раз отправилась делегация от Луганской Епархии в составе нас, двух клириков Петро-Павловского кафедрального собора — архимандрита Илариона (Еськова) и руководителя Издательского отдела Епархии протодиакона Геннадия Пекарчука.
Командировка осуществлялась по благословению правящего архиерея — Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Луганского и Алчевского.
Выезжали мы в праздник Покрова Пресвятой Богородицы после богослужения, которое в этот день возглавил наш архипастырь в одном из луганских приходов, отмечавших свой Престольный день.
Однако этот наш отъезд не прошел так гладко, как хотелось бы и изначально планировалось. Как говорится «не бывает лиха без добра», вот и у нас выдалось, как говорят в православном простонародье, «искушение».
У верующих людей так обычно и бывает — и сам время от времени убеждаюсь в этом на личном опыте, — что когда имеешь твердое намерение встать на правильные рельсы, то есть совершить нечто хорошее в духовном понимании этого слова, — обязательно столкнешься с каким-то препятствием, которое появляется буквально из неоткуда и совершенно нелогично. Кто стоит за такой ложкой дегтя, намеренно влитой в бочку меда, православный человек с опытом, догадывается. И хотя ты отдаешь отчёт, что в подобных случаях эта закономерность духовной жизни всегда подстерегает свою жертву где-то за ближайшийм углом, тем не менее, надежда на то, что в этот раз ты ею не станешь, все же питает душу.
Но, нет! Искушений нашей делегации, отправившейся в Каменец-Шахтинский, чтобы благополучно и в душевном спокойствии сесть в московский поезд, избежать так и не посчастливилось. Сначала преддорожние обстоятельства «сами собою» сложились не в пользу графика пилигримов — тут и шина авто перед «отшвартовкой» обнаружилась спущенной, и экстренная помощь вдруг соседу срочно потребовалась. Затем уже и дорожные приключения — здесь и пробки не по времени из-за произошедших ДТП (друзья, будьте осторожны на дорогах!) образовались, и непредвиденные заторы в связи с ремонтными дорожными работами. Ну, и вишенка на торте — конечно же, нестабильный мобильный интернет, и, как следствие этого… Наш навигатор просто «упал» в тот единственно ответственный момент, когда нам нужно было не проехать главный поворот, ведущий нас к ключевой цели.
Однако, мы не падали духом, хотя мышечная напряжённость присутствовала и весьма во всем теле ощущалась. Наверное это и сподвигло нас к более искренней молитве ко Господу в тот момент.
И вот с Божией помощью, предстательством Царицы Небесной и молитвами нашего архиерея — мы в поезде, ожидать которого на перроне нам пришлось аж долгих две минуты.
И таков не я один. Настоящая беда в контексте рабочей поездки на фестиваль приключилась и с моим замечательным, давним другом и наставником, известным не только на Луганщине, но и на Большой земле, писателем, публицистом и блогером протоиереем Александром Авдюгиным.
Случилось это за неделю (или около того) до начала этого масштабного мероприятия, когда отец Александр в очередной раз отправился в Азов навестить свою маму. Совершенно благочестивый поступок — исполнить 5-ю заповедь Десятословия! И вот вам упомянутый выше «деготь» — у священника «уводят» барсетку с деньгами и паспортом!
Батюшка конечно же сетует и переживает. Тем паче, что поездка в Москву на «Вера и Слово», где он завсегдатай ещё с самого основания данного проекта, давно запланирована. Но, по характеру, он — из несгибаемых казаков донских, твердый и решительный, поэтому его ни сломать никакому соблазну и искушению. Он прилежно молится Господу и уповает на Его Всемогущество и Проведенье… В пору находятся добрые люди, и новенькое удостоверение личности пастырю вручают. И вот он — на важнейшем в РПЦ мероприятии своему присутствию радуется.
Я считаю, что такие жизненные моменты для нас, верующих православных людей — это несомненно маленькое чудо. Обнаружь их и сложи каждое из них в копилку собственного жизненного опыта, — и ты непременно поймёшь и осознаешь, насколько Бог близок тебе и соучастлив.
***
Об участии в XI международном фестивале «Вера и слово» рассказывает член луганской делегации, руководитель Издательского отдела Епархии, заместитель редактора газеты «Православная Луганщина», клирик столичного Петро-Павловского кафедрального собора протодиакон Геннадий Пекарчук.
О фестивале в целом
Отец Геннадий, для многих фестиваль «Вера и слово» — это площадка для профессионального общения. Для Вас, как для гостя из Луганска, это событие имеет, наверное, иное, более глубокое значение? В чем Вы видите главную ценность этой встречи для себя и для делегации из ЛНР?
Для нас, участников из Луганска, фестиваль «Вера и слово» — это не просто профессиональная площадка, а, можно сказать, дыхание единства. Когда живёшь в регионе, где люди прошли через тяжёлые испытания, особенно остро чувствуешь, как важно быть частью общей церковной семьи, слышать и видеть, что Церковь — живая, деятельная, близкая.
Здесь, в «Снегирях», мы не просто обменивались опытом — мы учились слушать друг друга, понимать, как по-разному, но с одной верой, люди служат Христу в самых разных уголках страны. Это наполняет силами и благодарностью.
Для нашей делегации из Луганской Епархии ценность этой встречи прежде всего духовная: она укрепляет ощущение сопричастности, возвращает уверенность, что наше слово, наше служение — нужно и востребованно. По окончанию этого масштабного мероприятия, мы уезжали с чувством поддержки, с вдохновением и с уверенностью, что церковное слово сегодня может и должно звучать с любовью и надеждой, несмотря ни на какие трудности.
О панельной дискуссии «Новый мир и христианская цивилизация»
В первый же день фестиваля прошла масштабная дискуссия о «Новом мире». Вы живете в регионе, где этот «Новый мир» и новый миропорядок буквально выковываются в огне. Как Вам кажется, способна ли христианская цивилизация сегодня дать адекватные ответы на вызовы, которые обрушились на жителей Донбасса?
Для нас на Донбассе разговор о «Новом мире» звучит не отвлечённо — мы живём внутри этих перемен, часто очень болезненных. То, что для кого-то эта тема для философской дискуссии, у нас — каждодневная реальность. И именно поэтому вопрос о христианской цивилизации, о её способности отвечать на вызовы времени, для нас не теоретический, а жизненно необходимый.
…церковное слово сегодня может и должно звучать с любовью и надеждой, несмотря ни на какие трудности.
Я уверен: сила христианства — не в громких словах и не в политических манифестах, а в способности сохранять человеческое достоинство там, где всё рушится. В умении любить, прощать, поддерживать, даже когда вокруг боль и разруха. Христианская цивилизация начинается не с деклараций, а с конкретного человека, который не предаёт добро и остаётся человеком.
Сегодня жители Донбасса, проходя через тяжелейшие испытания, во многом заново открывают, что вера — это не просто традиция, а источник внутренней силы. И если мы сможем донести это свидетельство миру, показать, что христианство живёт в нас — в стойкости, милосердии, способности созидать даже после разрушений, — значит, у христианской цивилизации есть будущее.
О гуманитарной миссии
В программе был круглый стол о Патриаршей гуманитарной миссии. Издательский отдел и ваша газета – это лишь часть помощи Церкви? Как слово, информация становятся гуманитарной миссией в условиях, когда людям нужны хлеб, лекарства и крыша над головой?
Когда мы говорим о гуманитарной миссии, первое, что приходит на ум, как раз то, что Вы и упомянули — это «хлеб, лекарства, крыша над головой». И, безусловно, Церковь через свои определенные структуры осуществляет служение в этом направлении, оказывая всестороннюю материальную помощь нуждающимся. Но я бы сказал, что слово, информация, которые являются в некотором роде духовным присутствием в жизни современного человека, тоже входят в эту миссию, пусть это и не так «осязаемо», как продукты или лекарства.
В этом смысле, и газета, и какие-то другие издательские проекты, и различные церковные социальные медиа — это ведь тоже часть заботы о человеке, а значит, и они являются одним из направлений гуманитарной миссии Церкви. Когда люди сталкиваются с кризисом, потерей близких, одиночеством или информационной пустотой, важно не оставлять их наедине с этим. Слово способно дать надежду, объяснить, куда обратиться за помощью, показать, что ты не один. Это своего рода духовная «пища» и «крыша» для души.
Гуманитарная миссия Церкви многослойна: физическая поддержка, материальная помощь содействует телу, но есть и духовная или моральная, которая как раз и заключается в таких инструментах, как: слово, информация, литература, проповедь, имеющих безусловное воздействие на человеческие сердце и разум. В нашей Церкви, которая призвана заботиться не только, так сказать, о «телесном» человеке, но, главным образом, и о качестве духовной, а также психо-нравственной составляющей его личности, — эти два направления церковной гуманитарной миссии работают вместе и гармонично взаимодействут.
Поэтому, да, наша газета — это тоже миссия. Мы не носим корзины с продуктами, но мы на информационном уровне помогаем людям ориентироваться в сложных обстоятельствах, делимся историями, которые дают надежду, и, таким образом, укрепляем чувство общности. В кризисе это так же важно, как и что-то, относящееся к категории материально-необходимого.
О пастырском окормлении военнослужащих
Один из ключевых круглых столов был посвящен окормлению военнослужащих на СВО. Вы, как клирик кафедрального собора, наверняка сталкиваетесь с этим постоянно. Что самое трудное и что самое важное в этом служении? Меняется ли как-то язык проповеди, когда ты говоришь с человеком, который только что вернулся с передовой?
Вопрос этот конечно лучше бы адресовать тем пастырям, чье служение осуществляется на соответствующем поприще, однако, мне, как участнику фестиваля, на котором тема эта была одной из главных и животрепещущих в ее повестке, а также в силу того, что с 14-го года мне и самому неоднократно приходилось общаться с нашими воинами-защитниками (среди них были и знакомые прихожане Петро-Павловского кафедрального собора и близкие мне люди) — все же отвечу.
Окормление военнослужащих — одно из самых ответственных и непростых направлений пастырского служения. Самое трудное здесь — прикоснуться к сердцу человека, прошедшего через боль и испытания, помочь ему вновь обрести внутренний мир. Ведь после передовой душа бывает изранена не меньше тела, и священник должен быть рядом — не только словами, но и просто своим присутствием, вниманием, молитвой.
Когда люди сталкиваются с кризисом, потерей близких, одиночеством или информационной пустотой, важно не оставлять их наедине с этим.
Самое важное — не дать человеку остаться один на один со своими переживаниями. Когда рядом есть Церковь, когда есть возможность выговориться, помолиться, исповедаться — тогда возвращается надежда.
Язык проповеди в таких ситуациях, безусловно, меняется. Он становится проще, честнее, прямее. Люди, прошедшие через войну, очень остро чувствуют фальшь. Поэтому здесь особенно важна искренность: одно живое слово, сказанное от сердца, часто значит больше, чем длинная речь. Главное — говорить не «сверху», а «рядом», как брат и соучастник их пути.
Фестиваль обсуждал вызовы ИИ
Не кажется ли Вам, что для Луганска, пережившего обстрелы, этот вопрос звучит несколько отстраненно? Или, наоборот, технологии – это мост, который помогает разрушенному войной региону оставаться частью большого мира?
Вы знаете, на первый взгляд действительно может показаться, что разговоры об искусственном интеллекте далеки от наших луганских реалий — когда рядом ещё видны следы разрушений, когда люди всё ещё живут воспоминаниями о тревогах и потерях. Но если смотреть глубже, этот разговор совсем не отстранён. Потому что технологии — это не просто железо и коды, это то, как человек пользуется дарами разума, данным ему Богом.
Для Луганска сегодня важно не замыкаться в своей боли, а оставаться частью большого мира. И вот здесь технологии действительно становятся мостом. Через интернет, социальные сети, онлайн-обучение, церковные трансляции мы можем быть вместе — с Россией, с другими регионами, с Церковью в целом. Это помогает людям чувствовать: они не забыты, они нужны, их голос слышен.
А разговор об искусственном интеллекте — это не про машины, а про человека. Про то, как сохранить живое сердце в эпоху, когда многое делегируется алгоритмам. И, может быть, именно те, кто пережил боль и испытания, способны особенно ясно напомнить миру: никакой ИИ не заменит любви, сострадания и молитвы!
О практических медиа-сессиях: Telegram, ВК, нейросети
Вы посетили множество практикумов по соцсетям и нейросетям. Как замредактора, что Вы готовы применить уже завтра в работе «Православной Луганщины»? Есть ли у вас ощущение, что Церковь иногда опаздывает за этим цифровым поездом, и как это преодолеть?
В этом году фестиваль в очередной раз и с особым акцентом показал, насколько серьёзно Церковь уже вошла в цифровое пространство. На практикумах по Telegram, «ВКонтакте» и нейросетям я не только узнал о новых цифровых технологиях, которые сегодня активно используются в различных сферах человеческой жизнедеятельности, но и увидел возможности для более эффективной деятельности в направлении несения Благой вести в информационном поле. Я, как замредактора нашей Епархиальной газеты «Православная Луганщина», а также будучи автором и администратором одноименных групп в соцсетях и сайта, конечно же хотел бы максимально применить этот новый опыт на деле там, где есть наше присутствие. Мы попробуем, насколько это возможно, применить эти знания — например, сделать наш Telegram-канал, паблик в Вк, а также сайт более интерактивными, насыщенными и живыми площадками — в смысле наполнения их контентом — в том числе, и используя доступный арсенал инструментов ИИ.
Что касается «опоздания за цифровым поездом» — да, иногда такое ощущение возникает. Но Церковь не гонится за скоростью, Её миссия — быть верной Истине. Главное — не бояться новых форматов и осваивать их с ответственностью и молитвой с той целью, чтобы в конечном счёте они стали для человека, в частности, и общества, в целом, в духовно-нравственном и моральном плане полезными и созидательными. Ведь если не мы, то кто принесёт в цифровое пространство живое слово о Христе?
Преодолеть отставание можно только одним способом — учиться, обмениваться опытом, быть открытыми. И фестиваль «Вера и слово» как раз помогает нам это делать: вдохновляет, объединяет, даёт почувствовать, что мы не «догоняем» мир, а идём вместе с ним, но в своём, церковном ритме — с любовью, смыслом и надеждой.
О молодежном свидетельстве в соцсетях
Вы видели выступление молодых православных блогеров. Насколько, на ваш взгляд, их искренний, неформальный язык может быть услышан и понят молодежью в Луганске, для которой понятия «риски», «угрозы» и «выбор» наполнены гораздо более суровым смыслом, чем для их сверстников в тылу?
Выступления молодых православных блогеров действительно произвели сильное впечатление. В их словах есть живость, искренность и та самая честность, которую молодежь сегодня особенно ценит. Есть, безусловно, с их стороны и сочувствие к своим сверстникам, оказавшимся в Новороссии и других новых регионах нашей Необъятной в условиях ежедневной опасности. И я с полной уверенностью говорю, так как ощутил это явственно, — что у этих молодых людей, которые «в тылу», есть и четкое понимание того, что у наших луганских ребят контекст понятий «риск», «угроза» и «выбор» совсем иной. Что эти слова для них — не абстракции, а часть повседневного опыта. И что, поэтому, говорить с ними о Вере нужно не просто современным языком, а языком, в котором есть боль, мужество и надежда.
Неформальный тон блогеров может быть услышан — если за ним стоит реальная внутренняя жизнь, если человек не играет роль, а действительно верит. Молодёжь это чувствует мгновенно. На Луганщине особенно остро воспринимают подлинность: здесь не нужны громкие слова, но нужны живые, честные свидетельства — когда ты не просто рассказываешь о Боге, а делишься тем, как сам с Его помощью преодолел собственные трудности.
И в этом смысле опыт блогеров и миссионеров, как мы здесь у нас говорим с «Большой земли», может стать мостом: объединить тех, кто живёт в разной внешней реальности, но ищет одно — живое Слово, которое даёт смысл и силу жить дальше.
О культуре как пространстве миссии
На фестивале говорили, что культура – это пространство миссии. Означает ли это, что в условиях ЛНР Ваша газета и Ваша работа – это не только церковное, но и культурное служение, направленное на сохранение идентичности и духа народа?
Да, я глубоко убеждён, что сегодня наши Епархиальные печатные и медийные проекты — это не только пастырское, но и культурное служение. Ведь культура — это дыхание народа, его память, его внутренний голос. И если Церковь присутствует в этом пространстве, то она помогает сохранять подлинные смыслы, оберегать то, что делает нас собой — веру, язык, историю, традиции, уважение к предкам.
Наши Епархиальные проекты в меру сил и возможностей стараются быть именно таким пространством — где слово звучит не просто как новость, а как свидетельство жизни, как напоминание о красоте и стойкости человеческого духа. Мы рассказываем о приходах, о людях, о милосердии, о тех, кто строит и творит, несмотря на трудности. И это тоже миссия — миссия культуры, которая питает веру и укрепляет надежду.
Так что для нас культура и Церковь неразделимы. Через слово, через образ, через живое общение мы стараемся помогать людям помнить, кто они, и чувствовать: Бог и Родина — это не отвлечённые понятия, а живая опора, без которой невозможно выстоять и жить дальше.
…никакой ИИ не заменит любви, сострадания и молитвы!
О личном впечатлении
Какой момент или какая встреча на фестивале тронули Вас лично больше всего? Было ли что-то, что дало Вам новый импульс или ответ на вопрос, с которым вы приехали?
Самое сильное впечатление для меня — это атмосфера самого фестиваля: живое общение, открытость, ощущение единства. Когда рядом люди из самых разных епархий, журналисты, священники, молодые блогеры, — понимаешь, что Церковь действительно дышит одной верой и одной надеждой.
Конечно же особенно, как, собственно и всегда, запомнилась встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, которая состоялась 16 октября в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы. В его мудрых словах — такая глубина, такая простая, настоящая вера, что после этого по-другому начинаешь смотреть и на своё служение, и на свою ответственность за слово.
Я приехал на фестиваль с вопросом — как говорить о вере в мире, где слишком много боли и шума. А уехал с ощущением, что главное — говорить сердцем. Не бояться быть искренним, не бояться молчать, если нужно, и доверять Богу больше, чем алгоритмам и цифровым форматам. Этот внутренний импульс, думаю, останется со мной надолго.
О возвращении домой
Что конкретно, какая идея или какой опыт, полученный здесь, в «Снегирях», Вы везете с собой в Луганск, чтобы воплотить в жизнь Вашей Епархии и Вашего издания?
Главное, что я везу с собой из «Снегирей», — это чувство единства и вдохновения. Здесь очень ясно почувствовалось, что мы не одни — что и Церковь, и православные медиа сегодня идут одним путём, ищут живое слово, способное поддержать человека.
Из конкретных идей — хочу применить в нашей работе более активное использование цифровых инструментов: Telegram, видеоформаты, нейросети для верстки и визуального контента. Но главное — не техника, а дух общения. Мы увидели, как важно говорить о вере просто, честно, на человеческом языке, и при этом не терять глубины.
Для Епархиальных проектов «Православная Луганщина» это особенно актуально: нам нужно нести слово надежды туда, где люди устали и где вера часто становится последней опорой. Фестиваль дал понимание, что это возможно — если каждый материал, каждое слово будет рождаться из молитвы и любви к своим людям.
Забота о себе: православно или не очень?
В РПЦ призвали назначать пособие по уходу за ребенком всем беременным
Митрополит Пантелеимон вознес молитву о приснопоминаемом митрополите Иоанникии
Владимир Легойда: Мне невольно кажется, что мы все давно поверили в Бога
Николай Лобастов: «Литература – это преддверие Церкви»
Трудились в храме и… спивались
В Луганской Епархии открыт новый женский монастырь
Священнослужитель храма блж. Ксении Петербургской провел встречу со школьниками
Болезнь — не кара Божья, а духовный тренажер
Состоялось итоговое заседание Епархиального Совета
Ребята из Братства православных следопытов совершили паломничество по святым местам Крыма
Храм блаженной Ксении Петербургской города Луганска посетила делегация Минздрава России
В Луганске продолжается строительство епархиального Духовно-просветительского центра
Аварийная защита человечества
Клирики Луганской Епархии приняли участие в пленарном заседании XII Общецерковного съезда по социальному служению
Клирик Луганской Епархии принял участие в Международном форуме «Сибирь – территория диалога 2025»
Престольный день храма прп. Нестора Летописца
В воскресенье 16 ноября состоится открытие женского монастыря в честь Иверской иконы Божией Матери
Современное язычество: что мы ставим на место Бога
Диакон Сергий Смирнов: «Диалог с Достоевским — это диалог с самой русской душой»



















