17 октября — годовщина со дня кончины митрополита Иоанникия (Кобзева), управлявшего Луганской епархией с 1991 г. по 2012г..
Отцы, братья м сестры, вознесем свои молитвы о приснопамятном Архиерее Божием!
Светлой памяти Высокопреосвященного митрополита Иоанникия (Кобзева)
Высокопреосвященнейший владыка митрополит Иоанникий (в миру Иван Яковлевич Кобзев) родился 7 февраля 1938 года в селе Новоселовке Беленихинского района Белгородской области в благочестивой крестьянской семье. После окончания школы работал в строительстве и на железнодорожном транспорте.
***
Учеба и послушания
В 1962 году окончил Одесскую Духовную Семинарию, а в 1966-м — Московскую Духовную Академию с ученой степенью кандидата богословия.
В период обучения в Московской высшей духовной школе вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Первоначально нес послушание у наместника, архимандрита Пимена (Хмелевского), впоследствии архиепископа Саратовского и Вольского, а затем у его преемника, архимандрита Платона (Лобанкова), впоследствии епископа Воронежского.
16 ноября 1964 года наместником Лавры архимандритом Пименом пострижен в монашество с наречением имени Иоанникий в честь преподобного Иоанникия Великого и вскоре рукоположен в сан иеродиакона.
С 1966 по 1971 год нес послушание в Московской Патриархии при Святейших Патриархах Алексии (Симанском) и Пимене (Извекове). С 1966 года – патриарший иподиакон и ризничий.
Начало пастырского служения
В 1969 году иеродиакон Иоанникий рукоположен в сан иеромонаха, а через два года возведен в сан игумена.
В 1971 году Учебным комитетом при Священном Синоде направлен на преподавательскую работу в Одесскую Духовную Семинарию, где совмещал преподавание с обязанностями эконома. В 1983 году был возведен в сан архимандрита. В 1986 году назначен настоятелем Свято-Покровского собора города Измаила и благочинным Измаильского округа.
Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода от 30 ноября 1988 года архимандриту Иоанникию (Кобзеву) определено быть епископом Славянским, викарием Одесской епархии. 12 декабря 1988 года, в канун дня памяти святого апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя Одесской духовной семинарии, после всенощного бдения в Успенском храме Одесского мужского монастыря чин наречения архимандрита Иоанникия во епископа Славянского совершили митрополиты Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины, Одесский и Херсонский Сергий, архиепископы Симферопольский и Крымский Леонтий, Харьковский и Богодуховский Ириней, Винницкий и Брацлавский Агафангел, епископы Кировоградский и Николаевский Севастиан, Черновицкий и Буковинский Антоний, Тернопольский и Кременецкий Марк. 13 декабря 1988 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Свято-Успенском кафедральном соборе города Одессы хиротонисан во епископа Славянского, викария Одесской епархии.
Архипастырь Донбасской земли
19 февраля 1990 года по отсоединении Донбасса от Одесско-Херсонской епархии назначен епископом Донецким и Луганским, а с сентября 1991 года, в связи с разделением Донецко-Луганской епархии на две самостоятельные, — епископом новообразованной Луганско-Старобельской епархии.
7 апреля 1993 года указом Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, к празднику Благовещения возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке.
В Киеве 19 июня 2002 года во время Божественной литургии владыка, архиепископ Луганский и Старобельский Иоанникий был возведен в сан митрополита. Здесь же, в кафедральном соборе Киево-Печерской Лавры, в присутствии всего Священного Синода Украинской Православной Церкви владыка митрополит Иоанникий получил белый клобук как символ священного сана митрополита из рук Блаженнейшего Владимира — Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Владыка Иоанникий стал девятым митрополитом Украинской Православной Церкви.
31 мая 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о создании Северодонецкой епархии путем выделения ее из состава Луганской епархии. Синод постановил в дальнейшем именовать преосвященных Луганской епархии «Луганский и Алчевский» и оставить управление Луганской епархией за Его Высокопреосвященством владыкой митрополитом Иоанникием.
Заслуги
За заслуги перед Украинской Православной Церковью Его Высокопреосвященство, владыка митрополит Иоанникий награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного князя Владимира II и III степени, преподобного Сергия Радонежского и III степени, святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси II степени; орденами Украинской Православной Церкви: преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени, «Рождество Христово – 2000» I степени, преподобного Агапита Печерского I степени, Почаевской иконы Божией Матери I степени, «Харківський Собор – 10 років» I степени.
Труды Луганского архипастыря отмечены и на государственном уровне. Президент Украины Л.Д. Кучма наградил владыку орденом «За заслуги» ІІІ степени.
Много наград и благодарностей получил владыка от областных и городских государственных и общественных организаций, он награжден медалями «За заслуги перед Луганщиной» I, II, III степени, почетным знаком «За заслуги перед Луганском», орденом «Благовест» 1 степени и другими.
Решением Луганского областного совета от 29 мая 2010 года No36/3 Высокопреосвященнейшему Иоанникию, митрополиту Луганскому и Алчевскому присвоено звание «Почетный гражданин Луганщины».
Наследие
Митрополит Иоанникий является автором книг «Святая церковь: жизнь и спасение», «Краткий очерк истории Луганской Епархии» и других публикаций.
Несказанно изменилась за годы правления владыки митрополита Иоанникия епархия, за два десятка лет вознесли к небу свои купола сотни новых храмов, начали действовать шесть обителей монастырских: Свято-Андреевский мужской монастырь в с. Первозвановка Лутугинского района, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в с. Чугинка Станично-Луганского района, Свято-Ильинский мужской монастырь в с. Варваровка Кременского района, Свято-Сергиевский мужской монастырь в г. Кременная, Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь в с. Красный Деркул, Свято-Скорбященский женский монастырь в г. Старобельске.
Умножение вновь открытых приходов повлекло за собой и увеличение благочиннических округов церквей.
Из воспоминаний протоиерея Александра Авдюгина: «Епархиальное управление тогда еще Донецкой и Ворошиловградской епархии состояло из одного небольшого здания, непонятным образом вмещавшего и епископские покои, и приемную, и кабинет секретаря, и бухгалтерию. Импозантный особняк, хотя и находился в старом купеческом районе Луганска, к началу 90-х годов прошлого века выглядел заброшенным, унылым и по-мещански неказистым. Во дворе центра всего православного Донбасса, за железными воротами, напротив владычных «хором», тянулся длинный сарай под гордой вывеской «Епархиальный склад». Еще одно продолговатое строение как бы дописывало в епархиальном дворе незавершенную букву «П». Оно вмещало в себе комнатку для приезжих, квартиру епархиального секретаря и гараж, в котором гордо возвышался черный «ЗИЛ» времен раннего Хрущева или позднего Сталина. На содержание этого железного коня уходила значительная часть епархиального бюджета, ибо он вечно требовал ремонта и крайне неэкономно пожирал топливо.
Вот и все управление… на крыльце которого, в те, первые годы возрождающейся Церкви, вполне бы уместилось все священство двух областей и еще осталось бы место для регентов, алтарников и псаломщиц.
Владыка, носивший титул Донецкого и Ворошиловградского, больше все же полюбил патриархальный Луганск. Полумиллионный город оставался в тени юзовских, горловских и макеевских терриконов, промышленности и современности, но все же географически возвышался над оставшимися приходами, вынесшими лихолетья гонений 60-х годов и десятилетия государственного презрения остальных времен развитого социализма.
В Луганске был много претерпевший, но выстоявший Петропавловский собор, который, как тогда казалось, и стал главным аргументом в выборе епархиального центра. Но, скорее всего, владыка уже тогда знал, что не пройдет и двух лет, как вторая кафедра станет первой. Так и случилось. Сперва городу Луганску вернули его исконное имя, а затем образовалась новая церковная административная единица: Луганская и Старобельская епархия».
На ключевые руководящие посты, должности благочинных владыка митрополит Иоанникий ставил опытных, имеющих определенный стаж священников. Его Высокопреосвященство всегда уделял особое внимание подготовке образованных, ревностных и преданных своему делу священнослужителей, призванных стать «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).
Из воспоминаний иерея Андрея Нестерова: «Окунаюсь в воспоминания. Годы пономарства в Никольском храме Станицы Луганской. Счастливые мальчишеские годы. Вспоминаю первое архиерейское благословение… Петро-Павловский кафедральный собор. Как интересно было присутствовать при архиерейском богослужении. Те мальчишеские впечатления на всю жизнь в душе останутся.
Время шло, прибавлялись годы, а с их прибавлением уже мы не просто пономарями были, а постепенно в кандидаты на рукоположение переходили. А тут…
Вот в качестве кандидата и я был владыке представлен… Помню и первый прием у архиерея. Волнения было… Однако быстро прошло. Так тепло, по-отечески вел беседу владыка. Рассказывал о своем детстве, о храме…
Не могу не отметить. Общение с владыкой Иоанникием — непередаваемо. Всегда интересно. Я всегда удивлялся его глубокой эрудиции. Что касается вопросов церковных, то здесь митрополита Иоанникия можно живой энциклопедией назвать. При этом владыка еще и великолепный рассказчик.
Вернусь к своему «кандидатству»… Явился я в епархиальное управление с личным вопросом, собственно, к секретарю епархии. Сижу, жду отца Василия. Рядом еще несколько человек, тоже к секретарю. Про владыку в тот момент как-то и не думал. А тут митрополит входит… И как не подойти под архиерейское благословение?
Подхожу и я… Владыка внимательно на меня посмотрел. Спросил:
Где служишь?
Отвечаю, что я не рукоположен. Владыка с сомнением большим переспросил как зовут, откуда я…
— Что-то фамилия мне твоя очень знакома, — говорит, — точно не рукоположен? А по какому вопросу?
Рассказал я владыке, что у меня за вопрос.
— А… Это не ко мне, это к отцу Василию. Так ты точно нигде не служишь?
Еще раз ответил митрополиту, что я не рукоположен. Хотя про себя недоумевал, почему он несколько раз переспросил?.. Спустя несколько лет в моей жизни сложились таким образом обстоятельства, что я все-таки стал священником. Но рукополагал меня уже преемник владыки Иоанникия – нынешний митрополит Митрофан». Не преувеличу, если утвердительно скажу, что владыка Иоанникий был поистине прозорливым человеком».
За время окормления паствы с благословения владыки на территории епархии были открыты Луганский Богословский Университет в честь Архистратига Михаила, три духовных училища, православная классическая гимназия. Митрополит Иоанникий непрестанно проявлял свои отцовские заботы о них и возносил святые молитвы об их процветании.
Гордостью и украшением Луганска, местом просвещения и духовного единения людей стал Свято-Владимирский кафедральный собор. Это красивое величественное сооружение, построенное на высоком открытом месте, видно издалека. Особое тщание в отношении него проявлял владыка Иоанникий. Первый кирпич в основание этого собора заложил Президент Украины Леонид Данилович Кучма 2 июня 1999 года. По окончании строительства в 2003 году освятил собор Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
В трудные минуты своей жизни мысль владыки Иоанникия всегда неслась к Той, Которая «покрывает нас от всякого зла честным Своим омофором» — к Пречистой Деве Марии. Приняв Луганскую кафедру, владыка благословил, чтобы каждый приход, помимо престольного дня, на таком же уровне чтил и одну из икон Пресвятой Богородицы. При владыке Иоанникии по его благословению и по просьбам верующего народа во время Великого поста в 1992 году лучшим иконописцем нашего времени – монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря — была написана икона Луганской Божией Матери. Святой образ исполнен в византийской иконописной традиции, не имея аналогов в изображении во всем православном мире.
На сегодняшний день образ Луганской Божией Матери по благословению Высокопреосвященнейшего владыки Иоанникия установлен и украшает Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска. Перед святым образом каждую среду перед началом Божественной литургии собором духовенства совершается служба акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. Имея такую Покровительницу нашего города и области, православные христиане нашей Луганской епархии молятся перед ней об избавлении от всех бед и напастей, об утверждении в Отечестве нашем мира и согласия, испрашивая потребное благополучие.
21 мая 2008 года владыка Иоанникий с духовенством встречал Блаженнейшего Митрополита Владимира, который принял участие в торжествах, посвященных празднованию 200-летия Свято-Николаевского кафедрального собора г. Алчевска. А 14 сентября 2011 года – принимал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прибывшего с Первосвятительским визитом на Луганскую землю для освящения закладного камня в основание строящегося тогда в центре Луганска храма в честь иконы Божией Матери «Умиление».
Добрый пастырь
Возглавлял Луганскую епархию митрополит Иоанникий более 20 лет, построил в регионе сотни храмов и несколько монастырей. За эти долгие годы владыка снискал любовь и глубокое уважение как у духовенства, так и у паствы.
Большинство священнослужителей, несущих ныне свое послушание в трех епархиях Луганщины, были рождены возложением его святительских рук у Престола Божия.
«Случайностей, как известно, не бывает. Но до дня нынешнего удивительна последовательность событий, приведшая меня к владыке Иоанникию…
Все началось с аввы Дорофея. Вернее с его книги «Душеполезные поучения».
Эта книга, выпущенная в Оптиной Пустыни большим тиражом, стала началом возрождения издательской деятельности Церкви. Именно за «Душеполезными поучениями» и заехал в Оптину епархиальный секретарь из Луганска. Оставшись в монастыре на раннюю литургию, он ночевал в издательском отделе, где в то время трудился и я. Утром, после службы, загрузили мы машину секретаря архиерейского книгами, а он возьми и скажи:
— Ты бы ехал к нам. Священники нынче нужны.
Духовник монастырский был рядышком и все слышал. Он же и ответил:
— Приедет.
И я поехал. По благословению.
Владык до этого времени я видел не много, да и тех издали… Но нагоняй от брянского архиерея уже успел получить, когда, разволновавшись, назвал его по телефону — «батюшкой». Поэтому, стоя в кабинете епархиального секретаря, с тревогой и боязнью ждал, когда откроется дверь и выйдет строгий епископ двух областей. Секретарь успокаивал, но его слова не уменьшали дрожь в коленках и сухость во рту.
Дверь в кабинет архиерея была высокая, двухстворчатая. Владыка приоткрыл ее немного, с улыбкой посмотрел на меня, затем распахнул и вторую створку и жестом пригласил:
— Ну, заходите, заходите…
Дальше не помню.
Ни как брал благословение, ни как отвечал на вопросы. Страх прошел практически сразу. Да он и не мог не пройти, потому что архиерей смотрел на меня внимательно, с любовью и легкой лукавинкой, чуть прищурив глаза… по-отечески! Запомнились лишь вопросы о матушке, да где учился и чем занимался. Затем, усадив меня на стул, владыка что-то негромко сказал секретарю. Тот вышел, а я остался в архиерейском кабинете. Так просидел часа полтора. Владыка в это время беседовал с заходящими, звонил куда-то, вызывал кого-то…
В какой-то момент даже подумалось, что обо мне забыли. Зря я так решил. Вошла женщина, взяла у архиерея благословение, а потом вынула матерчатый метр и стала меня обмеривать…
Оказывается, пока я в кабинете архиерейском восседал, уже съездили за портнихой, которая, как благословил епископ, должна была «быстренько» пошить мне подрясник. Потому что именно в ближайшую субботу, в день небесного покровителя владыки, Иоанникия Великого, меня будут рукополагать в сан диаконский…
Это была первая встреча с моим архиереем. Духовник монастырский был рядышком и все слышал. Он же и ответил:
— Приедет.
И я поехал. По благословению.
Владык до этого времени я видел не много, да и тех издали… Но нагоняй от брянского архиерея уже успел получить, когда, разволновавшись, назвал его по телефону — «батюшкой». Поэтому, стоя в кабинете епархиального секретаря, с тревогой и боязнью ждал, когда откроется дверь и выйдет строгий епископ двух областей. Секретарь успокаивал, но его слова не уменьшали дрожь в коленках и сухость во рту.
Дверь в кабинет архиерея была высокая, двухстворчатая. Владыка приоткрыл ее немного, с улыбкой посмотрел на меня, затем распахнул и вторую створку и жестом пригласил:
— Ну, заходите, заходите…
Дальше не помню.
Ни как брал благословение, ни как отвечал на вопросы. Страх прошел практически сразу. Да он и не мог не пройти, потому что архиерей смотрел на меня внимательно, с любовью и легкой лукавинкой, чуть прищурив глаза… по-отечески! Запомнились лишь вопросы о матушке, да где учился и чем занимался. Затем, усадив меня на стул, владыка что-то негромко сказал секретарю. Тот вышел, а я остался в архиерейском кабинете. Так просидел часа полтора. Владыка в это время беседовал с заходящими, звонил куда-то, вызывал кого-то…
В какой-то момент даже подумалось, что обо мне забыли. Зря я так решил. Вошла женщина, взяла у архиерея благословение, а потом вынула матерчатый метр и стала меня обмеривать…
Оказывается, пока я в кабинете архиерейском восседал, уже съездили за портнихой, которая, как благословил епископ, должна была «быстренько» пошить мне подрясник. Потому что именно в ближайшую субботу, в день небесного покровителя владыки, Иоанникия Великого, меня будут рукополагать в сан диаконский…
Это была первая встреча с моим архиереем» — рассказывает протоиерей Александр Авдюгин.
Вспоминает протодиакон Геннадий Пекарчук: «Самая долгая в моей жизни беседа с человеком в архиерейском сане состоялась в 2005г. Это был прием меня владыкой Иоанникием в своей резиденции. Без малого четыре часа лицезрел я добродушного, мягкого и любвеобильного перед собой человека. То, что он говорил в тот день с улыбкой на лице, как показалось мне поначалу, было простым и незамысловатым. Однако вся глубина сказанного тогда этим мудрейшим человеком, мне открылась впоследствии.
Некоторые эпизоды той речи владыки Иоанникия, неожиданно для меня, оказались настолько необходимыми и востребованными моей собственной жизнью, что стали, буквально, руководствующим пособием в тех или иных случающихся ситуациях. Большая часть из того, что он говорил, и поныне остается для меня актуальным. Не преувеличу, если скажу, что митрополит Иоанникий – человек, обладающий редким даром дальновидности, и, даже, провиденциальности…
Закончилась та беседа в итоге следующим: «Будешь служить в кафедральном соборе!» — сказал мне архиерей. Вот уже 16 лет с тех пор я несу диаконское послушание в этом храме.
Помню владыку всегда жизнерадостным. Это – неизменная черта его характера. Шутил часто, но к месту, по делу и со смыслом, который не улавливался умом сразу. Понимание приходило позже. На богослужение в кафедральный храм приезжал всегда загодя. За час до начала литургии он входил в алтарь, усаживался на стульчик и молился, быстро перебирая четки, иногда подзывая к себе то одного, то другого для какой-то просьбы или сообщения.
Во время литургии, особенно, Евхаристической ее части, был сосредоточенным и погруженным в себя, — иногда казалось, будто он всем собой находится где-то «по ту сторону» того, что мы обычно называем «преходящим».
К священникам архипастырь часто обращался ласкательными «Сашенька», «Тихончик». Я также не был исключением и всегда отзывался на его ко мне обращение «Генчик» или «Геночка».
Много нужно было бы рассказать об этом человеке. Но все, чтобы не говорилось и не сказалось в его адрес, будет, несомненно, приводить к исходному и главному его качеству, которое, собственно, и являлось его неизменной сутью, из чего состоял он сам. Это – любовь, а отсюда, и доброта, и широта души, и снисходительность, и радушие. Это был добрый пастырь».
Доверие людей к владыке Иоанникию было безграничным. Он мягко наставлял мудрым словом, дарил прихожанам надежду, помогал укрепиться в вере, найти утешение.
Вспоминает прихожанка Свято-Вознесенского храма г. Александровск (Луганщина) Светлана Тишкина:
«Мне Господь даровал возможность не только присутствовать на Божественных литургиях, которые возглавлял Высокопреосвященнейший митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий, но и записывать рассказы духовенства епархии о делах возрождения нашей епархии. Такими свершёнными трудами во Славу Божию являются десятки возведённых и восстановленных храмов, на строительство которых с удовольствием благословлял любимый всеми владыка Иоанникий.
С каким благоговением, искренним почитанием и уважением говорили священники о нём мне, корреспонденту газеты «Православная Луганщина». Не умеющих строить, не имеющих средств священников владыка смело благословлял на возведение храма и, с Божьей помощью, по молитвам архиерея, множились уголки Неба на земле и прославляли Бога.
А ведь в те годы и духовенства не хватало, и светских людей надо было срочно учить богословию. Тяжёлый крест выпало нести владыке Иоанникию, и он нёс его, не стеная, и не жалуясь, так, что мы все видели только свет радости и благодати, исходящий от этого необыкновенного служителя Господу.
Вот так в 2012 году рассказывал о начале возрождения монастыря в селе Хорошее настоятель архимандрит Иоанн (Сухина). Ему тогда всего-то 21 год был: «8 сентября 2006 года сбылись слова схиигуменьи Олимпиады. Меня вызвал к себе владыка Иоанникий и сказал:
«Я тебя назначу настоятелем Свято-Вознесенского храма в село Хорошее, в котором впоследствии нужно будет открыть мужской монастырь».
Так мы, 8 братьев, приехали в село Хорошее. Храм, построенный из песчаника в 1910 году, был действующий, но без колокольни. Она была разрушена еще в 30-е годы прошлого века. Вокруг храма – никаких построек, только заросший бурьяном пустырь.
Первым делом мы купили ближайший к храму дом для жилья. Свято-Вознесенский храм был неотапливаемый, поэтому зимой нам приходилось в одном из пределов топить небольшую печку. Благодаря ей мы спасались».
А так началось воскрешение Свято-Введенского храма Свято-Ольгинского монастыря в с. Красное, где «Голгофу» о. Андрей Дубина на горе возвёл:
«Меня позвали в кабинет. Владыка и говорит:
– Батюшка Андрей, у меня к тебе есть одна просьба. Ты не должен мне отказать.
Спрашиваю:
– Какая просьба?
– Ну вот – просьба. Ты обещаешь, что мне не откажешь?
Куда деваться? Говорю:
– Обещаю.
Владыка тут же в ответ:
– Ну всё. Ставь руки под благословение.
Поставил.
– Я тебя благословляю взять храм Свято-Введенский в Красном.
Я удивился, говорю:
– Ну куда ещё? У меня и так уже их много. Как я смогу?
– Вот ты поедешь, тебе точно всё понравится.
Что ж там могло понравиться? Я как поехал, как посмотрел на то, что там творится, так чуть не упал… Он же громадина какая! И в ужасном состоянии. Весь пропитался химикатами. Дышать невозможно. И ничего нет: ни материальной базы, ни бытовых построек. Холодина в храме. Жуткое было дело в начале!»
И таких примеров начала восстановления разрушенных и полуразрушенных храмов в Луганской епархии можно много приводить. Не могли, не умели, а сделали — восстановили и открыли храмы.
Такими высокодуховными делами и доброй памятью паствы своей жив будет в нас наш дорогой владыка Иоанникий. Так мы все его привыкли называть, и в глаза, и за глаза — по-доброму, по простоте душевной, по отклику сердец наших через святую любовь Господа Иисуса Христа и Его Угодников к нам».
20 июля 2012 года митрополит Иоанникий был почислен на покой. Местом постоянного пребывания определен г. Луганск с назначением настоятелем Николо-Преображенского собора г. Луганска.
Последние 8 лет владыка пребывал на покое, претерпевая тяжелый недуг, приковавший его к болезненному одру.
17 октября 2020г., на 83 году жизни, Высокопреосвященный преставился ко Господу.
В памяти Луганчан навсегда останутся самые тёплые воспоминания об этом выдающемся человеке.
Протоиерей Александр Авдюгин: «Часто спрашивают: «Строгий ли у вас архиерей?» Мне, да и, наверное, большинству епархиальных священников ответить на этот вопрос непросто, потому что ответ парадоксален. Абракадабра какая-то выходит. Оксюморон. Единство противоположностей. Ответ звучит так:
— Строгий, но добрый.
Объяснить, как сочетаются отеческая доброта и архиерейская строгость по отношению к более чем трем сотням клириков, можно лишь тем, что владыка, имея феноменальную память и держа в уме информацию обо всех и каждом, обладает бесконечной любовью…
Это не громкие слова и не попытка лести. Отнюдь. После почти двух десятков лет священства становится очевидно: никакого другого способа удержать в единстве и истине столь разных по мировоззрению, уму и образованию служителей Церкви, кроме любви, нет.
Причем это не любовь «в общем», не «любовь» сильных мира сего, которые любят всех, не зная никого. Здесь иное. Христово. Одна овечка в стаде заблудилась, и на нее архиерей силы тратит: о ней молится и беспокоится.
А кто заботы архиерейские сосчитает? Есть ли что-то в нашем церковном бытии, о чем не нужно заботиться владыке, о чем не надо печалиться?
Добавьте сюда еще дела государственные, представительские, попечительские. Не перечесть.
На каждой службе мы молимся о священноначалии, понимаем, что без него корабль наш церковный к доброму берегу не пристанет, что житейские мудрования и страсти не туда могут его привести. Именно поэтому отношение к владыке особое…».
Архиереи об архиерее
Блаженнейший Митрополит Онуфрий: «С юных лет ушедший прошел большой и тернистый путь. Горячая вера и любовь к Богу поддерживала его всю жизнь, вдохновляя преодолевать все препятствия, которые появлялись впереди. Он много видел и через многое прошел, когда без страха перед лицом богоборческой власти связал свою жизнь с Христовой Церковью, не пренебрегая ни одним послушанием, которое поручало ему совершать Священноначалие.
Преосвященный Владыка Иоанникий был счастлив служить Богу, — счастлив, несмотря ни на какие сложности, которых было немало как в советские, так и в последующее время. Еще начиная с преподавания в Одесской духовной семинарии, он стал настоящим примером духовной стойкости, мужества и выносливости для младшего поколения священнослужителей. Восстанавливая Православие на Луганщине, покойный Владыка неизменно представлял собой образ любящего архипастыря, мудрого наставника и попечителя о благе вверенных его окормлению словесных овец стада Христова.
Почивший митрополит Иоанникий сподобился прожить долгую жизнь и уйти из земного бытия, являясь одним из старейших архиереев Украинской Православной Церкви. Вслед за апостолом Павлом он мог бы повторить: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия (2 Тим. 4: 7-8). Те, кто знал Владыку Иоанникия, запомнят его человеком необычайной духовной высоты, способным каждого одарить радостью во Христе».
Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан: «Владыка митрополит Иоанникий духовно окормлял Луганскую епархию свыше 20 лет. За это время благодаря его трудам, на Луганской земле возродилась вера в Господа, утвердилась Святое Православие, были восстановлены порушенные и оскверненные старые храмы, построены новые, открыты монастыри и духовные учебные заведения. Результатом этих трудов стало то, что в настоящее время на территории Луганщины существуют три полноценные самостоятельные епархии – Луганская, Северодонецкая и Ровеньковская.
Большинство духовенства этих епархий получили благодать священства именно через его святительские руки.
У меня лично остались самые добрые и светлые воспоминания о почившем Владыке, который был моим учителем и наставником. Господь судил мне быть его приемником на Луганской кафедре».
Материал подготовили:
Вход Господень в Иерусалим
Не Тот, Кого ждали
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Лазаревой Субботы
Митрополит Пантелеимон посетил пребывающую на лечении игумению Антонию
Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Перспективы метода "искусственных" половых клеток ужасны, заявил священник
Правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» призвал к освобождению арестованного митрополита Святогорского Арсения
Правящий архиерей совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров во 2-м городском благочинии
Клирик Перевальского благочиния встретился с учениками школы №15 пгт. Ящиково
Курсовая подготовка наставников Братства Православных Следопытов
О самых действенных средствах борьбы со страстями
В РПЦ призвали ввести наказание за ложные доносы на семью
Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря
В Церкви призвали международных правозащитников зафиксировать как правонарушение задержание украинскими спецслужбами митрополита Святогорского Арсения
Митрополит Пантелеимон совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров в Александровском благочинии
Задержан наместник Свято-Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений
Патриарх Кирилл назвал уникальным российский опыт сотрудничества между Церковью и государством в области семейной политики, культуры, образования и воспитания
Патриарх Кирилл назвал многодетные семьи «благословением для народа и страны»
Почему нельзя жить легко, сыто и комфортно, а обязательно нужно поститься и сораспинаться Христу
В РПЦ раскритиковали идею увеличить штрафы для родителей