Человечество с любознательностью подростка исследует свое прошлое, пройденный старшим поколением жизненный путь и опираясь на полученный опыт пытается вглядеться в свое будущее. Базисом служит коллективная память и коллективный разум: «Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1Кор.12:25).
ВОСПИТАНИЕ – БАЗИС БЫТИЯ
Предпосылкой написания данной статьи явился увиденный рядом с луганским театром на улице Оборонной бигборд с изображением нашего именитого земляка – Михаила Голубовича и сопровожденный надписью «Преемственность поколений». Уставший взгляд народного артиста заставил вспомнить недавно увиденный телевизионный клип, где другой народный артист – Николай Басков, с молодым исполнителем Даней Милохиным, не то пели, не то играли сцену из после петровского времени. Идея была прекрасной — через искусство показать связь времен и поколений, но увиденное получилось с какой-то горчинкой: молодой герой постоянно бьет по руке пожилого танцовщика, пытавшегося залезть в карман танцующего соседа. Импровизация выглядела банальной, видимо, сказалось детдомовское прошлое молодого блогера, не изучавшего дворянский быт. «Золотой голос России» при этом присутствовал, правда в чужой карман не лез и пел прекрасно. Режиссер также доходчиво показал прошлую эпоху с ее театральностью, вычурностью, кодексом дворянской чести и на подобном фоне активность Дани показала его незнание предмета и выглядела оскорбительным невежеством.
Воспитанию молодежи в мире всегда уделяли должное внимание. «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму..,- научал еще мудрый Соломон (Притч. 4:1), — …и он (отец) учил меня, и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи» (Притч. 4:4). Третьим царем Израиля эти слова озвучены задолго до зарождения христианства.
В древнем Китае государственной религией, основанной на философско-этических учениях, долгое время было конфуцианство (перев. — кит.-школа ученых/мудрых). Фундаментом учения был культ предков и почитание детьми родителей. Это было богатое наследие прошлого, переданное нам старшими поколениями и, позволившее земной цивилизации возрастать по спирали, а не двигаться бессмысленно по кругу. На востоке евразийского материка и другие страны понимали значение воспитание тех, кто приходит на смену отцам.
Подобное воспитание известно и в Новом Свете, даже задолго до открытия американского материка европейцами и представителями Азии.
КОЛЛИЗИИ БЫТА МЕНЯЮТ МИРОВОЗРЕНИЕ
В новейшей мировой истории произошли радикальные глобальные перемены, у многих людей изменивших восприятие бытия. Прагматизм начали путать с иррациональностью, а косность с традициями. Тем не менее, и советские коммунисты, полагавшие, что «религия — опиум для народа», понимали важность воспитания молодежи. «Коммунизм — это молодость мира и его возводить молодым», «Комсомол — даешь БАМ» — подобные советские лозунги указывали на важное место молодого поколения в строительстве будущего общества.
Доктор педагогических наук Н. Крупская, экспериментатор А. Макаренко, крупный советский руководитель А. Луначарский и другие представители революционного бомонда пытались внести свою лепту в идею воспитания нового поколения. При этом произносилось много хороших и правильных слов, которые часто не подтверждались делами и смотрелись как «небеленые ткани на ветхих одеждах» (Мф. 9:16). Реальность не позволила большевистскому прагматизму и материализму почерпнуть и реализовать проверенные временем догматы идеализма и духовности. Коллизии нового социалистического опыта и коммунистической идеологии привели к «ручному управлению» народным хозяйством, рецессии, падению производства, а следовательно, «благосостоянию народонаселения» (В.И. Даль). «Царство небесное» на земле – коммунизм — коммунисты не построили, а многие эффективные способы воспитания и научения подрастающего поколения упустили, даже перевели в разряд анахронизмов.
ЛЮБОВЬ — СТИМУЛ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Детей надо любить. Это знают и родители, и учителя, и умудренные опытом люди. Любовь всегда возвращалась сторицей всему обществу и государству. «Своих не бросаем!», — актуальный девиз сегодняшнего непростого времени взращен на правильном воспитании юного поколения. К сожалению, в настоящее время родственные и земляческие начала частично атрофируются, мы имеем «эффект бабочки» (Рей Бредбери). В период гражданской войны в России и последующих событий, родители боялись из-за репрессий рассказывать потомкам о своих генеалогических корнях и конкретных предках, семейных традициях, боевых подвигах и трудовых успехах ученых, купцов, промышленников и других сословий, входящих в круг родственников и друзей. В итоге получился духовный вакуум и человеческое отчуждение, закономерным результатом чего стал массовый нигилизм, инфантилизм и откровенное пренебрежение отечественным, включая и народные традиции.
Если вернуться к «застойным» брежневским временам и более поздним, перестроечным, население страны часто старалось не покупать советские товары из-за низкого качества. Даже советские СМИ вынуждены были посетовать на типичный случай для тех времен, когда в комиссионном магазине лежали недорогие советские новенькие фотоаппараты «Зенит» и «Киев» с комплектом оборудования, но опытные фотографы охотно покупали рядом лежащую подержанную импортную фототехнику из-за ее качества. Были и другие случаи унижения отечественных товаров, но власть избрала самый простой способ решения проблемы- утаивание.
В настоящее время наш народ стал более информированным и многие понимают, что общество нельзя подвергать социальным экспериментам и делению по принципу «наши» и «не наши». Государство и его граждан объединяет общность текущих целей, а также прошлая история, обычаи, язык общения, конституция, гарантирующая равенство всех членов общества при возникающих правовых, социальных коллизиях и казусах. В противном случае можно взрастить на русской почве своих хунвейбинов (кит. — красные охранники). Руководили этими юными зомби, китайские коммунисты даже нашли теоретическое обоснование террору в одной из философских школ: «…выбросьте циркули и угломеры, переломайте пальцы наставникам — и тогда люди начнут искать свой путь, собственное мастерство». После провала «культурной революции» использованную молодежь сравнили с «тысячей бешеных крыс».
В нашей стране граждан можно рассматривать (но не разделять) по возрастным группам, причем делаться подобное должно с перспективой развития общества и помнить, что молодежь приходит на смену старшему поколению и продолжает дело государственного созидания. Если оно правое — то опираясь на традиции… Новая генерация соотечественников полна сил и энергии, вобранной от родителей, здравомыслящих учителей и знакомых. Дети, достойно заместившие родителей в созидательных процессах, продвигаются цивилизационным путем вперед, увлекая за собой других, включая непроизводительные силы. А последние являются надежным тылом при соблюдении авангардом установленных разумных правил. Еще основатель китайской религиозно-философской системы Конфуций (Кун Фу Цзы) говорил: «Когда ведешь себя правильно, за тобой пойдут и без приказа». В подобном ключе размышлял и «Казак Луганский»-Владимир Иванович Даль.
В древние времена Китай стал высокоразвитой страной, со значительными достижениями (порох, компас. фарфор, бумага, метательные орудия и др.). В Поднебесной существовал культ предков и чинопочитания, помогавшие в жизни, но к XIX веку от Рождества Христова устои и власть откровенно деградировали из-за несоблюдения традиционных правил. Последнего императора страны низложили и империя пала, разгорелась длительная гражданская война. В итоге бразды правления захватили коммунисты во главе с председателем Мао, конфуцианство попало в опалу и новой религией стал маоизм.
Пройдя через псевдореформы и социальные эксперименты, современная китайская власть сделала упор на высокоразвитую экономику и сегодня КНР отнесена к одной из развитых стран.
ЛЮБОВЬ ВОЗРАЩАЕТСЯ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ
Человек живет миром. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — утверждал в ХХ веке один бывший классик. Чтобы возникающие коллизии между государствами или людьми воспринимались как абстрактные, человек разумный опирается на законы, разделенные на три группы: природные, нормативные и логиковыверенные. Первые не подлежат контролю и влиянию со стороны людей (напр. — Закон всемирного тяготения), вторые — описывают правила поведения людей и их ориентиры. Третьи — это схемы и жизненные формы, следуя которым человек поступает правильно.
Фото 1 В молодежной среде часто верят на слово, что влечет за собой ошибочность позиций с последующим ослаблением авторитета среди сверстников. Понимая это, тинейджеры с претензией на лидерство, склонны к передергиваниям в поведении, а в речи к софизмам ( греч. – sofisma — придумывать, хитрость) и недопустимым приемам. В молодежной среде подобное срабатывает, так как рефлексы и бессмысленность еще главенствуют в поведении. Подобный пример доходчиво показан в одном из учебников логики (автор В.Н. Гладунский), где исследователь зафиксировал диалог двух молодых собеседников. «Ты ничего не терял? – Ничего — Значит то, что ты не терял, ты имеешь? — Конечно имею! — Рога ты не терял. Значит рога ты имеешь…».
Нахрапистость и унижение сверстника откровенно просматривается в этом общении, а с ювенальных позиций и провоцирует на ответную реакцию. Для современного мужчины рога — пятно на репутацию и достоинство. В психологии это пример доведения ложных утверждений и на неподготовленную часть подростков действует агрессивной назойливостью. Диалог — пример софизма, где ложное выдается за истинное, но не все подростки еще над этим задумываются. Ведь мир прекрасен, родители рядом, любят и в трудную минуту помогут. Эта родительская любовь позднее всем возвращается. Но кто попадает под влияние «уличных любомудров», повзрослев и научившись отличать зерна от плевел, жалеют о потерянных на «говорящую пустышку» силах и времени. У кого есть «предохранители» — мудрые и терпеливые родители, те избегают тяжких последствий от нахождения под влиянием подобных возрастных недоразумений. Часть тинейджеров получает от подобного опыта моральную травму и неверие к ближнему, а часть становится ограниченно дееспособными из-за судимостей и административных учетов (не могут работать в силовом блоке , МИДе, адвокатуре и т.д.). Самое поразительное, что подобные школьные или уличные «гуру», толкая других на правонарушения, сами нередко наблюдают за исполнителями со стороны (из-за угла) и в поле зрения силовиков часто не попадают. А это развращает многих посвященных, создается иллюзия, что «жизнь -казино…». «Что наша жизнь — игра…», — подобная антимония становится нормой (прим. – Церковь лицедеев не привечает официально). В данном случае надо просто выйти из-под влияния меркантильного сверстника… Aude savere (лат.) — осмеливайся делаться умнее… Хочется предложить думающей молодежи этот известный исторический постулат.
ЗАКОНЫ ЗЕМНЫЕ — ЗАЩИТА ОТ ОШИБОК
Когда-то племена и первобытные общины жили по сложившимся обычаям, которые позднее приняли форму законов. Отсюда возник термин – «обычное право». Все формировалось вокруг традиций, которые свято берегли. Этому способствовал коллективный здравый смысл: если кто-то из властьимеющих хотел поступить по-своему, то приходилось оглядываться на сложившуюся практику, а также учитывать возможные последствия (в русской истории – это судьбы князей Игоря Рюриковича, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и др.). Древние традиции и законы защищали общество от серьезных ошибок. В ХХ веке на русских землях наступила пора экспериментов, затем правотворчества, где главным явилось не практичность и значимость, а количество законов, дополнений и поправок к ним. Подобное указывает на недостаточную компетенцию при принятии законов, но находится этому объяснение: чем быстрее мчишься — тем больше упускаешь. Это плата за техническое ускорение и попытку заглянуть в завтрашний день.
Часть здравомыслящей молодежи понимает, что «будущее формируется в настоящем». Учеба в школе, вузах, трудовые подработки для ослабления финансовой зависимости от близких — все это шаги во взрослую жизнь. Подобная дееспособность является подспорьем для будущего высокого социального статуса и служебного роста. А это дает человеку уважение в обществе.
Подобным путем идут не вундеркинды, а впередсмотрящие молодые люди, которые понимают, что «молодость — это недостаток, который быстро проходит». Будущее создается ментальным способом через знания, умение, адекватность.
ОШИБКИ ПРОШЛОГО РОЖДАЮТ АПОЛИТИЧНОСТЬ
Во все времена родители понимали, что дети должны иметь фундаментальную профессию, которая будет помогать кормиться в трудное время. Убедительное подтверждение этому – св. первоверховный апостол Павел, который будучи учеником Христа, в трудные жизненные моменты зарабатывал на пропитание себе и единоверцам изготовлением палаток. Иудеи помнят подобное и сегодня. Еврейские мальчики, которых до позднего вечера заставляли разучивать гаммы и совершенствоваться в игре на музыкальных инструментах, становились талантами, достоянием общества. А до этого завидовали дворовым пацанам, беззаботно гонявшим футбольный мяч во дворах. Будущие музыканты-виртуозы даже тихо ненавидели своих родителей, заставлявших совершенствоваться, преодолевая усталость и боли в теле. Только повзрослев и став профессионалами, понимали, как правы были всезнающий отец и требовательная мама, приучая к взрослой жизни. Отсюда вечная сыновья любовь еврейских мальчиков к своим родителям. И это подтверждение мудрости, что «время — лучший арбитр».
Сегодняшние гендерные и ювенальные перекосы в воспитании детей похожи на мечту дьявола: «Разделяй и властвуй» (лат.). Поэтому порой в ход идут методы, законодательством обозначенные как недобросовестная конкуренция. Непроизвольно взращивается психология: «Зачем совершенствоваться, если плод желаний — получить просто (обманом)». Кино и телеэкраны заполонили игровые фильмы об удачном замужестве, внезапном сомнительном обогащении и т.д. Как реально создается благополучие в жизни — почти не показывается. Надо много трудиться, а это скучно и серо, зрителю не интересно. Когда-то неумение заинтересовать людей качественными фильмами киносоздатели объясняли тем, что «зритель не дорос до высокого искусства». Но известно, что «главный враг искусства — хороший вкус». Народ перестал валом ходить в кинотеатры и это привело к стагнации нашего кинематографа. Агрессивная реклама проблему не решила.
Одним из результатов ошибок прошлого стала аполитичность молодежи. Времена юных героев воспринимаются абстракцией. Поэтому на передний план выдвигаются старые идеологические проекты, вроде повторной популяризации организации «молодых патриотов города Краснодона». Начали много говорить о патриотизме, озвучивая те же промахи и в словесном шуме, вновь невиден подвиг первого комиссара организации «Молодая гвардия» Виктора Третьякевича. Оболганного и преданного надолго забвению, комиссара полностью реабилитировали лишь недавно и наградили посмертно Звездой Героя Российской Федерации. В луганском сквере «Молодой Гвардии», где установлены бюсты героев-молодогвардейцев, до настоящего времени еще нет такого Виктору Третьякевичу и публично данный вопрос не озвучивался.
МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ – ФОРМА ПРОТЕСТА
Причина нигилизма и патриотической пассивности молодежи в том, что важные вехи отечественной истории временами «заговорили». Появился даже термин «альтернативная история». Сторонники этого направления не дискутируют о нашем прошлом, а стараются увлечь пустословием и многословием по спорным моментам. Молодежь понимает, что подобное поведение — уловки, чтобы уйти от эффективного решения текущих проблем, поэтому молча созерцает за ходом развития общественных процессов. Свое несогласие демонстрирует через остракизм, между собой общаясь на современной офене — молодежном сленге. Онтология этого нароста в русском языке показывает, что в основе явления лежат косные неологизмы, сокращения, многозначительность слов в стиле понятий из известного фильма «Джентльмены удачи» («редиска» — нехороший человек, «герла» — девушка… и т.д.)
Подобным образом на Руси формировался жаргон криминала, а в ХIХ веке еврейские энтузиасты собирали заново давно забытый иврит. Из-за отсутствия научной базы, словарей и других источников, слова придумывали сами: «буба» — кукла, «бобэ» — бабушка, «фэфэр» — старый перец. Подобным образом собирали эсперанто, который пытались сделать языком международного общения.
Глобализация не получилась. Сегодняшний молодежный сленг — такое же временное явление из-за упрощений, пафосности, идиом и фонетики, а также непрактичности. После того, как сегодняшние тинейджеры станут руководителями разных уровней, до них начнет доходить, что общество сильно традициями. Хочется верить, что молодежь это поймет. И не в стиле московских юмористов: «…Решили придерживаться старины и бороться с засильем иностранных слов. Президент теперь будет называться — царь, депутаты — боярами, а название — понятием…». К подобному юмору прислушаться следует, ведь святой Ириней видел подобное и заметил, что «дьявол как обезьяна Бога, все искажает».
Старшее поколение понимает опасность ментального заблуждения молодежи, проводятся различные форумы, слеты, лекции, вроде: «Умный маршрут, ментальное здоровье». Через подобные мероприятия передаются пытливой молодежи знания, опыт взрослых. А эрудиция повышает самооценку личности и указывает пути саморазвития.
ПОВЕДЕНИЕ — РЕЗУЛЬТАТ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАВИЛ
О падении нравов, непослушании детьми своих родителей, писал еще древнегреческий поэт Гесиод, говорил философ Сократ. В России также существовала подобная проблема, что талантливо описал Иван Тургенев в произведении «Отцы и дети». Российский император Николай II Романов понял грозившую опасность от нигилистов и инициировал создание в империи скаутского движения, где воспитывали молодежь патриотами России и людьми, приспособленными к экстремальным условиям.
После прихода к власти большевиков, скаутов распустили и создали детское движение с применением «скаутинга» (реорганизованных скаутов). Позднее на этой базе создали Всесоюзную пионерскую организацию. Она дала стране юных героев, четверо из которых (Валя Котик, Марат Казей, Леня Голиков и Зина Портнова) стали Героями Советского Союза.
Трудные времена, выпавшие на долю советского общества, привели к тому, что многие семьи остались без отцов. Родители у всех трудились допоздна, дети находились без присмотра опытных старших, что усугубило постепенный разрыв между поколениями. Императив взрослых в вопросах воспитания детей стал относительным, образовался раскол в отношениях старшего поколения и их потомков, в обществе начали использовать мифологемы, делавшие молодежь более неуправляемой и космополитичной. Появились молодые поколения «Next», «Х», «Z», а также зуммеров, бумеров, миллениалов. Молодежь, родившуюся в ХХI веке, назвали «цифровым поколением», «поколением тиктока». Эти тинейджеры, которые отличаются от представителей старшего поколения своим видением ситуаций, мировоззрением, политвзглядами, являются в большинстве прагматиками. На многие серьезные проблемы они смотрят упрощенным взглядом, что приводит к рефлексии. Дискуссии о «физиках» и «лириках» «юным старикам», в большинстве , не интересны. Появились ювенальные коллизии, возникшие из теории поколений, разработанной в начале ХХ века немецким социологом Карлом Маннгеймом. Позднее демографы вывели разницу между социологическим и демографическим определением поколений, сменявшихся с периодичностью в 20-25 лет и формирующихся благодаря важным историческим событиям. Стали модными исследования, вроде: «Образ будущего глазами молодежи». Правда, к выводам, излагаемым в них, надо относиться настороженно, так как мнения теоретизированы и расплывчивы, в основу положены мечтания и персональные взгляды взрослых, отсутствует личный опыт. А он – лучший предохранитель от ошибок.
Некоторые социологи полагают, что молодежь вносит изменения в принятые давно правила и выдвигает новые идеи для улучшения эффективности как производственной сферы, так и условий быта. Правда, на данном этапе развития, тинейджеры делают отдых и развлечения смыслом существования, тратится много времени на виртуальные социальные сети и Интернет- в целом. Это приводит часть молодежи к психологическим проблемам, оторванности от реальной жизни. Упор делается на субкультуру (геймеры, фитнес, байкеры, косплей-фанаты аниме).
Из-за разности целей в жизни и увлечений, неучастие в создании общественного продукта, отношения многих родителей и детей обострились. Старшие люди, научены жизненным опытом и стараются предостеречь молодежь не повторять ошибок своего поколения, родственников. Дети, насмотревшись рекламы, игровых фильмов об успешных людях и наслушавшись рассказов о легких заработках, теряют нравственные ориентиры. Неизведанное кружит голову юношам и девушкам, заставляя увлекаться иллюзиями и принимать ошибочные решения. Это подпитывается идеей саморазвития («…Я жизнь учил не по учебникам» — песня), не обремененностью бытовыми заботами. Подростки пытаются реализоваться в молодежном социуме, раскрыть свой потенциал, но получается это не у всех. Нет достаточной помощи взрослых. Здесь важна, в первую очередь, роль родителей, их мудрое и взвешенное слово, простой, но доходчивый совет. Тогда дети не мечутся в поисках «града Китежа» и непродуктивных занятий, а собрав всю созидательную энергию, идут тем путем, который практичен и эффективен, а также доступен многим. Родители должны вырабатывать целеустремленность и здравомыслие у ребенка, которые позволят понять разницу между мечтой и небылицей.
ВЫБОР КАЖДОГО ДОБРОВОЛЕН
Перед человеком разумным всегда встает дилемма духовного выбора и совершенствования, что является оплотом справедливости и любви к ближнему. Правда, в Древнем Риме говорили, что «любовь ранит даже богов». Это характерно для язычников, а не христиан, которые знают, что Бог – Сам «есть Любовь». Отец Небесный прекрасен, мудр и справедлив, что воодушевляет верующих в Него, дает творческую энергию. «Религия есть синтез всего человеческого знания – совмещение веры сердца и искания разумом Истины», — утверждают богословы. С подобным выводом невозможно не согласиться, ведь и духовная экзегеза и философская герменевтика пытались правильно использовать явления и ход бытия, что сближало людей и целые народы, а значит, развивало человечество.
Этого нельзя забывать.
Никишин В.И., публицист
Газета «Православная Луганщина»,
Март-Апрель, 2023
Почему на местах саботируют Указ Президента о духовно-нравственных ценностях?
Митрополит Пантелеимон поздравил архиепископа Павла с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Правительство России учредило премию в области детской и подростковой литературы
Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea
Алчевская духовная лечебница поздравила воспитанников праздничным концертом
Состоялся смотр конкурса «Лучший казачий кадетский корпус»
Введение во храм Пресвятой Богородицы: 4 декабря 2024
Что можно и нельзя в Рождественский пост?
Состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Рождественский пост: что нужно знать
Патриарх Кирилл рассказал о "духовной отраве" современного общества
В РПЦ предложили финансово стимулировать медиков помогать в родах
Духовенство центрального округа приступило к исповеди
В первый день Рождественского поста, митрополит Пантелеимон возглавил престольный праздник в храме святых мчч. Гурия, Самона и Авива
Делегация от Луганской Епархии принимает участие в XXVI Всемирном Русском Народном Соборе
Состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Луганской Епархией
Митрополит Пантелеимон совершил молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
Состоялось открытие 10-го юбилейного творческого конкурса «Край Луганский Православный»