Нет ничего удивительного в том, что в Свято-Иоанно-Предтеченском мужском монастыре в селе Чугинка есть мастерская по изготовлению скрипичных инструментов. С древних времен на Руси была такая традиция — совмещать молитву и труд, а монастыри тогда были первыми, кто давал пример освоения различных ремесел, не только в написании икон и печатания книг, но и в создании произведений искусства.
— Монаху нужно много работать и такой труд сложно найти, чтобы он тебя не отвлекал и помогал сосредоточиться, — говорит основатель мастерской и наместник монастыря архимандрит Варфоломей. – Здесь у нас это получается совместить.
Если же говорить о мастерской при монастыре – она такая одна не только в ЛНР, но и в других обителях Русской Православной Церкви. В селе Чугинка изготавливают скрипки, альты и виолончели, а еще занимаются реставрацией струнных смычковых музыкальных инструментов. Ее создатель, отец Варфоломей сам проходил обучение у итальянских мастеров. А еще известно, что свой первый чертеж скрипки он нарисовал, будучи мальчиком.
— Я увлекался этим с детства, но тут нужно уметь что-то одно – или хорошо играть или делать инструменты, – говорит монах. — Я, скорее, играю на скрипке для того, чтобы проверить звучание.
Новая история Иоанно-Предтеченского монастыря началась в 2007 году. На пустую территорию пришли пятеро монахов. Поначалу местная власть отнеслась к ним с недоверием, а когда территорию стали убирать и наводить порядок, прониклись доверием. К обители сразу потянулись люди, а местные жители стали помогать.
Находится монастырь у самой границы ЛНР и Украины, поэтому в 2014 году сюда регулярно наведывались с обысками бойцы украинских нацбатальонов, а соседние территории обстреливались со всех сторон авиацией и танками. В то время монахи ютились в подвале без воды и тепла. Как раз тогда мастерская сыграла ключевую роль в жизни монахов: создание скрипок дало возможность выжить и содержать монастырь.
В обители руками Варфоломея была отреставрирована уникальная скрипка XVII века, которую смастерил сам Якоб Штайнер. К настоятелю монастыря эта скрипка попала в 2017 году, хотя тогда на скрипку инструмент вовсе не походил. Ее пришлось восстанавливать из обломков. А еще известно, что на территории Советского Союза таких скрипок было всего две. Штайнер — ученик прославленного мастера музыкальных инструментов Николо Амати, одного из известнейших скрипичных мастеров.
На создание музыкального инструмента в монастырской мастерской уходит от одного месяца до полугода. А потом еще целый год скрипка должна «постоять». Свои альты и скрипки монахи продают в Москве и других городах России, и даже в зарубежье.
— Скрипка заключает в себе много тонкостей, их нужно учесть, если хочешь сделать хороший инструмент, потом она должна правильно высохнуть, – объясняет отец Варфоломей. — Если инструмент сделан как надо, то на задних рядах зала будет слышно даже лучше, чем на передних.
В мастерской есть много старинных инструментов, среди которых сейчас на реставрации находится итальянская скрипка Фердинандо Гальяно 1760 года. Что же касается материала, из которого делают скрипки, то к нему предъявляется множество требований: нужно лет 30, чтобы из него можно было создавать инструменты.
— Хороший материал найти непросто, но мы берем его у возрастных мастеров, которые уже отходят от дел. Они все очень по-русски заготавливали древесину так, что и сейчас хватит на целый завод, —объясняет Варфоломей.
Основой и примером монахам служит скрипка Страдивари 1715 года, где каждый элемент имеет определенный смысл.
— Даже инкрустация здесь неспроста, она не только придает эстетически вид, но и оберегает инструмент: если на скрипку придется удар, то одна маленькая полоска дерева предохранит всю конструкцию от раскола, —поясняет архимандрит.
Цена скрипки, сделанной, при монастыре зависит от того, какие требования к ней изначально предъявляются заказчиком. В среднем одна скрипка стоит не менее 500 тысяч рублей. Инструменты делаются на заказ как известными музыкантами, так и коллекционерами. Известно, например, что правительство Новгородской области приобрело у Свято-Иоанно-Предтеченского мужского монастыря скрипки для своего оркестра. А еще отец Варфоломей делает скрипку для музыканта Петра Лундстрема из Москвы, который является частым гостем в Донбассе – приезжает с концертами на передовую и в госпитали к военным. Всего же в монастырской мастерской работают три основных мастера, но у отца Варфоломея есть мечта, чтобы в республике появилась целая скрипичная школа, где будут готовить профессиональных мастеров.
Александра АНТОНОВА
Источник: lugansk.kp.ru
Митрополит Пантелеимон возглавил престольный праздник храма святой великомученицы Екатерины
Архипастырь возглавил престольный праздник Александро-Невского храма
В Луганске состоялись ХХХIII Рождественские образовательные чтения
Священник провел воспитательную беседу со студентами Фармакологического факультета
Состоялось вручение личных книжек волонтера и почетных грамот сестрам милосердия
Митрополит Пантелеимон встретился с руководителем проекта «Белый Ангел»
Почему на местах саботируют Указ Президента о духовно-нравственных ценностях?
Митрополит Пантелеимон поздравил архиепископа Павла с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Правительство России учредило премию в области детской и подростковой литературы
Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea
Алчевская духовная лечебница поздравила воспитанников праздничным концертом
Состоялся смотр конкурса «Лучший казачий кадетский корпус»
Введение во храм Пресвятой Богородицы: 4 декабря 2024
Что можно и нельзя в Рождественский пост?
Состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
Рождественский пост: что нужно знать
Патриарх Кирилл рассказал о "духовной отраве" современного общества
В РПЦ предложили финансово стимулировать медиков помогать в родах