Нет ничего удивительного в том, что в Свято-Иоанно-Предтеченском мужском монастыре в селе Чугинка есть мастерская по изготовлению скрипичных инструментов. С древних времен на Руси была такая традиция — совмещать молитву и труд, а монастыри тогда были первыми, кто давал пример освоения различных ремесел, не только в написании икон и печатания книг, но и в создании произведений искусства.

— Монаху нужно много работать и такой труд сложно найти, чтобы он тебя не отвлекал и помогал сосредоточиться, — говорит основатель мастерской и наместник монастыря архимандрит Варфоломей. – Здесь у нас это получается совместить.

Если же говорить о мастерской при монастыре – она такая одна не только в ЛНР, но и в других обителях Русской Православной Церкви. В селе Чугинка изготавливают скрипки, альты и виолончели, а еще занимаются реставрацией струнных смычковых музыкальных инструментов. Ее создатель, отец Варфоломей сам проходил обучение у итальянских мастеров. А еще известно, что свой первый чертеж скрипки он нарисовал, будучи мальчиком.

— Я увлекался этим с детства, но тут нужно уметь что-то одно – или хорошо играть или делать инструменты, – говорит монах. — Я, скорее, играю на скрипке для того, чтобы проверить звучание.

Новая история Иоанно-Предтеченского монастыря началась в 2007 году. На пустую территорию пришли пятеро монахов. Поначалу местная власть отнеслась к ним с недоверием, а когда территорию стали убирать и наводить порядок, прониклись доверием. К обители сразу потянулись люди, а местные жители стали помогать.

Находится монастырь у самой границы ЛНР и Украины, поэтому в 2014 году сюда регулярно наведывались с обысками бойцы украинских нацбатальонов, а соседние территории обстреливались со всех сторон авиацией и танками. В то время монахи ютились в подвале без воды и тепла. Как раз тогда мастерская сыграла ключевую роль в жизни монахов: создание скрипок дало возможность выжить и содержать монастырь.

В обители руками Варфоломея была отреставрирована уникальная скрипка XVII века, которую смастерил сам Якоб Штайнер. К настоятелю монастыря эта скрипка попала в 2017 году, хотя тогда на скрипку инструмент вовсе не походил. Ее пришлось восстанавливать из обломков. А еще известно, что на территории Советского Союза таких скрипок было всего две. Штайнер — ученик прославленного мастера музыкальных инструментов Николо Амати, одного из известнейших скрипичных мастеров.

На создание музыкального инструмента в монастырской мастерской уходит от одного месяца до полугода. А потом еще целый год скрипка должна «постоять». Свои альты и скрипки монахи продают в Москве и других городах России, и даже в зарубежье.

— Скрипка заключает в себе много тонкостей, их нужно учесть, если хочешь сделать хороший инструмент, потом она должна правильно высохнуть, – объясняет отец Варфоломей. — Если инструмент сделан как надо, то на задних рядах зала будет слышно даже лучше, чем на передних.

В мастерской есть много старинных инструментов, среди которых сейчас на реставрации находится итальянская скрипка Фердинандо Гальяно 1760 года. Что же касается материала, из которого делают скрипки, то к нему предъявляется множество требований: нужно лет 30, чтобы из него можно было создавать инструменты.

— Хороший материал найти непросто, но мы берем его у возрастных мастеров, которые уже отходят от дел. Они все очень по-русски заготавливали древесину так, что и сейчас хватит на целый завод, —объясняет Варфоломей.

Основой и примером монахам служит скрипка Страдивари 1715 года, где каждый элемент имеет определенный смысл.

— Даже инкрустация здесь неспроста, она не только придает эстетически вид, но и оберегает инструмент: если на скрипку придется удар, то одна маленькая полоска дерева предохранит всю конструкцию от раскола, —поясняет архимандрит.

Цена скрипки, сделанной, при монастыре зависит от того, какие требования к ней изначально предъявляются заказчиком. В среднем одна скрипка стоит не менее 500 тысяч рублей. Инструменты делаются на заказ как известными музыкантами, так и коллекционерами. Известно, например, что правительство Новгородской области приобрело у Свято-Иоанно-Предтеченского мужского монастыря скрипки для своего оркестра. А еще отец Варфоломей делает скрипку для музыканта Петра Лундстрема из Москвы, который является частым гостем в Донбассе – приезжает с концертами на передовую и в госпитали к военным. Всего же в монастырской мастерской работают три основных мастера, но у отца Варфоломея есть мечта, чтобы в республике появилась целая скрипичная школа, где будут готовить профессиональных мастеров.

Александра АНТОНОВА

Источник: lugansk.kp.ru