Петров пост — один из двух летних постов. Он готовит христиан ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру.

С какой целью установлен Апостольский пост

Традиция Петрова поста сложилась в Церкви постепенно. Исторические источники первых веков Церкви говорят лишь о существовавшей первоначально традиции «поста после Пятидесятницы».

«За прошедший пост»

Св. Ипполит Римский в «Апостольском предании» (III в.), содержащем различные правила христианской жизни, пишет, что после дня Святой Троицы должны воздерживаться те, кто по какой-либо причине (дальнее путешествие, болезнь) не соблюдал телесных и духовный ограничений перед Пасхой. Так как пощение во время Пасхальных дней радости неуместно, это делание переносится на время после окончания всех торжеств.

«После послабления»

Древний источник, так называемые «Апостольские постановления» (авторство их традиция приписывает свт. Клименту, папе Римскому, но современные богословы считают текст более поздним, созданным около 380 г.) указывает на то обстоятельство, что: Пятидесятница празднуется в течение недели; затем следует воздержание, которое длится только 7 дней, «ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления».

Под «послаблением» имеется ввиду длительное празднование Пасхи, Вознесения, Троицы, время всеобщей радости, которое, однако, несет опасность духовного охлаждения из-за увлечения мирскими удовольствиями. Эту расслабленность должен был снять короткий пост.

Итак, в течение первых веков существования Церкви пост, посвященный именно Петру и Павлу, видимо, был не известен. Но сами святые, «столпы Церкви», глубоко почитались верующими. Особая их роль прослеживается уже в Евангелии, а также «Деяниях Апостолов», написанных св. Лукой.

Богословие Петрова поста

Особое богословское толкование Петрова поста появляется около конца IV в.. Пост через неделю по Пятидесятнице укладывается в общее христианское видение Священной истории: после Воскресения, Вознесения Христова, Сошествия Святого Духа рождается Церковь. Ее миссия в мире – нести людям Слово Божие.

Подобно Апостолам, христиане отныне призывались приготовиться к этому деланию постом и молитвой. Св. Лев Великий пишет:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа… Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Так пост был осмыслен как, по сути, миссионерский, готовящий христианина, пережившего Пятидесятницу, к особому деланию среди бурь этого мира – свидетельствовать Христа. Не случайно греческое наименование поста – ηστεία τόν Αποστόλων («нистиа тон Апостолон»), пост Апостолов, которыми призваны стать все верующие.

Именно поэтому недельное воздержание, о котором говорят источники II-IV вв. с течением времени переросло в серьезную, часто — многодневную подготовку к празднику двух великих светильников Церкви, которые, по слову Акафиста, «широту́ всея́ земли́ обтеко́сте, иуде́ом и е́ллином Христа́ распя́таго, Бо́жию Си́лу и Бо́жию Прему́дрость, пропове́дающе».

Первоверховные апостолы

Самый ревностный

Симон Петр, самый твердый из учеников Господа, не зря наименован Им «камнем» в основании Церкви. Во многих главах Евангелия мы видим его постоянно сопровождающим Христа в самые важным моменты Его земной жизни.

Велика была ревность Петра по Боге, но страшным было также его падение. Когда Учитель был взят руками беззаконников, еще недавно такой горячий, пламенный Симон трижды отрекся от Него.

Благочестивое предание говорит, что ему, бесконечно скорбящему о содеянном, одному из первых явился Христос Воскресший. А Евангелист Иоанн (Ин. 21:15) передает беседу Христа со Своим учеником, трикратное вопрошание: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

Петр понимает все: почему Господь не именует его Петром («petrus» — по-гречески «камень», символ твердости), зачем спрашивает трижды, по числу его отречений. Из глубины его сокрушенного сердца слышится его вопль: «Господи! Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!».

Это – любовь к Богу – определило его жизнь потом до самого конца. Пройдя с благовестием многие земли, не раз побывав в самом Риме, он так и не простил себя за отречение: когда императорская власть осудила Апостола на распятие, Петр просил повесить его вниз головой, чтобы страдание, боль стали больше.

Учитель язычников

Совершенно особой оказалась миссия Павла (до призвания Господня – Савла). Евангелия его имя не упоминают ни разу, что вполне понятно. Выросший среди образованных иудеев, Савл первоначально был бесконечно далек от последователей проповедника из Назарета и учения, ставившего под сомнение многие обычаи, предания иудейства.

Особенно верующего, горящего духом Савла возмущала идея Иисуса как Бога, пришедшего на землю. «Фарисей, сын фарисея», как он себя называл, в чрезмерной ревности преследовал христиан как богохульников, оскорбителей иудейского закона.

Пока однажды, идя в сирийский город Дамаск арестовывать последователей ненавистного учения, он, осиянный великим светом, не узрел Самого Христа – действительно Бога и Человека.

Савл не просто сменил имя на Павла – изменилась его жизнь. Хорошо знавший, что иудею запрещено даже есть вместе с язычниками, Павел теперь идет к ним, кто никогда не знал истинной веры, живет среди этих людей, общается с ними, крестит множество народа.

Св. Лука, друг и спутник Павла, рассказывает, что не раз святому приходилось объяснять свои действия иерусалимским христианам из бывших иудеев, даже иногда спорить с Петром о возможности соблюдения Закона Моисеева для язычников.

Позже, оглядываясь на прожитые годы, Павел как бы с удивлением замечает, сколько общин он основал, как много людей привел к Господу: «… Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).

***

Путь обоих святых окончился в Риме. Христиане «Вечного города» удержали в памяти дату – 12 июля (н. ст.) 66 или 67 г. как день их казни. До сих пор у историков, богословов нет единого мнения, убили ли их по приказу императора Нерона в 66 г., либо между смертью Петра и кончиной Павла – несколько лет.

Но их не просто помнили, как некогда живших людей: как при земной жизни, верующие продолжали обращаться к своим наставникам, пребывающим в Царстве Небесном. Ведь для христианина смерти нет.

Как поститься в Петров пост

Начало Петрова поста — всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. Заканчивается Петров пост всегда 12 июля. Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским. В этом году Петров пост начинается 20 июня.

Петров пост — не такой строгий, как Великий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.

Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если у вас есть какие-либо хронические заболевания — с вашим лечащим врачом. Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам. Если вам по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста (а в монастырском Уставе предусмотрены более строгие правила, например, сухоядение (пища без растительного масла) в отдельные дни Петрова поста), вы сможете ограничивать себя в иных, не гастрономических вещах. Например, в пост не смотреть телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Как заповедал поститься Христос: «Не будьте унылы»

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16).

Что же такое правильный пост?

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:17-18).

И дело здесь не только во внешнем виде: показное «веселье» без внутренней радости долго демонстрировать не получится. А по слову, сказанному еще в дохристианские времена царем Соломоном, «веселое сердце делает лице веселым» (Притч. 15:13).

Это «веселое сердце» верующих стало отличать христианские посты уже в первые века жизни юной Церкви: воздержание стало праздником. Многие особо дорожат духовным состоянием во время поста, на опыте зная, сколько радости приносит молитва, соединенная с пусть даже небольшими телесными подвигами.

Пост и святые

За более чем 2000 лет существования Церковь накопила огромный опыт постного делания. Множество святых на себе испытали как его сложность, так и духовную радость. Опыт, отраженный в их творениях, ныне доступен каждому.

«Постились и святые апостолы».

Свт. Димитрий Ростовский считает воздержание Апостолов примером для верующих последующих поколений. Святитель не раз цитирует слова о посте св. ап. Павла, свидетельства из «Деяний Апостолов», приводимые св. Лукой.

«Итак, – заключает свт. Димитрий – каждый верующий христианин должен хранить святой пост, как повелевают это Божий заповеди и церковные предания».

О том же говорит прп. Ефрем Сирин: пост приводит нас к духовному общению со святыми, ведь мы стараемся подвизаться, как это делали они:

«Посту… радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимою ревностью подвизались в посте… Посту радуется и Господь наш, если только постимся с любовью, надеждой и верой».

Св. Симеон Фессалоникийский говорит, что Петровский пост – еще и наша благодарность апостолам, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания».

Весна духовная

Многие угодники Божии, испытав на себя радость поста, спешили поделиться ею с другими христианами.

Свт. Иоанн Златоуст говорит, что с верой совершаемый пост придает телесной и душевной крепости.

Свт. Василий Великий подчеркивает, что телесное упражнение

«истребляет излишнее, чтобы под бременем отяжелевшей плоти не сокрушились силы».

Тот же святой говорит, что

«пост – дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте».

Как приготовиться к посту

Распространенную ошибку многих отмечает свт. Иоанн Златоуст: верующие часто готовятся «сражаться с постом, как бы с диким зверем», настраивают себя на большие сложности, думают, что подвиги превысят их силы. Поэтому, по слову святителя, накануне постного времени они «ограждают себя объядением», что не дает силы, но, напротив, омрачает, крайне обременяет. Такое начало подвига не только неразумно, но очень трудно, поскольку, как иронично замечает свт. Иоанн, «толстое чрево не родит тонкого смысла».

А свт. Лука Крымский сравнивает пост со школой: по его словам, телесное воздержание – условие достижения других добродетелей:

«Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева».

Вот почему крайне неразумны «бурные» заговенья, сопряженные со множеством развлечений, перееданием.

Что такое воздержание?

Святые предостерегают от сведения всего делания к телесным ограничениям.

Прп. Ефрем Сирин выделяет несколько видов воздержания: языка (запрещение самому себе злословия, осуждения, праздных бесед); глаз (избегание приятных или постыдных, неприличных христианину зрелищ); вообще воздержание от страстей – гнева, похоти, тщеславия, сребролюбия и других; постящийся, но ненавидящий брата, желающий чужого, выставляющий напоказ свой подвиги славы ради – погубил весь пост.

Что же касается воздержания чрева, то прп. Ефрем советует: не искать дорогой пищи, довольствоваться тем, что есть; не переедать; по возможности соблюдать однообразие еды, «не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не желать то одной, то другой»; не вкушать прежде установленного времени.

Материал взят из открытых источников