Адрес: с. Просяное, Марковского р-на, 92420.

Настоятель прот. Григорий Дмитриевич Акименко.

Престольный праздник:

Вознесение Господне.

 

Устав общины православных верующих зарегистрирован в ноябре 1993 года.  В селе сохранилось здание полуразрушенного типового храма, построенного в конце 19 века. Община православных христиан малочисленна, в связи с этим восстановительные работы в храме не ведутся, т. к. они требуют больших материальных затрат.

В приграничном селе Просяное, что на Марковщине, есть старинный православный храм, который претендует на место в перечне объектов культурного наследия, нуждающихся в охране государства. Правда, о нем, увы, мало кто знает даже в нашей области. Его нынешний настоятель архимандрит Феогност (Пушков) тоже удивился, откуда, мол, у журналистов возник такой интерес к этой церкви. В последние годы больше внимания уделяли Кирилло-Мефодиевскому храму, расположенному в здешней Тишковке, хотя просянская святыня старше как минимум на полтора века.

Несмотря на имеющиеся разрушения, церковь в Просяном вполне может стать объектом для предметного историко-художественного исследования. В архитектурном стиле сооружения главенствует украинское барокко. Изящные окна в красивом обрамлении из полуколонн и карнизов свидетельствуют о том, что над созданием храма трудились настоящие мастера.

Для справки. Украинское или казацкое барокко — распространенная на Левобережной и Приднепровской Украине в XVII-XVIII веках вариация стиля барокко, для которой свойственно сочетание декоративно-пластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры.

В правление Екатерины II господствующим направлением в архитектуре становится классицизм. Тем не менее ретроспективное направление оставалось востребованным, и на протяжении всего XIX века в храмовой архитектуре Киева и Левобережья были слышны отголоски казацкого барокко (грушевидная форма куполов). В конце XIX — начале XX века возводились отдельные храмы, сознательно стилизованные под постройки XVII—XVIII веков.

Конечно, для нынешнего настоятеля просянская церковь, прежде всего, — оплот православный веры в этой местности, но будучи высокообразованным человеком, он понимает и ее культурную ценность. Оттого и занимается вопросами ее сохранности и реставрации (не просто восстановления, а именно реставрации). Необходимо собрать и точные сведения о времени возникновения храма. Пока они достаточно противоречивы.

Село основано в 1690 году, а уже в 1781 году, как утверждают просянские краеведы, здесь была построена Вознесенская церковь. Строилась она из местного материала. Предполагается, что для обжига кирпича был срублен небольшой лесок. Место, где рос когда-то этот лесок, люди так и назвали Срубленный лесок. Но, думается, что деревья срубили не для обжига, а непосредственно на сооружение церквушки, которая, вероятно, изначально была деревянной. На площади возле церкви был базар, куда приезжали жители соседних сел и хуторов. В бумагах Старобельского уезда Харьковской губернии за 1903 год можно найти данные о Просянской волости, что объясняет масштабность возведенного сооружения и его дорогое оформление. В это время в селе насчитывалось свыше 400 домов. Кстати, сегодня на территории всего сельского совета, включая близлежащие Лимаревку и Россоховатое, — только 322 двора.

И в различных отчетах сельсовета дата построения храма указывается как 1781 год. Но некоторые краеведы полагают, что церковь была возведена в 1840-х годах, а ее близнецы имеются в соседней Харьковской области. В частности, запись о том, что в селе Просяном при роднике Просяном построена каменная Вознесенская церковь, находим в «Исторической хронологии Харьковской губернии», составленной Щелковым и изданной в 1882 году. Запись датируется 1848 годом. Эту же дату приводит и Филарет (Гумилевский) в своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии на 1917 год» (раздел «Существующие храмы Харьковской епархии на 1857 год»).

Отец Феогност уверен: точную дату рождения установить все же можно. Обычно капсула с такими данными закладывается в цоколь на месте престола или прямо у восточной стены. Пол у храма отсутствует (есть предположение, что он был выложен либо плиткой, либо мозаикой), поэтому перед началом реставрационных работ логично было бы добраться до этой капсулы. Тем более что в ней должны быть указаны и имена тех, чьим «тщанием» воздвигался храм.

Отдельный разговор о фресках. Настоятель полагает, что особой религиозной ценности они не представляют, так как выполнены в стиле «а-ля Ушаков», который использовался в росписи церквей в конце XVII – начале XVIII века.

— Это сочетание иконописи и живописи, — поясняет отец Феогност. – Симон Ушаков, живший в XVII веке, писал и по древним канонам, и в так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. Есть мнение, что наш храм, как и в Троицком районе, расписывал знаменитый Илья Репин. Но он тоже был подражателем Ушакова в иконописи. Точное время появления фресок не установлено. Храм могли расписать и два века назад, и сто лет назад. Понятно, что расписывали храм гораздо позже его построения.

Хорошо сохранились фрески с изображением Феодосия Черниговского, апостолов-евангелистов Марка, Матфея, Иоанна Богослова, Луки, Петра и Павла, а также святых Кирилла и Мефодия, равноапостольного князя Владимира. По словам архимандрита Феогноста, почитание Феодосия Черниговского в этих краях было неслучайным, ведь данная местность когда-то входила в состав Черниговской епархии. В Курячевке, например, даже был престол в честь этого святого в Никольском храме. Но в архивных документах есть сведения о том, что именно переселенцы из Черниговской губернии и Полтавщины стали основателями слободы Марковка. Так что, скорее всего, именно этот факт объясняет почитание Феодосия Черниговского местными православными. А, может, и оба факта сразу.

— На связь с Тишковской церковью в нашем районе указывают лики святых Кирилла и Мефодия, в честь которых и назван тот храм, — рассказывает священник. – Ведь раньше на одной территории одноименные храмы не возводились, чтобы родственники, проживающие в соседних населенных пунктах, могли ходить другу к другу в гости на престольные праздники. А вот фрески и иконы особо почитаемых в этой местности святых допускались.

О богатстве храма в дореволюционное время свидетельствует и расписанный небесной лазурью свод. Говорят, даже сейчас килограмм этой краски стоит, как килограмм золота.

С 1930-х годов храм был закрыт. 1 июля 2005 года здание культового сооружения было передано Луганской епархии УПЦ.

Третий год здесь служит архимандрит Феогност. За это время ему удалось сделать проект реставрации здания, для чего приглашались специалисты из Луганска.

Сейчас службы в храме не ведутся, хотя два года назад это было еще возможно. И дело даже не в сквозняках из-за отсутствия окон и дыр в дверях. Однажды во время службы рядом с архимандритом обрушился кусок штукатурки со свода, что, конечно, стало подтверждением аварийности здания и небезопасности нахождения в нем людей.

Вознесенская церковь была пятикупольной, но новый проект предусматривает только один основной купол, так как другие полностью разрушены. По этому же проекту сокращается объем колокольни. В остальном сооружение сохраняет свой первозданный облик. Что касается реставрации фресок, то это – следующий этап. Пока речь идет лишь о восстановлении архитектурного облика, но средств на осуществление проекта в приходе нет. Одна надежда, что найдутся спонсоры-меценаты, которые не позволят святыне разрушиться окончательно.