«Воцерковленный» человек — что это такое? Что означает это слово, откуда оно взялось в нынешнем значении и чем воцерковленный отличается от просто христианина? По мнению Андрея ДЕСНИЦКОГО, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни. А что же служит?
На фронтах Великой Отечественной было такое понятие: «рядовой обученный, обстрелянный». То есть настоящий боец, который и портянку намотать сможет, и под свистом пуль не запаникует. А то бывают ведь еще и призывники, которые только по названию солдаты, а на самом деле — сопливые пацаны с гражданки.
Вот так примерно употребляется сегодня слово «воцерковленный». Дескать, православных у нас подавляющее большинство, и с каждым годом оно только растет, да только большинство от этого большинства в церкви раз или два в год появляется: крещенской воды набрать и куличи освятить. Ну и, конечно, когда крестины, венчание или отпевание, это святое. Сбрасывать таковых со счетов тоже не годится, но и рассчитывать на них не приходится. А то бывает еще, что человек говорит: «я православный, но в Бога не верю» — в смысле, он признает свои русские корни, но для него эта идентичность — как бабушкин самовар на полке. Любоваться, а не пользоваться.
Не помню, чтобы о «воцерковленности» говорили в советские времена. Тогда тоже были «номинальные православные», но вот о тех, кто всерьез, говорили: «он в церковь ходит, она верующая, они посты соблюдают». И всё было понятно. Откуда же взялось, зачем понадобилось это понятие — «воцерковленный»? Сегодня уже без него никак, сегодня, принимая пополнение, так и оценят практически в любом приходе: кто воцерковлен и насколько. И определят ближайшей задачей для недовоцерковленных — поскорее довоцерковиться.
И параллель с солдатами тут не случайна. Как от них командир и товарищи ждут, что каждый займет место в общем строю и будет действовать слаженно, грамотно и с полным пониманием обстановки, так и воцерковленность понимается обычно как осознанное вхождение в ритм приходской жизни, прежде всего богослужебной. Регулярно бываешь на литургии (в идеале — каждое воскресенье и каждый двунадесятый праздник, плюс престол и именины), при этом постоянно исповедуешься и причащаешься — вот и первый, главный признак воцерковления.
Но, конечно, распространяется оно и на частную жизнь. Предполагается, что человек будет жить по-православному и у себя дома, и на работе, и в общении с друзьями. А значит, и работа, и друзья подбираются соответственные, да и дом приводится в надлежащий вид. Подбирается соответственная одежда и прическа, да и манеры, и выражение лица, и речевые обороты.
Не правда ли, всем знакома эта картина: входит в автобус юноша или девушка, ни слова никому не говорит, никакого «Добротолюбия» в руках не держит — но всё настолько ясно про их духовную жизнь, как если бы на лбу у них светилась надпись: «православный, воцерковленный, постящийся». И работы такие бывают, и квартиры, разумеется.
Вот только. как бы это помягче выразить, чтобы никого не обидеть? Скажу вот что: после встречи с таким человеком, после визита в такую контору почему-то не всегда хочется прославить Бога и порадоваться вместе с этими людьми. Напротив, часто возникает несколько иное чувство: они настолько озабочены своим воцерковлением, что ты им просто мешаешь, отвлекаешь от насущных духовных вопросов со своими житейскими мелочами. А что они бывают ленивы, необязательны, грубы — так это ведь они сами каждый вечер перед иконами исповедуют, каясь и во многих других неведомых грехах вроде мшелоимства. А какой спрос с величайшего в мире грешника?
И возникает тогда ощущение, что «воцерковленностью» во многих случаях называется принадлежность к некоей субкультуре со своим кодексом поведения. Ну вот бывают, скажем, хипстеры, бывают фанаты Спартака или творчества Толкина, бывают фа и антифа — а бывают еще и православные. И каждая субкультура самодостаточна, каждая видит значительную, если не высшую ценность в соблюдении норм и правил, принятых именно в этой среде. Мы такие, потому что мы такие, и точка.
Разумеется, не всегда так, и слово «воцерковленный» может быть синонимом слова «настоящий христианин», то есть, по сути, «святой». И таких людей я тоже знаю.
А может оно быть просто социологическим понятием, отличающим тех, кто лишь идентифицирует себя как православных, от тех, кто старается жить в соответствии с этим званием. Словом, это не обязательно ярлык для субкультуры. но всё-таки нередко именно он. И когда человек устает в этой субкультуре жить, а ничего более глубокого не находит — у него начинается обратный процесс расцерковления, о котором говорить стали только в последнее время, да и то вполголоса. Выходит, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни.
А что же служит? Вот один древний автор об этом писал, хотя многим его слова сегодня покажутся экстремистскими. Ну посудите сами:
«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Так когда-то писал христианам Рима апостол Павел.
Андрей Десницкий,
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН,
консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.
Источник: rusk.ru
Митрополит Пантелеимон поздравил архиепископа Павла с Рождеством Христовым
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение в Николо-Преображенском соборе
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1»
Дети, участвовавшие в рождественском молебне в луганском храме, получили сладкие подарки
Свыше 150 паломников собрала рождественская литургия в монастыре в селе Хорошее
Протоиерей Николай Шкондин: «Чудеса при строительстве храма происходили буквально каждый день»
Архимандрит Макарий: «Христос рождается — славим Его!»
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение и присутствовал на праздничном Рождественском концерте
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
В храме иконы Божией Матери «Умиление», состоялся традиционный «Вечер колядок»
В Рождественскую ночь митрополит Пантелеимон совершил праздничную Божественную литургию
Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Луганского и Алчевского (+ВИДЕО)
Митрополит Пантелеимон совершил Утреню праздника Рождества Христова
В Рождественский сочельник митрополит Пантелеимон совершил богослужение в кафедральном соборе
Митрополит Пантелеимон молился за воскресным богослужением во Второафонском монастыре
Историк Владимир Федичев: «Переписать историю уже нельзя — нравится она нам или нет»
Свечница Антонина Донцова: «Вся вина членов семьи была в служении и верности Христу»
Вифлеемский огонь доставлен в 2-й Луганский благочиннический округ
В Петро-Павловском кафедральном соборе прошла акция «Вифлеемский огонь — свет мира и дружбы»
Издательский отдел Луганской Епархии напечатал Православный церковный календарь на 2025 год (формат А6)