[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
   Как свидетельствует Священное Писание, Иисус Христос является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:22-23)», «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4:15-16)».

   При общении с настоятелем храма в честь Архангела Михаила, что в Старом Айдаре и который является строителем женской общины в честь «Иверской» иконы Божией Матери иеромонахом Сергием (Громовиком)(ныне-архимандритом, настоятелем храма преп.Серафима Саровского пос. Ектериновака, г. Александровска), душа наполнялась теплом, множеством радостных эмоций, но, пожалуй, самая яркая из них – какое же множество незримых духовных связей пронизывает этот старинный храм, объединяя и укрепляя людей в вере и служении Богу.


    Духовный форпост

История храма очень интересна, насыщена множеством событий и непосредственно связана с историй поселка, которая берет свое начало в далеком 1555 году. Старый Айдар – одно из первых казачьих поселений на территории современной Луганщины, некогда один из крайних населенных пунктов Российской Империи. Основателями  поселка были казаки – люди твердой веры, которые не представляли свою жизнь без храма, поэтому практически вместе с основанием села был основан и храм, событие это относится примерно к 1555-1556 г.г. Первый храм, деревянный, серьезно пострадал от удара молнии, и на его месте в 1740 году был построен каменный красавец, который чудом сохранился до наших дней. Достоверных фактов нет, но в народе бытует поверье, что императрица Екатерина благоволила Михайловскому храму, принимая в его появлении самое живое и действенное участие, неоднократно оказывая помощь строительству. Бытует еще одно поверье, связанное с поселком Старый Айдар: когда царица объезжала южные пределы своей империи, она посетила и этот поселок. Казаки, встречая императрицу, преподнесли ей подарок – огромную рыбину, осетра. В удивлении и восторге царица воскликнула: «Ай, какой дар!» Отсюда и пошло название и реки, и местности – Айдар. Еще один интересный факт обнаружился в московской летописи, датируемой 1692 годом: «Московским Патриархом Адрианом в 1692 году был выписан антиминс в действующий храм Архангела Михаила городка Старая Айдарь», который подтверждает, что храм здесь издревле находился, и до постройки каменного здания был действующий храм. Тот факт, что сам Патриарх Московский выписывает антиминс на один из самых отдаленных участков Русской Земли, свидетельствует о том, что для Москвы того времени этот небольшой казачий поселок был крайне важным стратегическим объектом как  пограничный форпост.

  Не секрет, что многие старинные храмы пострадали во время Великой Отечественной войны, многие – во времена повальных закрытий и уничтожений в страшные богоборческие времена. Какова же судьба Михайловского храма?

«К сожалению, наш храм разделил участь большинства храмов, пострадавших в советский период во время власти богоборческой, – рассказывает настоятель отец Сергий. – В 1923 году храм был закрыт, церковное имущество национализировано, постройки переданы новообразованному колхозу, священник сослан, и жизнь в храме на длительное время затихает, возрождаясь уже во время Второй мировой войны, в период немецкой оккупации. На территории Старого Айдара стоял итальянский полк, в котором был свой полковой священник – капеллан. И хотя итальянцы по вероисповеданию католики, но именно они открыли этот храм, и здесь начали совершаться богослужения по римо-католическому обряду. Это было в 1942-1943 г.г. После освобождения нашими войсками территории Луганщины, сюда прибывает священник протоиерей Александр Сапухин, которого до сих пор помнят жители Старого Айдара как благообразного доброго старца и подвижника благочестия. До этого он служил в поселке Елань – сейчас это Ростовская область. Вместе с отцом Александром служил здесь дьяконом известный многим луганчанам старец Филипп. Так, начиная с 1943 года здесь уже постоянно велись  богослужения».

Не секрет, что в советские времена власть довольно пристально следила за тем, чтобы молодежь не приближалась к храму, а потому во время первого открытия храма при советской власти приход был очень слабым, количество прихожан можно было сосчитать буквально по пальцам, хотя общее население поселка составляло порядка двух тысяч человек. Но преимущественно это были люди молодые, работающие в колхозе –  комсомольцы, члены партии. В лучшем случае они тайно крестились и сохраняли иконы, чтобы не спровоцировать определенные репрессионные действия со стороны местной власти в свой адрес. Естественно, что храм был небогат, и не было никакой возможности проводить ни ремонтные, ни, тем более, реставрационные работы. В 1959 году храм снова закрывается по причине отсутствия прихожан и как помещение, которое расценивали как аварийное. Конечно, это было официальным поводом для закрытия храма, а на самом деле по Стране Советов катилась очередная богоборческая волна. Эти годы отпечатались в памяти некоторых и сегодняшних жителей Старого Айдара, как и некоторые события, связанные с закрытием храма. Когда храм решением местного совета был закрыт, необходимо было снять с него замки и очистить от предметов культового назначения – подготовить помещение храма под зернохранилище. Но простой народ, несмотря на сложности времени, отказывался это делать, все-таки боясь Божьего гнева. Женщина-председатель сельсовета сама взяла лом и демонстративно сорвала замки с храма. И как только она это сделала, прозвучали два выстрела, ранившие ее сына. Сельсовет и сейчас находится в соседнем селе Передельское, где есть множество озер. Как выяснилось позднее, сын председателя в это время был на рыбалке, к тому же было начало охотничьего сезона. Что-то зашуршало в камышах, охотники подумали, что это утка, выстрелили и ранили ребенка. Таким вот образом Промыслом Божьим был дан незамедлительный ответ на действия мамы-председателя. Ребенок остался жив, но это событие послужило напоминанием не только для матери, которая взяла на себя такое дерзновение, но и всем грядущим поколениям.

Есть еще одна история, связанная со звонницей храма. Когда храм был закрыт во второй раз, то его колокола должны были отправить в Луганск на переплавку. Они были сняты со звонницы, погружены на машину. Переезжая через реку Айдар, машина вдруг покренилась, и колокола упали в реку. Сразу достать их не получилось, но спустя некоторое время из города прибыли водолазы, но, к  удивлению всех местных жителей и самих водолазов, колокола не были обнаружены. Можно только догадаться, что этот факт – свидетельство того, что колокола как предметы освященные, имеющие непосредственное отношение к храму (ведь это голос храма) возжелали остаться на своем исконном месте, у той святыни, которую они прославляли своим звоном. Значительно позднее, уже в 90-е годы восстанавливали поиск колоколов, но эта святыня пока остается сокрытой от взора людского. Воистину, как в воду канули.

«Сейчас звонницу украшают семь колоколов, которые были отлиты не так давно, в 2009 году специально для нашего храма на литейном заводе в Нововолынске и вот уже на протяжении четырех лет славословят имя Божье, зазывают на молитву верующих не только со Старого Айдара, но всех окрестных поселков – их пение разливается на много километров», – рассказывает отец Сергий.

    Новая жизнь храма

В качестве зернохранилища храм использовался до 1987 года. Естественно, за это время помещение ни разу не ремонтировалось, крыша прохудилась, от куполов и вовсе ничего не осталось. Сохранились старые фотографии, которые свидетельствуют, что из крыши просто растут деревья, хотя каменный каркас храма и не пострадал, но требовал серьезного ремонта. Власть снова принимает решение, что ввиду аварийности помещения оно должно быть уничтожено.

«Было принято решение о взрыве храма, – рассказывает отец Сергий. – Но милостью Божьей так сложилось, что взрывные работы откладывались – то взрывники не прибыли, то кто-то ответственный за данное мероприятие заболел, то взрывные материалы попали под дождь и пришли в негодность, а потом был принят Закон о возвращении церковного имущества храмам, и решение о взрыве храма было отменено. Таким образом, можно сказать, чудом храм сохранился».

В 1989 году храм открывается во второй раз за время советской власти и начинается его новая история. Настоятелем сюда назначается уроженец Луганской области, выпускник Одесской духовной семинарии священник Михаил Чеботарев. Сейчас это архимандрит Пимен (Чеботарев), настоятель храма Усекновения главы Иоанна Крестителя, что на третьем километре в Луганске. Он был первым настоятелем вновь открытого храма. Конечно, множество забот и трудов ему пришлось понести в деле восстановления храма, для его устроения. Основные ремонтно-реставрационные работы были сделаны как раз во время его настоятельства, которое продлилось до 1992 года, а потом он был переведен благочинным Белокуракинского округа, где пребывал в течение двух лет, потом снова возвращается сюда и настоятельствует до 2003 года.

Как только храм был открыт, тогда еще не было так много действующих храмов в округе, да и жителей самого Старого Айдара, и окрестных поселков было значительно больше, и здесь действительно в то время царило торжество православия – множество людей стекалось в храм в воскресные и праздничные дни. Люди, принимавшие участие в открытии храма, которые еще с тех пор являются его прихожанами, вспоминают, что на богослужения в храме собиралось до семи-восьми сотен человек. Но,  к сожалению, историческая особенность нашего времени наложила свой отпечаток и на Старый Айдар, и на окрестные поселки – колхоз распался, работы не стало, люди стали разъезжаться, и на сегодняшний день Старый Айдар – село вымирающее. Если в летний период времени еще наблюдается некоторое оживление, то зимой разъезжаются даже старики-старожилы, предпочитая пережить холода у детей в городе – на все село зимовать остаются три десятка стариков. А летом приезжает сюда народ преимущественно отдохнуть, используя оставшиеся в селе дома как дачные. Понятно, что при таких обстоятельствах им не до храма.

Отец Сергий настоятельствует здесь с 2004 года.

«Как только я получил назначение сюда, первый год людей в храме, действительно, практически не было, и очень удручало, что такой величественный храм, красивый, старинный, одна из древнейших святынь Луганской земли находится вот в такой невостребованности, – говорит настоятель, – вот мы и начали с 2005 года привлекать людей из окрестных поселков, из городов Счастье и Луганск для проведения богослужений. Мы стали нанимать автобус, который всех желающих собирает и привозит к нам на службу каждое воскресенье и в дни больших праздников. На протяжении вот уже многих лет на каждое воскресное богослужение, на праздничные богослужения, на престольные праздники к нам приезжают люди. Можно сказать, что на сегодняшний день приход состоялся, хотя бытует шутка, что в Старом Айдаре не приход, а приезд».

Кроме свечницы храма, священнослужители, причетники храма, хор – все приезжие.

На вопрос, почему же людям хочется приезжать именно сюда, батюшка отвечает так: «Я думаю, по той же причине, по которой и я когда-то не смог отказаться от настоятельства именно в этом храме: храм красивый, древний, имеет огромную историческую ценность, и, как говорил владыка Иоанникий, Староайдарский храм – это одно из немногих мест, где себя не нужно принуждать к молитве, молитва здесь идет сама».

Служат в храме еще два священника – отец Игорь Калмыков – живет он в Луганске, а здесь служит с января нынешнего года, и отец Александр Федулов, он тоже луганчанин, но уже на протяжении трех лет также подвизается, неся седмицу, чтобы служба совершалась ежедневно. И хотя литургию ежедневно служить не получается в силу определенных затруднений, но молебен и панихида служатся каждый день.

«Наш храм более десяти лет назад был ознаменован явлением Чудотворной иконы –это местночтимая Иверская икона Божьей Матери, – рассказывает отец Сергий об одной из храмовых святынь. – Сначала на нее не обращали особого внимания, но потом люди сказали отцу Пимену, бывшему в то время настоятелем храма, что от иконы чувствуется особая благодать, что, молясь перед этим образом, люди в скором времени получают то просимое, о чем в молитвах к Божьей Матери взывали. Стали замечать, что, действительно, было множество исцелений, помощи в житейских нестроениях, помощи в работе, в семейной жизни, поэтому было принято решение каждое воскресное богослужение завершать Акафистом в честь Иверской иконы Божьей Матери. В течение ряда лет каждое воскресенье, кроме дней Великого Поста по завершении Божественной литургии служится молебен с Акафистом в честь Иверской иконы Божьей Матери».

Так было вплоть до февраля 2011 года, когда на икону подняли руку грабители. Дело в том, что в благодарность за ту помощь, которую люди получали от этой иконы, она была украшена множеством дорогостоящих предметов – крестики, подвески, цепочки, серьги. Вот кто-то и не удержался – икона была украдена. Но, спустя довольно короткое время, 7 февраля 2011 года икона была обнаружена. Драгоценности с нее, конечно же, сняли, но главное, что сама святыня во второй раз была явлена этому храму. И священники, и прихожане храма восприняли это как событие знаковое, как благоволение Божьей Матери к этому месту.

За годы настоятельства отца Сергия рядом с Михайловским был отстроен еще один храм, в честь Иверской иконы Божьей Матери, который был освящен в 2009 году, и службы в нем ведутся преимущественно в зимнее время.

Надо сказать, еще с 2008 года на территории Старого Айдара  зарождалась женская монашеская община, был осуществлен первый монашеский постриг, количество матушек за эти годы стало постепенно увеличиваться. Но именно после событий с иконой, владыка Иоанникий официально благословил, чтобы община продолжала свое существование и была в честь Иверской иконы Божьей Матери. В день обретения было получено благословение на постриг в иночество трех послушниц. Начиная с момента возвращения иконы в храм, акафист в честь Иверской иконы Божьей Матери стал служиться не единожды в неделю, а каждый день, а по воскресным дням вместо чтения акафиста до начала Божественной литургии служится молебен с акафистом нараспев.

Первая монахиня, которая здесь подвизалась, была монахиня Екатерина (Паляница), которая пострижена была в 2008 году. В 2009 году владыка Иоанникий пожаловал ей  наперстный крест, возведя в сан игуменьи. Матушка Екатерина немало потрудилась на благо общины, преставилась в возрасте 83 лет.

На панихидном столике в храме хранятся портреты тех церковных деятелей, которые потрудились на благо храма Архангела Михаила – и в первую очередь, это владыка Никон (Петин), который в годы войны восстанавливал храм, отец Александр Сопухин, который настоятельствовал в этом храме, матушка Екатерина, которая была первой игуменьей ныне действующей монашеской общины, приснопямятная схимонанихиня Фекла, которая одна из первых приняла монашеский постриг, была подвижницей благочестия, сохранила девство ради служения Богу, в этом храме, с момента его открытия она несла послушание, пока были силы – она была и псаломщицей, и просфорницей, здесь она и преставилась. Похоронены основательницы общины – игуменья Екатерина и схимонахиня Фекла на подворье храма.

     Святыни храма

      С трепетной любовью и почитанием относятся в храме Архангела Михаила к храмовым святыням. У Иверской иконы Божьей Матери и на панихидном столе возле ликов и основательницы общины и тех матушек, которые после нее преставились, всегда горят особые лампадки. Каждый год, когда из Иерусалима на Луганщину прибывает Благодатный огонь, он обновляется в этих лампадках, и в течение года от Пасхи до Пасхи огонек сохраняется, на протяжении пяти лет эти лампады неугасимы.

Михайловский храм украшен множеством красивейших фресок, как старинных, так и работы современных мастеров. Во время службы прихожане стоят под фреской с изображением Покрова Божьей Матери, сохранившейся с 18 века, с тех пор фрески сохранились и в притворе, одна из них – с изображением святой мученицы Любови – теплый лик, который свидетельствует, какие фрески раньше украшали этот храм, в алтарной части – фреска с изображением Бога-Отца Вседержителя относится к послевоенному периоду, а по стенам алтаря сохранились, правда, не в лучшем состоянии, более старые фрески – храм расписывался в разное время, об этом свидетельствует тот факт, что под слоем штукатурки были обнаружены еще и черно-белые росписи, видимо, более раннего периода, а позднее, в 18 веке, изображения наносились цветными масляными красками.

Стены храма сейчас украшают фрески, сделанные в 1991-1993 годах одним из луганских художников. Мы видим изображения святого равноапостольного князя Владимира, князя Александра Невского, Святителя Николая, преподобной Марии Египетской, Архистратига Михаила в двух разных изображениях, равноапостольных царя Константина и царицы Елены, Иоанна  Крестителя, святой равноапостольной княгини Ольги, святой великомученицы Екатерины, святой равноапостольной Нины-просветительницы Грузии, великомученика и целителя Пантелеимона. Привлекает внимание фреска с изображением храмового праздника Чудо Архангела Михаила, происшедшего  в Хонях.

«В храме собраны иконы с частицами мощей святых угодников Божьих, которые возглавляет икона Пресвятой Троицы с частицей Маврийского дуба, привезенного из Иерусалима, – рассказывает настоятель, – а также  иконы с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, Пантелеимона Целителя, святой равноапостольной Марии Магдалины, святого апостола Андрея Первозванного, священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Филарета Черниговского, преподобного Саввы Старожевского, преподобного Алексея Карпаторусского».

У подножия распятия Спасителя хранится мощевик с частицей горы Голгофа – в 2010 году отец Сергий сподобился побывать в Иерусалиме, откуда и были привезены такие святыни, как частица горы Голгофа и частица Маврийского дуба. Также из Иерусалима на молитвенную память был привезен терновый венец.

Хранятся в храме уникальные реликвариумы – ларец с частицами многих угодников Божьих – это и мученики первых веков, и святители, и преподобные, и святые угодники уже нашего времени, среди которых Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский, Филарет Дроздов Московский, святитель Иннокентий Московский, Павел Тамбольский, Тихон Задонский, святитель Лука Крымский – в общей сложности 84 частицы, венчает ларец крест с частицей древа Креста Господнего, также ларец с частицами всех преподобных Киево-Печерских.

Особое место в храме занимает икона Архангела Михаила. В 2003 году из Киева были  привезены копии древних икон, прошедшие крестным ходом по Луганску, а потом иконы были розданы по храмам города, в их числе была и эта икона.

Узы незримые

Слушая рассказ отца Сергия о его жизненном и духовном пути, еще раз убеждаюсь в том, что у Бога ничего не бывает случайно – через годы и расстояния он протягивает незримые нити, объединяя людей в духовном делании во славу Свою, во имя спасения душ человеческих.

«Воспитывала меня бабушка практически с младенческого возраста, с одного годика, именно она и привила мне веру и любовь к Богу, церкви, праздникам и богослужениям, рассказывает отец Сергий. – Жили мы в Луганске, были прихожанами Усекновенского храма, что на 3-м километре, иногда посещали Петропавловский и Никольский соборы. Но любимым храмом детства был для меня именно Усекновенский храм, где меня крестили, где чаще всего я бывал на службах, на праздничных богослужениях. В 1994 году в связи с частыми болезнями и бабушкиными, и моими, мы решили покинуть Луганск и перебраться за город. Так, два  года мы проживали в десяти километрах отсюда, в хуторе Вольном. В это время мы с бабушкой и стали посещать храм Архангела Михаила. Когда я был старшеклассником, отец Пимен, будучи в то время настоятелем храма, обратил на меня внимание и привлек к пономарскому служению. Заканчивал я Передельскую школу, после чего мы вновь перебрались в Луганск, и я поступил в Луганский педагогический институт, нынешний университет имени Т.Г. Шевченко на специальность «Химия и биология». Сочетание, на первый взгляд, спорное, но, встречаясь по роду деятельности с очень многими людьми, со временем я заметил, что более крепкой веры, чем у естественников, я не встречал…

Я настолько прикипел к Михайловскому храму, что старался в воскресные и праздничные дни бывать здесь, помогать отцу Пимену, а если уж совсем не получалось вырваться из города, то шел в Петропавловский собор. Но мое рвение в служении к Богу не осталось незамеченным, и когда в деканате узнали, что помимо обучения я еще несу церковное послушание, это вызвало шквал эмоций, который закончился моим  отчислением с третьего курса, тем более, что в 2001 году я был возведен владыкой Иоанникием в сан дьякона. Пользуясь вынужденным «академотпуском» я поступил в Киевскую Духовную Семинарию, которую закончил в 2006 году, потом экстерном закончил Киевскую Духовную Академию в 2008 году и в том же году защитил кандидатскую диссертацию там же, в Киеве. А уже после этого восстановился в университете и закончил его в 2012 году».

На вопрос о том, была ли это насущная потребность, или «дело принципа», и вообще, оказывает ли какое-либо влияние высшее светское образовании на пастырское служение, отец Сергий ответил так: «Я считаю, что знания – это такой багаж, который на плечи не давит, и подстегнули меня к этому слова нынешнего Патриарха Кирилла о том, что священник должен быть развит и образован всесторонне. И хотя это не жесткая установка, а только пожелание, мне это не было затруднительно, хотелось довести до логического завершения начатое дело. В пастырском служении мне лично это помогает, потому что зачастую люди, особенно светские, обращают внимание на то, с кем они общаются, и если человека знают как пастыря церкви, плоды трудов которого видят многие, а он имеет к тому же и высшее светское образование, то это больше располагает к диалогу, общению, зачастую является залогом определенного духовного делания. К тому же, уже четвертый год я являюсь преподавателем нашего Луганского Богословского университета, преподаю историю православия на Руси, и мое педагогическое образование мне очень помогает в нынешней преподавательской работе».

Отец Сергий продолжает свой рассказ: «Первое официальное назначение у меня было в 2001 году, после возведения в священнический сан я год был клириком Луганского Петропавловского собора, потом служил в Александровском Свято-Вознесенском соборе, затем полгода служил в храме Георгия Победоносца в Большой Вергунке, а 19 марта 2004 года по благословению владыки Иоанникия я получил назначение быть настоятелем храма Архангела Михаила здесь, в Старом Айдаре, тогда еще я не был пострижен в монашество, имел сан священника, был иереем, в декабре 2010 года владыка Иоанникий постриг меня в монашество с наречением имени Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского».

Во время беседы отец Сергий неоднократно говорил о том, какую огромную роль в его жизни сыграла бабушка: «Самый близкий человек – бабушка. Отношение ко мне всегда было  трепетное, всегда вспоминаю ее с благоговением и благодарностью. Веру бабушка восприняла еще от своей матери, и этот огонек веры, несмотря на сложности времени, никогда в ней не угасал. Сейчас, когда она уже в других обителях, с благодарностью за те труды, которые она понесла, воспитывая меня, прививая мне основы духовной жизни, молюсь Господу Богу о ее упокоении».

На вопрос о том, кто же она была, неожиданно ответил: «Первая постриженица этого храма, игуменья Екатерина и есть моя бабушка…»

Но еще более неожиданным оказался тот факт, что к монашеству ее привел внук. Вот и получилось, что сначала внук за бабушкой пошел, а потом – бабушка за внуком…

Незримые узы духовные…  Пусть крепнут они, а вместе с ними – и наша вера.

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Август