[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
5 января 2013 года была образована Ровеньковская епархия с более чем ста приходами. Так же,  как и в Луганской епархии, в ней появились новые благочиннические округа. Например, Свердловский округ разделился на Должанский и Михайловский. 12 марта 2013 года Епископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон (Поворознюк) Указом за №9 назначил благочинным Михайловского округа протоиерея Александра  Притулу. А еще через месяц, а именно 19 апреля, «Православная Луганщина» побывала в гостях у отца Александра. Таким образом, по благословению владыки Пантелеимона состоялась первая в новом году   редакционная командировка в новый округ новообразованной епархии.

     Цель командировки в Михайловский округ заключалась в том, чтобы поближе познакомиться с протоиереем Александром Притулой, узнать о его деятельности на поприще благочинного, и, конечно же, расспросить батюшку о  секретах храмостроительства. Шутка ли: на голом месте при отсутствии основательных бюджетных средств возводить храмы, да не маленькие церковки-часовни, а настоящие соборы. Как, вообще, возможно такое?

   Так получилось, что в череде увиденного посещение первенца батюшки Александра —  Свято-Петро-Павловского храма   по ул. Буханько (пос. Шарапкино)  — пришлось на конец командировки. Однако, как я потом понял, именно этот храм —  главная отправная точка, из которой вырос вектор храмостроительной деятельности отца Александра.


 Возрождение святыни

Для города Свердловска поселок Шарапкино, это, как Каменный Брод для Луганска – предтеча областного центра. Сравнение уместно еще и потому, что  в том и другом населенном пункте долгие годы возносили к небу свои купола храмы, построенные в честь первоверховных апостолов  Петра и Павла.  Различие в том, что Свято-Петро-Павловский кафедральный собор в г. Луганске два года назад отпраздновал свой 250-летний юбилей, а вот Свято-Петро-Павловский храм в пос. Шарапкино по распоряжению богоборческой власти  был разобран в 1966 году.

А ведь какая замечательная церковь была!  Из Ведомости о церкви Петропавловского поселка Должико-Орловского  Ровенецкого благочиния Таганрогского округа Донской епархии за 1902 год следует, что церковь, построенная в 1873 году «по усердию и на средства прихожан-крестьян Должико-Орловского», деревянная, «с такою же колокольней, покрыта листовым железом; крепка и по числу прихожан поместительна; ограда вокруг в нее каменная».  Были при ней и «каменная караулка о двух комнатах, крытая плитным камнем, и деревянный о двух комнатах дом, покрытый листовым железом, в котором помещается церковно-приходская школа». Примечательно, что только в 1884 году в этой школе обучалось 180 мальчиков и 138 девочек –считай, настоящий учебно-просветительский центр.

    Горько становится от осознания того, что Свято-Петро-Павловская церковь  на своем веку пережившая гражданскую войну, безбожные 30-е годы, лихолетье Великой Отечественной войны, время послевоенной разрухи, была стерта с лица земли отцами-комиссарами, которым не терпелось отрапортовать центру о том, как они решительно борются с Церковью, мешающей двигаться к коммунизму. В 1962 году храм закрыли, а через четыре года разобрали по бревнышку…

Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Не бывает поругаема и Церковь Его на земле. Пришли другие времена. Стали возрождаться православные храмы. Летом 1991 года по благословению Преосвященнейшего Иоанникия, епископа Донецкого и Луганского, священником Александром Притулой начала организовываться  церковная община в районе разрушенного Петро-Павловского храма г. Свердловска (пос. Шарапкино). Определением владыки  от 25 сентября 1991 года священник Александр Притула был назначен на настоятельское служение в будущий Свято-Петро-Павловский храм.

Почему выбор пал именно на отца Александра?  Это станет ясно, если познакомиться с вехами жизненного пути батюшки, узнать о его служении на ниве Господней…

Александр Митрофанович Притула родился 26 февраля 1962 года в крестьянской семье, в селе Комарин Кременецкого района Тернопольской области. Семья была многодетная. Дети воспитывались в православном христианском духе. Родители окрестили Александра, когда он еще  был младенцем. С самых младых ногтей Саша понимал свое высокое назначение христианина. В августе 1979 года по окончании средней школы он поступил на работу в  Почаевский Свято-Успенский мужской монастырь стекольщиком-реставратором; когда же рабочий день заканчивался,  выполнял различные послушания, возложенные на него экономом монастыря. Там, в монастыре, началось глубокое воцерковление раба Божьего Александра.

Интересный штрих. В апреле 1980 года молодой человек был призван на воинскую службу в ряды Советской Армии. С просьбой благословить на исполнение воинского долга он подошел к эконому монастыря архимандриту Питириму (Старинскому), ныне здравствующему Митрополиту Николаевскому и Очаковскому. Архимандрит Питирим с любовью дал свое святительское благословение, которое помогло тому, что он «по Божией милости  и вере в Бога успешно отслужил двухлетний срок воинской службы» (строка из автобиографии).

   Почаевская обитель – с душой произносит отец Александр, — мой горячо любимый духовный дом.  Под его молитвенным покровом я трудился еще в совсем юные годы. С тех пор отложилось в сердце почитание почаевских святынь. Приезжая в монастырь, обязательно прикладываюсь к мощам  преподобного Иова, первого игумена Почаевской обители, преподобного  Амфилохия, пастыря и чудоцелителя Святой горы Почаевской.

Кстати, иконы этих святых можно увидеть во временном храме в честь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в городе Свердловске.

По окончании 2-го курса Одесской Духовной Семинарии, а именно, 15 апреля 1985 года, в понедельник Светлой Седмицы, в Свято-Троицкой  церкви Александрийского Подворья г. Одессы Александр Притула был рукоположен Митрополитом Одесским и Херсонским Сергием в сан диакона, а   22 мая 1985 года – в сан священника…

На земле Луганщины отец Александр с декабря 1985 года.  Церковь, в которой он начал свое служение, — Свято-Никольский храм, ныне Свято-Николо-Владимирский кафедральный собор в городе Свердловске.

  Прихожане быстро обратили внимание на молодого священника, внимательного и отзывчивого, скорого на помощь и сердечную молитву. Не удивительно, что люди, которых духовно окормлял батюшка, стали ходатайствовать  перед владыкой о том, чтобы доверить ему организацию общины в поселке Шарапкино. Владыка, ко Дню Святой Пасхи в 1990 году наградивший наперстным крестом отца Александра, удовлетворил прошение народа.  25 сентября  1991 года батюшка был назначен на настоятельское служение в будущий Свято-Петро-Павловский храм г. Свердловска (Шарапкино).  Через несколько дней состоялась закладка фундамента новой церкви, а в январе  1992 года, в праздник Рождества Христова, в сооружаемом здании прошло первое богослужение.

   Окна были забиты полиэтиленовой пленкой, крыша временно покрыта рубероидом, сквозь щели иногда пролетал снег, но мы служили и никто, ни мы, священство, ни собравшиеся на богослужение прихожане, не ощущали холода, — вспоминает отец Александр. – Такая радость у всех у нас была от осознания возрождения православной святыни.

Заметим: от момента закладки фундамента до первой литургии в храме прошло неполных четыре месяца. В чем секрет такого высокого строительного темпа?

— Я всегда уповал на помощь Божию, — говорит священник. – Главное – веровать, молить Господа, чтобы помог исполнить задуманное. И не сомневаться, что это сбудется. Ибо «по вере вашей да будет вам» (Матф. 9:29).

По словам отца Александра, к моменту начала строительства  проект храма отсутствовал, потому что не было денег, чтобы его сделать. Как же выходили из положения?

— Я брал карандаш, бумагу, делал наброски, потом делал макет из пластилина, — рассказывает отец Александр, — показывал  его старичкам-строителям, они что-то советовали в свою очередь и когда всем все было понятно, приступали к работе. Строительного опыта на ту пору у меня не было. Но я был уверен: Господь подскажет, как надо строить…

В мае 1994 года завершилось основное строительство  храма. В июне того же года было начато внутреннее оформление и роспись стен. Этот нелегкий, но благодатный  труд взял на себя известный луганский художник Александр Бондаренко. Он же оформлял иконостас, делал колонны, производил лепные работы.  В 1995 году к зданию храма провели газопровод. В июле 1999 года к престольному празднику первоверховных апостолов Петра и Павла благоустроили  территорию,  проложили асфальтированную дорожку, чтобы было удобно совершать Крестный ход вокруг храма. 6 ноября 2001 года, на праздник иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» высокопреосвященный Иоанникий, архиепископ Луганский и Старобельский,  освятил престол и сам храм. Приезд правящего архиерея был приурочен к 10-летнему юбилею  Свято-Петро-Павловского храма.  Владыка благословил день памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» почитать как второй престольный храмовый праздник.

С внешней стороны и изнутри Свято-Петро-Павловский храм в г. Свердловске мне напомнил Свято-Петро-Павловский кафедральный собор в г. Луганске. Только размерами  поменьше.  Между тем работы в храме по его благоустройству не прекращаются. Отец Александр показывает мне новую просфорную и отремонтированное помещение для занятий в воскресной школе.

    Как младенец принимает крещение и рождается духовно, освящаясь Божественной благодатью, так и храм  при его освещении, обновляется, очищается и наполняется Божией благодатью, — говорит батюшка, — чтобы впоследствии благодать эта освещала всех приходящих  на молитву и богослужение.

   Белые стены тянутся в небо

Свято-Петро-Павловский храм, как признался сам отец Александр, был его первый строительный опыт.  И опыт успешный. Во время строительства церкви раскрылся многогранный  талант батюшки – строителя, архитектора, организатора. И отец Александр, памятуя притчу Спасителя о талантах, просто не имел права останавливаться на том, что уже сделано во славу Божию…

В мае 2008 года по благословению правящего архиерея протоиерей Александр Притула организует общину и оформляет необходимые для новообразованного прихода в честь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Свердловске. 25 августа сего же года он получил Указ на настоятельское служение в новостроящемся храме Рождества Иоанна Предтечи.  В 2009 году было освящено место под строительство храма, а 3 июля 2010 года Высокопреосвященным Иоанникием, митрополитом Луганским и Алчевским был освящен первый камень и заложена капсула с грамотой в основание фундамента храма. Казалось бы, пяток хронологических  строчек о строительстве храма. А ведь за каждой из них – труд и труд, переживания, бессонные ночи. Не все шло легко и просто.  Возникало множество трудностей. Но Господь помогал их преодолевать.

Как рассказал отец Александр, больше года заняло оформление документов на отвод земли. Дав устное согласие на строительство храма, власти не торопились оформить его  на бумаге. Стали спрашивать, за какие средства будет вестись строительство. «Господь пошлет благотворителей на это благое дело, — отвечал  отец Александр. – Построили мы Свято-Петро-Павловский храм. И Предтеченский с Божьей помощью построим».

Так, видно, Богу было угодно, что  решение вопроса о выделении земли подтолкнуло желание властей города установить поклонный Крест в память о жертвах Голодомора. Руководство города обратилось к батюшке с просьбой разрешить установить Крест на территории Свято-Петро-Павловского храма.  Отец Александр обратился за благословением к владыке, владыка благословение дал, и  Крест  был установлен. По окончании торжественной церемонии освящения Креста батюшка напомнил мэру о его согласии выделить землю под строительство Свято-Предтеченского храма. «Скоро состоится сессия городского совета, — ответил городской голова. – Вы, батюшка, на нее приходите. Выступите. Как проголосуют депутаты, так и будет». После выступления отца Александра депутаты единогласно проголосовали за то, чтобы выделить землю под новый храм.

Отец Александр от всего сердца благодарит всех, кто помогает в его возведении. Особая благодарность  – благочинному Ровеньковского округа, нынешнему секретарю Ровеньковской епархии протоиерею Григорию Устименко, который пожертвовал общине нового прихода металлический модуль, находившийся в его ведении. Модуль разобрали и по частям перевезли на новое место, где вновь сварили и оборудовали под временный храм. Сегодня это отапливаемое, приспособленное для совершения богослужений помещение, в котором одновременно могут молиться до 70 человек.

   

Буквально в пятидесяти метрах от него в небо возносятся белые стены строящегося храма. Идем на стройку. Обращаю внимание на штабеля с белым облицовочным кирпичом. Батюшка, перехватив мой взгляд, догадывается, о чем  я хотел бы его расспросить.

— Однажды был у меня разговор с одним священником, с которым мы почти в одно и то же время начинали строительство. Он у себя, я — у себя.  Но я построил, а у него  не готово. Тогда я спросил его: «Почему ты не строишь?» «Жду, когда объявятся благотворители», — услышал в ответ. «Э, нет, так не годится, — возразил ему я тогда. – Это все равно, что ждать у моря погоды».

Отец Александр объясняет, что когда начинал строительство, собрал все что было, все пожертвования, которые люди на праздники престольные передали, и вложил их в стройку. Что-то получилось. А когда получается, Господь обязательно приходит на помощь, и посылает добрых людей, которые жертвуют на благое дело.

    Я всегда говорю прихожанам: «Дорогие мои! Давайте начнем. Господь сам будет строить через наши руки». Так было в случае со строительством Свято-Петро-Павловского храма, так и сейчас получается, когда ведется строительство Свято-Иоанно-Предтеченского храма.

Действительно:  факты говорят сами за себя. В 2010 году полностью сделан фундамент. В 2011 году – уровень стен достиг второго этажа. В 2012 году  завершили алтарную часть.

— В 2013 году  строительный сезон откроем после Пасхи, говорит отец Александр. – Даст Бог – перекроем крышу. К этому добавлю: всем сердцем я желаю, чтобы храм в честь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна стал еще одной яркой звездой в диадеме Божьих храмов Свердловска.

Проводники Божьей благодати

Даже когда нет службы, отцу Александру редко доводится побыть одному, наедине со своими мыслями. Один идет к нему испросить благословения на дальнюю поездку, другой поделиться житейскими неурядицами, третий рассказать о планах на будущее. Когда мы спустились со стен строящегося Свято-Иоанно-Предтеченского храма, к нам подошел, как сам же представился, «раб Божий Александр». И пока батюшка беседовал с прихожанкой, новый знакомый поведал мне свою историю.

Десять лет назад в жизни этого человека, как принято говорить, наступила «черная полоса». Умерла мама, мужчина остался один. Стал выпивать, деньги, что зарабатывал, сдувало, как ветром сухие листья.  Самое ужасное, что его стали преследовать галлюцинации, какие-то «подземные» голоса. «Сейчас к тебе домой придет такой-то человек», — вещал  голос. И точно – через несколько минут приходил этот знакомый…  Александр оказался на больничной койке. Но самое страшное было даже не это, а то, что главврач сказал, что с психикой у него все в порядке. «Чьи же это были голоса?» — воскликнул Саша. Врач многозначительно промолчал…

Когда бедняга вышел из больницы и познакомился с отцом Александром,  то понял, что то были голоса демонического толка. Александр завязал со спиртным, бросил курить, стал часто посещать в церковь. Жизнь постепенно наладилась. Отец Александр Притула – его духовник.

Есть и иные истории, передаваемые в народе из уст в уста. Отец Александр о них рассказывать не любит, но знают прихожане, о силе священнической молитвы, о том, что всегда откликнется настоятель на их просьбы, а на слова благодарности у него ответ известный всем:

«Не я помог, — говорит отец Александр, – а Господь Бог. По Вере вашей воздается вам».

Истинно так.  Господь –Тайнозритель  знает помышления наших сердец, и если видит, что делаем доброе, вознаграждает милостью Своею. Наверное, только этим можно объяснить появление в храме Петра и Павла старинного списка Феодоровской иконы Божьей Матери, почитаемого прихожанами, как чудотворный. История этого списка началась тринадцать лет назад. Как-то раз пришел к отцу Александру  человек, назвавшийся рабом Божьим Юрием, с иконой в руках и вопросом, где ее можно отреставрировать. Из разговора с Юрием узнал батюшка о том, что не дает покоя человеку. Как тот признался, четыре года они с женой ждут детей и все никак не дождутся. «Не волнуйтесь. Все устроится с Божьей помощью», — сказал ему тогда священник и взял икону отдать на реставрацию.  Прошло время. Отреставрированную икону Юрий и его супруга повесили в красном углу, а в положенный срок у четы родился мальчик, которого назвали Илюшей. Юрий снова пришел к батюшке. «Чувствую, икона благодатная, — сказал он отцу Александру. —  Перед ней мы молились и получили просимое. Хочу передать ее в храм. Пусть не только мне, но и людям помогает». После этого у Юрия родилась дочь. А потом еще дочь…

В благодарность Юрий пожертвовал деньги на киот, в который кроме списка с иконы Божьей Матери «Феодоровская»  помещены икона Спасителя, икона Божьей Матери «Ахтырская», икона Божьей Матери «Почаевская» и икона Богородицы «Всецарица»…

— Я хочу, чтобы было понимание: не мне раб Божий Юрий отдал чудотворную икону. Он передал ее в  дом Божий. Священник же – всего лишь инструмент в руках Господа. Если провод не подключен к источнику питания, мало в нем пользы. Но если бежит по проводу ток, значит он работает. Когда священник служит, то становится проводником благодати Божьей. И когда к нему приходят люди, они должны  молиться: «Господи, через уста священника дай нам вразумления!»

Отец Александр часто вспоминает слова одного батюшки, сказанные по радио в беседе с директором детского сада. «Я просто лопата в руках Господних», — сказал тогда священник, — и через эту лопату Бог дарует Свою благодать».

Быть лопатой в руках Господа. В этом видит свое призвание, свою миссию отец Александр. И, будучи обличенным полномочиями благочинного округа, старается, чтобы это понимали приходские священники.

В Михайловском благочинном округе, названном так в честь храма Архистратига Михаила, что в  городе Червонопартизанске, 12 приходов.  За два месяца своего служения на поприще благочинного отец Александр побывал во многих из них. Он хорошо знаком с особенностями жизни приходов, знает их настоятелей, абсолютное большинство которых свое пастырское служение начинали на его памяти.

— Приятно, что каждый священник на своем месте, — говорит отец Александр, — что стремится ревностно служить Богу, православному народу. А еще приятно то, что в лице нашего правящего архиерея видишь достойный пример служения на ниве Христовой. Следуя мудрым архипастырским  распоряжениям владыки, стараюсь действовать так, чтобы в благочинном округе не было разногласий, чтобы в нем царили мир и взаимопонимание, и каждый приход, каждый храм окормлялись по мере возможностей.

Большое впечатление на отца Александра, клира и прихожан произвело посещение владыкой Пантелеимоном  Свято-Петро-Павловского храма, состоявшееся 26 февраля 2013 года.  Преосвященный отслужил Божественную литургию, во время которой произнес трогательную всех взволновавшую проповедь.  После общения с владыкой прихожане подходили к отцу Александру и говорили, что они благодарят Бога за то, что послал им такого благочестивого архиерея…

Есть такое выражение: лучшее зеркало человека – его дети. У отца Александра четверо детей. Младшая дочь пока что учится в школе, а  сыновья пошли по стопам отца: Николай и Василий служат вместе с отцом в Свято-Петро-Павловском храме, а старший Димитрий в марте был назначен благочинным Краснодонского округа.

— Я вижу: Господь дает сыновьям силы, дает им мудрость достойно нести крест христианского служения и это наполняет мое сердце радостью, что посеянные семена дали добрые всходы.

В заключение нашего общения протоиерей Александр Притула обратился с просьбой опубликовать в газете следующее обращение к православным читателям:

«В нашем богоспасаемом городе Свердловске, городе трудовой шахтерской славы, великой истории и богатых традиций, продолжает строиться храм в честь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Будем благодарны любой помощи в этом святом богоугодном деле.

Божье благословение да будет с вами всегда!»

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Май