[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
    Село Красное, а до 1930 года оно называлось Церковное, расположено в живописной гористой местности, в двадцати шести километрах от Луганска, между селом Новосветловка и городом Краснодоном. В далеком 1870 году определением Священного Синода Русской Православной церкви по ходатайству его жителей, а также жителей ряда близлежащих сел, на их пожертвования, был возведен храм в честь празднования Введения во Храм Пресвятой Богородицы. К сожалению, имя архитектора этого великолепного сооружения осталось неизвестным.

Этот храм отличала особая архитектура – он был выстроен из красного кирпича в виде креста, а кирпич доставлялся на подводах из Ростовской области с завода известного в то время заводчика Балашова и был такого качества, что даже через сто лет забитый гвоздь входил в него, как в дерево. Храм был украшен позолоченным куполом и колокольней с одиннадцатью медными колоколами, звон которых разливался по всем близлежащим селам. Служили в храме один священник и один псаломщик – так было положено по штату. Во времена, когда создавался Свято-Введенский храм, никто из его многочисленных прихожан, а церковная община насчитывала тогда более тысячи человек, и предположить не мог, сколь трагичной будет его судьба, впрочем, как и судьбы его священнослужителей…

…В 2001 году из села Красное в Луганскую епархию от лица православной общины приехали его жители Василий и Раиса, они обратились с просьбой к  Владыке Иоанникию не просто прислать священника в их сельский храм, но чтобы именно отец Андрей Дубина взялся его окормлять. До этого там уже было восемь священников, но как-то не сложилось…

«Владыка Иоанникий – мудрый пастырь, очень добрый, и так умел попросить, что ему не откажешь, – признается отец Андрей. – Когда мы приехали, на это зрелище было жутко смотреть – храм был просто разрушен, кроме того, он довольно долго использовался как склад для хранения аммиака, запах был такой, что невозможно было в него войти. Три с половиной метра грунта мы снимали в храме, а стены счищали – где пять, а где и десять сантиметров, потому что все это пропиталось аммиаком – все это мы счищали и вывозили. В то же время в месте алтарной части совершались богослужения. Мы проем заложили шлакоблоком, соорудили печку, потому что холод был там просто дикий. Раз в неделю служили. Конечно, сложно было – повсюду зияли дыры, холод, сквозняк, руки примерзали прямо к чаше. Со временем окна пленкой затянули, чтобы хоть как-то было теплее. Так потихоньку и восстановился храм. Ушло более трех с половиной тысяч кирпича на один только проем, пробитый в стене. Как нам стало известно, когда храм разрушали, его тросами два трактора выпиливали, колокольню пилили, растащили дверные, оконные проемы, полностью снесли главный купол – было это в 1957 году…»

Поскольку в храме служить было очень холодно, неподалеку от него был приобретен частный дом – сельская усадьба. Там была старая конюшня, еще панская, ее привели в порядок и сделали там трапезную. Отец Андрей мечтал создать здесь монастырское подворье. «Многие смеялись над моими планами относительно создания здесь обители, но я мечтал об этом, хотя на тот момент забора даже не было вокруг нашего домика», – рассказывает батюшка.

Но с Божьей помощью и твердой верой все возможно – постепенно храм был восстановлен и сегодня, как и прежде, поражает своим великолепием.

В этом храме большинство икон с образом Пресвятой Богородицы. Первый ряд алтарных икон – это разнообразие ликов Божьей Матери, а второй –  изображения явлений Пресвятой Богородицы святым угодникам Божьим. Архитектурно храм разделен на два предела. Два боковых алтаря по благословению владыки Иоанникия освящены в честь образов Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и «Всецарица».

«Всецарица» к нам имеет прямое отношение, ведь мы «вышли» из храма Пантелеимона Целителя, расположенного на территории Луганского онкодиспансера, а покровительницей и помощницей в преодолении этого заболевания является как раз «Всецарица», поэтому сюда приезжают онкобольные, мы вместе молимся и просим об их исцелении», – рассказывает старшая сестра Свято-Ольгинской обители матушка Марина.

Центральный алтарь, созданный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, поражает своим великолепием. Деревянные его детали выполнены собственными мастерами-столярами, а живописные иконы – луганским мастером-иконописцем Владимиром Тарариным, который пишет иконы для всех храмов Свято-Ольгинской обители.

Сестры трепетно заботятся о могилках, находящихся на территории храма. «Это могилка протоиерея Диамида Винника, который служил здесь, был его настоятелем и принял мученическую смерть тут же, на территории храма в те самые страшные времена, в 1955 году его застрелили, – рассказывает матушка Марина. – Он был батюшка прозорливый и знал о том, какая участь его ждет, даже сказал как-то своей внучке, что его убьют… А здесь, за оградкой, похоронена его матушка Анастасия. Она очень любила церковное пение… Это две могилки наших сестер – наши первые ласточки улетели в свои небесные обители… А это две могилки клириков нашего храма – отца Георгия и отца Владимира. Мы ходим в храм, молимся о них и хотим, чтобы они были рядом с нами…»

…В одном из ближайших сел – Андреевке – до революции было поместье подполковника Милутинова. Совсем молодой ушла из жизни его жена. Безутешный супруг установил на ее могиле плиту с такими словами: «Несравненной супруге и верному другу моему подполковнице Елене Андреевне Милутиновой, скончавшейся 1828 года июня 20 дня на 34 году от рождения.

Вечная могила, где нежный друг мой почиет,

земная утроба дражайший прах твой приняла.

Супруг и друг о ней всечасно слезы льет.

Почто, немилосердная судьба, ты воплям моим не вняла?

В жизнь мою не буду я тебя уж больше зреть,

от горести и слез желал бы я стократно умереть,

желал бы я к тебе в тот мир переселиться,

чтобы, о нежный друг ты мой, навек с тобой сродниться.

Приют твой каждый день усердно посещаю

и хладный камень гробовой слезами орошаю.

Покойся, милый прах, до радостного утра…»

«Жители села Красное попросили нас сохранить эту плиту, поэтому она сейчас покоится на подворье храма, – рассказывает матушка Марина. – Недавно приезжал один военный, сам он родом из села Андреевки, и сказал: «Я помню, эта плита лежала у нас в конце огорода. Ее дедушка засыпал песком, чтобы сохранить склеп, ведь его неоднократно хотели раскрыть, думая, что там хранятся сокровища». Удивительно то, что слова, выбитые на плите, которые были неясны, проявились однажды на рассвете. Так мы узнали о рабе Божьей Елене. Эти слова мы разобрали именно 20 июня, то есть, в день ее кончины, помолились за рабу Божью Елену, поставили свечечку. Подворья Милутиновых уже не существует, но плита там оставалась долгое время, она покрывала склеп, который, к сожалению, как и прах, не сохранился. Но мы сохраняем плиту, и теперь молодожены, которые приезжают на венчание, или супружеские пары, которые посещают храм, бывают у этой плиты, которая стала своеобразным символом  чистой, верной и трогательной любви».

 Сестры                                                                                                        

Свято-Ольгинская обитель, в честь Святой княжны Ольги, получила статус монастыря в Луганске 25 апреля нынешнего года. Ранее это была община, именно сюда и пришла матушка Марина тринадцать лет тому назад послушницей. Тогда ей было двадцать четыре года. Через три года она приняла постриг, а в мае нынешнего года по благословению владыки Митрофана была назначена старшей сестрой монастыря. У матушки Марины много забот – она отвечает и за монастырь, и за подворья, и за сестер, за исполнение послушаний. Умная, живая, молодая, красивая… Невольно возникает чисто мирской вопрос: что заставило ее оставить мир и уйти в монастырь? Матушка не смущается – впечатляет твердость духа и убеждений, спокойствие и уверенность, которые сопровождают ее ответ: «Когда у монаха спрашивают, почему он ушел в монастырь, монах обычно отвечает: в монастырь не уходят, а приходят. Быть монахом – это призвание, в каждом роду должны быть молитвенники за этот род, поэтому не стоит удивляться, если кто-то из семьи принимает такое решение. Может, он почувствовал свое призвание и идет по своему пути, который ему был предопределен еще до его рождения, что он не будет заниматься ничем иным, как только служением Господу. Это самое почетное и самое трудное из всех назначений человека при его жизни на земле, ну и, конечно, мы должны с любовью, трепетом и страхом служить нашему Господу. Когда я разговариваю с сестрами о том, как каждая из них пришла в монастырь, то начинаю понимать, что нет случайности, какого-то совпадения, что именно в этом монастыре должны были оказаться именно эти люди. Ни один человек случайно не попал сюда, и в этом я вижу глубокий промысел Божий: то одна сестра сказала, что после смерти мужа хотела бы прийти в этот монастырь, то другая высказала такое желание, еще не зная об этом монастыре… Если человек направлен в эту сторону, никогда не нужно осуждать, насмехаться, злорадствовать, потому что мы порой не знаем, каким промыслом направляется жизнь каждого из нас…»

Живут сестры в разных подворьях, каждая несет свое послушание, а в целом в монастыре около тридцати сестер. Есть также монастырский храм в Антрацитовском Благочинии. Сестры встречаются на богослужениях, посещают друг друга, но каждая несет свой крест на том месте, где поставил Господь.

В Свято-Борисо-Глебском подворье монастыря, что в селе Новоанновка Краснодонского района, расположен храм Страстотерпцев Бориса и Глеба, у их иконы молятся обычно, чтобы не было ссор, междоусобных споров, распрей, раздоров. Сестры приезжают сюда для совместной молитвы на богослужение. Жители села имеют возможность постоянно посещать этот храм, бывать на службах. Радостное ощущение светлого праздника оставило у жителей Новоанновки  Пасхальное богослужение, а 15 мая отмечался праздник Перенесения мощей Святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

В Свято-Борисо-Глебском подворье сейчас пребывает матушка Иллария.

«Я здесь не очень давно, – рассказывает матушка, – бываю периодами, два года назад была здесь в течение полугода, и вот с августа месяца снова здесь. Сама я из Луганска, а в монастыре – с 2002 года. Пришла сюда, потому что захотелось такой молитвы, чтобы уже не отвлекаться на другие дела, да и возраст, наверное, сыграл свою роль. Дети уже определены в жизни, я уже свободна, потому и приняла такое решение. Сначала дети не поняли моего выбора, но со временем примирились. В храм они ходили и раньше, так что понимание между нами, в общем, было. С детьми мы общаемся, у меня дочь Татьяна, зять Николай, внучка Евгения, которой 19 мая исполнилось 20 лет. Рада, что у них все благополучно, а сама хочу быть ближе к Господу Богу и служить Ему».

Свято-Введенское подворье – главное подворье монастыря. Здесь расположено монастырское хозяйство – птичник, коровник, поля и огороды. «Мы сюда приехали в 2001 году, рассказывает старшая по подворью матушка Ульяна. – Поначалу было приобретено одно подворье и все мы – и послушницы, и матушки жили в помещении, оборудованном в бывшей конюшне. А в 2007 году приобрели соседнюю усадьбу и заложили фундамент того помещения, которое вы сейчас видите. Строительство закончилось в 2010 году». А видим мы огромную, просторную и очень уютную трапезную на первом этаже, в которую попадаешь, сделав лишь первый шаг на территорию монастыря – и создается впечатление, что тебя здесь ждали, рады видеть, готовы накормить, обогреть, выслушать… Второй этаж занимают кельи и гостиничные комнаты, а также необходимые бытовые помещения, отделанные и оборудованные в соответствии с новейшими требования времени – кафельные стены в бытовых комнатах, бойлер, душевая кабина, стиральные машины-автоматы. В здании для обогрева установлены конвекторы, есть газовое отопление, и на всякий случай – обычная печка.

Для приезжих имеется гостиница на сорок человек. В этом есть особая необходимость, ведь приезжают сюда и помолиться, и потрудиться, и обрести душевное спокойствие паломники со всей Украины – из Полтавы, Харькова, Енакиево, Горловки, и даже из Закарпатья.

В отдельно стоящем домике, который выглядит, как обычная сельская хата с  уютным ухоженным двориком, поселились самые старшие по возрасту сестры – им нелегко ходить по ступеням в общем корпусе.

На монастырских огородах выращиваются картошка, помидоры, огурцы, тыква, капуста, лук, морковь, свекла – всеми необходимыми овощами сестры в состоянии обеспечить себя сами, а крупы закупаются.

В настоящее время на подворье уже возведены стены молочного цеха – планируется перерабатывать собственное молоко в молочную продукцию. Есть собственная, необходимая для ведения хозяйства техника, нужно ведь и сено для животных заготовить, и стройматериалы перевезти.

У тех, кто побывал в монастыре на послушании, меняется мировоззрение. Ведь сюда не приезжают случайно – как правило, приводят сложные жизненные обстоятельства, уныние, скорби… Но потрудившись, усердно помолившись, приняв Причастие, человек как будто приходит в себя, находит для себя жизненно важные ответы – Господь обязательно подкрепляет.

На подворье есть домовой храм в честь Иоанна Крестителя, который был устроен по благословению владыки Митрофана, первая служба состоялась в нем 20 января нынешнего года. В храме читаются утренние, вечерние молитвы и молитвенное правило.

Монастырь объединил сестер самого разного возраста, у каждой из которых свои привычки, свой характер.

«Вот мы в монастыре и учимся послушанию и смирению, чтобы нас терпели, и чтобы мы терпели», – говорит матушка Ульяна. Она пришла в монастырь в 2002 году. Сначала была послушницей, а через полгода стала инокиней.

Ни для кого не секрет, что в монастырь приходят из мира. Так каким же видится теперь мир им, решившим посвятить свою жизнь исключительно служению Богу? Многие говорят: слава Тебе, Господи, что я здесь, в этих стенах. И еще можно услышать: если бы можно было, я бы ушла раньше. Мало людей, которые хотели бы вернуться к мирской жизни. Конечно, бывают сложности, и сомнения одолевают, но, как правило, это быстро проходит, потому что, как говорят сестры, здесь есть крепость духовная, и выйти на брань с врагом одному – это одно, и совсем другое дело, когда рядом с тобой сестры и молитва твоего духовного отца, и ты знаешь, что защищен духовно, что получишь  поддержку и силы в брани со своим внутренним ветхим человеком. Но расти духовно можно и даже необходимо и в миру, бороться со своими страстями, недостатками, достигать добродетели каждый может так же, как и монах.

 Слава Страстям Твоим, Господи!

Если вспомнить, с чего начиналось восстановление Свято-Введенского храма в селе Красное, то просто трудно поверить, что за двенадцать лет был не только восстановлен старинный храм, отстроены помещения Свято-Введенского подворья Свято-Ольгинского женского монастыря, но еще и создан уникальный храмово-монастырский комплекс в честь Страстей Христовых, аналогов которому нет не только в Украине – и об этом можно говорить с большой долей уверенности. Цель создания этого комплекса – рассказать, а значит, постоянно помнить о последнем пути Спасителя. Побывавшие здесь школьники назвали это место Краснянской Голгофой.

Строительство храмово-монастырского комплекса началось в 2007 году, на расположенной недалеко от Свято-Введенского храма и подворья горе. Отцу Андрею очень нравится это место, к тому же здесь, на горе, любил когда-то уединяться для молитвы погибший за веру настоятель Свято-Введенского храма батюшка Диомид.

Комплекс представляет собой ряд часовен, которые объединены лестницей,  символизирующей земной путь Спасителя, последние дни его земной жизни,  названной Православной Церковью Страстной Седмицей. Лестница – это символический  путь Спасителя на Голгофу, а часовни символизируют дни его последней недели. Часовни отстроены, но еще не оформлены. В них планируется размещение икон, рассказывающих о событиях каждого дня  Страстной Седмицы. И все же в часовнях в нынешнем году уже проводились службы, определенные часы богослужений по дню недели. В дальнейшем в них можно будет совершать требы и другие богослужения. Часовни будут наполнены иконами и лампадками. Их можно будет посещать всем желающим, молиться. Особая часовня двухэтажная, верхний этаж – в память о Среде, а внизу – Суббота, в этот день во гроб было положено тело Спасителя, поэтому в нижнем этаже, имитирующем пещеру, будет установлен Гроб Господень. Крышка Гроба Господня с изображением Плащаницы, образом  Христа, уже изготовлена из величественного черного мрамора жертвователями храма и пока хранится в Свято-Введенском храме. Стоит отметить, что ни одна часовня не повторяется по своей архитектуре.

«С каждым днем Страстной Седмицы мы поднимались все выше, к самому Кресту», – рассказывает матушка Марина, вспоминая предшествующие празднику Пасхи службы.

Установленный на горе Крест символизирует распятие Христа. Сам по себе он представляет грандиозное сооружение, высотой в одиннадцать метров, а еще пять с половиной метров вмонтировано в землю. Под ним заложено множество святынь православного мира, в том числе – частицы мощей Преподобного Серафима Саровского.

«Люди приезжают сюда, прикладываются, просят о помощи. В 2009 году состоялось освящение Креста протоиереем Василием Сомиком, было огромное празднество, торжество, на котором присутствовало около семисот человек из разных областей и районов нашей области», – вспоминает матушка Марина.

Венцом уникального комплекса является величественный храм в честь Воскресения Господня. Он пока еще в процессе стройки, но службы в нем уже совершались. Это будет храм нагорного мужского монастыря. Здесь уже отстроен административный корпус монастыря, а также корпус, где будут расположены кельи для братии, подсобные и хозяйственные помещения.

«Был уже монашеский постриг двух послушников-мужчин отца Нектария и отца Власия», – сообщает матушка Марина.

Есть один интересный момент: терновый куст, который расположен прямо у подножия Креста, рос здесь очень давно, когда не было еще ни Креста, ни монастыря. Когда по горе прокладывались ступени, а делалось это с учетом рельефа местности, никто не знал, где закончится последний пролет сооружаемой лестницы, а вышел он, Божьим Промыслом, как раз к терновому кусту. Это весьма символично, ведь Господу был надет терновый венец. Куст у подножия Креста, символизирующего распятие Спасителя, напоминает нам об этом. Куст очень красив во время цветения, и под ним расположена огромная живописная икона «Снятие Спасителя с Креста».

А еще матушка Марина рассказала об уже сложившейся у сестер традиции: «Когда мы идем по ступенькам ко Кресту, у нас принято говорить такую краткую молитвочку: «Слава Страстям Твоим, Господи!» Этой молитвой мы прославляем Страсти Христовы, те мучения, те страдания, которые претерпел за нас наш возлюбленный Спаситель. Читать можно ее в любое время».

Говоря о целях создания комплекса, матушка Марина отмечает: «Часто к нам  приезжают дети из Краснодона – как из воскресной, так и из общеобразовательных школ. Они с большим удовольствием идут по этой лестнице со свечками, видно, что они получают такой духовный заряд, просто радостно смотреть на них. Надо отметить, что лестница, не считая боковых ступеней, ведущих к часовням, имеет 370 ступеней. Частые гости у нас – паломники из Полтавы. Мы рассказываем им о тех событиях, которые происходили во все дни Страстной Седмицы, по сути, они у нас в памяти всегда, нужно только это понимать. К примеру, во вторник за богослужением в этот день недели читается Евангелие о десяти девах, которые готовились встречать своего жениха, но не у всех оказалось достаточно елея в светильниках. Как можно перенести смысл этой притчи в наши дни? Каждый должен помнить, что он собирает в течение жизни елей своих добрых дел, его должно быть как можно больше, чтобы мы не дали своим светильникам, то есть своей душе погаснуть. Нужно, чтобы душа творила добрые дела, чтобы наш светильник не угас…»

Трудно поверить, что дикая каменная гора трудами и молитвами людей превратилась в райский уголок на земле. Здесь разбиты клумбы со множеством цветов, благоухают великолепные розы. Высажено около трехсот фруктовых деревьев и кустарников – яблони, груши, абрикос, черноплодная рябина, двести  декоративных  деревьев – сосны, каштаны, черемуха. Чтобы обеспечивался постоянный уход за насаждениями, было пробито три скважины, глубина одной из них –  девяносто семь метров. Площадь комплекса, которая занимает около пяти гектаров, уже огорожена, проведено освещение. Трудно даже представить,  сколько здесь положено моральных, душевных, организационных, практических трудов и средств.

Одна из паломниц, побывав на горе, сказала: «Я ощутила себя на краю неба».

Наверное, в этом и состоит основной смысл духовного и практического делания отца Андрея, всех священников, сестер Свято-Ольгинского женского монастыря, прихожан, паломников и жертвователей, потрудившихся над созданием этого грандиозного комплекса, чтобы те, кто ощущает себя на краю жизни, незримым Промыслом Божьим вдруг ощутили, что они – на краю неба…

                                                                                                            Елена Ходус, корреспондент «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Июль