[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Меловской благочиннический округ – самый отдаленный в Луганской епархии и расположен на границе с Россией. По площади он самый маленький и почти что самый малочисленный. То-то и удивительно, что в округе активно ведется восстановление храмов, и каждое село окормляет священник. Чтобы разобраться в сути процессов, происходящих в округе, надо знать благочинного протоиерея Игоря Захаркина и священников, которые с ним служат, точнее, принципы, по которым они живут, их позицию жизненную и христианскую.
Отец Игорь – не только благочинный округа, но и настоятель сразу трех храмов – Благовещенского в поселке Меловое, храма в честь Петра и Павла в селе Великоцк и храма Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа в селе Новострельцовка.
Отправляясь в командировку, я брал билет до Мелового. Но по просьбе отца Игоря вышел на остановке в Новострельцовке. На пороге храма в честь Нерукотворного Образа Иисуса Христа встретил меня батюшка. Храм небольшой, но очень ухоженный, засаженный яркими цветами, находится на возвышенности, рядом с дорогой. К зданию, выкрашенному в небесно-голубой цвет пристроена колокольня, по одному взгляду на которую, можно догадаться, что она совсем новая. Батюшка встречает радушно, но разговор почти сразу приобретает несколько полемический характер.
Поскольку район — приграничный, а поселки Меловое (Луганская область) и Чертково (Ростовская область) разделены лишь железной дорогой, я высказываю предположение, что жителям соседних районов, в частности, верующим, из-за пограничного контроля трудно и неудобно пересекать границу.
— Для верующего человека, — веско замечает отец Игорь, — не должно быть вообще разговора о трудностях. Потому что на душе у верующего человека, идущего в храм, от их преодоления, должно быть радостно и светло. Половина нашего прихода в Меловом – граждане России. Переходя через мост, проходя пограничный контроль, они затрачивают какие-то силы. Но это воздается сторицей. Как Христос уничтожил узы ада, так уничтожаются узы границы, разделяющие единоверцев. Самый свежий пример – Крестный ход, с которым 24 мая, в день памяти святых учителей словенских Кирилла и Мефодия, верующие прошли по территории пограничных поселков.
— Мы шли через границу с хоругвями и иконами, пели псалмы. Это было событие поистине знаменательное, свидетельствующее о единстве двух братских народов, вышедших из одной Днепровской купели, единстве Пресвятой Православной Церкви. Здесь, на самой границе, мы как нигде ощущаем себя одной православной семьей. На границе молитва звучит особенно сильно.
Кстати сказать, вскоре после проведения Крестного хода батюшку посетили журналисты из московского корпункта французской газеты «Лемонд». Они узнали о Крестном ходе и попросили дать интервью. Отец Игорь сказал им о нравственных ориентирах, которые во что бы то ни стало должны сохранить православные люди, что заповеди Божьи – это конституция каждого православного христианина. «Жить по заповедям, — сказал отец Игорь французским журналистам, — значит жить по совести. Мы – Церковь Христова, столп, на котором держится небо».
Об этом же отец Игорь говорил журналисту «Православия Луганщины»:
— Церковь – это камертон, по которому настраивается человеческая душа. Если человек не имеет нужды в Боге, в молитве, в покаянии, он оправдывает и свой гнев, и осуждение ближних, и жадность, и своекорыстие. Он считает это нормой. Такому храм не нужен. Поэтому я часто говорю, что мы должны вернуться к нравственным истокам Святой Руси, к истокам нашей совести. Если осознаем это, то отсюда начнется спасение народа, духовное возрождение. Если не осознаем – то растворимся в народах, которые сильнее и многочисленнее…
— Батюшка, несколько слов о себе.
Родом протоиерей Игорь Захаркин из Краснодона. По словам батюшки, бывая всякий раз в Краснодоне, он испытывает чувство гордости за то, что учился в школе, где когда-то за партой сидел тот или иной молодогвардеец. «Патриотизм для краснодонцев было всегда словом очень важным». С 80-х годов будущий батюшка был прихожанином тех немногих храмов, которые действовали в Краснодонском районе. В 2006 году был рукоположен в дьяконы и год служил в Первозвановской мужской обители. Ее настоятель архимандрит Андрей (Нагибин) оказал на отца Игоря большое духовное влияние. В 2008 году батюшку перевели в Меловской благочиннический округ. А два года назад назначили благочинным. С тех пор отец Игорь не только руководит округом, но и является настоятелем трех приходов.
Отца Игоря я прошу рассказать, чем живет вверенный ему благочиннический округ. Батюшка начинает издалека.
— До революции в Меловском районе было 12 церквей. В каждом селе практически был свой храм. Церкви стояли одна от другой на расстоянии три – четыре километра. И когда звонили в колокола, колокольный перезвон на много километров стоял по реке Камышенской. Богоборческая власть оставили в память о себе одни руины. Поэтому одна из главных задач была и по сей день остается – восстановление храмов…
…Пять лет назад, а именно в конце 2008 года, отец Игорь принял полуразрушенное помещение, в котором когда-то был магазин. Батюшка вспоминает, что вначале люди просили, чтобы храм назывался в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но у отца Игоря на этот счет существовало другое мнение. Отец Игорь указывает на фотографию в красивой рамке, которая висит в храме на видном месте.
— Эта фотография хранилась в архиве, и мы попросили, чтобы нам ее передали на вечное хранение. На ней изображен Новострелецкий конный завод, а справа от него белеет величественная церковь. Это храм в честь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Церковь разрушили в 30-х годах прошлого века. Фотография напоминает нам о том, что мы потеряли. Наш храм, конечно, выглядит намного скромнее. Но все равно для нас — он правопреемник храма, некогда служившего украшением села. Владыка Иоанникий благословил, чтобы храм назывался также, как и его предшественник…
В доставшееся строение страшно было заходить – в таком запущенном состоянии оно находилось.
— Как и полагается, преобразования начали с молебна. Господь нас услышал …
Церковь строили всем миром. Штукатурили, белили, делали печку, перекрывали крышу… Кто-то пожертвовал чашки и тарелки, кто-то – мебельную стенку в трапезную. Собрали немного денег, купили доски и раб Божий Дионисий сколотил столы, которые накрыли скатертями из клеенки.
Одна из первых прихожанок Любовь Максимовна Пивень (в храме она несет послушание свечницы) вспоминает, как одна старушка пожертвовала стол. Его поставили во дворе, на месте спиленного дерева, все, кто участвовал в ремонте, в обед или после работы садились на чурочки и пили чай. «Чай в храме! Он был такой неповторимо вкусный! Я всегда буду вспоминать наши чаепития» — говорит Любовь Максимовна.
С первых же дней вокруг батюшки сформировалось ядро, состоящее из тружеников во славу Божию. Это Любовь Максимовна Пивень, Валентина Федоровна Гребенник, Людмила Николаевна Хворостян. Трудятся по хозяйству, убирают, топят, молятся, не стесняются ходить по домам и просить о помощи. Делают все с радостью, потому что видят достойный пример служения на ниве Христовой в лице отца Игоря.
— Батюшка наш, — говорит Валентина Федоровна Гребенник, — не чурался никогда никакой работы. Вместе мы пилили, штукатурили, красили, печку несколько раз перекладывали. Поэтому и храм наш становится краше с каждым днем.
Женщины вспоминают, как долбили бетон, носили песок и землю для цветника. И сегодня подножия храма, спуск до самой ограды – это живой ковер из цветов. И еще интересный факт: ремонтировать крышу церкви батюшке помогали три таможенника – три майора: два украинца, а один – россиянин. Конопатили, красили, все делали на совесть. «Это было глубоко символично, — сказал отец Игорь. – В этом труде Господь показал: все мы – одна православная семья».
Ходят в храм две прихожанки – Варвара Васильевна Супрун и Вера Васильевна Грузин. Их на приходе называют самыми молодыми – одной 88 лет, а другой – 86. Они помнят то время, когда разрушили старую церковь и с моста в реку выбросили всю церковную утварь. Бабушки вспоминают, что плач стоял по всему селу. А теперь старушки плачут от радости. Особенно когда слышат раскатистый голос нового колокола.
Любое богоугодное дело – магнит, притягивающий новых и новых людей. Когда храм начал благоустраиваться, у него стало больше жертвователей. В частности, на их пожертвования была построена колокольня, а семья Александра Ивановича Савчука пожертвовала колокол для новой колокольни. Кстати сказать, в то время Александр Иванович был прокурором района, помогал храму, чем мог, был прилежным прихожанином. Недавно он пошел на повышение – Господь зрит добрые дела и воздает сторицей.
Еще об одном жертвователе хочется сказать несколько слов. Тем более, история связанная с ним необычная, потому что вопрос стоял о человеческой жизни. Татьяне Исаенко врачи вынесли приговор: серьезное онкозаболевание. И тогда женщина возопила ко Господу, молила об исцелении и дала обет служить Ему, если Он пошлет Свою помощь. Два года она подвизалась в храме в честь Нерукотворного Образа, пела на клиросе. А еще – вышивала бисером иконы Спасителя, Богородицы, православных святых. Храму она подарила порядка 50 вышитых своими руками икон! Господь услышал молитвы рабы Божьей Татьяны, которая ходит в Первозвановский монастырь, но не забывает дорогу в храм к отцу Игорю…
29 августа на престольный праздник в честь Нерукотворного Образа Иисуса Христа храм в Новострельцовке посетил Высокопреосвященный Митрофан, Архиепископ Луганский и Алчевский. Владыка возглавил молебен, поздравил с праздником собравшихся, поблагодарил за служение и ознакомился с выставкой старинных церковных книг, которую подготовил протоиерей Игорь Захаркин. Во время командировки мне представился случай тоже взглянуть на эти книги.
Держу в руках самый крупный фолиант в толстом кожаном переплете – книга называется «Правильник». Год издания – 1856-й. В книге есть все, что необходимо для богослужения. К примеру, ключ Пасхалий, позволяющий рассчитывать, когда и в каком году будет Пасха. Книга «Патерик» еще старше. Она издана в 1818 году при императоре Александре Освободителе. Книга «Октоих» издавалась в годы царствования императрицы Елизаветы Петровны в 1849 году. Другие издания также имеют не только церковное, сугубо богослужебное, но и историческое значение.
— Наш народ всегда был православным, наш народ всегда был верующим, — говорит отец Игорь. — Некоторым изданиям более 200 лет, но они дошли до нас, не смотря ни на какие лихолетья. В этом Промысел Божий.
… От Новострельцовки до поселка Мелового рукой подать. Заходим на территорию храма Благовещения Пресвятой Богородицы. У входа нас встречают клирики храма иеромонах Николай (Ивакин), протоиерей Александр Гайдученко, диакон Евгений Хрущ, монахиня Елизавета (Лазарева). И сразу разговор заходит об истории храма, о сделанных в нем преобразованиях.
В следующем году храму исполняется 15 лет. Когда-то на этом месте был гараж для большегрузных машин. В 1996 году состоялось решение о передаче строения церкви.
-Строение находилось в очень запущенном состоянии, — рассказывает матушка Елизавета.- Но, помолившись, мы начали его потихоньку благоустраивать. Служили в строительном вагончике, а параллельно делали ремонт: засыпали смотровую яму, сделали полы, вставили окна и двери, провели отопление…
По словам клириков, второе дыхание у храма открылось с приходом отца Игоря. Храм расширили за счет пристройки, возвели колокольню, перекрыли современными материалами крышу, приобрели новые иконы, церковную утварь.. И также, как в Новстрельцовке, в Меловом у отца Игоря появились жертвователи. Удивительная история связана с колоколом, который установили совсем недавно – нынешней зимой.
— Известно, какие дорогие сейчас колокола, — рассказывает отец Игорь. – Скопили средства на колокол до 250 кг. Можно вроде бы заказывать. Но я в течение полугода не мог выйти на предприятие, где их отливают – Воронежский литейный завод «Вера». Однажды встретился с рабом Божьим Александром Нескоромным и рассказал о своей проблеме. «Надо же, — сказал Александр, — мой хороший товарищ именно директор Воронежского завода». Позвонили мы директор завода. Он сказал, чтобы батюшка приезжал, и когда я приехал, предложил самому выбрать колокол (между тем, колокола более ста килограмм делаются на заводе на заказ). Я выбрал колокол весом 650 кг. А сам думаю: как же я за него расплачусь? И тут звонит директору Александр и говорит, пусть батюшка колокол забирает, недостающие деньги сейчас привезут.
Сегодня колокол звонит на два поселка – Меловое и Чертково – на два государства. Говорят, россияне по его звону сверяют часы. Отец Игорь благословляет меня ударить в колокол. В сопровождении отца Александра Гайдученко поднимаюсь на колокольню, с которой открывается панорама сразу на два поселка. Батюшка Александр показывает рукой в направлении железнодорожного вокзала – там уже Россия. Раздается мощный удар колокола, и мне кажется, ему отвечают гудками идущие в трехстах метрах от нас российские поезда…
Спускаемся. В просторной трапезной, где одновременно могут покушать до 60 человек, струится вкусный пар от кастрюль. Интересная деталь: по воскресеньям в помещении занимается воскресная школа. Когда занятия заканчиваются, собравшиеся трапезничают.
-Трапезная, как, впрочем, и строительство храмов, объединяет людей, — говорит отец Игорь. — За одним столом, как и за общей работой, люди лучше узнают друг друга, проникаются друг к другу доверием. У них появляется ощущение одной большой православной семьи. А ведь это очень важно: семена, посеянные в душах во время молитвы, прорастают в братском общении.
После трапезы отец Игорь – батюшке необходимо в больницу – благословляет иеромонаха Николая показать мне несколько храмов благочиния, свозить в свой приход.
И вновь под колеса ложится черная лента шоссе. По дороге батюшка Николай рассказывает о себе, о том, как ступил на путь служения Господу.
В миру отец Николай был шахтером, в течение 7,5 лет трудился на шахте инспектором по охране труда, у него высшее техническое образование. Веру в Бога привила мама Алевтина Семеновна, которая научила молиться и не раз приговаривала: «Записанную молитву даже пуля пробить не может. А то, что власти не молятся, так это все временно». У Николая в рабочем кабинете на стене висели иконы, горела свеча. Заходя в кабинет, люди – не важно: директор или простой рабочий – становились тише, смиреннее, никто не ругался. Постепенно на всей шахте, словно снег под лучами весеннего солнышка, испарились брань и ожесточение…
19 декабря 2008 года Николай Ивакин принял постриг. Владыка Агапит, постригавший в монахи, оставил мужчине имя, данное при крещении. Сказал, что в миру много лет прожил, люди знают тебя с именем Николай, а отныне ты будешь носить это имя в честь св. страстотерпца Николая.
— Так что у меня теперь целых четыре Николая, — улыбается батюшка. – Родился с именем Николай, постригся с именем Николай, служу в селе Никольском, где и являюсь настоятелем храма в честь святителя Николая…
Мы останавливаемся на окраине села Шелестовка у старинного Свято-Успенского храма. Издали он напоминает корабль, плывущий по бескрайной украинской степи.
Свято-Успенскому храму более двухсот лет. Чтобы церковь приобрела былой величественный вид, надо сделать очень многое. Но отец Николай не теряет надежды. Во-первых, потому что церковь строилась на века. Об этом красноречиво говорят метровой толщины стены. Во-вторых, ее уже начали восстанавливать: расчистили завалы, поставили решетки, заложили проемы в окнах. В-третьих, неподалеку стоит молитвенный дом, где и алтарь есть, и отопление имеется. «Жизнь теплится. Но может закипеть, — резюмирует отец Николай. – Я верю в то, что в старинном храме когда-нибудь зазвучат молитва и церковные песнопения».
И вновь – шоссе под колесами. Замечаю: вроде несколько минут назад были рытвины, а сейчас катимся, как по маслу. Оказывается, дорогу в Никольское построил председатель сельсовета Юрий Александрович Кашута. По словам батюшки, председатель – патриот своего села, никуда уезжать не собирается, сельчане относятся к нему с большим уважением. А Юрий Александрович со своей стороны по мере сил помогает строить церковь. Отец Николай рассказывает о том, какой в селе был в храм до начала Великой Отечественной войны. Свято-Никольский считался самым красивым в районе. Даже большевики не подняли на него руку. За них это сделали фашистско-немецкие оккупанты, которые разобрали церковь, чтобы использовать кирпичи для строительства полевого аэродрома. Долгое время в селе не было храма. Но в начале 90-х годов бывший купеческий дом, в котором после войны размещался кооперативный магазин, власти села передали церкви. В течение последних четырех лет послушание настоятеля несет отец Николай. Как выглядит храм сегодня? Об этом лучше не рассказывать, а увидеть своими глазами.
Здание церкви я бы сравнил с небольшим корабликом, обращенным носом к домам прихожан. Прежний вход в магазин, представлявший собой некий тамбур, батюшка распорядился заложить. Вместо него сделали вход с торца. Окна в здании заменили на пластиковые. Перекрыли крышу. Отец Игорь пожертвовал маленькую золоченую луковку, увенчанную крестом. С фронтальной стороны здание отштукатурено, а со стороны двора ведутся штукатурные работы. Их производят верные батюшкины помощники – Владимир Бережной и Виктор Кравцов. Прошу ребят сказать о своем настроении, о том, что побуждает их помогать священнику.
Владимир Бережной:
— Четвертый год я тружусь во славу Божью. Когда батюшка душевный, приятно и потрудиться. Мне искренне хочется, чтобы в селе была церковь и людям было, где помолиться.
Виктор Кравцов, пономарь:
-Настроение приподнятое. Для меня помогать батюшке строить церковь – милость Божия.
Я поинтересовался у отца Николая, есть ли у храма жертвователи. Он ответил, что конечно, сельчане помогают по мере сил. Как тот пограничник, который приютил батюшку под своим кровом. А вообще принципиальная позиция отца Николая заключается в том, чтобы в первую очередь надеяться на собственные силы. С каждой своей шахтерской пенсии он часть денег выделяет на строительство. Поэтому и работа не останавливается…
По пути в Меловое батюшка завез в Морозовку, где ведутся работы по восстановлению старинного храма по Введению Пресвятой Богородицы. Настоятеля отца Вадима Еленовского не оказалось на месте. И иеромонах Николай – свое служение он начинал клириком у отца Вадима – рассказал такой факт. В миру отец Вадим заработал денег и собирался купить машину. Но что-то удерживало его от этого шага. И тут священник обратил внимание на пустовавшее здание бывшего правления колхоза. Он сразу понял, что надо делать: за те деньги, которые были в наличии, выкупил строение и устроил в нем храм в честь Святого Пантелеимона Целителя. Люди пошли в храм. На их пожертвования батюшка стал делать ремонт в старинном Свято-Введенском храме. Сейчас изнутри церковь отштукатурена и побелена. Не тронуты лишь фрагменты фресок с оспинами от пуль: видимо, когда некого было ставить к стенке, комиссары стреляли по ликам святых…
Возвращаясь из командировки, долго думал, чем все-таки особенен Меловской округ? Одним лишь тем, что граничит с Россией?.. И я понял: в первую очередь духом подвижничества, заповеданного Спасителем:
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19).
Редакция «Православной Луганщины»