[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Светлой памяти Высокопреосвященнейшего митрополита Луганского и Алчевского Митрофана, редакция епархиальной газеты «Православная Луганщина» публикует архивные материалы с проповедями, комментариями, а также интервью новопреставленного Владыки.


По благословению и указанию нашего правящего архиепископа Митрофана Информационная служба Луганско-Алчевской епархии начинает всячески активизировать развитие более профессионального и системного сотрудничества со светскими СМИ нашего региона. Один из первых шагов на пути указанной активизации мы представляем ныне в виде эксклюзивного развёрнутого интервью, которое дал Владыка Митрофан на днях двум региональным изданиям.

 

(Окончание. Начало читайте в 1-й части)

БЛЮСТИТЕЛЬ ДУШ. Разноцветные штрихи к прямодушному портрету (Ч.2)

Часть  III

ЧЕЛОВЕК

                                                                                             «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»

 

Владыка, так уж распорядился промысел Божий, что Вы после перевода к нам оказались совсем рядышком с местом служения Вашего небесного покровителя – святителя Митрофана Воронежского. Вы ощущаете как-то по жизни его присутствие в своей судьбе, его помощь? И что из его земного подвига спасения и пастырского служения Вам наиболее близко по сердцу?

— Да, вы знаете, для меня получение при пострижении имени Митрофана Воронежского было неожиданностью. При постриге ведь имя не выбирают, а дает духовник, или тот, кто постригает. Так случилось и со мной.

И Вы знаете, я могу отметить одну особенность в связи с этим: где бы я не бывал, даже обучаясь в Польше, будучи во многих храмах, куда бы не заходил, — практически всегда вижу изображение святителя Митрофана. На протяжении моей жизни образ святителя Митрофана меня всегда сопровождает.

Что касается Луганщины, некоторые земли которой согласно историческим сведениям входили в состав Воронежской епархии, -то возможно в свое время они были духовно окормляемы святителем Митрофаном.

Большим духовным утешением для меня было посещение 20 августа прошлого года г. Воронежа, где в день памяти святителя Митрофана по благословению митрополита Воронежского Сергия я имел возможность принять участие в совместной молитве на Божественной литургии, а так же приложиться к мощам святителя. В моей жизни это было впервые, так как ранее будучи здесь мы служили только молебен.

Что бы я мог выделить из его жизни для себя? Собственно вся его жизнь –сплошное поучение! Она- образец того, как нужно вообще жить, как нужно трудиться, как нужно молиться. Святитель Митрофан не боялся говорить  правду сильным мира сего. Вспомните, как проникновенно, с властью Христа он заявил самому Великому Петру I, о том, что если не уберет из своей резиденции статуи языческих богов, то не явится к нему. Хотя сам он думал, что разгневал этим императора, и что теперь ему не избежать наказания. Однако царь настолько уважал святителя, что приказал убрать все эти статуи, после чего Митрофан пришёл к нему, и у них состоялась беседа. Это — невероятно яркий и поучительный пример для того, чтобы понять насколько твёрдым можно быть в своей вере, и как нужно эту веру исповедовать, вплоть до готовности пострадать за неё. Для нашего времени это, наверное, особенно актуально.

  — Владыка, а есть ли у Вас кто либо из святых ещё, кого принято именовать в традиции церковной «любимым святым» помимо небесного покровителя?

— Да все святые любимые!.. Хотя конечно мне ещё близок Архистратиг Михаил потому, что я носил его имя до пострига. И доныне, поэтому, часто обращаюсь к нему в своих молитвах. Однако всё же наверное нет такого святого, который бы отверг искренние обращения к нему.

  — А образ Богородицы есть какой-нибудь  особо любимый?

—  Для более выражаемого личного почитания я бы может выделил два образа. Истоки почитания этих образов уходят в мое детство. Во-первых, это Почаевская икона Божией Матери. Дело в том, что Лавра, где находится ее образ был близок по месту нашего проживания. А так же Казанская икона Божией Матери… у меня на родине в центре городка был некогда храм, посвящённый этой иконе. В советское время его разрушили и сделали на его месте аптеку.  Не смотря на это, данный праздник всегда праздновался, и считался как «двунадесятым» празднеством для всей местной громады.

Вот, пожалуй, эти два образа так стали по жизни мне наиболее близкими.

   — А у Вас вообще много родных ? И как часто Вы поддерживаете отношения с ними?

— В семье я один. Из родителей в живых осталась только мама. К сожалению, из-за расстояния, которое нас разделяет, не так часто я могу навещать её, как бы того хотелось. Но мы постоянно созваниваемся. Я обязательно раз в неделю (а то бывает и два раза в зависимости от обстоятельств) звоню маме, и мы общаемся. Кроме того у меня есть двоюродные братья, сёстры, которые живут и на родине, и в Санкт-Питербурге, и в Петрозаводске. Конечно по мере возможностей стараемся общаться. Обычно собираемся все вместе на День рождения мамы. Как правило, это бывает в первых числах сентября. Родные, зная мою постоянную занятость, стараются бросить свои житейские заботы и приехать, чтобы встретиться и вместе пообщаться.

   — А было ли у Вас в юности какое-нибудь хобби?

— Я занимался нумизматикой, и любил это дело. У меня была неплохая коллекция старинных монет. Но это ещё в школе. А после армии и семинарии я это увлечение бросил. Что оставалось отдал своему знакомому, который продолжал этим заниматься. И после никаких хобби у меня больше не было. Так как, и времени на них просто небыло.

 — У Вас есть какой-нибудь традиционный отдых? Какие книги Вы читаете, слушаете ли музыку?

— Честно говоря, я об отдыхе теперь только мечтаю. Я готов хотя бы на один день «отключиться» от работы, но пока не получается.

Что касается «лёгкой» литературы я люблю читать Лескова, у меня есть полное собрание его сочинений, и Нечуя-Левицкого. Несколько раз уже перечитывал. Честно признаться последний раз читал Нечуя-Левицкого когда меня назначили на Белоцерковскую кафедру. Особенно мне запомнился тогда рассказ «Старосвитськи батюшки и матушки», где он как раз описывает быт и жизнь духовенства в местах, которые входили в состав Белоцерковской епархии. И мне было интересно поездить по этим местам, и освежить память, почитав об этом.

  — Владыка, а удаётся Вам посмотреть какие-нибудь фильмы?

— Честно говоря, кроме новостей по телевидению и в интернете, и то по церковной тематике преимущественно, ничего иного не удаётся смотреть. Сел как-то однажды посмотреть фильм «Раскол», «осилил» даже несколько серий, потом как всегда чем-то прервался, фильм прошёл, досматривать нужно было в записи, но времени на это уже небыло.

 

— Владыка, как Вы поступаете, если не можете окончательно определиться в выборе какого-либо напрочь раздвоенного вопроса?

— Прежде всего это зависит  от конкретики вопроса. И есть ли неизбежная срочность для его решения. Лучше отложить его, если можно, для того, чтобы подумать и чтобы Господь помог определиться в выборе. Я больше склоняюсь к такому подходу. Я стараюсь никогда не принимать поспешных решений. Этому в своё время меня научил Блаженнейший Митрополит Владимир, когда я был ещё викарием на Киевщине. Он всегда говорил, что не стоит в таких случаях спешить, и что само время подскажет какое именно нужно принять решение и как нужно поступить в той или иной ситуации. И действительно я увидел со временем, что это срабатывает.

Ну а если нет такого запаса времени, то всецело и, что называется, «с ходу» вверяешься Божьей воле.

  — Владыка, скажите у Вас есть свои духовные наставники, с которыми Вы быть может общаетесь на личные духовные темы?

— Я общаюсь с Лаврскими духовниками, когда бываю в Киеве. Но, к сожалению, это бывает не всегда регулярно. Чуть ранее, там же я часто общался с отцом Авраамием. Сегодня он уже в преклонных летах, и ему очень сложно принимать людей, я же стараюсь его лишний раз не тревожить.  Поэтому по большей мере (так уж судил сейчас Господь) приходится полагаться на свой скромный духовный опыт и на Провиденье Божие.

    — А будучи уже в епископском сане, Вы исповедуете людей, бывает такое?

— Да, конечно. Только не так, как традиционно выходят священники к народу для исповеди. Но если кто-то обращается лично частным образом, всегда стараюсь выполнить просьбу.

— А свою первую сознательную исповедь Вы помните ?

— Вы знаете, помню. Это было в детстве, мне было семь лет. Меня тогда бабушка впервые подвела к священнику, и я должен был сказать то, «что сделал плохого». Помню, как испугался, не знал, что и говорить. Думал в этот момент: как же могу говорить о себе плохое когда был уверен, что «я во всём хорош». Но батюшка оказался реально духовным человеком старой ещё школы и закалки, и, кстати, он был нашим соседом. Он сам мне помог, задав несколько метких вопросов, на которые я ответил. Таким образом и состоялась моя первые исповедь.

  — Какие человеческие качества Вы больше всего цените в людях, а какие напротив с трудом воспринимаете?

— Прежде всего, ценю честность. Когда люди говорят правду даже если она для слушающего в чём-то и неприятна. Если человек говорит правду, можно быть уверенным, что он в самый неожиданный момент не подставит, не подведёт.

Больше всего не могу воспринимать лесть. Когда тебе говорят только то, что ты хочешь услышать, и что будет явно льстить твоему слуху, и что тебе будет особо приятно. Таких людей нужно особенно остерегаться. Эти люди часто как раз и подводят в особые моменты.

 — А какая у Вас самая любимая пора года, или периоды его?

— Если честно, то больше всего мне нравится осень. Вот именно «золотая осень», начальная её пора.

 — Ну с повседневным отдыхом мы уже поняли, что бесполезно у Вас что-то уточнять, ну а хоть отпускное время традиционное в году бывает у Вас?

— Разве что к маме удаётся на несколько дней поехать, на родину. Хотя и там тоже приходят люди со своими вопросами и проблемами. То знакомые, то друзья по школе, то священники, которые служат у нас дома. В результате круговорот забот всё равно не прекращается. Так, чтобы полностью изолироваться от таких забот и контактов с людьми – это бывает очень редко. Честно говоря, даже и не припомню, когда такое было. На моря же и на курорты я не езжу.

   — А хотелось бы?

— Вы знаете, честно – нет.

    — Ну а вообще Вы путешествовать, паломничать любите, или больше имеете т.н. «домоседский» характер?

— Вообще-то путешествовать люблю. Но, опять таки, на это тоже не хватает времени.

   — Ну а если бы Вам предложили такое морское, скажем, путешествие под парусами?

— С удовольствием бы отправился.

— А какие природные зоны Вам больше нравятся, Владыка, горы, лес, степь?

— Люблю горы, люблю лес. Это моё.

   — А Вы больше «сова», или «жайворонок»?

— Нет, скорей — «сова». Я могу очень долго работать. Самое для меня продуктивное время, когда я могу что-то написать, над чем-то поработать сосредоточившись, — это после 10 вечера, до 11, а то и до часу ночи.

— А во сколько начинается Ваш рабочий день ?

— Именно рабочий начинается с 9-и часов.

— А какое Ваше отношению к юмору, Владыка? Причём и вообще в быту, и в миссионерской практике, или церковной среде?

— В принципе я отношусь к юмору положительно. И считаю, что человек без чувства юмора – это ущербный человек. С такими людьми тяжело общаться бывает. Только юмор ведь тоже бывает всякий. Поэтому я люблю юмор позитивный и корректный. И добрый.

— А к тому юмору, который мы слышим так часто в светской среде, особенно на телевидении?

— Безусловно, к этому нужно относиться ещё более выборочно. Вот я например, люблю смотреть Степаняна и Петросенко. То есть, больше той старой школы сатиры и юмора.

— А Задорнова?

—  Здесь надо ещё больше выбирать. Не люблю само собой того, что он о церкви взялся говорить в последнее время. А в иных вещах он в принципе довольно метко подмечает всё. И умеет так тонко это сделать, что казалось бы сразу и не обратил внимание на это.

— Владыка, а храмы каких стилей Вам больше нравятся?

— В принципе мне трудно сказать, так как мне все стили по-своему близки и восприимчивы. Главное чтобы они были построены искусно, и собственно говоря с наличием какого-либо стиля как такового. Потому что сейчас иногда строятся храмы, в которых вообще нельзя никакого стиля определить. И иногда это какие-то нагромождения, и без всякой архитектурной формы.  По сути это в основном новоделы. А то, что за историю церкви созидалось в храмостроительстве, начиная от древних базилик, и заканчивая нео-русским стилем, который как раз начал возрождаться перед революцией, то это всё мною воспринимается.

   — Владыка, скажите, в каких условиях и обстановке Вам по сердцу наиболее близка келейная молитва ? Когда у Вас больше расположенность замечается к домашней, частной молитве?

— Трудно сказать определённо. Это больше зависит наверное от внутреннего состояния души, от времени же и места это никак не зависит. Иногда бывает просто что-то такое находит, что просто вот хочется помолиться. Идёшь просто с кабинета, почитаешь акафист, или канон. То есть, ориентируюсь больше на некий внутренний позыв. А внешние обстоятельства для меня фактически не имеют в этом значения.

— А что для Вас лично совершение Таинства Евхаристии?

— Как бы это «дежурно» не прозвучало, но я действительно люблю служить. Особенно Литургию. Понятно, что это самое главное в богослужении христианском. Но каждый раз я стараюсь Литургию пережить. Не просто механически отслужить, -стараюсь прочувствовать каждое слово, которое читается в евхаристических молитвах. Поэтому я даже читаю вполголса, не читаю глазами, как некоторые бывает это делают. Так лучше и запоминается, и настраивает душу на определённый духовный лад. Литургия – это таинство всех таинств, и поэтому служить ее я люблю. И как только появляется такая возможность стараюсь не пропускать ни одного праздника. Ни большого, ни малого, ни воскресного дня. Люблю сам так относиться к этому, и требую того же от своих клириков. Чтобы богослужение совершалось по Уставу, чтобы меньше сокращалось оно, как, к сожалению, у нас иногда практикуется. Стараюсь служить в обоих кафедральных соборах у нас (в Петропавловском и Владимирском), где чаще всего приходится это делать, и в иных храмах епархии.

   — Владыка, «скучаете» ли Вы по столичной жизни? 

— Нет, абсолютно не скучаю. Собственно, в столичную жизнь, по сути, я особенно и не вникал. Даже и тогда, когда нёс своё служение в Киеве, когда был викарным епископом, а затем и когда был в Белой Церкви. И особенно никуда не ходил там ни в театры, ни в кино, ни на какие «светские рауты» и «в общество». За исключением быть может каких-то отдельных, официальных публичных выступлений по долгу своей должности Управляющего делами Украинской Церкви.

Поэтому для меня в этом плане никаких проблем не создал мой перевод сюда. А из Белой Церкви, как относительно небольшого провинциального городка по отношению к столице, перевод в Луганск, как в областной центр – так это вообще иной, «повышенный» статус.

—  Сохраняете ли Вы прошлые связи с близкими людьми и в Киеве, и в Белой Церкви?

— Да, естественно. У меня много друзей осталось в Киеве. И это лица и духовного звания, и светские люди. Мы взаимно стараемся поддерживать прежнее тёплое общение. И мне было очень приятно, кстати, что на юбилей ко мне в прошлом году очень многие приехали и из Киева, и из Белой Церкви. Так что такие связи стараемся не терять.

— Владыка, ну а что Вас больше всего вдохновляет вообще по жизни? Особенно в таком непростом епископском служении?

—  Опять, повторюсь, меня больше всего вдохновляет богослужение, после которого я наполняюсь какой-то силой. Хочется что-то активно делать. Действительно я почерпаю подобную энергию творческую именно в богослужении. Поэтому даже говорю иногда, что чувствую себя по-настоящему архиереем полноценным именно на службе. Потому что здесь в кабинете ты администратор, а там ты епископ

   — Владыка, есть ли у Вас внутреннее ощущение именно готовности служить в Луганске до окончания своей земной жизни?

— Есть, есть такая готовность. И я даже никуда и не помышляю от себя, и благодарю Бога за этот перевод, и прошу, чтобы Господь меня определил служить здесь сколько будет Ему угодно. Никуда не собираюсь уходить, или проситься! Тем паче, что дело в том, что епископ как воин на службе под присягой. Куда приказали – туда и должен идти и исполнять. Так же и в данном случае. Назначили сюда – будем служить здесь. Назначат на другую кафедру, что ж, придётся идти на другую кафедру. Хотя, не скрою, мне лично этого не хотелось бы. Я уже за год с небольшим несколько освоился здесь, и сблизился с людьми, о чём мы уже говорили в начале беседы.

— Ну и традиционно на конец – что бы Вы хотели пожелать всем нашим читателям, и по сути во многом — Вашей пастве на Луганщине?

— Хотел бы, прежде всего, пожелать, чтобы во взаимоотношениях между людьми было меньше как раз тех качеств плохих, о которых мы говорили выше. Меньше неправды, меньше лести, меньше зависти. Но чтобы наши взаимоотношения строились на принципах истинной любви, взаимного уважения, со-участия и старания помочь друг другу в трудные минуты жизни. Чтобы действительно по слову апостола Павла видели друг в друге брата и сестру. Если будет у нас  восстанавливаться и храниться сознание того, что у нас ОДИН Отец – Господь, а мы все Его дети – то соответственно мы должны и строить нашу жизнь на примере взаимоотношений детей в семье. Родители дают нам всё для этого. А вот дети должны уже правильно распорядиться этими дарами родителей. И устраивать жизнь таким образом, чтобы другие брали добрый пример для подражания. И вместе жили дружно без всякой злобы, мстительности, и зависти. Как и учил нас всех в Евангелии и словом и делом наш Господь Иисус Христос.

Читайте также:

БЛЮСТИТЕЛЬ ДУШ. Разноцветные штрихи к прямодушному портрету (Ч.1)

БЛЮСТИТЕЛЬ ДУШ. Разноцветные штрихи к прямодушному портрету (Ч.2)

 беседовали

Александр  Гаврисюк,

и  Ирина Сумская

Из архивов ПЛ2013, Ноябрь