[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Как «приятное молитвы кадило» — образ, находящийся в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе, исполнен в византийской иконописной традиции, отличительная особенность которого — изящество формы и глубина внутреннего содержания. По своему иконографическому изображению она не имеет аналогов в православном мире.
Луганская икона Божией Матери была написана во время Великого поста в Псково-Печерском монастыре с особой на то подготовкой лучшим иконописцем нашего времени — архимандритом Зиноном. Работавший над исполнением образа часто упоминал, что «икону написать нельзя, ее можно только вымолить у Бога».
Икона, как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, несет в себе неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Пред ней затихают страсти и суета мира. Она высится над всем в ином плане бытия.
Икона — есть великая святыня и по содержанию, и по форме. Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же возвещает образом. Икона несет в себе глубину богословия. Она тесно связана с догматами, символикой и богослужением.
Пресвятая Дева изображена на темно-синем, выполненном из лазурита ночном небе, что указывает на ночное время явления Богоматери. Двенадцать золотых звезд, окружающих Пречистую, — символ двенадцати Апостолов. По Вознесении Спасителя на небо Она для апостолов и всех верующих была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передавала все слова, которые слагала в сердце Своем: о чудесных событиях благовещения, безсеменного зачатия и нетленного от Нее Рождества Христова, Его младенчества и всей земной жизни.
Подножие, на котором стоит Преблагословенная, являет собою земной престол — Церковь земную. Семь драгоценных камней, украшающих его, есть символика семи Таинств Церкви, в которых она живет и укрепляется, и самые «врата ада не одолеют ее». Верхняя золотистая часть подножия напоминает о невещественном свете. Число золотых лучей говорит о числе Поместных Православных Церквей, образующих единую Святую, соборную вселенскую и Апостольскую Церковь.
Лазурное небо и теплая зелень нижней части фона как символ земли в своем соединении напоминают нам о том, что перед нами — Царица неба и земли. Находясь в небесных обителях у престола Сына и Господа, Она заботится о Церкви земной и неотступно в ней пребывет, проявляя материнскую заботу. По слову Григория Паламы: «Она Единая, ставшая между Богом и родом людским».
Руки Пречистой Девы сложены на груди, как в момент Архангельского Благовещения: «Радуйся Благодатная», на что смиренная и совершенно преданная в волю Божию отвечала: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38).
«У Нее ум — Богом управляемый и к Богу одному направленный, очи Ее всегда устремлены ко Господу, сердце Ее чисто и непорочно, зрящее и вожделевающее чистейшего Бога. Вся — чертог Духа, вся — град Бога Живаго, вся — пред очами Божиими».
Нижняя одежда — хитон Пресвятой Девы голубого цвета, из измельченной бирюзы, как символ девственной чистоты, опоясан червленым поясом. В тенях оттенки доходят до темно-синего, лазурного. Из-под хитона виднеется ярко-красная обувь, которую носили византийские императрицы, выполненная из полудрагоценного камня индийского происхождения и в иконописном искусстве называется — киноварью.
Мафорий — верхняя одежда, широкая, по краям вызолочена узкой каймой, по длине опускается немного ниже колен. Для мафория и покрывала Пресвятой Богородицы в иконописи усвоен коричневый или близкий к нему темно-малиновый, переходящий местами в фиолетовый цвет, что имеет свою символику. Известно, что такой цвет составляется из синей и красной краски. И здесь голубой (оттенок синего) — есть символ Ее девственной чистоты, а красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от Нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою земную порфиру — плоть и кровь — Сын Божий.
Ниспадая с левого плеча, на мафорий имеется семь выведенных золотом подвесок, символизирующих число архангелов. Так как Сама Богоматерь через воплощение от Нее Сына Божия сделалась честнейшею Херувимов.
Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки — символ Ее приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала).
Всматриваясь в образ, вспоминаешь слова историка: «Одежда скромная, чуждая роскоши и неги, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, соединенный с приятностью, тиха и покорна родителям, речь кроткая, льющаяся от незлобливого сердца» (Никифор Каллист).
По краю нимба на красном контуре имеется неполных сорок три кружочка. Это число указывает, что около 43 года по Рождестве Христовом, во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. XII, 13), Пресвятая Дева Мария удалилась в Ефес с Иоанном Богословом, где ему выпал жребий проповедовать Евангелие. После этого, по преданиям, она посещает и епископствовавшего в Кипре Лазаря, а также Афонскую гору — место жребия, данного Ей от Господа.
Такие же кружочки, располагающиеся вокруг надписи «Мария», «Дева», а их 59, говорят о числе лет от рождества Преблагословенной до Ее апостольского жребия.
Имеющееся украшение на покрове, состоящее из изображенных жемчужин, указывает на годы земной жизни Божией Матери.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов) о почитании чудотворных икон высказывается так: «Не существует ни церковных правил, ни примеров, чтобы какая-либо икона признаваема была чудотворной посредством формального расследования определения… Есть иконы, наименованные в святцах чудотворными по преданию веры, и в особенности, по случаю чудотворений, относящихся ко благу святой Церкви и отечества и требовавших учреждения особых празднеств… И всякая святая икона должна быть благоговейно чтима по возведении сего почитания к первообразу (т.е. потому что честь, воздаваемую к святому образу, мы относим не к дереву или краскам, положенным на дерево, а к Господу Богу или к Божией Матери); и всякая икона по вере и благодати Божией может быть чудотворною. Тем более заслуживает благоговейного почитания тот образ, качества чудотворности которого подтверждаются верою, преданием и особым устроением Провидения Божия».
С верою и благоговением молящиеся перед Святым образом Луганской Пресвятой Богородицы сподобляются сердечного умиления и вручают себя под Всемогущий Покров Царицы Небесной, имеют твердую веру в то, что к нашей Луганской святыне относятся слова, сказанные Пречистой Богородицей при виде первописанной Ее иконы апостолом и евангелистом Лукой (первым иконописцем): «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сим образом да будет».
Имея такую покровительницу города и области, православные люди молятся о защите от всех бед и напастей, об утверждении в Отечестве нашем мира и согласия, испрашивая потребное благополучие.
Образ Луганской Божией Матери не без воли Царицы Небесной украшает Своим присутствием Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска, пред которым каждую среду, до начала Божественной литургии, собором духовенства совершается служба акафиста Святому Образу.
Имеется также образ Луганской Божией Матери и в часовне на могиле старца-диакона Филиппа, написанный на стене.
Как некогда видели Пресвятую Богородицу на воздухе с омофором в руках, молящуюся за весь мир, так и мы теперь, находясь под сводами храма, своими глазами видим Ее образ пред нами.
Итак, к нему ныне прилежно притецем грешнии и смирении, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!
Пресс-Служба Луганской епархии