[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Историческая миссия гетмана Войска Запорожского, полководца и государственного деятеля Богдана Хмельницкого.

    21 января 2022 года исполняется 358 лет со дня проведения Переяславской Рады – величайшего исторического события, заложившего  фундамент дружбы русского и украинского народов на последующие столетия. Сегодня эта дружба подвергается серьезному испытанию на прочность.  Как уже бывало не раз, сегодня появились силы, которые стараются разрушить союз братских славянских народов.  Но вот вопрос: разве можно сделать Иванами, не помнящими родства, народы, которые вышли  из одной Днепровской крещенской купели, у которых общая история, общие герои? Думается, что нет. Об одном из таких героев, инициаторе созыва Переяславской Рады гетмане Богдане Хмельницком – этот рассказ.

  Под гнетом Речи Посполитой

В течение многих веков Польша и Русь вели между собой яростную, бескомпромиссную и последовательную борьбу. Долгое время перевес был на стороне Польши: захватив Червонную Русь (историческую область в XV- XVIII веках, часть Руси, расположенной на западе современной Украины и востоке, юго-востоке современной Польши) и объединившись с Литвой, она завоевала значительную часть русской земли, шаг за шагом вступая в середину Русского мира.

При этом завоеватели опирались на принцип, известный еще со времен Рима: разделяй и властвуй. Ставка делалась на червнно-русское дворянство. Ему были обещаны такие же права, какие имела польская шляхта, причем украинские дворяне могли формально сохранять свою национальность. Многих дворян это вполне устраивало. Они охотно перенимали  образ жизни польской аристократии,  женились на польках. Приняв с необходимостью польскую речь, чтобы выступать на сеймах, они, как правило, переходили из православной веры в католическую. Это открывало им путь к приобретению воеводств, уравнивало в правах с польскими магнатами. Перерождались целые роды.  Дети дворян Червонной Руси получали образование в Кракове, Львове и других городах Речи Посполитой. Их воспитанием занимались иезуиты, которые объявляли ересью отцовскую веру. По сути, украинский магнат ничем не отличался от польского и драл три шкуры со своих холопов.

Простой народ жил в условиях жесточайшего социального, национального и религиозного гнета. Он был лишен элементарных прав.  Помещик, которому польские законы давали право быть царем и богом на своей земле, мог казнить холопа по своему произволению. «Нет державы, — говорил в своих проповедях иезуит Скарга, — где бы подданные и крепостные были так угнетаемы, как у нас под беспредельной властью шляхты. Разгневанный землевладелец или королевский староста,  не только отнимает у бедного холопа все, что у него  есть, но и самого убивает, когда захочет и как захочет, и за это ни от кого плохого слова не услышит.

Что оставалось бедным холопам? Либо терпеть ярмо, либо бежать от тяжкого гнета. Но куда? Одно было пристанище у всех обездоленных и угнетенных –  Запорожская Сечь. Именно из нее, по меткому выражению Николая Васильевича Гоголя, «вылетают все те гордые и крепкие, как львы, вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину».

Из истории Запорожской Сечи известно, что на острове Хортица (остров Байда) в 1552 году волынским князем Дмитрием Вишневецким был заложен деревянно-земляной замок. Дмитрий Яворницкий называет его  Хортицкой Сечью.  Крепость находилась неподалеку от пастбищ Крымского ханства и служила плацдармом для походов казаков вглубь его территории. После смерти  Вишневецкого о крепости позабыли, но идею об отражении набегов крымцев в низовьях Днепра казаки помнили. Вскоре эта идея возродилась – появились хорошо укрепленные военные лагеря казаков – Запорожская Сечь.

Но не только для ордынцев представляло серьезную угрозу «гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы». Как огня, ее боялась польская шляхта. Поэтому относительно запорожского казачества проводилась  та же политика, что и по отношению к червонно-русскому дворянству. В 1572 году польский король Сигизмунд II Август принял на государственную службу 300 казаков. Так было организовано новое воинское  соединение «Войско Запорожское Низовое» (реестровое), основными функциями которого были участие в военных походах, пограничная и полицейская служба. Дело Сигизмунда Августа продолжил король Стефан Баторий.  В знак своей милости Баторий посылает гетману Федору Богданку бунчук, булаву, печать с изображением воина, флаг с королевским  гербом  и подтверждением достоинства самого Богданка, как гетмана, так и всей его  старшины. По замыслу короля, казаки должны были стать одним из подразделений Войска Польского. Но не все шло по плану. Как пишет историк Н.И. Костомаров, Федор Богданко  поблагодарил короля и тут же пошел воевать против турок. Получалось, политика кнута и пряника пробуксовывала. Казаков требовалось менять изнутри, заменяя веру отцовскую неким религиозным суррогатом.

    Церковная уния

Брестская церковная уния (1596) — это решение ряда епископов православной западно-русской Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковно-славянском языке. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте. Состоявшийся в то же время в Бресте собор православного духовенства во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами западнорусской Киевской митрополии,  князем Константином Острожским отказался поддержать унию, подтвердил верность Константинопольскому патриарху и предал «отступников» анафеме. Брестская уния привела к возникновению греко-католической церкви. В результате унии в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов (греко-католиков) и противников объединения с Римско-католической церковью. Правящие круги и католическая знать Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III полностью встали на сторону униатов, переведя традиционное православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам. С точки зрения властей Речи Посполитой, Брестская уния способствовала ослаблению притязаний Московского Патриархата на земли Юго-Западной Руси и духовных связей православных в Речи Посполитой с Русским государством. Орден иезуитов,  введенный в Польше  при Сигизмунде Августе, за короткое время овладел сознанием червонно-русского дворянства. Подстрекаемые иезуитами,  «новообращенные» творили страшные вещи. Паны и дворянские дети, исповедовавшие унию, врывались на территорию православных храмов и монастырей, силой заставляли монахов и священство  принимать унию,  превращали православные церкви в униатские, глумились, насиловали, издевались… (Историческое известие о возникновении в Польше унии. – М., 1805 г. С. 85-89, 101 -110).  Так, в Луцке в 1643 году ученики иезуитской коллегии и польские ремесленники, подстрекаемые ксендзами, ринулись на монастырь православного Христовоздвиженского братства, побили и покалечили монахов, учителей, учащихся, ограбили сокровищницу (Памятники. Изд. Киевской комиссией… — К., 1846. – Т.1 – с.241-242). В Киеве насильно обратили в унию храм св. Софии и Выдубицкий монастырь (Описание Киево-Софийского собора… — К. 1825, с. 159).

Костомаров пишет о том, что арендаторы-евреи  брали в аренду не только  имения польских шляхтичей, но и православные храмы, которые там находились. Иудей брал себе ключ от храма и за каждое богослужение  истребовал  с прихожан пошлину. «Римско-католические духовные отцы  отдавали православные храмы на поругание, надеясь, тем самым,  быстрее склонить народ к унии» (Н.И. Костомаров «Богдан Хмельницкий». Историческая монография. Д., 2004 г., с. 49).

Бесчинства, творимые шляхтой и евреями-арендаторами, жесточайший социальный и национальный гнет вызывали справедливый  гнев украинского народа, приводивший к стихийным бунтам, которые подавлялись самым безжалостным образом.

   Народный мститель. Так закалялась сталь!

О Богдане Хмельницком существует множество легенд, дум и сказаний, но точные биографические данные об этом выдающемся сыне Украины весьма скудны. Впрочем, это не совсем так. Более двадцати лет своей жизни посвятил изучению биографии и полководческой деятельности Богдана Хмельницкого выдающийся историк XIX века, драматург, этнограф, археограф, профессор Киевского и Петербургского университетов, член Академии наук, сын русского офицера и крепостной девушки Николай Иванович Костомаров. В немалой степени благодаря его трудам знаем мы, каким был, как жил и что делал великий вождь украинского народа. Поэтому, приступая к материалу, посвященному гетману Войска Запорожского Богдану Хмельницкому мы брали за основу в основном труды этого выдающегося ученого.

С достоверностью известно, что Богдан Хмельницкий происходит из мелкой украинской шляхты. Его отец Михаил Хмельницкий служил у богатого польского шляхтича-магната Жолкевского, а потом у его зятя Даниловского, с отрядом которого принимал участие в войне Польши с Турцией и погиб в битве под Цецорой в Молдавии в 1620 году. С ним был и его сын Богдан-Зиновий, который попал в плен и только через два года  был выкуплен матерью из турецкой неволи. Для своего времени Хмельницкий получил хорошее образование. Учился он в одной из иезуитских школ.  Это утверждение основывается на том, что поляки во время переговоров с Хмельницким  включили в посольство львовского ксендза-иезуита Мокриского, который в свое время преподавал Богдану «поэтику и риторику». Хмельницкий знал польский и латынь, на которой велось преподавание в коллегии. Кроме того он владел татарским и турецким языками, которые выучил, будучи в плену в Константинополе.

Богдан Хмельницкий начал свою военную деятельность на стороне короля Владислава и за храбрость был награжден саблей. Через 21 год Хмельницкий признался, что эта сабля порочит его имя. Имя Хмельницкого встречается в числе четырех послов к королю после подавления восстания казаков в 1637-1638 годах. В то время он был войсковым писарем. Несколько позднее имеются сведения о назначении его сотником Чигиринским. Тот факт, что Хмельницкий был назначен на эту должность поляками, свидетельствует о его преданности королю.

Хмельницкий был женат на сестре нежинского полковника Сомка Анне. Есть точные сведения о его трех сыновьях и двух дочерях. Из сыновей один погиб от избиения шляхтичем Чаплинским, второй сын Тимофей, пожалуй, самый талантливый и решительный из сыновей, погиб от пули заказного убийцы, третий сын Юрий после смерти Богдана был провозглашен гетманом.

Что сказать о человеческих качествах Богдана-Зиновия? Классик бы сказал: ничего человеческое ему было не чуждо. Был вспыльчив, но быстро отходил. Был прост в общении. Любил пировать и даже побежденных врагов  усаживал за один стол. Не был равнодушен к прекрасному полу и мог постоять  за честь любимой женщины. Был щедр и справедлив. Ценил верность и ненавидел предателей. Но главное – он нес в своем сердце искру православной веры, бережно и тайно, словно знал, что из нее разгорится великое пламя…

Возможно, жизнь будущего вождя украинского народа при иных обстоятельствах сложилась бы иначе и ничем не отличалась бы от жизни многих других русских дворян, воспитанных иезуитами и служивших верой и правдой Речи Посполитой.  Но иной раз случается, что личная драма накладывается на трагедию целого народа, открывает глаза и совершенно преобразует человека. Судьбе, а лучше сказать Богу,  было угодно, чтобы с Богданом произошло такое же превращение, какое случилось с апостолом Павлом, который назывался до своего ослепления и покаянного прозрения Савлом, преследовавшим христиан…

  Народный мститель. Так закалялась сталь!

 …Возможно, жизнь будущего вождя украинского народа при иных обстоятельствах сложилась бы иначе и ничем не отличалась бы от жизни многих других русских дворян, воспитанных иезуитами и служивших верой и правдой Речи Посполитой.  Но иной раз случается, что личная драма накладывается на трагедию целого народа, открывает глаза и совершенно преобразует человека. Судьбе, а лучше сказать Богу,  было угодно, чтобы с Богданом произошло такое же превращение, какое случилось с апостолом Павлом, который назывался до своего ослепления и покаянного прозрения Савлом, преследовавшим христиан.

    У Зиновия Богдана был хутор Субботов (восемь верст от Чигирина), подаренный его отцу чигиринским старостой Даниловичем за верную службу. Люди там жили в достатке, потому что Хмельницкий относился к ним, как говорят, по-Божески. Это  черной завистью переполняло сердце соседа-шляхтича Чаплинского, подстаросты и соглядатая гетмана Конецпольского. К тому же, между ним и Хмельницким давно пробежала черная кошка: Богдан после смерти первой жены взял себе в жены польку, на которую были виды и у шляхтича Чаплинского. Когда однажды Богдан получил задание разбить отряд кочевников и покинул хутор, Чаплинский, воспользовавшись его отсутствием, напал на хутор и полностью разграбил его. В качестве трофея он взял с собой новую жену Хмельницкого  и через несколько дней обвенчался с нею по обряду Римско-католической церкви. Но это было еще не все. Слуги шляхтича засекли до смерти 10-летнего сына Зиновия Богдана. Гибель грозила и самому Хмельницкому. Чаплинский подкупил казака Дачевского, чтобы тот во время боя убил командира.  Дачевский на скаку  ударил Хмельницкого по голове саблей. Но удар  смягчила шапка. От удара Богдан получил контузию,  потому что не мог дальше четко руководить ходом сражения.  От того, что Хмельницкий остался жив, Чаплинский был в бешенстве. Тем не менее, он в глазах гетмана облил грязью соперника, обозвав его трусом и неудачником…

Вернувшись из похода и узнав о том, что хутор Субботов в чужих руках, Хмельницкий обратился с жалобой к гетману  Конецпольскому. Гетман прогнал Хмельницкого. Тогда Богдан пошел в суд с доказательством своих прав. Судьи жалобу не удовлетворили и посоветовали обратиться в сейм (Historia belli cosacco-polonici… 1789, p. 43-45).  Но и сейм остался глух. Тогда Хмельницкий вызвал на дуэль Чаплинского. Уклониться от поединка считалось для шляхтича великим позором. Чаплинский понял, что ему придется сразиться. Но, чтобы победить наверняка, он с собой взял трех слуг, которые сзади  напали на Хмельницкого. Однако и Богдан, зная коварство шляхтичей, был не промах. Под кафтан он надел латы, которые защитили от  первых предательских ударов. Выхватив клинок, Хмельницкий воскликнул: «В руке моей сабля –  жива матерь казачества». С этими словами он обрушился на врагов…  Шляхтич с позором бежал, но так истолковал  своему покровителю слова Хмельницкого,  что  того бросили в тюрьму.  Находясь в застенках, Хмельницкий в поисках справедливости обратился  с жалобой к королю. Но  король  только развел руками: мол, все зависит от того, какое решение примет сейм, а сейм признает вину войскового писаря. По версии Костомарова, из тюремных застенков Хмельницкого освободить помогла  новая жена Чаплинского.

Главное заключалось в том, что по выходу из заключения Богдан возвращался в Украину совершенно другим человеком. В его сердце окрепло и утвердилось желание бороться за справедливость. И поводом этому были не только личные обиды, но прежде всего гнев, разгоревшийся  от осознания того, какому надругательству подвергаются отцовская вера, народ и казачество. Историк Н. И. Костомаров  пишет, что по дороге домой Хмельницкий останавливался в каждом хуторе, знакомился с людьми, слушал их обиды и говорил: «Не только за личные обиды я отваживаюсь мстить ляхам, но за глумление над верой православной и надругательства над русским народом. Один я бессилен. Но призываю вас: собирайтесь и посылайте мне на помощь, братья, с каждого села хотя бы по два или  три человека…» (Н.И. Костомаров «Богдан Хмельницкий». Историческая монография. Д., 2004 г., стр.182).

Зная все хитросплетения польской политики,  в особенности, что шляхта  без должного уважения относится к королю, Хмельницкий, хитростью завладев привилегиями, дарованными гетману казачьего реестрового войска (Сборник укр. песен, изд. Михаилом Макомовичем. – К., 1849, ч.1, стр. 64-67), говорил  людям, к нему притекавшим: «На сейме меня высмеяли, но король разрешает расправиться с нашими врагами… » (Historia belli cosacco – polonici… — 1789. – p. 47).

Вернувшись в Украину, Хмельницкий велел своим товарищам привести в условное место закаленных в битвах казаков. Сбор был назначен в лесу. Собралось несколько сот человек. Перед ними будущий гетман выступил с пламенной речью, при этом в руке он держал королевское письмо о привилегиях. Особенно всех ободрило то, что замысел Хмельницкого одобрен неутомимым борцом за Православие митрополитом Киевским и Галицким Петром (Могилой), который не только дал свое благословение, но и предупредил, что предаст анафеме тех, кто не будет помогать народно-освободительной борьбе.

«Кто за Бога, за того Бог!», — такими словами закончил свою пламенную речь вождь украинского народа.

   Освободительная война: дорогой ратных свершений

Со всех уголков Руси-Украины устремились  под знамена Богдана Хмельницкого казачьи отряды. Собирая народное ополчение, Хмельницкий учитывал опыт своих предшественников – Гуни, Остряницы, Наливайка, Лободы. Восстания, вспыхивавшие стихийно, жестоко подавлялись, топились в крови.  Казакам не хватало организованности, вооружения, действовали они разрозненными группами, которые не могли противостоять регулярной армии, имевшей все необходимое для ведения длительных боевых действий. Все это, собирая войско, учитывал Богдан. Первое что он  сделал – это изгнал из Запорожья польский отряд, а запорожцы избрали его своим гетманом. К апрелю 1648 года он имел в своем распоряжении 10 тысяч бойцов. Гетман понимал: организованную силу может уничтожить такая же организованная сила. Поэтому Хмельницкий приступил к созданию военно-административного аппарата. Гетману принадлежала высшая военная, судебная и административная власть. При нем была учреждена совещательная «рада» из высшей казацкой старшины: генерального судьи, генерального обозного (начальника артиллерии), генерального подскарбия, ведавшего финансами, генерального писаря, двух генеральных есаулов, генерального бунчужного (хранителя бунчука) и генерального хорунжего (хранителя знамени). Войско делилось на полки, а полки на сотни.  Полком управлял, выбранный казаками данного полка полковник с полковым есаулом, судьей, писарем, хорунжим и обозным, которых также выбирали казаки. Сотней управлял выборный сотник с сотенной старшиной: есаулом, писарем, хорунжим, обозным.

Параллельно Хмельницкий отправил посольство Крымскому хану с просьбой о помощи. Момент для просьбы был удачный. Крым был недоволен  Польшей, так как она неаккуратно платила ежегодный «подарок» — дань, которой она откупалась от набегов. Кроме того из-за недорода и падежа скота татары были очень склонны пополнить свои недочеты грабежом во время войны. Хан согласился помочь Хмельницкому и послал в его распоряжение отряд в 4 тысячи сабель под командой Тугай-бея. Татарская помощь вначале была Хмельницкому крайне необходима и он был вынужден на нее пойти, хотя и знал отлично, что  в походе татар не удержать от грабежей и насилия.     Даже своего сына Тимофея  Хмельницкий  вынужден был послать хану в качестве заложника, поскольку без этого хан Ислам Гирей III не хотел оказывать военную помощь.

Весть о восстании и захвате повстанцами Запорожья встревожила польскую администрацию.  Коронный гетман  Потоцкий велел казнить Хмельницкого и объявил за его голову высокую награду. Параллельно поляки начали стягивать  силы для борьбы с мятежным казачеством. Коронный гетман торопился. Не дожидаясь сосредоточения всех сил, он отправил авангард численностью 4 тысячи человек под командой своего сына Стефана, который в районе Кодака должен был соединиться с реестровыми казаками, получившим приказ плыть вниз по Днепру. Сам коронный гетман  во главе главных сил не спеша двигался за авангардом.

Хмельницкий не стал дожидаться соединения всех польских сил, и 29 апреля 1648 года напал на передовые польские полки.  Поляки не выдержали боя, отступили и построили укрепленный лагерь в урочище Желтые Воды, чтобы в нем ожидать подкрепления от плывших по Днепру к ним на соединение реестровых казаков.  Но казаки взбунтовались, перебили верную полякам старшину и перешли на сторону Богдана Хмельницкого.  Сражение под Желтыми Водами закончилось  полным разгромом поляков.  Стефан Потоцкий и бывший с ним комиссар реестровых казаков Шемберг  попали в плен.  Спасся из всего польского войска только один солдат, принесший коронному гетману Потоцкому в Черкасы известие о поражении под Желтыми Водами.  Потоцкий решил «примерно наказать бунтовщиков» и, не сомневаясь в победе, двинулся навстречу Хмельницкому с основными силами. Но военный талант Хмельницкого, отлично поставленная разведка повстанцев, которой помогало местное население, вынудили поляков принять бой в невыгодных условиях. Битва под Корсунем 16 мая, как и сражение под Желтыми Водами, закончилась  разгромом  польского войска.  Сам коронный гетман Потоцкий и его заместитель польный гетман Калиновский попали в плен.  Вся польская артиллерия и огромные обозы достались казакам в качестве военной добычи. Пленных же польских гетманов казаки отдали  татарам, которые рассчитывали получить за них богатый выкуп.

Крупнейший магнат Левобережья  Вишневецкий, узнав о восстании Хмельницкого, собрал большое войско, чтобы двинуться на помощь Потоцкому. Но подойдя к Днепру, нашел все паромы уничтоженными. Не решаясь задерживаться на Днепре для переправы, он двинулся на север, на Черниговщину и только севернее Любеча ему удалось переправиться через Днепр и повести свое войско на Волынь. Туда он прибыл уже после разгрома поляков под Желтыми Водами и Корсунем. Об отступлении Вишневецкого с Левобережья, где он, будучи отрезан Днепром от Польши, чувствовал себя, по мемуарам современников, как «в клетке», сохранилось много документов, свидетельствующих, что вместе с его войском бежали  польские шляхтичи и евреи-арендаторы, боявшиеся расправы.

А что в это время происходило в самой Речи Посполитой? Польский король Владислав скончался, и в Польше начался период безвластия. Шляхта  всецело была поглощена предвыборной борьбой. Тем не менее, поляки  собрали 40-тысячное войско, которое и двинулось из Польши на Волынь. В поход шляхтичи шли, как на увеселительную прогулку, заранее уверенные в легкой победе над «взбунтовавшимися холопами». Им навстречу выступило казачье войско. Все лето Хмельницкий провел в напряженной работе по созданию административного аппарата и армии. И его труды были не напрасны.

Под небольшим замком Пилявка (близь верхнего Буга) обе армии вошли в соприкосновение и начали сражение.  13 сентября 1648 года оно завершилось оглушительным разгромом польской армии.

   Осада Замостья. Зборовский договор

Со всех уголков Руси-Украины устремились  под знамена Богдана Хмельницкого казачьи отряды. Блестящие победы казаков под Желтыми Водами, Корсунем и замком Пилявка подняли силу народного духа на невиданную ранее вышину,  привели под знамена  гетмана Войска Запорожского тысячи народных мстителей.

В польском же стане это время происходили следующие события.  После смерти короля Владислава на трон взошел его брат Ян Казимир. Новый король (иезуитский епископ до избрания королем), учитывая сложившуюся обстановку и понимая, что восстание Хмельницкого вышло далеко за рамки «казачьего бунта», начал делать попытки к соглашению с Хмельницким. Он обещал казакам различные милости и привилегии и выступал как бы их защитником против своеволия магнатов и шляхты. Хмельницкий принимал и терпеливо выслушивал эмиссаров короля, но сам со своим войском, не спеша, продвигался к Замостью, где были сосредоточены польские войска. Однако после нескольких недель осады  Богдан  ее снял и, оставив гарнизоны на Волыни и Подолии, вернулся на Приднепровье. Было это в конце 1648 года.

Почему Хмельницкий снял осаду Замостья и не повторил  в ней блестящее взятие Пилявок? Историки по-разному трактуют снятие осады. Некоторые (школа Грушевского) утверждают даже, что Хмельницкий и не собирался ссориться с Речью Посполитой, а использовал силу своего войска для достижения личных амбиций.  Но при этом они замалчивают несколько важных факторов, которые влияли на решения, которые принимал гетман запорожцев.  Вот они. Осенью 1648 года на Украине свирепствовала чума, которая не пощадила  и войска Хмельницкого. Ближайший соратник Богдана полковник Кривонос, прославившийся взятием одной из львовских крепостей, умер от чумы. Год 1648-й был неурожайный, что сильно затрудняло снабжение, далеко ушедшей на запад армии повстанцев. Кроме того  Хмельницкий  из надежных источников знал, что союзники-татары ведут за его спиной с поляками переговоры о сепаратном мире и не исключал удара с тылу. Все эти обстоятельства  и заставили Хмельницкого снять осаду. Но вот еще о чем следует сказать в связи с происходившими в 1648 году событиями. 8 июня 1648 года, находясь на пике одержанных побед, Хмельницкий своей рукой написал письмо к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Украины-Руси в состав Русского (Московского) государства. Письмо это сохранилось и находится в Центральном Государственном Архиве  Древних Актов (ЦГАДА). Увы, под Замостьем Богдан получил известие о том, что рассчитывать на вступление Москвы на стороне повстанцев в ближайшем будущем не приходится: Москва еще не достаточно была подготовлена для войны с Польшей, к тому же у нее был заключен с Варшавой мирный договор.  И все-таки Московское Государство не осталось безучастным к призывам о помощи. К примеру, тяжелое продовольственное положение Украины после неурожая 1648 года стало причиной отмены вывозных и ввозных пошлин при торговле с Украиной. В Малую Русь потянулись обозы с хлебом и всем необходимым.  Кроме того, были значительно расширены  льготы, дававшиеся населению Украины-Руси, переселявшемуся в пределы Московского Государства. Еще один важный момент: русский царь послал к Хмельницкому специального гонца Михайлова с указанием  установить тесные взаимные отношения. В ответе царю, переданному через Михайлова, Хмельницкий пишет  (письмо от 3 марта 1649 года), что он «… Гетман и все войска, как первее, також де и ныне желает того, чтобы Ваше царское величество нам, найнижайшим слугам и подданным  своим, учинился государем  и царем». В ответ на это письмо  Посольский приказ своей грамотой уведомил  Хмельницкого, что Москва его просьбу восприняла положительно.

В конце марта 1649 года Хмельницкий направил в Москву своих посланцев – игумена Павла и иерея Никифора с поручением через пребывавшего в Москве патриарха Паисия хлопотать перед царем о скорейшем согласии Москвы на воссоединение с Украиной. Одновременно из Москвы было послано к Хмельницкому специальное посольство во главе с выдающимся московским дипломатом Унковским.  И хотя сами переговоры не принесли весомых результатов, тем не менее, они подготовили почву для принятия Земским Собором решения о воссоединении с Украиной.

Военные действия 1649 года ознаменовались осадой Збоража казацкими войсками. После более чем полуторамесячной осады этой крепости  начали голодать. Их боевой дух ослаб. В конце концов, обе армии сошлись под стенами крепости, и завязали сражение. Шляхта  дрогнула. Победа была близка. Но в этот момент Хмельницкий остановил сражение.  Причиной тому были категорические требования татар, которые, выйдя из боя, угрожали немедленно  вместе с поляками броситься на казаков.  Противостояние  под Зборажем  завершилось    подписанием Зборовского договора, который можно  было бы назвать политическим компромиссом. Требования Хмельницкого о неограниченном количестве казацкого войска и установлении обширной территории, подвластной только гетману, не были удовлетворены польской стороной.  Король не уничтожил унию, а  определил реестр казацкого войска  в количестве 40000 сабель.  Те, кто не попал в реестр согласно Зборовского договора,  должны были вернуться в крепостную зависимость к помещикам. Это вызвало широкое недовольство, вылившееся в открытое восстание. Оно лишний раз подтвердило Хмельницкому неосуществимость выполнения статей Зборовского договора.

   Битва под Берестечком. Белоцерковский договор

В течение всего 1650 года крупных столкновений между украинским и польским войсками  не происходило: обе стороны лихорадочно готовились к возобновлению военных действий.

Первыми  начали их поляки.  В феврале 1651 года без всякого предупреждения они захватили город Красное, в котором находился казачий гарнизон, и поголовно вырезали не только гарнизон, но и все мирное население.  Затем польские войска двинулись к Виннице, все разрушая и убивая на своем пути. Но Винницу им взять не удалось. Полковник Богун умело организовал ее защиту и мужественно отбивал  все атаки польской шляхты.  От Винницы поляки направились к Берестечку, в районе которого сосредотачивались их главные силы.  Туда же 20 июня подошел Хмельницкий совместно с татарами, которыми командовал сам хан Ислам Гирей III. Завязался ожесточенный бой, который вначале  развивался для казацко-татарских сил успешно. Но в самый разгар боя татары, даже не предупредив об этом Хмельницкого,  вышли из боя, обнажив свой участок фронта.  По одной из исторических версий Хмельницкий вместе с писарем Выговским бросился их догонять.  Что же предпринял хан? Он задерживает Хмельницкого и забирает его с собой.  Войско остается без главнокомандующего.  Воспользовавшись замешательством казаков, поляки усилили напор и нанесли им тяжелое поражение.  На поле боя запорожцы проявляли чудеса отваги. Сохранился рассказ о том, что под конец битвы посредине одного из болот сосредоточилось 300 казаков под руководством сотника Нечитайла. Храбро обороняясь, они дорого отдали свои жизни.  Нечитайло, стоя по грудь в болоте, бился три часа. Он был весь порубан,  его тело пробили 14 пуль, в руке у него была одна коса.  Король Ян Казимир предложил отважному казаку сохранить жизнь, если он сдастся. Нечитайло гордо отказался и его, истекающего кровью,  немецкий наемник проколол копьем…

В битве под Берестечком победили поляки. Но Хмельницкий, которого хан все-таки отпустил, уже через два месяца собрал стотысячное войско, блокировавшее  в районе Белой Церкви польско-литовские войска. В итоге польская сторона согласилась пойти на подписание мирного договора, получившего название «Белоцерковский».

Белоцерковский договор лег тяжким бременем на плечи как  запорожцев, так и всего народа  Руси-Украины.  Согласно этому договору  число реестрового  войска уменьшалось до 20 тысяч, территория, подвласная гетману, ограничивалась лишь одним Киевским воеводством, шляхте возвращались ее давние владения, а крестьяне возвращались  в крепостную зависимость.  Однако Белоцерковский договор так и не был утвержден сеймом, а блестящая победа казаков в битве под Батогом (2 июня 1652 года), показала, что боевой дух казачества не сломлен и вера его крепка.

  Переяславская Рада и ее историческое значение

    Не ожидая формального решения Земского Собора о воссоединении, царь Алексей Михайлович своей грамотой от 22 июня 1653 года уведомил Богдана Хмельницкого о согласии на воссоединение и сообщил, что он готовит войска для помощи казакам. После этого к Хмельницкому было снаряжено специальное посольство во главе с боярином Бутурлиным, которое выехало из Москвы уже 9 октября.  22 декабря перед местечком Карабутовым посольство встречали  священство, представители казачества,  и практически все население местечка.  Где бы ни проезжали русские послы – через Красный Колядин, Иванницу, Прилуки, Басань – их повсюду встречали как освободителей и миротворцев.  Особой торжественностью отличалась встреча посольства в Переяславле.  Радость населения Украины-Руси о согласии России на воссоединение была всеобщей и неподкупной. Украинские источники – «Летопись Самовидца», «Летопись Г. Грабинки», «Летопись С. Величко» — сообщают о редком единодушии всего народа в вопросе о воссоединении с Россией. При таких настроениях готовился Переяславль к казачьей раде, созванной Хмельницким для решения вопроса о воссоединении Украины с Россией. Она была назначена на 8 января 1654 года.

На рассвете, в начале 7-ми утра,  довбыши ударили в литавры и майдан начал наполняться народом. В 11-м часу к собравшимся вышел гетман в парадном облачении, под бунчуком. За ним шла вся казацкая старшина. Генеральный есаул подал команду, чтобы прекратились все разговоры и гетман начал свою речь.

«Всем вам известно, как Бог освободил нас из рук врагов, преследовавших Церковь Божию, — говорил гетман, обращаясь к народу, —  Всем нам это уже стало нестерпимым и, видно, нельзя нам  больше жить без царя.  Поэтому мы собрали сегодня совет, явный всему народу, чтобы вы сами выбрали себе государя из четырех, какого пожелаете: первый царь турецкий, который много раз звал нас под свою власть через своих послов; второй – хан крымский; третий – король польский, который и теперь может принять нас в свою милость, если сами захотим; четвертый  царь  православный Великой Руси, царь восточный, какого мы уже шесть лет беспрестанно умоляем быть нашим царем и властелином…» И далее Хмельницкий пояснил народу, почему именно царь Великой Руси достоин такого выбора. «Православный христианский царь одного с нами греческого благочестия, одного вероисповедания, мы с православием Великой Руси единое тело Церкви, глава Которой  Иисус Христос. И этот христианский царь, глядя на нестерпимые издевательства  над православной  церковью в нашей Малой Руси, не пренебрег нашими шестилетними молениями, склонил ныне до нас милостивое  свое царское сердце и прислал к нам своих великих приближенных людей  с царской милостью. … Полюбим же его всем сердцем!..» Когда гетман закончил свою речь, тогда переяславский полковник стал обходить ряды собравшихся и спрашивать: «Все ли так желают?» «Все, — кричал народ». Гетман громко провозгласил: «Да будет так! Пусть укрепит нас Бог под его царской крепкой рукою!» Народ подхватил: «Боже, утверди! Боже, укрепи, чтобы мы вечно едиными были!» (Полн. Собр. Законов Рос. Империи – М. 1830. Т.1. стр. 318-319).

Каково же было историческое значение Переяславской Рады для украинского народа? Принятые после нее в марте 1654 года «Статьи Богдана Хмельницкого», известные также, как «Мартовские статьи», по сути означали конституцию автономной Украины, волеизъявлением своего народа вошедшей в состав  Русского Государства. Этими «Статьями» определялось юридическое  положение Украины в составе Российской Империи.  Основные пункты «Статей» (всего их 11) сводились к следующему:

1/. Сохранение на территории всей Украины казацкой администрации, распространяющейся на все население.

2/. Установление реестра в 60.000 казаков.

3/. Обещание защищать Украину-Русь от поляков и татар всеми силами Русского Государства.

4/. Подтверждение царем прав и привилегий высшего класса Украины-Руси: высшего духовенства, монастырей, старшины и закрепление за ними имений.

5/. Предоставление гетману права сношений с другими государствами.

После Переяславской Рады гетману Войска Запорожского Богдану Хмельницкому довелось прожить всего три года. В 1654-55 годах  объединенные русско-украинские силы одержали  ряд блестящих побед, в том числе и на территории Белоруссии. В 1656 Русское Государство вступило в войну со Швецией и вынуждено было заключить перемирие с поляками. Оправившись от поражений 1654-55 годов, Польша готовилась к реваншу.  Политические события, происходившие в Европе, больно отражались на здоровье гетмана.  К тому же часть казацкой старшины тяготела и тянулась  к польским порядкам и затевала смуту. В отряде полковника Ждановича вспыхнул бунт, и это стало последней каплей.  С Хмельницким случился удар и вскоре – 27 июля 1657 года он умер. Началась борьба честолюбивых полковников за обладание гетманской булавы. Она длилась четверть века и принесла народу неисчислимые бедствия, а потому этот период народ назвал «руиной».

В «Летописи Самовидца» написано, что Хмельницкий умер в Чигирине, но перед смертью завещал похоронить себя в родном Субботове.  Его последняя воля была исполнена. Летописец пишет, что «рыдания народа заглушали церковный звон».  Но, как пишет Костомаров, напрасно бы искал путешественник гроб легендарного полководца.  Спустя некоторое время шляхтич Чернецкий отвоевал Субботов и велел выбросить  на свалку кости человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы украинского народа…

Могила Хмельницкого не сохранилась. Но в памяти народной Богдан остался жить на века. 11 июля 1888 года на Софийской площади г. Киева торжественно был открыт памятник Богдану Хмельницкому. В разгар Великой Отечественной войны Указом Президиума ВС СССР был учрежден орден Богдана Хмельницкого I, II, и III  степени, вручавшийся за особые заслуги в разгроме врага. В 1954 году в честь празднования 300-летия Переяславской Рады город Проскуров был переименован в город Хмельницкий. Во многих украинских городах есть улицы, названные именем вождя украинского народа.  Его имя навсегда вписано в учебники по истории. Тем  горше становится от того, что в последнее время это имя незаслуженно замалчивается, что 360-летний юбилей Переяславской Рады не заметило практически ни одно светское  СМИ Украины. Почему так? Не потому ли, что на протяжении последних лет многовековая дружба русского и украинского народов подвергается шельмованию со стороны отдельных  политиков и общественных организаций,  существующих на иностранные гранты? Думается, история все расставит на свои места, и имя Богдана Хмельницкого будет произноситься с подобающим к нему уважением.

Что касается исторической миссии этого великого сына украинского народа, то она выразилась, на мой взгляд, в двух главных тезисах.

   Первый. Богдан Хмельницкий выступил твердым и последовательным защитником Православной Веры и не позволил унии распространиться на территории всей Украины-Руси. Он – достойный продолжатель дела благоверного святого князя Владимира, крестившего Русь в Днепровской купели.

   Второй.  Богдан Хмельницкий спас Украину от польского гнета, решительно выступив за союз братских народов – русского и украинского. А с учетом  того, что освободительная война велась и на территории Белоруссии, с полной уверенностью можно сказать,  и белорусского народа в том числе.   Будущее показало: дружба между братскими славянскими народами пережила века. И то, что сегодня она подвергается испытанию на прочность, говорит лишь о том, что голос  этих народов должен быть услышан политиками, управляющими государствами от имени избравших их граждан.

Материал подготовлен Редакцией «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2014, Февраль